Файл: Предмет и методы игипзс. Периодизация игипзс.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 480

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Категория иностранцы, т.е. жившие в полисе постоянно, но к демам не приписанные. Они име­ли все права в коммерческом обороте, пользовались защитой вла­стей и права, но не несли никаких гражданских обязанностей (кро­ме уплаты торговых сборов и налогов) и тем более не имели поли­тических прав.

Значительная часть населения была на положении рабов. Ра­бами становились: (1) по рождению, (2) по приговору суда в отно­шении неблагодарного метойка или вольноотпущенника, (3) захва­ченные в плен. Рабы могли принадлежать как полису, так и част­ным лицам. Рабов использовали, как правило, в до­машнем хозяйстве или как специалистов (в земледельческом или ремесленном производстве их почти не было); раб в Афинах был достаточно дорог — рыночная цена доходила до размеров годовой платы ремесленника. Хозяин не имел права распоряжаться жизнью раба, перепродажа в чужие руки также не была совершенно свобод­ной. Раба можно было наказывать, однако ни в коем случае не зло­употребляя этим; в ограниченной степени раб сохранял право даже на защиту личной чести.

16. Источники Афинского права. Общ. характеристика отраслей права в Афинах.

Основной источ. - законы — в этом выражалось и общеполитическое стремление античной демократии сделать общую волюруководите­лем и юридических отношений.

Законы Ликурга. Спарта выработала свою систему отличную от остальной тирании в Элладе. Аристократия не была низвергнута, а народному правлению был придан особый строй (был создан совет старейшин) примирявший все интересы внутри спартанского об-ва.

Формирование афинского законодательства. Древнейшим источником права в Афинах был обычай.Первые законы в Афинах – зак. Тесей (XIII в. до н.э.). Выбитые на камне «для вечности». Скорее отражали религиозно-обрядовую сферу, что было традиционно для архаического права.

Зак. Драконта (ок. 621 г. до н.э.) появляется писаное право в виде Законов Дра-конта. Это было крупной победой демоса, так как по традиции толкование обычного права принадлежало аристократии и приво­дило к частым злоупотреблениям, а запись действующих норм права позволила ограничить произвол
в толковании юридических правил.

Отражали организацию суда, наказания за типич­ные правонарушения религиозного и общественного уклада. Зако­ны отменяли любые привилегии рождавшейся знати, стремились сдержать имущественное неравенство. Зак. Драконта были жестоки: практически за любое преступление в них назначалась смертная казнь. Эти законы сменили законы Солона.

Законы Солона (после 594 г. до н.э.) По содержанию законы Солона касались в главном регулирования внутрисемейных и родовых отношений, преследовали цели охранения общественного порядка, юридического, и общественной морали. Имущественные отношения в них регулировались под знаком ува­жения соседских прав, сохранения общинных ценностей. При Солоне законы становятся главным источником права.

Основной массив афинского законодательства сформировался в период расцвета демократии — вторая половина VI в. V в. до н.э. Причем теперь законы регулировали и судебно-процессуальные порядки, способы ведения дел в судах, а также детально регла­ментировали в особенности сферу брачно-семейного права, по­скольку с ней многое связывалось в статусе гражданина полиса, в переходе имущества. Сфера имущественных и обязательственных отно­шений была регламентирована слабо.

Имущественные отношения. Афинское право не знает четкого различия между вещами. Было известно деление имущества на движимое (земля, рабы, скот) и недвижимое (деньги, драгоцен­ности). Среди вещных прав были известны владение и собствен­ность, причем частная собственность считалась производной от государственной. Представления о широких правах собственни­ка еще не сложилось. Обязательственные отношения возникали либо из договора либо из деликта. Основанием договора служило всякое соглаше­ние любого содержания. Договоры заключались чаще всего в письменном виде, хотя обязательной формы не существовало. До реформы Солона неисполнение договор­ных обязательств влекло за собой личную ответственность долж­ника. После реформы в качестве средств обеспечения договорных обязательств выступают задаток, залог и поручительство. Афин­скому праву были известны различные виды договоров: куп­ли-продажи, найма, ссуды, подряда, займа, хранения вещей, това­рищества, поручения, комиссионный договор.


Семейное и наследственное право. Вступление в брак в Афи­нах считалось обязательным, однако безбрачие не влекло наказа­ний. Брак представлял собой договор, заключаемый главой семьи.

Наследование осуществлялось по закону и по завещанию. По закону наследниками первой очереди являлись сыновья. Доче­ри могли получить наследство лишь при отсутствии сыновей умер­шего отца. Внебрачные дети наследниками отца не являлись. При отсутствии прямых наследников наследовали другие родствен­ники. Наследование по завещанию вводится реформой Солона. Завещание считалось действительным, если при его составлении завещатель находился в здравом уме и не подвергался физическо­му или психическому насилию. Завещать имел право лишь тот, у кого не было законных детей мужского пола. Не могли заве­щать несовершеннолетние, женщины, приемный сын.

Уголовное право. Афинскому праву были известны следующие виды преступлений: государственные, против семьи, против лично­сти, против собственности. Различались умышленные и неосто­рожные преступления (в частности, убийства). Было известно по­нятие самообороны, проводилось различие между подстрекателем и исполнителем преступления.

Среди наказаний следует отметить смертную казнь, продажу в рабство, штраф, конфискацию, бесчестье (атимию). Наказание для рабов и свободных было различным. В области уголовного права Законы Драконта отличались особой жестокостью. Цель на­казания заключалась в причинении страданий преступнику.

Судебный процесс. Начинать судебные дела могли только полноправные афинские граждане. За женщину и несовершенно­летнего действовал глава семьи, за метека — его простат, за раба — его господин.

Должностное лицо, получившее жалобу, производило предва­рительное расследование. При этом обвиняемый или ответчик имел право представить письменные возражения против рассмот­рения дела по существу. Если такие возражения не поступали, су­дьи переходили к рассмотрению дела по существу. Стороны пред­ставляли все необходимые доказательства по делу. По окончании предварительного расследования назначался день судебного засе­дания. Решение принималось тайным голосованием. На судебные решения и приговоры допускалась апелляция к гелиэе. Решения гелиэи были окончательными и обжалованию не подлежали.

17. Общая характеристика Законов Драконта, Солона.
Особенности Афинского права.

Первые законы – законы Тесея (XIII в. до н.э.). Были выбиты на камне «для вечности». Отражали религиозно-обрядовую сферу жизни, что было традиционно для архаического права.

Первым историческим законодателем Афин был тиран Драконт. Законы Драконта (около 621 г. до н.э.) отражали организацию суда, наказания за правонарушения религиозного и общественного уклада. ­0ни отменяли привилегии рождавшейся знати, стремились сдержать продвиже­ние имущественного неравенства. Также согласно пре­данию, большинство из законов Драконта были отменены Солоном в начале VI в. до н.э. (кроме уголовного)

Законы Солона (после 594 г. до н.э.) Солон отказался от тирании, но жестко реа­лизовал реформы, которые в целом переустраивали государствен­ную организацию на более широкой социальной основе, отвечав­шей интересам большинства народа. Солон провел от­мену всех долговых обязательств в полисе; должники были проще­ны, земли возвращены владельцам, проданные в рабство граждане выкуплены. Впредь запрещалось давать в долг под условием само­заклада. Проведенный закон озлобил буквально все афинское об­щество, поскольку не был осуществлен полный передел земли (как надеялись бедные), а богатые утеряли значительную долю имуществ. Впрочем, кризис был настолько велик, что афиняне предос­тавили все государственные полномочия Солону и впредь.

Солон придал аристократии имущественныйхарактер. Старым четырем категориям населения Афин (эвпатридам, всадникам, зевгитам и фетам) был придан но­вый смысл: в них зачислялись граждане соответственно своим до­ходам (не менее 500, 300, 200 мер зерна в год). Все слои населения отныне допускались к участию в народ­ном собрании и могли быть судьями; полномочия собрания бы­ли невелики, и все дела предварительно решались в других сове­тах. Рядом с ареопагом был поставлен новый совет — булэ, куда определялось по 100 граждан от каждой филы (или Совет 400); именно булэ предварительно обсуждал вопросы, подлежащие вы­несению на народное собрание. За ареопагом были оставлены над­зор «за всем» и охрана законов.

Реформы, проведенные Солоном окончательно сформировали целостный государственно-по­литический уклад. Родовая знать стала преобразовываться в поли­тическую элиту, связанную всецело с государственными институ­тами.


Особенности Афинского права

Сосредоточенность Афинских законов на общинно-полисных ценностях имели своим основанием особое, неполитическое понимание закона и права. Закон служит не государственной власти, а выражает нрав­ственно-обязательный порядок — в этом его содержание, в этом и предназначение.

Право могло быть двух родов, согласно общегреческому пред­ставлению. Как широкое понятие — Themis— это воплощение во­ли богов; оно именно присутствует в природе. Такому понятию должны соответствовать между собою отношения между народами, между разными слоями населения в полисе, отношения между властвую­щими и подвластными, отношения в роде и семье. Как более кон­кретное понятие — Dikeэто и собственно юридическая норма, и вместе с тем моральное предписание о добродетели.

Юридическое предписание, закон —приложение тре­бований всемирного порядка. Выражены эти предписания могут быть в нескольких видах. Первый — ретра — взаимное обещание, например, законодателя и народа, двух родов по отношению друг к другу, двух народов; этот закон имеет фундаментальное значение и не может быть ни отменен, ни переменен. Второй — themos — гло­бальное правило, установление какого-то определенного свойства (о браке, о государстве, о значении какого-то лица); такой смысл имели большинство конкретных предписаний, установленных Дра-контом или Солоном. Третий — псефисма — индивидуальное ре­шение, клятва, законодательный акт, принятый органами полисно­го народовластия. Главная задача этого вида — регламентация дея­тельности магистратов, чтобы они не нарушали прав граждан. Однако преклонения перед законами, безусловного предпочтения их другим формам права в греческом правосознании не было: за­кон — только один из путей к наилучшему порядку и не всегда са­мый совершенный: «И только вследствие того обстоятельства, что решение одних вопросов может быть подведено под законы, а дру­гих не может, приходится недоумевать и исследовать, что предпоч­тительнее: господство ли наилучшего закона или господство наи­лучшего мужа, — так как вопросы, обычно требующие обсужде­ния, не могут быть заранее решены законом»*.

18. Возникновение и развитие рабовладельческого гос. в Спарте.