ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 32

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

О термине "истина" написано много работ. Он изучался культурологически, лексически и даже психологически. Единственным недостатком этих работ является то, что в них никогда не прояснялось сущностное содержание слова - символа русского фонетического языка, то есть представление о том, что первоначальное значение слова зафиксировано и что само слово существует уже тысячи лет благодаря этому. Чтобы восполнить этот пробел, прибегнем к методологии концептуального исследования, опираясь на обширный материал Словаря русской духовности, работа над которым сейчас завершается1.

Воспользуемся дискурсивным характером мышления, чтобы подчеркнуть значение имен с двух сторон: со стороны эпического определения перед именем и со стороны предиката после имени. Обе позиции субъективны, поскольку возникают в предикативном усилии мысли, но выбор сравнения, список которых всегда конечен, объективно выявляется общим смыслом конкретного высказывания и диктуется значением главного имени. Таким образом, существует только два способа выявления значений слов, необходимых для раскрытия концептуальных элементов. Первый - построение концепта на основе сочетания имени и определяющего прилагательного, выражающего конкретное содержание концепта (железный сон - Чутчев). Второй - путем логического суждения, т.е. отнесения значения слова к общему роду, который также появляется в тексте на основе интуитивного приближения к концепту (Любовь есть мечта - Чутчев).
Русская правда

Комбинации атрибутов теперь условно подразделяются на четыре типа: типичные, глубокие, интенсивные и продолжительные. Словарь эпитетов приводит 78 определений слова истина,2 а Словарь духовности добавляет еще 10: абсолютная, божественная, высшая, Господня, уникальная, необработанная, идеальная, небесная и огромная, которые, очевидно, не включены в определение 1979 года.

Все 88 признаков распределены почти равномерно, за исключением долговечных (включая сомнительный ETERNAL), где явно преобладает INTENSE (ср.).

Типичные признаки - божественный, владычный, идеальный, истинный, небесный, светлый, существенный, священный и т.д.

Глубокие знаки - абсолютный, глубокий, грозный, жестокий, живой, настоящий, огромный, полный и т.д.

Интенсивные знаки - безжалостный
, несравненный, великий, универсальный, всенародный, вездесущий, незабываемый, несмываемый, нетленный, бессмертный, ужасающий, страшный и т.д.

Постоянные знаки практически отсутствуют (за исключением сомнительного вечного), что вполне объяснимо. Агрегатив находится на крайнем конце системы, судя по структуре прилагательных, в которой много гибридных слов, таких как беспристрастный, бесценный и т.д. Все они были придуманы на более позднем этапе и связаны с образным выражением истины в требованиях постоянно меняющегося момента. Корневой признак качества - типичный - отличается от остальных тем, что может образовывать номинативный синоним. Все остальные определения лишены такой замены или меняют смысл всего сочетания: необъятная правда, правда страха, правда всего человечества и т.д. Типичные и глубинные признаки отличаются тем, что типичные признаки исходят из самого объекта (истина истинна), а глубинные - извне (истина необъятна), но оба признака связаны инвариантностью с определяемыми терминами.

В конечном итоге, обзор уничижительных выражений, отмеченных в употреблении, показывает ограниченность дигимата - знака различия, раскрывающего содержание понятия и понятие, раскрываемое из этого содержания ("мы узнаем только знак" - А. А. Потебня). Кроме того, поскольку истинная истина отличается от бессмертной или совершенной истины, роль концепта (образного понятия) играет вся совокупность. Образное понятие раскрывает символы истины и каждый раз выявляет нюансы и грани ее бесконечного проявления. Таким образом, значение символа расшифровывается контекстуально в рабочем понятии, которое постигается мыслью в конкретной ситуации.

Типичные символы связаны с символами исторически древнего происхождения, а в чистом виде представлены сочетаниями фольклора, в которых прилагательные выражают внутренние признаки имени (теперь затушеванные временем), например, борзая лошадь, синее море, хороший товарищ, яркий и т.д. Это самый древний тип символов, который связан с символической идентичностью или сходством. Как уже говорилось в отношении интенсивных символов, они являются образными выражениями эмоций и влияний сегодняшнего дня. Однако символы, называемые глубинными, передают максимально объективированное выражение объекта речи и не имеют дело с символическими или образными коннотациями, а непосредственно отражают символы действительности, то есть единичные

, очевидные и грубые истины. Признаки действительности связаны с передачей понятий и представляют собой образные понятия (нем.: das Sinnbild - символ), данные аналитически.

Таким образом, сеть обнаруженных символов содержит следы образов, понятий и проявлений символов, и именно благодаря их совместному действию исследуемые понятия восстанавливаются в исчерпывающих составных символах.

Второй способ построения понятий, необходимых для понимания символов, происходит в логическом суждении. То есть, сравнивая истинный знак с различными сущностями, его приводят в рамки возможных признаков. В результате "концепт" актуализируется в конкретном тексте на основе интуитивного подхода к ядру концепта, его первому смыслу. Видимо, в нашем сознании существуют репрезентации "концептов", которые имплицитно выражены в нашем подсознании и которые позволяют проводить сравнение. В результате этой операции мы демаркируем границы денотации, то есть значения предмета слов, представляющих круг понятий.

Отбор цитат осуществляется методом случайной выборки. Это не предложения, а полные фразы, содержащиеся в определенных жанрах, в основном в художественной и философской литературе. Вот образец

Нам нужна правда, одна правда без условной лжи (Достоевский), Я никогда не думал, что не могу найти точку зрения, где правда-правда и правда-справедливость идут рука об руку (Н. Михайловский), Мой народ..... Наш народ действует в жизни, оправдывает себя этим действием и желает правды, которая становится правдой (В. Соловьев); Правда именно в том, чтобы каждому воздать по заслугам (Челин); Правда и истина имеют отдельный, божественный источник, независимый от человеческой воли (Бердяев) (С. Миронов); Истина сама есть Истина - свет, освещающий сам себя (С. Франк); Первый критерий истины - Истина, свет, освещающий сам себя (С. Миронов). (Франк); первый критерий истины - непосредственность интуиции ценности (Вышеславцев); истинная правда не лжет, она летает..... Правда - это общая совесть людей (Пришвин); и в действительности вечные истины то и дело оказываются подчиненными временным (Ильин); мы живем по правде, а там, где давно сложилась цивилизация, мы живем по закону (Распутин); у людей много правд, но у каждого одна, и каждая такая "своя правда" может быть только относительной (Аннинский); возникнет истинная, единая и обязательная для всех правда. Она осветит весь мир (Салтыков-Щедрин)" и т.д.


Таким образом, согласно русской концепции, истина находится "в вечном нравственном мире" (И. Килевский); это "интуиция ценности"; "у каждого своя"; но правда - это "общая совесть"; "абсолютной истины нет" (Л. Толстой). Истина четко противопоставлена неправде, лжи и греху - всего три, но постоянно противопоставленные друг другу.

Если принять во внимание все эти тексты (их около 100) и разделить на группы все предикаты, связанные с воплощением истины, то их, безусловно, три.

Объективные предикаты, такие как должное, жизнь, истина, последнее основание, право и согласие.

Субъективные предикаты, такие как внутренний закон, внутренняя истина, благость.

Таким образом, понятийное содержание в словах может быть выражено в трех ипостасях: объективная реальность, субъективная идеальность и конституирующая формальность. На уровне понятий следующие связи организуются сочетанием аналитически выраженных признаков десигната и денотата (в логических исчислениях - содержание и количество понятий).

Следующее действие - идентификация, т.е. сопоставление денотата-содержания и денотата-объема реконструируемого понятия. В России этот процесс произошел в XVII веке, а термин "концепт" появился в начале следующего столетия. В данном случае сочетание слов божественность, истина, жизнь и согласованность дает символическое значение божественной истины, божественной жизни и божественной согласованности, обозначая связь между типичным и идеальным. Связь атрибута дизайна с атрибутом дизайна также создает переносное значение, такое как чистая совесть и большая ценность. - Это связь между фундаментальным атрибутом и реальностью. Аналогично, именно объединение интенсивных и формальных признаков формирует образные представления, такие как великая сила, бессмертная цель и так далее. Это объединение интенсивных и формальных признаков, т.е. они служат для создания образного концепта одной лишь формы. Короче говоря, понятие рождается в понимании объекта, и сначала образное понятие заменяется аналитическим выражением логического понятия более поздних поколений. Все Средневековье использовало такие понятия и разработало свои особые средства выражения - прономинальные прилагательные. Строго говоря, все аналитически выраженные образные понятия являются символами, но это символы разного содержания. Сверху вниз (по таблице) первый ряд образует символ отождествления (свет от света, божественная истина: "Бог есть высшая истина"), второй ряд - символ уподобления (понятие: чистая совесть), третий ряд - символ замещения (великая сила:
сила воплощается, скажем, в войске).

Таким образом, поскольку совокупность понятий организуется суммой содержательных форм образа, понятия и символа, эта операция также является лишь подходом к установлению самих понятий с приведенными до сих пор характерными признаками.

Такова современная концепция понятия, когда сознанию представлены все три содержательные формы - образ, понятие и символ. Художники мыслят образами, ученые - понятиями, а для "простого человека" истина - это громко звучащий символ. Русские философы однозначно рассматривали истину как символ; об этом, в частности, много писал Н.А. Бердяев.

Истина находится не на стороне метафизики понятий, не в онтологии; истина находится на стороне психического восприятия, имеет дело с конкретной психической жизнью и выражается символами, а не понятиями.

Однако символ - явление вторичное, а за символом закреплен первоначальный образ, который можно извлечь из результатов этимологического анализа и из истории слов, воплощающих данное понятие. Во-первых, необходимо рассмотреть, повлиял ли перевод с греческого текста на русскую духовность. Безусловно, в самых ранних памятниках 11-12 века, где сохраняется влияние старославянских переводов, словом истина переводятся следующие греческие слова: δικαιοσύνη, δικαίωμα, αλήϑεια - последнее переводится только в смысле "истинное слово" или "правда". Славянским словом "правда" часто переводится первое из вышеперечисленных слов, означающее "справедливость", "законность", "праведность", "суд" или "польза" от δίκη "судебное дело", см: в мифологии пантеона Дика - богиня правосудия и мести. В ранних древнерусских текстах слово "правда" употребляется в значении "правило, свод законов" (1016), "правильное поведение" (1057), "справедливость" (1076), "правдивость, честность" (1159) и, как исходное русское значение, образно выведенное из более раннего греческого значения перевода, "договорные условия" (1199), "суд" (XII в.), "право, право" (1229), "право суда" (1452), "свидетель" (1589) и др. Второе греческое слово имеет значения "заповедь" и "оправдание", переведенные на славянский язык как "клятва, обещание" (1096), "заповедь, предписание" (XII в.), "праведность, отсутствие вины" (1177) и "оправдание" (1511)3.

Таким образом, фактическое значение понятия "правда" в Древней Руси было "законное судопроизводство, праведность правосудия". Это был конечный результат ментализации (заимствования христианских символов через корректуру и перевод), сопровождавшей введение христианства, и, следовательно, новое понятие справедливости. Конечно, оно