Файл: Предмет и методы игипзс. Периодизация игипзс.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 470

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Конец XIX в. до и. э. - конец XVI в. до н. э. Время господства. Древневавилонского царства (царь Хаммурапи). Существование империи поддерживается религией, в основе которой - культ Мардука. Царь пользуется неограниченной законодательной властью, возглавляет государственное управление. Во всех крупных городах учреждены царские суды. Решения всех судов окончательны, так как нет высших инстанций. Глава государ-

ства может лишь помиловать приговоренного к смертной казни. Судебная деятельность храмов ограничена, их роль сводится к принятию клятв и участию в ≪ордалиях≫. Существуют специальные судебные должности писцов, глашатаев, полицейских и исполнителей. Военная служба считается ≪вечной≫. Воины получают земельные наделы от царской власти, государство гарантирует неприкосновенность таких наделов в слу-

чае пленения бойца. Принадлежащие воину поле, дом, сад исключены из торгового оборота. Армия охраняет порядок в Вавилоне.

Страна разделена на области, которыми управляют царские чиновники. В обязанности этих служащих входят: сбор налогов, созыв ополчения, поддержание порядка, контроль над главами общин.

XV-XI вв. до н. э. Могущество Вавилона истощается, возвышается Среднеассирийское царство. Ассирийцы заимствуют религию, искусство, принципы организации власти у вавилонян.

VII-VI вв. до н. э. Вавилон переживает очередной подъем, строится нововавилонское царство (правитель Навуходоносор).

В VI веке до н. э. Вавилон поглотит персидская империя династии Ахменидов. ВIV веке до н. э. его покорит Александр Македонский.

Источники права: обычаи и акты верховного правителя (среднеассирийские законы, законы царя Хаммурапи (ЗХ) и др.).

Элементы правового положения некоторых категорий населения по ЗХ. Рабовладельцы делились на две группы: авилумов и мушкенумов. Последние занимали более низкое положение в социальной иерархии. Преступления против личности мушкенума считались менее тяжкими, чем против авилума. Рабы - собственность хозяина. Рабами становились военнопленные, дети, рожденные от рабыни или проданные в рабство родителями. В Вавилоне было распространено и долговое рабство (до 3 лет). Раб мог владеть собственным имуществом, совершать сделки.

Право собственности и обязательственное право по ЗХ. Вавилонскому праву известны государственная, общинная, частная собственность на землю. Частная собственность находилась под защитой. Оборот имущества (в том числе и земли), предоставленного царской властью под условие несения службы государству, значительно ограничен. Сделки об отчуждении имущества имели письменную форму. В некоторых случаях требовалось присутствие свидетелей и произнесение клятвы покупателем. ЗХ подробно регулируют отношения сторон в рамках договоров купли-продажи, аренды, личного найма, займа, хранения.


Брак по ЗХ. Брак заключался при помощи договора. В Вавилоне допускались браки рабов и свободных. Дети, рожденные в таких браках, признавались свободными. Жена занимала в семье достаточно высокое положение, но муж все же имел над ней значительную личную власть. Мужчина мог жениться на другой женщине, а бывшую жену оставить в доме как рабыню. Мужчина мог развестись свободно, но для женщины развод был затруднен.

Преступления и наказания по ЗХ. Характерные черты вавилонского уголовного права: 1) назначение наказания по принципу талиона (око за око, зуб за зуб); 2) наказание за одно и то же преступление различается в зависимости от того, кем является виновный (потерпевший): авилумом, мушкенумом или же рабом; 3) широкое применение смертной казни (путем утопления, сожжения, сажания на кол, повешения); 4) коллективная ответственность общины за грабеж в тех случаях, когда неизвестна личность преступника; 5) казуистичность.

Судопроизводство. В вавилонском праве не выделяются различия между гражданским и уголовным процессом. Судебные доказательства: клятва, свидетельские показания, письменные документы, ордалии (испытания водой). ЗХ устанавливают строгую ответ-

ственность за лжесвидетельство и безосновательные обвинения на суде.

8. Характеристика древней Индии: возникновение государства; периодизации. Право и источники права др. Индии.

С 4 тыс до н.э период «Харабской культуры»; 2 тыс. до н.э. – «ведический период». Отмечен образованием классового общества и государства, углублением социального неравенства. Военный вождь племени (раджа) подчинял себе органы племенного управления. Органы племенной администрации постепенно превращались в государственные органы. Занятие высших должностей в государственной администрации было привилегией рабовладельческой знати. Народ облагался налогами собирали которые специальные чиновники. Так на базе родоплеменных коллективов возникают государственные образования. Некоторые принимали форму монархий.

Наивысшего могущества это государство достигло в IV—III вв. до н. э. при династии Маурьев (2 пол. 1-го тыс. до н.э.), объединившей под своей властью почти всю территорию Индостана. . В эпоху Маурьев были заложены основы многих государственных институтов, получивших развитие в последующий период. Несмотря на сильную армию, крепкий аппарат управления, Маурьям не удалось сохранить единство государства. Во II в. до н. э. Индия распалась на множество государственных образований.



Право и источники прав др. Индии.

  1. «Дхармасутры» - сборники религиозных правил в кот. рассматривались вопросы связанные с преступлением.

  2. «Дхармашастры» - норма поведения , мораль, свод правил, обязательный для всех индусов. Рассматривались вопросы договорных и имущественных отношений.

  3. «Артхашатры» - труды, трактаты о политике и праве. Это труды не религиозного, а светского жанра. 1., 2., 3.- писаные памятники права. Существовали обычаи, они были доминирующим источником права. Обычаи признавались в царских судах, а светское право только развивалось.


9. Государственный строй и социальная структура Индии.

Образование варн. С разложением первобытно-общинного строя и развитием общественного, и имущественного неравенства связано появление сословий — варн. Утверждаются строгая эндогамность (заключение браков между представителями одной варны), определенная, наследственно закрепленная профессия, поклонение одним богам, замкнутость варн.

Согласно з-ам Ману, существуют 4 варны: брахманы — члены жреческих родов, кшатрии — военная аристократия, вайшья — рядовые общинники, шудры — неравноправные члены общества. При этом брахманы выполняют жреческие функции, занимают наиболее почетное место в обществе. В результате войн появилось большое число людей — нечленов общин — шудр. Чужаки, принятые в общину, не получали равных со свободными общинниками прав. Они не участвовали в племенном собрании, не проходили обряда посвящения — «второго рождения», на которое имели право только свободные члены общины. Шудры, составлявшие четвертую, низшую варну, являлись «единожды рожденными».

Для каждой варны был сформулирован свой закон образа жизни — дхарма. Государственное управление оставалось в ведении двух первых варн, причем исполнение жреческих обязанностей было привилегией брахманов, военное дело — кшатриев. Вайшьям было предписано заниматься земледелием, скотоводством, ремеслом и торговлей. Шудрам предписывалось находиться в услужении у трех высших варн.

Запрещался переход из одной варны в другую. Ограничивалась возможность смешанных браков, устанавливалось разное матери
альное возмещение за убийство лица в зависимости от его принадлежности к определенной варне: за проступки члена высшей варны по отношению к члену низшей полагалось более мягкое наказание, чем в обратном случае.

Со временем варны претерпели изменения и перешли в касты(более мелкие группы, включавшие лиц, проживавших на определенной территории и занимавшихся определенной деятельностью). В рамках касты существовали свои органы управления, система взаимопомощи. Число каст достигало пятнадцати. Особое место в обществе занимали лица, оказавшиеся вне варн. Это были палачи, мусорщики, могильщики. Будучи свободными, они являлись совершенно бесправными и составляли особую касту неприкасаемых.

Рабство в Древней Индии. В праве др. Индии отсутствует отчетливое противопоставление свободных и рабов. Т.к. варны древнеиндийское законодательство провозглашает основным делением людей, существующим извечно, и именно изложение - прав и обязанностей каст является основным содержанием древнеиндийских сборников законов. Особенностью древнеиндийского рабства является его неразвитость. Существенной особенностью древнеиндийского рабства было наличие государственного законодательства, направленного на ограничение произвола хозяина по отношению к рабам. Например, запрещалось продавать детей-рабов без родителей; хозяин при использовании труда раба был обязан учитывать его кастовое положение.

В отличие от Древней Греции и Древнего Рима индийские рабы могли иметь семьи, собственность, право на наследование, право собственности на получаемые дары. Свободный, становясь рабом, не терял своих семейных, родовых и кастовых связей.

Гос. строй. Основой государства считался царь. Маурийский царь стоял во главе государственного аппарата и обладал законодательной властью. Эдикты издавались от имени и по повелению царя. Он сам назначал крупных государственных чиновников, являлся главой фискальной администрации, верховным судьей. Он же считался командующим армией, численность которой была огромна. Совет царских сановников — паришад приобрел функции политического со
вета. Он занимался проверкой всей системы управления и выполнением приказов царя. Паришад как политический орган состоял из знати — военной и жреческой, которая стремилась сохранить свои привилегии и ограничить абсолютную власть правителя. В ранние периоды паришад был более широким по составу и более демократическим по характеру органом власти и оказывал значительное воздействие на раджу и его политику. Постепенно количественный состав паришада сокращается, он аристократизируется, роль его все более сводится к выполнению совещательных функций при царе. Однако даже в эпоху Маурьев, когда царская власть особенно усилилась, паришад сохранял значительное влияние, и маурийские правители не могли не считаться с ним. Территория государства в эпоху Маурьев делилась на провинции. Во главе четырех главных провинций находились царевичи. Эти провинции обладали особым статусом, в частности немалой автономией. Для проверки действий местных чиновников царевичи в главных провинциях посылали специальных инспекторов на управляемые ими территории.

Помимо деления на главные провинции существовало деление на обычные провинции (джанапады), области (прадеши), округа (ахале). Низшей единицей провинциального управления являлась деревня.

Во главе джанапад стояли крупные государственные чиновники — раджуки. В главных городах округа имелись канцелярии, откуда по всему округу посылались распоряжения.

Высокое положение занимали специальные чиновники по охране границ.

10. Законы Ману.

В Др. Индии право (как совокупности самостоятельных норм) было неизвестно. Повседневная жизнь индийцев подчинялась религиозным нормам (драхмам). Драхмы были в сборниках — дхармашастрах. Наиболее известной дхармашастрой являются законы Ману (Ману — мифический бог). Появились в период между II в. до н. э. и II в. н. э.

ЗМ состоят из 2685 статей, написанных в форме двустиший (шлок). Непосредственно правовое содержание имеют немногочисленные статьи, содержащиеся в основном в главах VIII и IX (всего в законах 12 глав). Здесь подробно описывается происхождение варн согласно религиозному учению, указывается на наследственно-профессиональный их характер, оп