ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 33

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
находится в религиозной сфере идеологии, существует как невозможная цель, и ему противостоят различные "камни". Понятие истины как утверждения истины еще не используется в мире дискурса. Это более позднее явление, результат смешения двух символов, впервые (и до сих пор) выраженных в паре истина-правда. Подобное можно встретить и сегодня. Например, часто используются выражения услуги, прайс-листы и другие.

Для получения первого образа понятия, то есть его первоначального значения или образа, может помочь этимология. Этимологически слово восходит к индоевропейскому *prō-v "(бой) вперед" (с долгим гласным o) и связано с префиксом pro-, обозначаемым кратким гласным; суффикс -jd(a) в prajda имел собирательное значение. Другими словами, слово в целом обозначало мужественную человеческую деятельность на общее благо, что отличало Прометея от его брата Эпиметея (по-гречески προ означает "вперед, впереди", а επι - "над"). Поверхностный брат противопоставляется герою, который смело решается на героические поступки. Таков первоначальный исходный смысл славянского понятия "правда" во всех его составляющих. Но это языческое понятие, отражающее волю человека, который в каждом случае заявляет.

"Я прав!". И мы имеем на это право.

Истина

Абстрактная, бесконечная, безграничная, безразличная, доказанная, единая, живая, истинная, историческая, конечная, многообразная, научная, подлинная, русская, священная, существенная, формальная, частная, чистая, 75 во всех. Перечислим их по типам, соблюдая примерные характеристики определений (точная идентификация невозможна из-за семантической текучести самих символов).

Типичные атрибуты - алфавитный, мирской, бесспорный, истинный, непререкаемый, очевидный, объективный, подлинный, капитальный, а также единство, священный, сущность, чистый.

Глубокие признаки - высокий, глубокий, доказанный, известный, искрометный, а также живой, мудрый, русский.

Интенсивные признаки - безразличный, великий, дешевый, многогранный, научный, независимый, совершенный, формальный, частный и др.

Экстенсиональные признаки - бесконечный, безграничный, вечный, исторический, конечный и т.д.

Ментальные обозначения определяются сравнительными предикатами с понятием "истина", но позвольте мне дать вам некоторые контексты.

Полное выражение познания есть истина (В. Одоевский), полное определение истины выражается тремя предикатами: бытие, единое, все (В. Солоу)


Формальные предикаты - мерцание, сила, состояние, небытие, тайна.

Предельные предикаты - высшая истина, жизнь, форма блага, право на существование.

Истина как живой организм в первую очередь - такова русская концепция истины (Флоренский); без пафоса истины жизнь кажется русскому пустой, бледной, мертвой (Ильин); государство - не проповедник истины. Это не бытовая правда, а истинно бессмертная правда, сама душа всего, что есть правда (Набоков)".

При соединении содержания понятия (десигнатума) и его количества (денотата) получается полная система содержательной формы понятия.

Каждый из этих компонентов требует подробного объяснения, но в журнальной публикации достаточно указать, что достоверное (согласно русскому реализму и онтологической мысли) соотносится с объективным, доказанное - с гносеологическим понятием, формальное - с конститутивным, а мораль - с модальным 4. Символы всегда соотносятся с типичными признаками, образы - с интенсивными, а понятия как доказанное знание конструируются в признаки глубинной реальности, которая постигается (осмысливается) в процессе субъективной интроспекции.

В процессе различения возможны различные сочетания архетипического и подлинного (священное существо - символ), глубинного и наглядного (глубокая интуиция, простая суть - понятие), интенсивного и формального (дешевая флуктуация, частная тайна), длительного и конечного (историческое право на существование - образное представление наиболее общего характера), но эти пары только в (они синонимичны). Такие сочетания изредка встречаются на печатной странице. Таким образом, системное представление понятий, рассеянных по словарю, постоянно перестраивается в практической деятельности людей на основе интуитивных приближений к неуловимым значениям присущих им понятий. Но наше внимание всегда направлено на сами понятия, в данном случае на истину.

В заключение этого рассказа необходимо сделать комментарий по этимологии: Histo "капитал" (В.О.Ключевский), лат. iustus "справедливый, законный" (А.И.Соболевский), от сакрального значения индоевропейского lsto "половой орган" (M. М.Маковский) (М.М.Маковский), но, скорее всего, от индоевропейского iste "то же", что уже было предложено Ф.И.Буслаевым: от "истина-исте-сама", т.е. истина - "научная концепция". В самых ранних греческих переводах слово истина служит для передачи греческого αλήϑεια "правда" (лит. "незабвенный", или вечный, и происходит от греческого λήϑη - leta, бога забвения. ("поглотит медлительная Лета", с отрицанием α-). Мы видим, что древнерусское verna сближается со значениями слов "верность (кому-либо)" (945), "правда" (1057), "истинное положение вещей" (XII в.), а позднее, в XV в., "справедливость" (1573). true, truene - "действительно, истинно", "искренне, без фальши", указывая другому на то, что сказанное - правда, а прилагательное true означает "разумный (истинный)", "неистинный" или "справедливый" (1212)5 . Последнее значение указывает на то, что сближение понятий "правда" и "истина" началось по линии определения, то есть с того самого признака, по которому формируется новое значение понятий. То же самое было проведено и на основе сочетания дихотомии "истина - правда".



Конечным результатом этого исследования стала формула понятия.

Истина - понимается рассудком как польза от неуловимой природы реальности, выражающаяся в настоящем, точном и достоверном знании о мире и мышлении. Это основная категория славянской эпистемологии, двояко выраженная и в вере, и в знании, и служащая для обозначения "одного и того же" предмета в словах через отображение его сущности (сущностная истина). В отличие от нравственной категории "правда", истина неполна и является "проблеском" реальности. Все, что является истиной, "присутствует" в настоящем, а не как будущая идея или идеал, как истина. Истина отражает реальность, оправдание (истинно), справедливость (истинно) и верность (истинно) как интересы. Истина - это только один из аспектов истины (интеллектуальной) и поэтому выражает это понятие более точно, чем символ "истина". Истина - это целостное и полное проявление идеала, данное по благодати и исполненное любви. Правда, первичная выразительная форма справедливости, основная категория славянской этики, правда Божьего идеала - бытие или небытие - мечта, всегда представленная в наиболее полном виде. Она есть добро и оттеняется как проявление объединяющей нравственной силы (правда-наказание) разума (правда-правда), духа (правда-справедливость) и воли (правда-сила). Истина, как сила, противостоящая лжи, как право (прямо и ровно, т.е., существующее), право на кривду (грех) и право на правду (сущность), как то, что мысленно предполагается в будущем, а в целом существует в координатах времени (борьба за правду) и пространства (хождение за правду) Это представляется как.

Литертаура

1 Над Словарем работали В. В. Колесов, Д. В. Колесова и А. А. Харитонов. Методика, которой следует автор статьи, изложена в книгах В. В. Колесова «Философия русского слова» (СПб., 2002) и «Концептология» (СПб., 2012). Из-за изобилия авторских текстов, которые используются в данном изложении, названия цитируемых трудов опускаются, а цитирование ограничивается кратким контекстом. Все отсылки можно найти в «Словаре русской ментальности».

2 Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Словарь эпитетов русского литературного языка. Л., 1979. С. 342–343.

3 См.: Словарь русского языка XI–XVII вв. М., 1992. С. 96–99.

4 Это совпадает с мнением Н. Д. Арутюновой о том, что «истину характеризуют: 1) онтологические признаки...;

2) гносеологически признаки...; 3) аксиологические признаки...; 4) модальные признаки».


Работа Арутюновой является самым полным и точным описанием русского концепта «истина», ср. раздел «Истина и правда» в книге: Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. М., 1998. С. 543–642.

5 Обширные материалы приведены в академическом Словаре русского языка XI–XVII вв. М., 1979. Т. 6. С. 319–322.