Файл: Предмет и методы игипзс. Периодизация игипзс.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 500

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В правление императора Константина (306337 гг.) завершилось преобразование государственного уклада империи в новую монархию. Империя окончательно преобразовалась территориально, разделившись на две части — Западную и Восточную; столица из Рима была перенесена в малоазиатский город Византии, названный вскоре Константинополем. Управление государством стало основываться только на организации, порожденной императорским двором и служилой бюрократией. В 313г. Миланским эдиктом (по предыдущей столице империи) христианство получило официальное признание в государстве, а с 337 г. стало государственной религией; это внесло новую политическую идею в действия власти: служение не людям, а Богу.

Новый вариант установившейся в империи монархии получил название домината (dominus — господин). Это была практически «чистая» монархическая государственность, близкая эллинистическим государствам, но и в значительной степени новая, по-своему организованная и управляемая. Характерный для домината строй стал последним (III —V вв.) этапом эволюции античной римской государственности.

38. Возникновение Арабского Халифата. Организация государственной власти.

В VII в. у арабских племен, центром расселения которых являлся Аравийский полуостров, началось разложение родоплеменных отношений. Факторы определившие возникновение АХ (нового классового общества): 1. глубокий социально-экономический кризис: усилиление имущественной, а затем и социальная дифференциация, в собственность шейхов и племенных старейшин перешел лучший скот и лучшие земли оазисов, появились рабы, право занимать общественные должности стало наследственной привилегией наиболее богатых семей, усилилась межплеменная рознь, происходили постоянные взаимные военные набеги сопровождались убийствами, угоном людей и скота. Так в обстановке рождалось новое (классовое) общество; 2. Возникновение новой религии (ислама). Связано с именем Мухаммеда (около 570—632). Мухаммед провозглашал необходимость исключить межплеменную рознь. Все арабы независимо от своего племенного происхождения призваны были составить единую народность.

Новые идеи нашли ревностных сторонников среди бедняков. Они приняли ислам, так как давно потеряли веру в могущество племенных божков, не защитивших их от бедствий и разорений. К этому времени (20—30-е гг. VII в.) было завершено организационное оформление мусульманской религиозной общины, возглавляемой Мухаммедом. Созданные ею военные отряды вели борьбу за объединение страны под знаменем ислама. К середине VII в. объединение Аравии было в основном завершено.

Общественный строй (халифат в VIIX вв.) Под руководством халифов («заместителей пророка») в VIIVIII вв. были завоеваны огромные территории, включая Ближний и Средний Восток, Северную Африку и некоторые другие районы. Одним из важных стимулов движения арабов на новые земли явилась относительная перенаселенность Аравии. В итоге на завоеванных землях возникло новое большое государство — Арабский Халифат. В его состав вошла и Аравия.

Вступив в районы древней культуры (Месопотамию, Сирию, Египет), они оказались во власти развертывающегося здесь глу

бокого социального переворота по формированию феодализма. Под воздействием этого процесса разложение первобытно-общинного строя у арабов быстро завершилось. Степень развития феодализма в отдельных областях Халифата пыла неодинаковой. Она находилась в прямой зависимости от предшествовавшего завоеванию уровня их социально-экономического развития.

Государственный строй. Государственный аппарат Халифата был достаточно централизованным. Высшая власть — духовная (имамат) и светская (эмират) — принадлежала халифу. Первые халифы избирались мусульманской знатью из своей среды. Однако довольно быстро власть халифа стала наследственной. Арабское государство приобрело форму централизованной теократической монархии.

Центральными органами государственного управления являлись следующие ведомства (диваны):

  1. Диван, ведавший оснащением и вооружением войска. Под его контролем работали чиновники, составлявшие списки ополченцев и наемников, а также определявшие размеры оплаты и земельных пожалований за службу;

  2. Диван, контролировавший деятельность центральных финансовых органов, занятых учетом налоговых и иных поступлений в казну;

  3. Диван, занимавшийся дорогами и почтой, руководивший строительством дорог, колодцев и т. д. Являясь фактически единственной организацией, способной весьма быстро обеспечить передачу информации, это ведомство осуществляло и тайное наблюдение за деятельностью и политическим настроением местных властей и населения. Это определяло его значимость. Чиновники почты не подчинялись должностным лицам в провинциях.

Высшие чины ведомств назначались халифом и были непосред ственно перед ним ответственны. Среди них первое место принад лежало везиру (или визирю).

Местные органы государственного управления. Первоначально в завоеванных византийских и иранских провинциях функционирова ли оставшиеся почти без изменений местные административно-фи нансовые учреждения. Знать, захватив земли и другую военную добычу, ограничивалась учреждением высшего управления, включавшего военное управление и надзор за сбором различных платежей.

Территория Халифата делилась на провинции, обычно создававшиеся в границах покоренных государств или областей
Как правило, управляли ими военные наместники — эмиры, от ветственные только перед халифом. В их ведении находились воо руженные силы. Специальные отряды наемников, возглавляемые мутасибами, несли полицейскую службу. Эмирам подчинялись местный аппарат, административно-финансовое управление.

39. Источники мусульманского права. Право собственности. Обязательственное право.

Право Халифата шариат. Его основными источниками явились:

Коран— главная священная книга ислама. Содержащиеся в нем предписания носят характер религиозно-моральных направляющих установок.

Сунна— сборники изречений Мухаммеда. В значительной части содержат предписания о семейно-наследственном и судебном праве (мусульмане-шииты признают не все хадисы).

Иджма— решения, вынесенные мусульманскими правоведами по дополнительным вопросам. Впоследствии эти решения получили признание со стороны выдающихся правоведов-теологов. Считается, что Мухаммед поощрял свободное усмотрение судей.

Фетваписьменное заключение высших религиозных авторитетов по решениям светских властей относительно отдельных вопросов общественной жизни.

В дальнейшем появились и другие источники права — указы и распоряжения халифов, местные обычаи, не противоречащие исламу. Соответственно право стало дифференцированным, но в то же время наметилась тенденция к теоретическому обобщению правовых норм.

Главным ценности ислама: религии, жизни, разуму, продолжению потомства и собственности. По сущности посягательства на них делятся преступления.

В праве времен Халифата получили некоторое развитие и нормы, регулирующие отношения собственности. Было положено начало формированию основных правовых земельных статусов. Это:

  1. хиджаз— земли, где по приданию жил Мухаммед и для которых был установлен особый правовой режим: с проживающих на этих землях мусульман взималась десятина;

  2. вакуф— земли, переданные мечетям, мусульманским школам и другим организациям на религиозные и благотворительные цели. Они освобождались от налогообложения и считались неотчуждаемыми. Вакуф мог состоять и из другого недвижимого и движимого имущества;

  3. мульк— земли, которые по характеру правомочий их обладателей могли быть отождествлены с частнособственническими;

  4. акта— временные пожалования земли вместе с проживавшим на ней крестьянским населением за службу. Обладатель такой земли имел право на подати с крестьян.


Обязательственное право еще не сложилось в полном объеме, но наметились принципы его регулирующие — запрещение обращать должников в рабство, осуждение ростовщичества. Основаниями возникновения обязательств считались: волеизъявление двух сторон - договор; одностороннее волеизъявление, например обещание или обет; проявление недобросовестной воли, например умышленное повреждение чужого имущества.

Предметом договора не должно было быть действие, в чем-либо нарушавшее шариат. Договоры делились на необменяемые и обменяемые (по воле одной из сторон). Так, договор купли-продажи в принципе признавался неотменяемым, но мог быть обменен в семи случаях (например, односторонне расторгнут, пока продавец и покупатель не разошлись). Заключение договора не требовало особой формы. Исключение составили два контракта: заключение брака и договор купли-продажи доставкой товара спустя определенное время. В этих случаях необходимо было присутствие свидетелей или письменное оформление.
40. Государственный и общественный строй Византии. В 395 г. Римская империя разделилась на Восточную и Западную. На востоке возникло самостоятельное государство Византия (столица Константинополь).

В IVVII вв. в состав Византии входила вся восточная часть Римской империи: Балканский полуостров с центром в Греции, Малая Азия, острова Эгейского моря, Сирия, Палестина, Египет, Крит, Кипр и т. д. Византия не подверглась, как Западная Римская империя, разрушению со стороны варваров; она долго сохраняла свою сильную государственность. Государственное управление было централизованым и сосредоточивалось в императорском дворце в Константинополе. Сохранялась римская система налогообложения. Армия также строилась по римскому образцу.

Император (Басилевс) руководил внешней политикой, командовал армией, был высшим судьей, его власть считалась божественной. Его власть ограничивалась органами: сенат и государственный совет (консисторий). Власть басилевса не стала наследственной, борьба за нее часто вела к мятежам и войнам.

Византийская политическая мысль выработала идею гражданского общества - как сообщества сограждан и идею непосредственного «народоправства», т. е. участия граждан во всех сферах общественной жизни +