Файл: Предмет и методы игипзс. Периодизация игипзс.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 494

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Подавляющее большинство новых чинов происходило из простого народа. Они не имели собственности, однако получали нормированное содержание от государства. Земля и основные средства производства были фактически национализированы, иметь крупные денежные суммы или иную крупную собственность было запрещено.

К середине 1863 г. положение Тайпинского государства заметно ухудшилось: тайпины потерпели ряд военных поражений в войне с цинским правительством. В результате связь центра с провинциями нарушилась. В среде повстанцев периодически вспыхивала борьба за власть, сопровождавшаяся многочисленными жертвами. Дисциплина в войсках падала. В июле 1864 г. столица тайпинов Нанкин была штурмом взята цинскими войсками.

Тайнинское восстание было героической страницей борьбы китайского народа против феодалов и иностранных колонизаторов.

Реформы

Многолетний опыт ведения военных действий против крестьянских армий, результаты войн с Англией и Францией, а также совместная с иностранными державами борьба с Тайнинским государством подтолкнули правящие круги Цинской империи к признанию необходимости реформ. Это касалось прежде всего военного дела, поскольку на фоне вооружения, например, английской и французской армий, китайские войска были оснащены примитивными средневековыми средствами. Назрела необходимость отказа от политики самоизоляции Китая и перехода к сотрудничеству с иностранными государствами в форме обмена посольствами, заключения соглашений и т. д. Появились теоретики так называемого усвоения заморских дел, которых поддерживали видные цин-ские сановники.

В 1862 г. один из теоретиков реформ представил императору меморандум, где предлагал провозгласить политику «самоусиления», сводившуюся к установлению контактов с иностранцами, заимствованию зарубежных достижений, прежде всего к реорганизации армии. Меморандум был одобрен, и император своим указом создал канцелярию по управлению торговлей с различными странами. Ее члены совмещали посты с ответственными должностями в правительстве, что усиливало авторитет этого органа. Результатом мероприятий цинского правительства стало строительство арсеналов, машиностроительных заводов, верфей.

Однако политика «самоусиления» привела к широкому проникновению в Китай иностранных держав. Используя права и привилегии, предоставляемые концессии, иностранцы стали пытаться усилить свое политическое влияние. В результате в 60—90-е годы XIX в. по стране прокатилась волна антииностранных выступлений, переходивших подчас в антиправительственные.


В японо-китайской войне 1894—1895 гг. империя Цин потерпела поражение. Курс на «самоусиление», взятый правительством

свыше трех десятилетий назад, не был полностью реализован. Правительство оказалось неспособным организовать защиту страны от японской агрессии. Ослабло централизованное управление страной, возросла автономия различных ее районов. Не произошло каких-либо заметных структурных изменений в экономике. Иностранные державы укрепили и расширили сферы своего влияния. Все это вызывало возмущение китайского народа.

Началось новое движение национальной буржуазии за реформы. Кроме недовольства общим политическим курсом правительства возмущение вызывали унизительные требования Японии при подписании мирного договора. Движение оформило свои взгляды в Коллективном меморандуме. Авторы требовали от императора прежде всего признания своих ошибок, наказания виновных, перенесения столицы и реорганизации армии. Кроме того, предлагалось изменить методы государственного управления, законы, обычаи, сдерживающие развитие страны. В Меморандуме указывалось на необходимость ограждения китайских предпринимателей от иностранных конкурентов, излагался план промышленного и сельскохозяйственного развития страны. В области государственного строительства предлагались введение конституционной монархии и учреждение парламента.

Этот документ с третьей попытки и в обновленном виде попал в руки молодого императора Гуансюя. Борьба прогрессивных и консервативных сил, возглавляемых вдовствующей императрицей Цыси (фактически правившей Китаем с 1861 г.), на первом этапе привела к победе реформаторов, которые были привлечены к государственному управлению. За «сто дней реформ» был издан ряд указов прогрессивного характера о реорганизации центрального управления, приняты меры, содействующие развитию промышленности и ее связи с наукой, в столице открыт университет, поощрялись изучение европейских дисциплин, перевод иностранных книг по науке и технике и т. д.

Однако у сторонников нового пути развития не хватило политических сил, чтобы добиться весомых результатов и закрепиться у власти. Осенью 1893 г. императрица Цыси совершила переворот, лишила Гуансюя власти, издала от его имени указ, по которому становилась регентшей и получила официальные права управления страной.

Консервативный строй сохранился. Экономика и финансы страны пришли в еще больший упадок.

Реакционная политика Цинской династии вызывала глубокое возмущение китайского народа. Сунь Ятсен и его сторонники начали борьбу за свержение монархии. В начале XX в. произошел ряд выступлений и восстаний, но они не принесли успеха.



Вопрос 74:Война за независимость и образование латиноамериканских государств

Колониальная империя Испании, сложившаяся к XVII —XVIII вв. В результате экспансионистской морской политики испанской монархии, была в тот период крупнейшей в мире. Ее главнейшей частью (помимо африканских владений) были земли Центральной и Южной Америки.

Военное завоевание Испанией и последующая колонизация Америки начались сразу за открытием этих земель европейцами, в конце XV — начале XVI в. Первоначально завоевание коснулось островов Вест-Индии, в первой половине XVI в. — Мексики и Центральной Америки. Во второй половине XVI в. началась колонизация области Ла-Платы (будущая Аргентина), затем и побережья Тихого океана. Местное индейское население было частью истреблено, частью превращено в полурабов. С XV в. индейцы с 14 до 70 лет были обложены податью (собиравшейся поквартально) золотом или хлопком; не выполнявшие разверстку привлекались к

принудительному труду в колониальных хозяйствах или на общественных работах. В политико-административном отношении первоначально колониальная система основывалась на договорах с конквистадорами (руководителями военно-экспедиционных отрядов). С 1519 — 1520 гг. все открытые и будущие земли были объявлены собственностью испанской Короны и пребывающими под ее прямым управлением.

Социально-правовая организация колоний воспроизвела фео дальную иерархию. Испанским поселенцам земля давалась на пра вах феодального пожалования — энкомиендо; с 1536 г. пожа лования были признаны наследственными на два поколения, 1629 г. — на три, с XVIII в. — на четыре. Индейское население по общинно пребывало в полурабской зависимости от энкомиен д е р о с. С XVI в. одновременно государство стало налагать ограничения на превращение индейцев в полных рабов, с XVIII в. личная зависимость была вытеснена зависимостью из долговых отношений (пеонаж), которая, впрочем, на деле мало чем разнилась с преж ним феодальным рабством.

Ко времени завершенного образования колониальной империи испанские владения в политико-административном отношении объединялись в вице-королевства или в т.н. капитан с тв а между которыми не было четкой соподчиненности. Первыми вице-королевствами были Новая Испания (1534), включившая Мексику, Вест-Индию и Центральную Америку, а также южные земли североамериканского континента, и Перу (1544), объединившее области исторического Перу и Чили. Позднее сложились Новая Гра нада (1718 — 1739), в составе которой были Колумбия, Венесуэла Эквадор, и Ла-Плата (1776), включившая земли Аргентины, Уруг вая, Парагвая, Боливии. А из состава первых и частью новых выде лились 5 генерал-капитанств: Гватемала, Куба, Пуэрто-Рико, Чи ли, Венесуэла.


Верховная государственная власть над американскими владениями принадлежала испанскому монарху. Центральными коорди национными, правительственными и судебными органами, которые осуществляли собственно руководство администрацией вице-королевств и капитанств, были Торговая палата в Мадриде (1503), а затем Высший королевский совет по делам обеих Индий (1524 — 1834). Совет готовил административные назначения в коло нии, руководил деятельностью церкви, финансовой системой, изда вал законодательные акты по всем вопросам жизни и управления (за столетия таких набралось свыше 400 тыс.).

В самих колониях высшая власть принадлежала вице-королям. Вице-король обладал полномочиями наместника монарха. Его назначали по представлению Совета на 4 — 6 лет. Вице-король мог издавать акты, имевшие силу закона для своих земель, располагал вооруженной силой, назначал администрацию. В обособленных землях аналогичными правами располагали генерал-капитаны, однако их назначал напрямую Совет и собственно статус был несколько ниже.

Высшим правительственным учреждением в вице-королевстве Или генерал-капитанстве была аудиенсия (палата). Полномочия йудиенсии были одновременно и административными, и судебными, и законосовещательными. Составляли палату испанские чиновники и церковные советники. Первая аудиенсия была создана в 1511 г., затем они получили регулярную организацию.

Ввиду обширности земель прямого управления, каждая дополнительно подразделялась на п р о в и н ц и и. Во главе их стояли губернаторы, назначавшиеся вице-королями или капитанами. Губернаторы обладали военными, судебными и административными полномочиями. Главной же их задачей было обеспечение финансовых поступлений в казну, для чего при них состояли особые виновники — алькальды, коррехидоры, номинально назначавшиеся ауди-енсиями. В XVIII в. дополнительно колонии были подразделены на финансовые интендантства (по образцу Франции и Испании правления Бурбонов). В самом низу система колониальной администрации опиралась на самоорганизованные индейские общины во главе с традиционными вождями (касиками), власть которых существенно усилилась в опоре на организационные и финансовые функции, возложенные колониальной администрацией.

Особой частью колониальной администрации были военные Гарнизоны во главе с капитанами, которые подчинялись только вице-королям. Самостоятельную роль играло и церковное управление. На основании папского постановления 1493 г. право патроната над церковью в колониях и назначения на епископские должности было закреплено за испанскими монархами. Помимо социально-культурных функций на католическую церковь были возложены тем самым общие административные и судебные полномочия, нередко способствовавшие развертыванию подлинного террора в отношении индейского населения — особенно после учреждения в сер. XVI в. в колониях трибуналов святой инквизиции.


В городах сложилось подобие испанского самоуправления. Местные жители имели полномочия образовывать городские советы (кабильдо), избирать городских советников-рехидоров, а также от-

дельных специализированных должностных лиц. Таких советов (как и городов) было немного — всего до 250. Однако именно они стали опорой и организационной формой для политического самоопределения местной знати, помещиков и промышленников (поскольку все должности в собственно судебно-административном и военном аппарате замещались только приезжими из Испании), которые составляли наиболее активное, но в политическом и правовом отношениях приниженное сравнительно с испанской знатью сословие новосформировавшегося к XVIII в. южноамериканского общества. Это общество стало к тому же распадаться на различавшиеся нации — применительно к административным границам колоний, несмотря на то что к XVIII в. испанский язык стал господствующим для населения всех слоев, а индейцы ассимилировались с завоевателями.

Ко второй половине XVIII в. большинство испанских колоний Америки представляли собой практически самостоятельные в экономическом отношении территории с собственной социальной структурой. Потомки первых испанских завоевателей — креолы, ассимилировавшись с индейскими народами, составили, по сути, новые национальные общности. Значительный толчок формированию собственных торгово-экономических и финансово-политических интересов населения колоний дали открытие и эксплуатация многочисленных серебряных и золотых рудников, а также алмазных копей, открытых в XVII — XVIII вв. В итоге достаточно быстро сложился новый слой богатейших промышленников, для которых финансовая метрополия и объемные налоги представлялись полностью вредоносными.

Политика испанской монархии была направлена на сдерживание экономической самостоятельности и финансового процветания колоний. Сохранялись еще средневековые формы налогообложения, запрещалась собственная внешняя торговля (кроме как с Испанией) . Метрополия всеми средствами пыталась сохранить феода-лизированную сословно-правовую структуру общества, к концу XVIII в. составлявшую социальный архаизм, не соответствовавший реалиям южноамериканского общества. В таком социально-правовом торможении общественных процессов монархия видела, помимо прочего, гарантии власти Короны. «Нельзя отрицать, — постановлял Совет по делам Индий в 1806 г., — что существование