Файл: Семинар Этнонациональные и этнополитические конфликты Соотношение понятий этнонациональный и этнополитический конфликты.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
сецессию – отделение с целью создания собственного государства; ирредентизм – отделение части территории с целью присоединения ее к соседнему государству; энозис - отделение с целью присоединения к государству, где проживает основной массив одноименного этноса. Данная типология полезна в изучении интернационализации конфликта, поскольку ирредентизм и энозис приводит к межгосударственному конфликту;
- гегемонистские порождаются требованием политического преобладания этногруппы в отношении других этногрупп общества (гегемонистские требования относятся к желаемым привилегиям внутренней этногруппы и ограничениям внешней группы в экономической, политической, правовой, культурной сферах). В гегемонистском конфликте различают следующие формы этнического принуждения – ассимиляцию (потеря одной частью социума (или целым этносом) своих отличительных черт и замена заимствованными у другой части (другого этноса)), институциональный расизм (любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, имеющие целью или следствием уничтожение или умаление признания, использования или осуществления на равных началах прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной или любых других областях общественной жизни), резервацию (территория, отведенная для проживания отдельной группы меньшинств), апартеид (от африкаанс apartheid — «раздельность», то есть раздельное проживание, работа и т. д.— официальная политика расовой сегрегации), геноцид (действия, совершаемые с целью уничтожить полностью или частично какую-либо национальную, этническую, расовую групу по политическим или религиозным мотивам).
2. Особенности этнонациональных и этнополитических конфликтов и их причины
Классификация конфликтов исходя из типов преобладающих противоречий (по М.М.Лебедевой)
Один из основоположников общей теории конфликта Р.Дарендорф считает, что концепция свободного, открытого и демократичного общества не решает всех проблем и противоречий развития. От них не застрахованы не только развивающиеся страны, но и страны с устоявшейся демократия ( например, проблема Ольстера в Великобритании ).
Межнациональные конфликты – это специфическое, конкретно этническое выражение общесоциальных противоречий. Большинство политологов связывают их прежде всего с противоречиями, складывающимися в сфере материального производства. Они часто решаются путем революций. Однако в этих конфликтах отчетливо просматриваются противоречия между национальным меньшинством и «коренным» населением.
Существуют две точки зрения на конфликт. Одни исследователи считают, что социальные конфликты несут угрозу, опасность распада общества. Однако другие, такие как Льюис Козер считают, что «Конфликт препятствует окостенению социальных систем, вызывая стремление к обновлению т творчеству». Немецкий социолог Ральф Дарендорф утверждает, что конфликты незаменимы, как фактор всеобщего процесса социального изменения.
Однако межнациональный конфликт – это нежелательное явление, поскольку тормозит решение социальных проблем жизни людей разных национальностей. Погасить начавшийся конфликт трудно. Негативные последствия межнациональных конфликтов не исчерпываются прямыми потерями. В конце 1996 года численность вынужденных мигрантов из зон вооруженных столкновений в странах бывшего СССР составила 2,4 млн человек. В целом с территорий, охваченных конфликтами, бежало не менее 5 млн человек. Такие массовые перемещения в периоды конфликтов существенно меняют возрастной и половой состав населения. В первую очередь уезжают престарелые, женщины и дети, и эти же наиболее социально уязвимые группы населения в последнюю очередь возвращаются на родину. Это не способствует улучшению демографической ситуации. К последствиям конфликта можно отнести безработицу, малоземелье, люмпенизацию значительной части населения. Это может быть причинами социальной нестабильности, этнических конфликтов, национализма, политических спекуляций, укрепления позиций консерватизма и традиционализма.
На сегодняшний день на международном уровне еще не выработаны четкие дефиниции национального меньшинства и его прав. Здесь берутся во внимание такие факторы , как количественный аспект, негосподствующее положение , различия в этническом или национальном характере, культуре, языке или религии, а также индивидуальное отношение (принятие решения о принадлежности к нацменьшинству или нет). Например, в Германии национальным меньшинством признают себя фризы, датчане, сербы, цыгане, а евреи не признают себя нацменьшинством, а считают себя религиозной конфессиональной группой. Уйгуры в Китае (10 млн. человек) нацменьшинство, также как курды, россияне в странах СНГ и Балтии.
Не определив точно, что понимать под национальным меньшинством, трудно определить его права. Однако во многих странах этот вопрос стоит остро. Так, в Македонии не запрещается создание партии на этнической основе, а в Болгарии конституция запрещает создание таких партий. В Румынии отведены места в парламенте для нацменьшинств, а в Германии выделение таких мест считается неконституционным. Вопрос об участии нацменьшинств в принятии решений остается открытым, что будет создавать конфликтные ситуации там, где существует неравный доступ к власти различных национальных групп.
По данным Центра этнополитических и региональных исследований, на постсоветском пространстве было более 100 острых конфликтов, среди которых 6 региональных войн (Карабахский, Абхазский, Таджикский, Южноосетинский, Приднестровский, Чеченский конфликты).
Среди социальных (в широком смысле) конфликтов выделяют :
В основе этнических конфликтов лежит неравномерное распределение между группами власти, могущества, ресурсов.
На психологическом уровне любые конфликты проявляются в восприятии расхождения интересов, что приводит к активизации социальной деятельности.
Особенности этнических конфликтов –
Межэтническая напряженность часто сопровождается межконфессиональной напряженностью.
Из-за вовлеченных в конфликт сторон они либо обостряются и переходят к прямой конфронтации, либо урегулируются, избегая конфронтации. В наши дни чисто этнических конфликтов не существует. К этническим можно отнести практически все открытые конфликты на территории бывшего СССР.
Причины
Непосредственными причинами возникновения этнического конфликта могут являться территориальные, экономические, политические, социальные и иные противоречия. Нередкое явление для возникновения конфликта — целый комплекс причин. Субъективное восприятие этих противоречий играет важнейшую роль в возникновении конфликта, значительно усложняя его течение и урегулирование.
Особую окраску приобретает межэтнический конфликт, испытывающий влияние религиозного фактора. Роль религиозного фактора в идеологическом обеспечении очень велика, часто приводя к религиозному фанатизму, который лежит в основе особенно опасных конфликтных действий, в том числе террористических атак против мирного населения.
Одна из главных причин этнических конфликтов в истории — территориальные споры. Суть проблемы обычно состоит в том, что в результате многочисленных миграций населения, завоеваний и других геополитических процессов территория расселения этноса в прошлом неоднократно менялась, и менялись границы государств. В связи с этим возникают территориальные претензии, а в качестве аргументов выдвигается утверждение о принадлежности той или иной территории определенному этносу в прошлом. В силу своей запутанности и субъективности территориальные споры являются самыми сложными и практически неразрешимыми.
Политические причины конфликтов возникают тогда, когда происходит ограничение или лишение части группы (и даже целых народов) политических и личных прав и свобод по признаку национальной (этнической) принадлежности. Деление этносов на «коренные» и «некоренные», «титульные» и «не титульные» также порождает политико-правовое неравенство, а следовательно, может являться причиной этнических конфликтов.
Многочисленны и разнообразны экономические причины этнических конфликтов, например, борьба этносов за обладание материальными ресурсами и собственностью, среди которых наиболее ценными являются земля и недра. Суть конфликта сводится к тому, что каждая из конфликтующих сторон стремится обосновать свое «естественное» право на использование земли и природных ресурсов. Экономической подоплекой этнического конфликта может быть и результат неравномерной модернизации и развития регионов, в том числе этнонациональных республик в полиэтническом государстве. В этих случаях экономическое неравенство между различными этническими группами, осознаваемое как коллективное ущемление «по этническому признаку», становится причиной проявления этнической солидарности и может привести к межэтническому конфликту.
Этнические конфликты могут возникать вследствие социальной напряженности. Подобные конфликты наблюдаются в полиэтнических государствах, когда складывающиеся в результате социальной неоднородности проблемы бедности, безработицы, миграций, этнической демографии и г.п. приобретают выраженный «этнический» характер. В престижных видах деятельности возникает конкуренция между «титульными» и «не титульными» этносами.
Еще одной из причин этнических конфликтов могут стать этнокультурные, в том числе языковые, проблемы. Неудовлетворение этнокультурных запросов той или иной этнической группы, отсутствие обеспечения условий для изучения и использования родного языка ведет к межэтнической напряженности и потенциальному конфликту. Следует, однако, отметить, что речь идет не о «чисто» этнокультурных проблемах, за ними просматриваются социальные интересы. Так, придание государственного статуса языку только титульного этноса в полиэтническом государстве ущемляет значение других этносов, обеспечивает представителей титульного этноса определенными преимуществами.
В формировании межэтнической напряженности большую роль играют социально-психологические факторы. Этническая напряженность как массовое психическое состояние основана на эмоциональном заражении, внушении и подражании. В исторической памяти особенно долго сохраняются национальные обиды и несправедливости. Психологическую напряженность могут создавать этнические проблемы — подлинные и мнимые — основанные на слухах, ложной информации, провокациях.
Межгрупповые культурные различия как аргумент открытого конфликта были распространены и в прошлом. Первые масштабные этнополитические конфликты, которые длятся до сих пор, возникли после Второй мировой войны, как, например, в Кашмире при образовании Индии и Пакистана или в Тибете при становлении современного Китая. Тем не менее особенно явно в последние годы появилась своего рода политическая философия этнополитических конфликтов как «освободительных проектов», аргументы и механизмы этнического насилия, спорные международно-правовые доктрины этнического «самоопределения». Безусловно, культурная самобытность и основанные на ней личностная и групповая идентификация очень значимы в жизни человека и общества в целом. Однако этнич- ность и религия могут служить мощным средством политической мобилизации, выходя в определенных условиях па передний план общественной жизни, приводя даже к насильственным конфликтам. Именно так произошло в регионе бывшего СССР и странах Восточной Европы, когда в середине 1980-х гг. там началась политическая либерализация и экономические рыночные реформы. Фактически все вооруженные конфликты на территории бывшего СССР и Югославии произошли по причине «национального (этнического) самоопределения». Исключение составили конфликты типа массовых беспорядков в Азербайджане (Сумгаит), Киргизии (Ош), Узбекистане (Фергана), Северной Осетии (Пригородный район). Но и они имели выраженную этническую окраску: азербайджанцы против армян, киргизы против узбеков, узбеки против месхетинских турок, осетины против ингушей. Такие конфликты в форме массовых насильственных столкновений между представителями разных этнических групп, как правило, носят спонтанный и кратковременный характер, и они прекращаются после применения полицейской силы, или же насилие истощается само по себе.
- гегемонистские порождаются требованием политического преобладания этногруппы в отношении других этногрупп общества (гегемонистские требования относятся к желаемым привилегиям внутренней этногруппы и ограничениям внешней группы в экономической, политической, правовой, культурной сферах). В гегемонистском конфликте различают следующие формы этнического принуждения – ассимиляцию (потеря одной частью социума (или целым этносом) своих отличительных черт и замена заимствованными у другой части (другого этноса)), институциональный расизм (любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, имеющие целью или следствием уничтожение или умаление признания, использования или осуществления на равных началах прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной или любых других областях общественной жизни), резервацию (территория, отведенная для проживания отдельной группы меньшинств), апартеид (от африкаанс apartheid — «раздельность», то есть раздельное проживание, работа и т. д.— официальная политика расовой сегрегации), геноцид (действия, совершаемые с целью уничтожить полностью или частично какую-либо национальную, этническую, расовую групу по политическим или религиозным мотивам).
2. Особенности этнонациональных и этнополитических конфликтов и их причины
Классификация конфликтов исходя из типов преобладающих противоречий (по М.М.Лебедевой)
-
16-17 вв – религиозные противоречия и войны, -
17-18 вв – династические, -
19 век- столкновение национальных интересов, -
20 век- идеологические противоречия (холодная война) -
Начало 21 века – усиление этнонационального компонента.
Один из основоположников общей теории конфликта Р.Дарендорф считает, что концепция свободного, открытого и демократичного общества не решает всех проблем и противоречий развития. От них не застрахованы не только развивающиеся страны, но и страны с устоявшейся демократия ( например, проблема Ольстера в Великобритании ).
Межнациональные конфликты – это специфическое, конкретно этническое выражение общесоциальных противоречий. Большинство политологов связывают их прежде всего с противоречиями, складывающимися в сфере материального производства. Они часто решаются путем революций. Однако в этих конфликтах отчетливо просматриваются противоречия между национальным меньшинством и «коренным» населением.
Существуют две точки зрения на конфликт. Одни исследователи считают, что социальные конфликты несут угрозу, опасность распада общества. Однако другие, такие как Льюис Козер считают, что «Конфликт препятствует окостенению социальных систем, вызывая стремление к обновлению т творчеству». Немецкий социолог Ральф Дарендорф утверждает, что конфликты незаменимы, как фактор всеобщего процесса социального изменения.
Однако межнациональный конфликт – это нежелательное явление, поскольку тормозит решение социальных проблем жизни людей разных национальностей. Погасить начавшийся конфликт трудно. Негативные последствия межнациональных конфликтов не исчерпываются прямыми потерями. В конце 1996 года численность вынужденных мигрантов из зон вооруженных столкновений в странах бывшего СССР составила 2,4 млн человек. В целом с территорий, охваченных конфликтами, бежало не менее 5 млн человек. Такие массовые перемещения в периоды конфликтов существенно меняют возрастной и половой состав населения. В первую очередь уезжают престарелые, женщины и дети, и эти же наиболее социально уязвимые группы населения в последнюю очередь возвращаются на родину. Это не способствует улучшению демографической ситуации. К последствиям конфликта можно отнести безработицу, малоземелье, люмпенизацию значительной части населения. Это может быть причинами социальной нестабильности, этнических конфликтов, национализма, политических спекуляций, укрепления позиций консерватизма и традиционализма.
На сегодняшний день на международном уровне еще не выработаны четкие дефиниции национального меньшинства и его прав. Здесь берутся во внимание такие факторы , как количественный аспект, негосподствующее положение , различия в этническом или национальном характере, культуре, языке или религии, а также индивидуальное отношение (принятие решения о принадлежности к нацменьшинству или нет). Например, в Германии национальным меньшинством признают себя фризы, датчане, сербы, цыгане, а евреи не признают себя нацменьшинством, а считают себя религиозной конфессиональной группой. Уйгуры в Китае (10 млн. человек) нацменьшинство, также как курды, россияне в странах СНГ и Балтии.
Не определив точно, что понимать под национальным меньшинством, трудно определить его права. Однако во многих странах этот вопрос стоит остро. Так, в Македонии не запрещается создание партии на этнической основе, а в Болгарии конституция запрещает создание таких партий. В Румынии отведены места в парламенте для нацменьшинств, а в Германии выделение таких мест считается неконституционным. Вопрос об участии нацменьшинств в принятии решений остается открытым, что будет создавать конфликтные ситуации там, где существует неравный доступ к власти различных национальных групп.
По данным Центра этнополитических и региональных исследований, на постсоветском пространстве было более 100 острых конфликтов, среди которых 6 региональных войн (Карабахский, Абхазский, Таджикский, Южноосетинский, Приднестровский, Чеченский конфликты).
Среди социальных (в широком смысле) конфликтов выделяют :
-
политические конфликты, когда борьба идет за власть, за доминирование, авторитет. -
Социально-экономические (например, между профсоюзами и работодателями) -
Этнические – по поводу прав и интересов этнических общностей.
В основе этнических конфликтов лежит неравномерное распределение между группами власти, могущества, ресурсов.
На психологическом уровне любые конфликты проявляются в восприятии расхождения интересов, что приводит к активизации социальной деятельности.
Особенности этнических конфликтов –
-
- они носят социо-культурный характер (из-за различия в языке, религии, обычаях, особенностях ментальности). -
- в их основе лежат разногласия по поводу использования языков, проведения языковой политики.
Межэтническая напряженность часто сопровождается межконфессиональной напряженностью.
Из-за вовлеченных в конфликт сторон они либо обостряются и переходят к прямой конфронтации, либо урегулируются, избегая конфронтации. В наши дни чисто этнических конфликтов не существует. К этническим можно отнести практически все открытые конфликты на территории бывшего СССР.
Причины
Непосредственными причинами возникновения этнического конфликта могут являться территориальные, экономические, политические, социальные и иные противоречия. Нередкое явление для возникновения конфликта — целый комплекс причин. Субъективное восприятие этих противоречий играет важнейшую роль в возникновении конфликта, значительно усложняя его течение и урегулирование.
Особую окраску приобретает межэтнический конфликт, испытывающий влияние религиозного фактора. Роль религиозного фактора в идеологическом обеспечении очень велика, часто приводя к религиозному фанатизму, который лежит в основе особенно опасных конфликтных действий, в том числе террористических атак против мирного населения.
Одна из главных причин этнических конфликтов в истории — территориальные споры. Суть проблемы обычно состоит в том, что в результате многочисленных миграций населения, завоеваний и других геополитических процессов территория расселения этноса в прошлом неоднократно менялась, и менялись границы государств. В связи с этим возникают территориальные претензии, а в качестве аргументов выдвигается утверждение о принадлежности той или иной территории определенному этносу в прошлом. В силу своей запутанности и субъективности территориальные споры являются самыми сложными и практически неразрешимыми.
Политические причины конфликтов возникают тогда, когда происходит ограничение или лишение части группы (и даже целых народов) политических и личных прав и свобод по признаку национальной (этнической) принадлежности. Деление этносов на «коренные» и «некоренные», «титульные» и «не титульные» также порождает политико-правовое неравенство, а следовательно, может являться причиной этнических конфликтов.
Многочисленны и разнообразны экономические причины этнических конфликтов, например, борьба этносов за обладание материальными ресурсами и собственностью, среди которых наиболее ценными являются земля и недра. Суть конфликта сводится к тому, что каждая из конфликтующих сторон стремится обосновать свое «естественное» право на использование земли и природных ресурсов. Экономической подоплекой этнического конфликта может быть и результат неравномерной модернизации и развития регионов, в том числе этнонациональных республик в полиэтническом государстве. В этих случаях экономическое неравенство между различными этническими группами, осознаваемое как коллективное ущемление «по этническому признаку», становится причиной проявления этнической солидарности и может привести к межэтническому конфликту.
Этнические конфликты могут возникать вследствие социальной напряженности. Подобные конфликты наблюдаются в полиэтнических государствах, когда складывающиеся в результате социальной неоднородности проблемы бедности, безработицы, миграций, этнической демографии и г.п. приобретают выраженный «этнический» характер. В престижных видах деятельности возникает конкуренция между «титульными» и «не титульными» этносами.
Еще одной из причин этнических конфликтов могут стать этнокультурные, в том числе языковые, проблемы. Неудовлетворение этнокультурных запросов той или иной этнической группы, отсутствие обеспечения условий для изучения и использования родного языка ведет к межэтнической напряженности и потенциальному конфликту. Следует, однако, отметить, что речь идет не о «чисто» этнокультурных проблемах, за ними просматриваются социальные интересы. Так, придание государственного статуса языку только титульного этноса в полиэтническом государстве ущемляет значение других этносов, обеспечивает представителей титульного этноса определенными преимуществами.
В формировании межэтнической напряженности большую роль играют социально-психологические факторы. Этническая напряженность как массовое психическое состояние основана на эмоциональном заражении, внушении и подражании. В исторической памяти особенно долго сохраняются национальные обиды и несправедливости. Психологическую напряженность могут создавать этнические проблемы — подлинные и мнимые — основанные на слухах, ложной информации, провокациях.
Межгрупповые культурные различия как аргумент открытого конфликта были распространены и в прошлом. Первые масштабные этнополитические конфликты, которые длятся до сих пор, возникли после Второй мировой войны, как, например, в Кашмире при образовании Индии и Пакистана или в Тибете при становлении современного Китая. Тем не менее особенно явно в последние годы появилась своего рода политическая философия этнополитических конфликтов как «освободительных проектов», аргументы и механизмы этнического насилия, спорные международно-правовые доктрины этнического «самоопределения». Безусловно, культурная самобытность и основанные на ней личностная и групповая идентификация очень значимы в жизни человека и общества в целом. Однако этнич- ность и религия могут служить мощным средством политической мобилизации, выходя в определенных условиях па передний план общественной жизни, приводя даже к насильственным конфликтам. Именно так произошло в регионе бывшего СССР и странах Восточной Европы, когда в середине 1980-х гг. там началась политическая либерализация и экономические рыночные реформы. Фактически все вооруженные конфликты на территории бывшего СССР и Югославии произошли по причине «национального (этнического) самоопределения». Исключение составили конфликты типа массовых беспорядков в Азербайджане (Сумгаит), Киргизии (Ош), Узбекистане (Фергана), Северной Осетии (Пригородный район). Но и они имели выраженную этническую окраску: азербайджанцы против армян, киргизы против узбеков, узбеки против месхетинских турок, осетины против ингушей. Такие конфликты в форме массовых насильственных столкновений между представителями разных этнических групп, как правило, носят спонтанный и кратковременный характер, и они прекращаются после применения полицейской силы, или же насилие истощается само по себе.