ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 496
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
стигнутый на месте преступления, подлежал физическому наказанию, а затем выдавался потерпевшему (т. е. обращался в рабство).
Членовредительство, побои, оскорбления наказывались штрафом. Об умышленном убийстве не упоминается вовсе. Объясняется это, по-видимому, тем, что меры наказания, следуемые за него, не вызывали сомнения (смертная казнь).
О государственных преступлениях Законы XII таблиц говорят сравнительно немного: устанавливаются неправомерность и наказуемость ночных сборищ, подстрекательства врага к нападению на Рим, взяточничество судей и др.
Преступления раба рассматривались судом особо. У раба не было никаких прав на защиту. Приговоренный к смерти, он, по обычаю, сбрасывался с Тарпейской скалы.
Наследственное право. Раннее право предпочитало наследование по закону. Наследство перходило к агнатам. Даже родные дети, вышедшие из под власти отца наследство не получали. Наследники делили наследство поровну. Законами 12 таблиц признавалось не толькось право завещания, но оно требовало утверждения в куриатных собраниях. Завещание могло быть не только объявлением воли завещателя, но и обряда манципации.
35. Источники римкого права в классческий период.
В (2) республиканский период, в период классического римского права появились новые источники права.
В этот период основными источниками права следует считать:
законы(lex). Именно этот термин лежит в основе таких политологических категорий, как «легальность» (законность) и «легитимность» (признанность народом). Публичные законы римского народа принимались на центуриатных и трибутных комициях, в куриатных комициях решались вопросы семейного и наследственного права. Наряду с законами существовали плебисциты, принимаемые вначале плебеями и обязательные только для них, а потом и для всего римского народа (287 г. до н. а). Юрист Атей Капитон давал такое определение закону: «Закон есть общее постановление народа, или плебса, внесенное магистратом»; Гай определял закон так: «Закон есть то, что римский народ одобрил и постановил» (Гай. 1.З.). К примерам таких законов можно отнести закон Петелия IV в. до н. э., отменивший убийство неоплатного должника и продажу его в рабство; закон Аквилия III в. до н. э., который установил новые правила об ответственности за уничтожение или повреждение чужого имущества;
преторские эдикты — правила и суждения, которые судебные магистраты провозглашали в начале административного года и которым следовали при отправлении правосудия. Эти эдикты и являлись источниками преторского права. Гай писал: «Право же издавать эдикты предоставляется магистратам римского народа; самое важное значение имеют эдикты двух преторов — городского и перегринского» (Гай. 1.6). В 67 г. до н. э. трибун Корнелий предложил закон, который установил, что эдикт является обязательным для магистрата. Право издавать эдикты имели: городской претор (его обязанность — «вершить суд между гражданами»); претор перегринов (его обязанность — «вершить суд между гражданами и чужеземцами»); курульные эдилы, которые отвечали за порядок на рынках, решали возникающие споры, особенно по поводу качества товаров. В более поздний период наместники преторов.
Сенатусконсульты«Сенатусконсульт есть то, что сенат повелевает и устанавливает; он имеет силу закона». (Гай. 1.4.). Первоначально сенат только ратифицировал законы, принятые на ко мициях, но под конец республиканской эпохи, сенатусконсульты приобрели значимость законов. Октавиан Август передал сенату законодательные функции, ранее принадлежавшие исключительно комициям. Например, известны сенатусконсульты о запрете вакханалий, о наследовании по цивильному праву между матерью и детьми, в случае если между ними не существовало агнатского родства, обусловленного переходом матери под власть мужа (или его отца).
Ответы знатоков права образовывают так называемую римскую юриспруденцию. Знание и применение права находились в древнем Риме исключительно в руках патрициев. Первый великий понтифик из плебеев Тиберий Корункарий начал первым давать ответы на запросы граждан не в тайной оракульской форме, а публично (юрисконсульты). Из простых советников они обратились после издания XII таблиц в толкователей права. Главнейшей их деятельностью стала интерпретация этих законов, но интерпретация не буквальная, а распространительная. Вновь возникавшие жизненные явления они подводили под формы старого «строгого» права. Вследствие этого они еще в республиканский период приобрели значение творцов права. Цезарь Октавиан Август официально признал за ними это значение и, вполне понимая важность их деятельности, с целью большей ее упорядоченности постановил, что мнения тех юристов, которые получают от него право высказывать его будут иметь для судов силу закона. В случае если бы несколько юристов разошлись во мнениях, суд мог по своему усмотрению выбирать любое из них.
Общепризнано, что классиками римской юриспруденции являются Гай, Павел, Папиниан, Модестин, Ульпиан. Законодательное признание приоритетной юридической силы высказываний этих юристов подтверждается Законом о цитировании (426 г.), в соответствии с которым претор, в случае разногласий мнений, должен был выбрать мнение большинства из этой пятерки, в случае же разброса их мнений предпочтение отдавалась тому решению, которое предлагалось Папинианом.
В период домината (абсолютной монархии) исключительное право издавать законы закрепляется за императорами.
Они издают конституции, которые в зависимости от сферы своего применения дифференцировались на следующие виды:
Во II в. императором Адрианом в качестве инструкции был издан edictum perpetuum, т. е. «вечный эдикт», результатом которого было прекращение преторского правотворчества.
В соответствии с этим эдиктом, составленным юристом Юлианом, который провел кодификацию преторского права, с этого времени претор, вступая в должность, уже не имел права ни изменять, ни дополнять этот эдикт. Можно даже сказать, что с принятием этого эдикта завершился период дуализма римского права, и преторское право окончательно вытеснило цивильное право.
В императорский период источниками права стали leges (императорские конституции), среди которых первым является Кодекс Феодосия (438 г. н. э.). При издании этого Кодекса Закон о цитировании был дополнен указанием на то, что суды при вынесении решений могут опираться не только на мнения пяти юристов — Папиниана, Павла, Гая, Модестина или Ульпиана (Закон 426 г. н. э.), но также и на мнения других знатоков права, а именно тех, которые цитировались любым из юристов этой «золотой» пятерки.
Труды юристов можно систематизировать по различным видам литературных источников, а именно: институции (учебники) по праву; комментарии — истолкование действующего, по-преимуществу преторского права;
дигесты — комментарии высказываний юристов прошлого; регулы — сборники афоризмов, правил и поговорок юридического характера.Отличительная черта постклассического права состоит не в закреплении новых юридических конструкций, а в сведении воедино всего того, что явилось достижением классического права. В 528 г. н. э. решением императора Юстиниана была создана специальная комиссия из десяти юристов, под руководством которых осуществлялась систематизация действующего на то время законодательства.
Результатом этой работы явилось издание в 534 г. н. э. одного из наиболее известных (и применяемых) мировому праву источников — Кодекса Юстиниана. Кодекс состоял из 4 частей, включавших 12 книг, разделенных на титулы:
В XII в. кодекс императора Юстиниана получил название «Свод гражданского права» (CorpusIurizCivilis).
Вопрос 37: Государственный строй в Риме в период домината. Реформы Диоклетиана и Константина. К концу II в. Римская империя достигла зенита своего могущества в новых условиях. Территориально государство разрослось почти до пределов, за которыми начинается потеря реальной управляемости и фактически единой государственности. Постоянные военные походы и продолжение завоеваний с необходимостью вывели на первое место в государственной организации армию и нужды ее обеспечения; это способствовало возрастанию централизаторских устремлений в управлении. Начинавшееся обособление областей и провинций порождало весьма существенные социальные противоречия: между населением муниципальных городов римлянами, между имущими слоями и разоряющимися. Эти противоречия принимали иногда критические формы, в частности стали
фоном очередной гражданской войны в империи, разразившейся в самом конце II в. После нее к власти пришла династия императоров, ставленников армии, — Северов. С их правлением в империи утвердился правовой порядок престолонаследия.
Монарх стал во главе всех священных и государственных дел империи, его решения стали признаваться безусловными и неукоснительными законами, равными законам «древнего права». Императорские постановления стали определяющими источниками права.
Все нити государственного управления сосредоточились в центральной и территориальной администрации. К IV в. появились специальные должности
В последние века Римской империи, особенно в Восточной империи, в государственной администрации оформилась значительная прослойка профессиональных управленцев — бюрократии, которые замкнулись в своеобразную систему, подконтрольную только императору.
Наиболее важные исторические шаги в эволюции государственного строя империи связаны с правлением императоров Диоклетиана и Константина. В правление Диоклетиана (284—305 гг.) были проведены военные, административные и территориальные реформы, придавшие империи новый облик и значительно усилившие центральную императорскую власть. В особенности существенной была территориально-политическая реформа: империя, без какого-либо взгляда на традиции, была поделена на 4 области с собственной политической властью, замыкавшейся только на императоре; старая Италия вместе с Римом также была включена в единую структуру державы — после этого существование собственных особых в ней магистратур практически утеряло смысл. Началось отделение гражданского управления от военного, характерное для завершенных монархических укладов государства.
В 294 г. н. э. Диоклетиан издал указ об экстраординарном процессе как общей и единственной форме процесса. Процесс получил свое название вследствие перехода от рассмотрения в две стадии к одной первоначально в виде исключения, а затем одностадийное рассмотрение иска стало единственно возможным правилом. С течением времени этот процесс вытеснил формулярный. Устный процесс сменился письменным, публичный — тайным (на судебное заседание не допускался никто, кроме судьи, спорящих и их адвокатов). Процесс стал платным и мог идти сколь угодно долго. Апелляция подавалась в виде иерархической жалобы на чиновника низшего ранга — высшему, вплоть до императора, по поводу неправильного ведения судопроизводства.
Членовредительство, побои, оскорбления наказывались штрафом. Об умышленном убийстве не упоминается вовсе. Объясняется это, по-видимому, тем, что меры наказания, следуемые за него, не вызывали сомнения (смертная казнь).
О государственных преступлениях Законы XII таблиц говорят сравнительно немного: устанавливаются неправомерность и наказуемость ночных сборищ, подстрекательства врага к нападению на Рим, взяточничество судей и др.
Преступления раба рассматривались судом особо. У раба не было никаких прав на защиту. Приговоренный к смерти, он, по обычаю, сбрасывался с Тарпейской скалы.
Наследственное право. Раннее право предпочитало наследование по закону. Наследство перходило к агнатам. Даже родные дети, вышедшие из под власти отца наследство не получали. Наследники делили наследство поровну. Законами 12 таблиц признавалось не толькось право завещания, но оно требовало утверждения в куриатных собраниях. Завещание могло быть не только объявлением воли завещателя, но и обряда манципации.
35. Источники римкого права в классческий период.
В (2) республиканский период, в период классического римского права появились новые источники права.
В этот период основными источниками права следует считать:
законы(lex). Именно этот термин лежит в основе таких политологических категорий, как «легальность» (законность) и «легитимность» (признанность народом). Публичные законы римского народа принимались на центуриатных и трибутных комициях, в куриатных комициях решались вопросы семейного и наследственного права. Наряду с законами существовали плебисциты, принимаемые вначале плебеями и обязательные только для них, а потом и для всего римского народа (287 г. до н. а). Юрист Атей Капитон давал такое определение закону: «Закон есть общее постановление народа, или плебса, внесенное магистратом»; Гай определял закон так: «Закон есть то, что римский народ одобрил и постановил» (Гай. 1.З.). К примерам таких законов можно отнести закон Петелия IV в. до н. э., отменивший убийство неоплатного должника и продажу его в рабство; закон Аквилия III в. до н. э., который установил новые правила об ответственности за уничтожение или повреждение чужого имущества;
преторские эдикты — правила и суждения, которые судебные магистраты провозглашали в начале административного года и которым следовали при отправлении правосудия. Эти эдикты и являлись источниками преторского права. Гай писал: «Право же издавать эдикты предоставляется магистратам римского народа; самое важное значение имеют эдикты двух преторов — городского и перегринского» (Гай. 1.6). В 67 г. до н. э. трибун Корнелий предложил закон, который установил, что эдикт является обязательным для магистрата. Право издавать эдикты имели: городской претор (его обязанность — «вершить суд между гражданами»); претор перегринов (его обязанность — «вершить суд между гражданами и чужеземцами»); курульные эдилы, которые отвечали за порядок на рынках, решали возникающие споры, особенно по поводу качества товаров. В более поздний период наместники преторов.
Сенатусконсульты«Сенатусконсульт есть то, что сенат повелевает и устанавливает; он имеет силу закона». (Гай. 1.4.). Первоначально сенат только ратифицировал законы, принятые на ко мициях, но под конец республиканской эпохи, сенатусконсульты приобрели значимость законов. Октавиан Август передал сенату законодательные функции, ранее принадлежавшие исключительно комициям. Например, известны сенатусконсульты о запрете вакханалий, о наследовании по цивильному праву между матерью и детьми, в случае если между ними не существовало агнатского родства, обусловленного переходом матери под власть мужа (или его отца).
Ответы знатоков права образовывают так называемую римскую юриспруденцию. Знание и применение права находились в древнем Риме исключительно в руках патрициев. Первый великий понтифик из плебеев Тиберий Корункарий начал первым давать ответы на запросы граждан не в тайной оракульской форме, а публично (юрисконсульты). Из простых советников они обратились после издания XII таблиц в толкователей права. Главнейшей их деятельностью стала интерпретация этих законов, но интерпретация не буквальная, а распространительная. Вновь возникавшие жизненные явления они подводили под формы старого «строгого» права. Вследствие этого они еще в республиканский период приобрели значение творцов права. Цезарь Октавиан Август официально признал за ними это значение и, вполне понимая важность их деятельности, с целью большей ее упорядоченности постановил, что мнения тех юристов, которые получают от него право высказывать его будут иметь для судов силу закона. В случае если бы несколько юристов разошлись во мнениях, суд мог по своему усмотрению выбирать любое из них.
Общепризнано, что классиками римской юриспруденции являются Гай, Павел, Папиниан, Модестин, Ульпиан. Законодательное признание приоритетной юридической силы высказываний этих юристов подтверждается Законом о цитировании (426 г.), в соответствии с которым претор, в случае разногласий мнений, должен был выбрать мнение большинства из этой пятерки, в случае же разброса их мнений предпочтение отдавалась тому решению, которое предлагалось Папинианом.
В период домината (абсолютной монархии) исключительное право издавать законы закрепляется за императорами.
Они издают конституции, которые в зависимости от сферы своего применения дифференцировались на следующие виды:
-
эдикты (распоряжения общего характера, обращенные к народу); -
рескрипты (распоряжения частного характера, ответы императоров на юридические вопросы; ответы на индивидуальные ходатайства перед императором); -
мандаты (инструкции чиновникам и представителям императорской власти в провинциях); -
декреты — решения по поступающим в императорскую инстанцию судебным делам.
Во II в. императором Адрианом в качестве инструкции был издан edictum perpetuum, т. е. «вечный эдикт», результатом которого было прекращение преторского правотворчества.
В соответствии с этим эдиктом, составленным юристом Юлианом, который провел кодификацию преторского права, с этого времени претор, вступая в должность, уже не имел права ни изменять, ни дополнять этот эдикт. Можно даже сказать, что с принятием этого эдикта завершился период дуализма римского права, и преторское право окончательно вытеснило цивильное право.
В императорский период источниками права стали leges (императорские конституции), среди которых первым является Кодекс Феодосия (438 г. н. э.). При издании этого Кодекса Закон о цитировании был дополнен указанием на то, что суды при вынесении решений могут опираться не только на мнения пяти юристов — Папиниана, Павла, Гая, Модестина или Ульпиана (Закон 426 г. н. э.), но также и на мнения других знатоков права, а именно тех, которые цитировались любым из юристов этой «золотой» пятерки.
Труды юристов можно систематизировать по различным видам литературных источников, а именно: институции (учебники) по праву; комментарии — истолкование действующего, по-преимуществу преторского права;
дигесты — комментарии высказываний юристов прошлого; регулы — сборники афоризмов, правил и поговорок юридического характера.Отличительная черта постклассического права состоит не в закреплении новых юридических конструкций, а в сведении воедино всего того, что явилось достижением классического права. В 528 г. н. э. решением императора Юстиниана была создана специальная комиссия из десяти юристов, под руководством которых осуществлялась систематизация действующего на то время законодательства.
Результатом этой работы явилось издание в 534 г. н. э. одного из наиболее известных (и применяемых) мировому праву источников — Кодекса Юстиниана. Кодекс состоял из 4 частей, включавших 12 книг, разделенных на титулы:
-
1-я часть — Институции — учебники по римскому праву; основу этой части Кодекса составили переработанные Институции юриста Гая; -
2-я часть — Дигесты (лат. яз.) или Пандекты (греч.) - представляют собой выдержки из произведений выдающихся римских юристов (в 7 частях, 50 книгах, 42 титулах и 9123 титулах); -
3-я часть - собственно Кодекс, объединивший в 12 книгах, разделенных на титулы, все действовавшие императорские законы — конституции от императора Адриана до императора Юстиниана; -
4-я часть — Новеллы, т. е. новые конституции императора Юстиниана, изданные после вступления в законную силу Кодекса, т. е. после 534 г.
В XII в. кодекс императора Юстиниана получил название «Свод гражданского права» (CorpusIurizCivilis).
Вопрос 37: Государственный строй в Риме в период домината. Реформы Диоклетиана и Константина. К концу II в. Римская империя достигла зенита своего могущества в новых условиях. Территориально государство разрослось почти до пределов, за которыми начинается потеря реальной управляемости и фактически единой государственности. Постоянные военные походы и продолжение завоеваний с необходимостью вывели на первое место в государственной организации армию и нужды ее обеспечения; это способствовало возрастанию централизаторских устремлений в управлении. Начинавшееся обособление областей и провинций порождало весьма существенные социальные противоречия: между населением муниципальных городов римлянами, между имущими слоями и разоряющимися. Эти противоречия принимали иногда критические формы, в частности стали
фоном очередной гражданской войны в империи, разразившейся в самом конце II в. После нее к власти пришла династия императоров, ставленников армии, — Северов. С их правлением в империи утвердился правовой порядок престолонаследия.
Монарх стал во главе всех священных и государственных дел империи, его решения стали признаваться безусловными и неукоснительными законами, равными законам «древнего права». Императорские постановления стали определяющими источниками права.
Все нити государственного управления сосредоточились в центральной и территориальной администрации. К IV в. появились специальные должности
В последние века Римской империи, особенно в Восточной империи, в государственной администрации оформилась значительная прослойка профессиональных управленцев — бюрократии, которые замкнулись в своеобразную систему, подконтрольную только императору.
Наиболее важные исторические шаги в эволюции государственного строя империи связаны с правлением императоров Диоклетиана и Константина. В правление Диоклетиана (284—305 гг.) были проведены военные, административные и территориальные реформы, придавшие империи новый облик и значительно усилившие центральную императорскую власть. В особенности существенной была территориально-политическая реформа: империя, без какого-либо взгляда на традиции, была поделена на 4 области с собственной политической властью, замыкавшейся только на императоре; старая Италия вместе с Римом также была включена в единую структуру державы — после этого существование собственных особых в ней магистратур практически утеряло смысл. Началось отделение гражданского управления от военного, характерное для завершенных монархических укладов государства.
В 294 г. н. э. Диоклетиан издал указ об экстраординарном процессе как общей и единственной форме процесса. Процесс получил свое название вследствие перехода от рассмотрения в две стадии к одной первоначально в виде исключения, а затем одностадийное рассмотрение иска стало единственно возможным правилом. С течением времени этот процесс вытеснил формулярный. Устный процесс сменился письменным, публичный — тайным (на судебное заседание не допускался никто, кроме судьи, спорящих и их адвокатов). Процесс стал платным и мог идти сколь угодно долго. Апелляция подавалась в виде иерархической жалобы на чиновника низшего ранга — высшему, вплоть до императора, по поводу неправильного ведения судопроизводства.