ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 489
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
иерархии и различных классов имеет величайшее значение для существования и стабильности монархического государства, т.к. градуированная система зависимости и подчинения поддерживает и облегчает повиновение и послушание...»
Успешная борьба североамериканских колоний за свою независимость от Великобритании, вызванная схожими внутренними предпосылками (см. § 55), стимулировала общественно-политическое движение в Южной и Центральной Америке. С 1780-х гг. в испанских колониях почти постоянно вспыхивали восстания и заговоры. Причем они охватывали уже не только негритянское или зависимое индейское население, но и городскую интеллигенцию, торгово-промышленные слои. Наиболее активную роль в заговорщическом движении сыграли военные: сухопутные войска уже стабильно формировались из местных, возглавлялись местным офицерством, которое по-своему было недовольно администрацией. С распространением влияния Французской революции XVIII в. в колониях стали вполне оформленными конституционные настроения и движения за провозглашение суверенитета для достижения гражданской свободы».
Революция негров-рабов во французской колонии Сан-Доминго (1801 —1803 гг.) была первой в Латинской Америке, которая прицела к провозглашению независимого государства — Гаити (1804) и установлению там конституционной президентской республики (1816). Непосредственным толчком к освободительной борьбе испанских колоний стало крушение испанской монархии в войне с Наполеоном и установление в метрополии двоевластия: правительства Центральной хунты и ставленника французов короля Жозефа Бонапарта (1808 г.). Администрация в колониях в основном перешла к представителям Хунты (пребыванием которой стал г. Севи-лья), и это стимулировало нарастание движения за независимость среди креольского населения, особенно городов. Почти полный крах испанской монархии в 1810 г. вызвал открытые выступления против колониальной администрации. Организационное лидерство в этих выступлениях объективно перешло к прежним органам самоуправления, — городским советам — кабильдо — и военным.
На протяжении первого этапа войны за независимость (1810—1815 гг.) почти во всех испанских колониях власть перешла к революционным правительствам — хунтам. Политические процессы и новые государственные формы во всех колониях были идентичными, хотя события были никак между собою не связаны. Ранее других революция охватила Венесуэлу (апрель 1810 г.), области Новой Гранады (июль 1810 г.), провинции Ла-Платы (май
1810 г.), Чили (сентябрь 1810 г.), а затем и Новую Испани (1811 — 1813 гг.). В политическом отношении все восстания приво дили к самоопределению провинции или вице-королевства под новым национальным флагом, а затем к принятию либерально-монархических или республиканских конституций. Роль национальных представительств играли конгрессы — как правило, составленные из делегатов органов городского самоуправления или низовых собраний. Наиболее своеобразным было движение в Новой Гранаде, где в марте 1811 г. была принята конституция «Государства Кундинамарки», в которое должны были затем войти другие провинции и государства Южной Америки. Это выражало распространенные среди военных и городской интеллигенции стремления к образованию единого огромного южноамериканского государства (такие планы уже ранее выдвигались видным общественным деятелем Венесуэлы, конституционалистом Ф. Мирандой).
Первый этап войны за независимость окончился в основном поражением освободительных сил. После изгнания из Испании Наполеона в 1814 г. и реставрации монархии во Франции была полностью восстановлена и монархия Фердинанда VII в метрополии. В конце 1814 — начале 1815 г. испанские войска провели мощные экспедиционные операции против отрядов независимцев, и практически везде был восстановлен колониальный режим. Независимость сохранил только Парагвай (1813), отказавшийся даже формально признавать суверенитет Испании и провозгласивший самостоятельную республику.
Второй этап освободительной войны (1816—1826 гг.) в силу ряда внутренних причин опирался на более радикальные политические настроения и потому завершился не только полным установле нием суверенитета отдельных колоний и полным их политическим самоопределением, но и важными социально-политическими сдви гами.
Подъем общеамериканского движения начался в Венесуэле и Новой Гранаде. Революционная армия под руководством С. Боли вара (1783—1830) установила республиканские порядки на терри тории бывших генерал-капитанств и вице-королевств, а также час ти Новой Испании (Панамы). После некоторых осложнений, вызванных как военным противодействием испанцев, так и полити ческими раздорами между республиканцами в колониях, под руко водством Боливара было освобождено Перу, часть которого само определилась под новым названием Боливии (в честь национально го героя). Революция в Испании 1820 г. стала катализатором свержения колониальных порядков в Мексике и Центральной Америке (1821 — 1824 гг.). Одновременно завершилось самоопределение провинций Ла-Платы (Аргентины), однако здесь провозглашение республики стимулировало внутреннюю политическую борьбу, которая вылилась в гражданскую войну между союзами разных провинций.
В ходе провозглашения независимости большинство новых правительств предприняло ряд социальных и правовых реформ — главным образом антифеодального характера. Индейцы были уравнены в правах с остальным населением, освобождены от трудовой повинности. Были отменены дворянские титулы, привилегированное землевладение, приняты декреты о запрещении работорговли (но еще не рабства вообще!). В наибольшей степени новшества социально-правовой политики характеризовали государства, определившиеся при помощи армии С. Боливара. Эти реформы заложили базу для гражданского сплочения наций, что стало источником и установления республиканских порядков.
К 1826 г. на месте испанской империи образовались 10 самостоятельных государств: Аргентина, Боливия, Великая Колумбия (вскоре распавшаяся на Колумбию, Венесуэлу и Эквадор), Мексиканские Соединенные штаты, Парагвай, Перу, Центральноамериканская федерация, Чили. Позднее других независимость провоз гласил Уругвай (1828). Последняя остающаяся испанская колония — Куба — завоевала свою независимость при поддержке США уже в начале XX в. (1902 г.).
Вопрос 75: Первые конституции стран Латинской Америки
Государственно-политическое определение новых американских государств прошло под значительным влиянием конституционного опыта европейских стран, прежде всего Франции начала XIX в., и США. Это влияние было во многом внешним, привнесенным военной и гражданской элитой, и не учитывало глубокой социальной пропасти между двумя классами любой из южноамериканских наций: только вышедшими из полурабской зависимости пеонами-индейцами, а также рабами африканского происхождения — и латифундистами-промышленниками, преемниками полуфеодальной креольской аристократии. Поэтому провозглашавшиеся в ходе национальных революций принципы гражданского равенства и республиканизма довольно быстро — и вместе с тем исторически прочно — вырождались, принимая вид особых политических режимов и укладов, почти неизвестных государственному развитию Старого Света.
Под влиянием Французской революции и политических идей Просвещения становление южноамериканской государственности сопровождалось принятием декларативных актов о национальном определении и принципах будущего государства (Венесуэла — 1811 г., Аргентина — 1816 г., Центральноамериканская федера ция — 1821 г. и др.). В этих декларациях провозглашались начал народного суверенитета, национальной свободы и независимости которые не могли быть никем и ничем ограничены. Кроме того, составе первых конституций (или наряду с ними) принимались осно вополагающие акты о гражданских правах: Декларация прав Аргентины 1819 г., Права и обязанности человека и гражданина Венесуэлы 1819 г. и др. Как правило, декларации были однотипными (по общей направленности) и содержали признание свободы слова, печати, неприкосновенности частной собственности, отмены полуфеодальных и сословных прав, запрет работорговли. Ряд первых конституционных актов (Чили 1823—1828 гг., ЦА федерации 1829 г.) заключали и гражданские обязанности общеправового содержания.
В итоге войны за независимость практически во всей Латинской Америке утвердился республиканский и конституцион ный строй. Единственно в Парагвае (до 1844 г.) не было приня то конституционного акта, а установившийся там режим единолич ной власти повторял форму наполеоновского цезаризма, однако да же без формальных рамок внешней законности. Утверждениа республики в качестве принципа государственного устройства н было безусловным следствием освободительной революции, и в ря де стран оно стало итогом внутренней политической борьбы В Мексике независимость была провозглашена под лозунгом «Мексиканской империи» (сентябрь 1821 г.) и на несколько лет установилась полумонархическая диктатура самопровозглашенного «им ператора» Итурбиде; первоначальный учредительный конгрес также склонялся в сторону конституционной монархии. И только согласно Конституции 1824 г., закрепившей «свободу и независи мость от Испании или какой бы то ни было другой нации», Мексиканские Соединенные штаты стали республикой. Колебания некоторое время были и среди конституционалистов Аргентины, гд только во второй по счету конституции (1826 г.) была провозглаше на «республиканская представительная форма» правления.
Еще более острой проблемой не только конституционных прин ципов, но и всего государственно-политического строя многих стран Латинской Америки стали федерализм и централи зация. В колониальные времена реальное административное, финансовое и тем более экономическое единство не простиралось да
лее провинций; капитанства и тем более вице-королевства были, по сути, формальными военно-политическими объединениями. Поэтому попытки создать новые государства в виде крупных объединений оказались в большинстве нежизнеспособными. В 1839 г. распалась на самостоятельные государства Центральноамериканская федерация Объединенных провинций (Коста-Рика, Гватемала, Сан-Сальвадор, Гондурас, Никарагуа). В 1829—1830 гг. распалась Великая Колумбия: недовольство централизаторской политикой С. Боливара привело к самоопределению Венесуэлы (1830), сепаратизм военных в провинции Кито дал базу для формирования государства Эквадор (1831), в конце века, хотя не без военного давления США, отделилась и Панама (первая конституция принята в 1904 г.). Для более крупных территориально стран проблема федерализма проявилась и в необходимости внутренней структуризации государства. Борьба с унитаризмом в Аргентине поначалу привела даже к созданию конфедеративного государства Объединенных провинций: каждая провинция имела свое управление и конституцию, центральным властям досталась только сфера внешней полигики. Начала федерализма окончательно были закреплены Конституцией Аргентины 1853 г. Федерацией штатов, «свободных и суверенных во всем, что касается их внутреннего устройства», была в итоге провозглашена и Мексика по Конституции 1857 г. На некоторое время вследствие острой внутриполитической борьбы федеративное устройство приняла Новая Гранада под именем Соединенных штатов Колумбии (с 1863 по 1886 г., когда новая конституция утвердила унитарный строй). Федеративная организация везде строилась по образцу США.
Государственный и конституционный строй новых стран основывался на безусловном разделении властей. В некоторых государствах, наряду с общепринятыми законодательной, исполнительной и судебной, были выделены еще избирательная или избирательная и муниципальная власти (Конституция Перу 1823 г., Конституция Боливии 1826 г.). Законодательной властью везде наделялся представительный конгресс. Почти во всех странах Латинской Америки конгресс был двухпалатным, по Конституции Боли-пни 1826 г. — даже трехпалатным (по образцу Конституции 1799—1802 гг. Франции). Вторую палату (Сенат), как правило, определяли косвенными выборами или же, в случае федераций, представительством от провинций (например, в Мексике). Вторая палата имела и более длительный, чем нижняя, срок легислатуры: от 4-х лет (Конституция Венесуэлы 1811 г.) до 12-ти лет (Аргентина). Избирательное право везде было цензовым: повсеместным