ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 484
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Особенности развития Спарты обусловили застой в социально-экономической и политической жизни государства. Однако победа над Афинами в Пелопоннесской войне стимулировала развитие товарно-денежных отношений в Спарте, что привело к имущественной дифференциации и росту социальных противоречий, ослабивших государство. Как и другие греческие государства, Спарта в середине II в. до н. э. оказалась под властью Рима.
Правовое положение различных социальных групп
В ходе завоевания сложилась и крайне своеобразная социально-правовая организация Спарта, основанная на корпоративной собственности завоевателей на землю страны и на насильственном присвоении продуктов труда порабощенных слоев населения.
Каждой спартанской патриархальной семье (их было немного — около 10 тыс.) выделялся участок земли — клер. Однако обрабатывался этот клер не спартиатами, а зависимым населением — илотами. Илоты жили на участке со своими семьями, не могли с него уйти, часть произведенного должны были отдавать в качестве государственного налога условным собственникам — спартиатам. Причем нельзя было требовать более установленной властями нормы. Илоты были лишены каких-либо прав, даже право на жизнь не было безусловным, поскольку по решению властей периодически проводились «чистки» всегда готового восстать населения.
Другую группу неполноправного, но более свободного, чем илоты, населения Спарты составляли пэриэки. Они жили по окраинам страны, вели самостоятельное хозяйство и с него платили государственные подати; их также привлекали к военной службе. Пэриэки обладали собственным самоуправлением, но в общегосударственных делах подчинялись спартанским царям. Пэриэкам, в отличие от спартиатов, дозволялось не только трудиться на земле, но и заниматься ремеслами, торговлей, которые вообще были слабо развиты, в том числе из-за традиционной политики дорийцев, направленной на всемерное сохранение родового равенства и земледельческого уклада.
Такой довольно странный и безусловно нежизнеспособный в длительной исторической перспективе социальный порядок мог сохраняться только в условиях особого единства верхушки общества — спартиатов. Это не могло быть достигнуто без специальных политических и правовых институтов, которые бы сдерживали социальное размежевание малочисленного спартанского общества, с одной стороны, а с другой — предоставили бы спартиатам особые права и особое место в государстве, выражавшем бы их общие интересы. Решение этих проблем было найдено путем преобразований, приписываемых спартанскому законодателю-реформатору Ликургу, которые законсервировали уклад спартанского общества и сформировали в нем подлинное государство.
20. РП древнейшего периода. Манципация. Брак и семья по законам 12 таблиц.
В росс. науке утвердилась трехзвенная периодизация Неволина: царский, республиканский, императорский периоды.
РП древнейшего периода (753—367 гг. до н. э.)— годы основания Рима и учреждения должности городского претора —
Первый период(VIII в. — III в. до н.э.) период начального формирования римского права. Право существует в рамках патриархальной римской общины, для членов общины и ради сохранения ее ценностей, руководят жрецы-понтифики. Отмечается становление главных источников РП, переход от обычного права к государственному законодательству. В V в. до н. э. была осуществлена первая кодификация РП в виде Законов XII Таблиц. РП в этот период представляет явно выраженное привилегированное право — т.н. квиритское право, которое не только отделяет членов римской общины от неримлян, но и носит сословный характер даже внутри Рима. Квиритское право консервировало патриархальное строение семьи с безусловным господством домовладыки, в его рамках не было развитого права собственности.
В начале этого периода римляне живут большими семьями, основанными на культе предков. Уже в IV в. до н. э. утверждается малая семья,построенная на идее детопроизводства.
Чистота форм и следование освященному традицией стандарту обеспечивались на надобщинном уровне особой коллегией жрецов — понтификами, которые ведали религиозными порядками римской жизни. Понтифики занимались также публичным правом. Царю принадлежала судебная и законодательная власть. Он объявлял их народному собранию по куриям.
Закон (367 г. до н. э), постановил, чтобы один из консулов обязательно избирался из плебеев. В компенсацию за утрату монополии патриции создали для управления Городом особую должность высшего магистрата — городского претора, наделив его соответствующей властью. По сути это означало институциональное выделение судебной власти, что позволяет связать с этим событием конец архаического периода.
Окончательное уравнение сословий связывают с законом Гортензия по которому решения плебейских собраний стали обязательными для всех граждан.
Как результат политической борьбы были разработаны Законы Двенадцати таблиц.Они были вотированы комициями в 449 г. до н. э. и стали основой дальнейшего правового
развития Рима.
Семейное право по Законам 12 таблиц. Римская семья была строго патриархальной, т. е. находящейся под неограниченной властью домовладыки, каким мог быть дед или отец. Такое родство называлось агнатическим, а все «подвластные» домовладыке (от родственников до рабов) были друг другу агнатами (агнатическое родство). В отличие от когнатического (кровного) родства.
В Риме сложились две формы брака: сит тапи,т. е. брак с мужней властью,и sine тапи,брак без власти мужа,при котором жена оставалась подвластной прежнему домовладыке.
Брак сит тапи. Если жена в течение года остается в доме мужа, то ее брак превращается из брака sine manu в брак cum manu. При браке cum manu жена поступала полностью под власть мужа или домовладыки. Если жена принесла в новую семью имущество, оно становилась собственностью мужа. Супруг мог отдать жену в кабалу, даже наказать ее смертью, вин-дицировать из чужого владения.
В браке сит тапи женщина имела свободу развода (которой она не имела в «правильном» браке). С разводом женщина забирала свое собственное имущество, внесенное в общий дом в качестве приданого, равно как и благоприобретенное после вступления в брак. С течением времени именно брак «сине ману» получил наибольшее распространение. Специфической особенностью брака «сине ману» было то, что его следовало возобновлять ежегодно. Для этого жена в положенный день на три дня уходила из дома мужа (к родителям, друзьям) и тем прерывала срок давности.
После смерти домовладыки имущество семьи переходило агнатам по закону, а если покойный оставлял завещание, следовало слепо и свято придерживаться его буквального текста. Вдова покойного во всех случаях получала какую-то часть имущества как для собственного пропитания, так и на содержание малолетних детей, если они оставались на ее попечении после смерти отца.
Наследование по завещанию ограничивалось рядом условий. Лишая наследства кого-либо из агнатов, отец должен был прямо назвать его. Всякое наследственное распоряжение нуждалось в утверждении Народным собранием.
МанципацияЭто слово произошло от греч. «манус» — рука. Отражает образное представление о переходе собственности при наложении руки на приобретенную вещь. Наложив руку, следовало сказать: «Я утверждаю, что эта вещь
принадлежит мне по праву квиритов» (потомков обожествленного Ромула Квирина). Манципация сообщала приобретателю неоспоримое право собственности на вещь.
Передача манципируемой вещи происходила в торжественной обстановке, в присутствии пяти свидетелей и весодержателя с весами и медью. Последнее указывает на то, что обряд манципации возник до появления чеканной монеты — асса, но медь в определенном сторонами весе уже фигурировала в качестве общего эквивалента. Формальности служили запоминанию сделки на тот случай, если в будущем возникнет связанный с ней спор о собственности.
Все другие вещи, даже драгоценные, переходили посредством простой традиции, т. е. бесформальной передачи на условиях, установленных договором купли-продажи, мены, дарения и проч.
Старый раб, как и старая лошадь, требовал при переходе из рук в руки манципации, а драгоценная ваза — традиции. Дело в том, что первые две вещи относятся к разряду орудий и средств производства и по своему происхождению тяготеют к верховной коллективной собственности римской общины, тогда как ваза, украшение, как и всякая другая обиходная вещь, были как изначально, так и в последующем предметами индивидуальной собственности.
21. Образование Римской империи, предпосылки, основные причины. Периодизация.
Кризис Римс. Республики. Реформы Гракхов. Во 2 в. до н. э. Рим господствует над всем землями, которые омывает Средиземное море. Эти земли стали источником рабов, которые работали на латифундиях (поместьях) знати. При этом коренное Рим. крестьянство обезземеливалось. Итогом борьбы м-у мелкими и крупными землевладениями стали реформы братьев Гракхов. Тиберий Гракх предложил ограничить размер участка земли, находящийся в частных руках, но был убит. Аграрная реформа в пользу римского крестьянства не осуществилась.
В 1 в. до н.э. Рим оказался втянутым в тяжелую войну с Италией. Война не принесла мира ни Риму, ни Италии. Настала эпоха диктатур. Первым диктатором был полководец Сулла . Он предоставил новые права сенату и резко ограничил полномочия Народных собраний. Диктатура Суллы означала - конец республики.