Файл: Предмет и методы игипзс. Периодизация игипзс.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 474

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ределяются назначение каждой варны, привилегии высших варн.

Право собственности. ЗМ указывают семь возможных способов возникновения права собственности: наследование, получение в виде дара или находка, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а также получение милостыни. Др. Индии был известен и такой способ приобретения права собственности, как давность владения (10 лет). Приобретать вещь можно было только у собственника.

Среди основных видов собственности законы называют землю. Земельный фонд страны составляли земли царские, общинные, частных лиц. Царь получал налоги с землевладельцев не как собственник земли, а как суверен, защищающий население страны.

Вмешиваться в дела собственника запрещалось. В законах Ману говорится, что если несобственник поля засевает чужое ноле своими семенами, он не имеет права получать урожай. Лишь сам собственник земли решал вопрос о своей земле, которую он мог продать, подарить, заложить, сдать в аренду.

Брачно-семейные отношения. Для Др. Индии характерна большая патриархальная семья. Глава— муж. Брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену и она становилась его собственностью.

Положение женщины по ЗМ: в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости — мужа, после смерти мужа — под властью сыновей. Законы Ману прямо требуют от жены почитать своего мужа как бога, даже если он лишен добродетели. Муж мог иметь несколько жен, развестись с женой.

Жена же не могла покинуть семью, даже если муж ее продал и оставил. Она продолжала считаться его женой. За измену жена подвергалась страшным карам, вплоть до смертной казни. Согласно традиции, жена должна была принадлежать той же варне, что и муж. Мужчинам разрешалось в исключительных случаях вступать в брак с женщинами из низшей варны, но женщине из высшей варны вступать в брак с мужчиной низшей группы запрещалось. Особенно серьезным грехом считалась женитьба шудры на брахманке. Также всесильной была власть отца над своими детьми.

Все имущество семьи было ее общим достоянием, но управлялось главой семьи. После смерти родителей имущество делилось между сыновьями. Наследования по завещанию древнеиндийское право не знало.


Уголовное право и процесс.

Угол. право по ЗМ отличается высоким для своего времени уровнем развития (указание на форму вины (умысел и неосторожность), на рецидив, соучастие, тяжесть преступления). С другой стороны, ЗМ отражают пережитки старины (ответственности общины за преступление, совершенное на ее территории, если преступник неизвестен и пр).

Преступления по ЗМ: 1. государственные (служба врагам царя, поломка городской стены, городских ворот). 2. имущественные преступления: ЗМ различают кражу как тайное похищение имущества от грабежа, совершаемого в присутствии потерпевшего и с применением насилия к нему. Меры наказания, применяемые к вору, зависели от того, был ли он задержан на месте преступления или нет, совершена кража днем или ночью. Пойманного с краденым и с воровским инструментом законы предписывали казнить не колеблясь. 3. прест. против личности: убийство, телесн. повреждения. ЗМ осуждали всякое насилие, совершенное над личностью. Умышленное убийство влекло за собой смертную казнь. Убийство при защите себя, охране жертвенных даров, защите женщин и брахманов (необходимая оборона) не наказывалось. ЗМ устанавливали суровое наказание за прелюбодеяние, за посягательство на честь женщины. Вместе с тем наказание зависело от принадлежности виновного и потерпевшего к определенной варне, что указывает на классовую сущность древнеинд. права.

Основным источником доказательств служили свидетельские показания. Обязательства. Обязательственные отношения получили в законах Ману довольно тщательную разработку. В основном в законах говорится об обязательствах из договоров. Наиболее подробно описывается один из древнейших договоров — договор займа.
36. Источники римского права в постклассический период

В период домината (абсолютной монархии) исключительное право издавать законы закрепляется за императорами.

Они издают конституции, которые в зависимости от сферы своего применения дифференцировались на следующие виды:



  • эдикты (распоряжения общего характера, обращенные к народу);

  • рескрипты (распоряжения частного характера, ответы императо­ров на юридические вопросы; ответы на индивидуальные хода­тайства перед императором);

  • мандаты (инструкции чиновникам и представителям император­ской власти в провинциях);

  • декреты — решения по поступающим в императорскую инстан­цию судебным делам.

Во II в. императором Адрианом в качестве инструкции был издан edictum perpetuum, т. е. «вечный эдикт», результатом которого было прекращение преторского правотворчества.

В соответствии с этим эдиктом, составленным юристом Юлианом, который провел кодификацию преторского права, с этого времени пре­тор, вступая в должность, уже не имел права ни изменять, ни допол­нять этот эдикт. Можно даже сказать, что с принятием этого эдикта завершился период дуализма римского права, и преторское право окон­чательно вытеснило цивильное право.

В императорский период источниками права стали leges (импера­торские конституции), среди которых первым является Кодекс Фео­досия (438 г. н. э.). При издании этого Кодекса Закон о цитировании был дополнен указанием на то, что суды при вынесении решений мо­гут опираться не только на мнения пяти юристов — Папиниана, Пав­ла, Гая, Модестина или Ульпиана (Закон 426 г. н. э.), но также и на мнения других знатоков права, а именно тех, которые цитировались любым из юристов этой «золотой» пятерки.

Труды юристов можно систематизировать по различным видам ли­тературных источников, а именно: институции (учебники) по праву; комментарии — истолкование действующего, по-преимуществу пре­торского права; дигесты — комментарии высказываний юристов про­шлого; регулы — сборники афоризмов, правил и поговорок юридиче­ского характера.Отличительная черта постклассического права состоит не в закреп­лении новых юридических конструкций, а в сведении воедино всего того, что явилось достижением классического права. В 528 г. н. э. ре­шением императора Юстиниана была создана специальная комиссия из десяти юристов, под руководством которых осуществлялась систе­матизация действующего на то время законодательства.

Результатом этой работы явилось издание в 534 г. н. э. одного из наиболее известных (и применяемых) мировому праву источников — Кодекса Юстиниана. Кодекс состоял из 4 частей, включавших 12 книг, разделенных на титулы:

  • 1-я часть — Институции — учебники по римскому праву; основу этой части Кодекса составили переработанные Институции юриста Гая;

  • 2-я часть — Дигесты (лат. яз.) или Пандекты (греч.) - представ­ляют собой выдержки из произведений выдающихся римских юристов (в 7 частях, 50 книгах, 42 титулах и 9123 титулах);

  • 3-я часть - собственно Кодекс, объединивший в 12 книгах, разде­ленных на титулы, все действовавшие императорские законы — конституции от императора Адриана до императора Юстиниана;

  • 4-я часть — Новеллы, т. е. новые конституции императора Юсти­ниана, изданные после вступления в законную силу Кодекса, т. е. после 534 г.


В XII в. кодекс императора Юстиниана получил название «Свод гражданского права» (CorpusIurizCivilis).


11. Общая характеристика др. Китая: возникновение гос. Периодизация.

История Д. К. имеет четыре периода(каждый связан с правлением определенной династии) Первый период(Шан (Инь), с XVIII в. до XII в. до н. э.) второй период(Чжоу — с XII в. до 221 г. до н. э.) третий (царство Цинь с 221 до 207 г. до н. э.), четвертый (царство Хань с 206 г. до н. э. до 220 г. н. э.) Четвертый пер. -перерастание рабовладельческого государства в феодальное.

Возникновение государства в Д. К. связано с покорением в XVIII в. до н. э. племени ся племенем шан. Это название затем было принято в качестве названия правящей династии. После падения династии Шан, ее, а также государство в целом стали обозначать иероглифом «инь». Поэтому первый период в истории Древнего Китая имеет два названия — Шан и Инь. Чэн Тан стал первым китайским царем (ваном).

Общественный строй. Иньское общество и государство были рабовладельческими. Господствующий класс складывался из иньской светской аристократии, жреческой знати и аристократии подчиненных племен. В зависимости от близости к царю и от занимаемой должности светской аристократии присваивались титулы, дававшие определенные привилегии. Социальное положение определялось также земельными владениями и наличием рабов. Значительную часть населения составляли свободные общинники. Занимались земледелием.

Гос. строй. На раннем этапе это - родоплеменная военная демократия. В дальнейшем произошла монополизация царем всей полноты власти. Старейшины шан-инь из племенных вождей превратились в единоличных правителей. Царь был самым крупным рабовладельцем, верховным военным вождем, высшим судьей и первосвященником. В XII в. до н. э. государство Шан (Инь) переживает агонию, вызванную обострением внутренних противоречий. В то же время укрепляет свои силы и расширяет владения племя чжоу, находив
шееся под властью иньских ванов. Под руководством чжоу объединяется ряд племен для борьбы против Иньского государства. В 1076 г. до н. э. племена чжоу нанесли поражение иньской армии. Государство Шан пало. На смену ему пришло царство, основанное племенем чжоу, по имени которого называется новый большой период в истории Древнего Китая.

Государство Чжоу. Правление династии Чжоу делится на три периода: период Западного Чжоу (1122—742 гг. до н. э.), Восточного Чжоу (770—403 гг. до н. э.), период «воюющих царств» (403—221 гг. до н. э.). Период Западного Чжоу отмечен более высокой ступенью развития производительных сил, увеличением численности рабов, развитием крупного землевладения. Господствующее положение в обществе занимала рабовладельческая аристократия. Собственником земли по-прежнему был царь (Ван). Централизованного государства в течение всего периода Чжоу не существовало, и в непосредственном управлении вана находилась лишь столичная область. Остальная территория страны управлялась владетельными князьями — чжухоу. В IX в. до н. э. ослабевают связи центральной власти с правителями зависимых княжеств. Правители княжеств прекращают свои приезды ко двору, не присылают дани. Усиление эксплуатации влечет недовольство народных масс; восстание привело к изгнанию царя. Неудачные войны с кочевниками разделяют страну на ряд самостоятельных государств. Период Восточного Чжоу характеризуется крупными изменениями в экономической и политической жизни страны. Развитие ремесел и торговли обусловливает возрастание роли купечества в общественной жизни. Происходит утрата наследственной рабовладельческой знатью своих родовых земельных владений, которые переходят в руки военачальников, служилых людей, купцов. Это приводит к упадку наследственного землевладения родовой аристократии и укреплению частной собственности рабовладельцев на землю.

Развитием крупного землевладения отмечен и следующий период в истории Китая — период Чжаньго («воюющих царств»). Одновременно разрушается общинное землевладение старого типа (системы «колодезных полей»). Один из первых ударов по общинному землевладению был нанесен введением земельного налога:вместо обработки общинных полей земледельцы должны были уп