Файл: Семинар Этнонациональные и этнополитические конфликты Соотношение понятий этнонациональный и этнополитический конфликты.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Во времена социальной дестабилизации для многих людей убежищем становится групповая идентичность, помогающая понять смысл происходящего, поэтому рост значимости этнической, религиозной, национальной идентичности сопровождает кризисные времена.

Причиной вооруженных конфликтов служат не этнические различия как таковые, а этническая политика. Опасность возникает тогда, когда этнические различия начинают определять политические пристрастия и когда происходит политизация этнической идентичности.

3.Динамика и типология этнонациональных конфликтов

Согласно данным современной этнической конфликтологии, динамика этнонационального конфликта состоит, как правило, из четырех фаз: латентный период, проявление конфликта, активное течение конфликта, следствие конфликта.

В основе латентного периода является зарождение конфликтной ситуации: на стадии скрытой (тлеющей) напряженности национально-патриотические и особенно национально-радикальные движения выдвигают требования к другой этнической группы, обращаясь к традициям, обычаям, народной культуре, к этнонациональной символики, которые в своей совокупности противопоставляются аналогичным явлениям "чужой" культуры.

Для этой стадии характерно состояние межэтнического отчуждения. Это проявляется в стремлении к этнически однородных браков, моноэтнического общения, минимизации контактов с иншоетничним средой, за исключением неизбежных - профессиональных или бытовых. То есть речь идет об увеличении социокультурной дистанции. В то же время отчуждения усиливается культурными различиями этносов, их непохожими стереотипами поведения. Начинают также производиться четкие и твердые домогательства и позиции, которые выражаются в программных документах и декларациях этих движений. Противоречия еще не осознаются, но сравнение между группами делается преимущественно в пользу своей. Необходимо отметить, что латентный период конфликта иногда так и остается латентным и не переходит в следующую стадию своего развития. Ряд кавказских конфликтов остались на уровне латентных: между кабардинцами и балкарцами в Кабардино-Балкарии, карачаевцами и черкесами в Карачаево-Черкесии, грузинами и азербайджанцами в Квемо-Картли, грузинами и армянами в Самцхе-Джавахети, русским населением Дона, Кубани, Ставрополья.

На этой стадии также происходят попытки перераспределить властные полномочия в пользу одной этнической группы благодаря другим группам, изменить этническую иерархию, повысить этнический статус коренных жителей и др. Этничность выражается в форме этнонациональных интересов и становится для местной элиты инструментом давления на центральную власть с целью реорганизации существующего этнополитического пространства в свою пользу. Стадия очень длительная (многолетняя), например, факт изгнания евреев из Земли Обетованной несколько тысячелетий назад был обоснованием их многолетней борьбы за возвращение на свою Родину и создание Государства Израиль. В последние годы в Татарстане объявляются дни памяти жертв захвата Казани войсками Ивана Грозного в 1552 году, а в Крыму - переселение крымскотатарского населения.


Иногда этническая группа приступает к силовым действиям, чтобы силой оружия подкрепить свои притязания. Как показывает практика, переход от стадии проявления конфликта в стадии активного течения происходит не всегда. Необходимым условием реализации этой фазы является нестабильность высокостатусного этноса. Так, например, именно в ситуации нестабильности, вызванной развалом СССР, возникли условия для мести за предыдущие действия (конфликты между осетинами и ингушами, между азербайджанцами и армянами, грузинами и абхазами и др.). Эта стадия имеет тенденцию к эскалации - от массовых ненасильственных действий (митинги и др.) До столкновений и военных действий. По мере накопления жертв и потерь, конфликт на этой стадии становится все менее управляемым и цивилизованно решаемым. Во время этой стадии жизненно необходимы меры по его быстрого ослабления и успокоения такие, как посредничество, консультирование, переговорный процесс и др., Направленные на достижение национального консенсуса или по крайней мере компромисса.

Результативность процесса урегулирования конфликта является показателем того, насколько приведены в действие демократические и гуманистические способы его урегулирования и решения были реализованы. В полной мере удалось нейтрализовать националистические установки и конфронтационные устремления участников конфликта. После помочь каждому из них перейти от жесткой и насильственной противодействия национальных сообществ и их представителей в эффективной и согласованной взаимодействия с ними ради взаимного удовлетворения основных потребностей и интересов всех участников межэтнической коллизии. Только тогда последствия конфликта можно считать положительными и конструктивными.

Однако, как показывает мировая практика, после активного течения конфликта стороны возвращаются к фазе латентного периода. Это связано с тем, что в реальной жизни гораздо чаще происходит не урегулирования этнического конфликта, а его нейтрализация. Обычно это означает перенос этнического конфликта в пределы легальной политической борьбы между соответствующими партиями и движениями при гарантированной невозможности насильственных действий любой из сторон, а также при наличии обоснованных расчетов, что один из этносов не сможет набрать решающего большинства в свою поддержку. Такая политическая борьба, то есть по сути, консервация этнического конфликта, может в вялой форме протекать десятилетия, сопровождаясь межэтническими столкновениями. Однако в то же время остается опасность, что в случае неожиданных кардинальных изменений условий жизни: резкого экономического спада, экологической катастрофы и др., - Дальнейшее развитие конфликта может выйти за законные границы, поскольку продолжают функционировать этнонационалистической партии, в которых работают экстремистски настроенные деятели.



Во время типологизации этнонациональных конфликтов учитывают их возникновения, предмет, процесс течения и другие факторы. Так, по характеру действий конфликтующих сторон Е. Паин и А. Попов поделили этнонациональные конфликты на три категории: конфликты стереотипов; конфликты идей; конфликты действий [199].

  • Конфликт стереотипов имеет такой характер, при котором конфликтующие этнические группы еще нечетко осознают причины противоречий, но создают относительно оппонента негативный образ "недружественного соседа", "нежелательной группы" (армяно-азербайджанский конфликт).

  • Конфликт идей характеризуется наличием тех или иных притязаний. В этом случае обосновывается "историческое право" любого этноса на самостоятельную государственность (например, в бывших республиках СССР) или на территорию (например, в Армении и Азербайджане, Северной Осетии и Ингушетии).

  • Конфликт действий означает проведение практических мероприятий по отстаиванию своих интересов в форме митингов, демонстраций, пикетов, открытых столкновений со своими оппонентами и органами власти.

Эта классификация скорее отражает стадии и формы межэтнических конфликтов, однако многие конфликты так и остаются "конфликтами идей".

По сферам проявления этнонациональные конфликты разделяют на статусно-институциональные, этнотерриториальные, социально-экономические, культурно-языковые, политико-правовые и межгрупповые.

  • Статусно-институциональные этнонациональные конфликты возникают в результате стремления этнической общности повысить свой статус в общегосударственной системе. В этом случае происходит борьба этнических групп по конфедеративную форму устройства государства или создания своих национальных образований в составе федерации. Это, например, было характерно для части союзных республик СССР, желающих конфедеративного уровня отношений (Казахстан), для ряда бывших автономий СССР (Татарстан), которые стремились подняться до уровня союзных республик).

  • Этнотерриториальные тип предполагает притязания и споры этнической группы за право проживать на той или иной территории, владеть или управлять ею. Территориальные споры часто связаны с реабилитационным процессом по репрессированных народов. Такие конфликты возникают при восстановлении территориальной автономии (немцы Поволжья, крымские татары) или правовой, социальной, культурной реабилитации этноса (греки, корейцы и другие).

  • Социально-экономическое тип конфликта возникает на основе требования выравнивания уровня жизни у представителей разных этносов, вхождение в элиту или прекращения льгот, субсидий и экономической помощи другим народам.

  • Межгрупповой тип этнонационального конфликта - споры, возникающие по различным вопросам, во-первых, между этнической группой и государством (например, самопровозглашенные Абхазия и Южная Осетия - с Грузией) и между этническими группами (например, конфликт между киргизами и узбеками в Ошской области Киргизии ).

  • Культурно-языковой тип конфликта возникает на основе требований способствовать сохранению или возрождению языка и культуры этнических меньшинств в частном или общественной жизни.


По основным целями , выдвигаемыми конфликтующими сторонами, определяют реалистичные и нереалистичные этнические конфликты.

Подчинением конфликты разделяют на вертикальные (между центром и субъектами и между региональными и местными органами власти) и горизонтальные (между группами коренного и некоренной национальности и микроконфликты на личностном уровне).

Самый простой способ классификации этнического конфликта - по способам применения силы конфликтующими сторонами - отнесение его к вооруженному либо не вооруженного. Вооруженные конфликты (насильственные) подразделяют на:

  • Региональные войны - вооруженные столкновения с участием регулярных войск и использованием тяжелого вооружения (Карабахский. Абхазский, Таджикский, Южноосетинский, Приднестровский, Чеченский конфликты)

  • Краткосрочные вооруженные столкновения, которые продолжаются несколько дней и сопровождаются жертвами (столкновения в Фергане, Осетино-ингушское противостояние и др.). Такие столкновения часто называют "конфликтами-бунтами", "конфликтами-погромами", "конфликтами неуправляемых эмоций".

Невооруженное конфликты бывают следующих видов:

  • Институциональные - противоречие между нормами конституции, законодательства, реализующие идеологемы конфликтующих сторон. Такая форма конфликта не всегда сопровождается гражданскими конфликтами. Пример - Татарстан середины 90-х годов XX века. Основные субъекты: властные структуры, партии, организаторы общественных движений;

  • Манифестные - митинги, демонстрации, голодовки, акты гражданского неповиновения (в Украине - "Майдан"), Основные субъекты - массы людей;

  • Идеологические - конфликт идеологий. Основными субъектами являются представители политической, научной, художественно-творческой элиты.

Если основанием классификации является территория проживания, наличие или отсутствие государственных или административных границ, то можно определить следующие типы этнонациональных конфликтов: межгосударственные; региональные конфликты между различными этносами; конфликты между Центром и региономместные конфликты между различными этническими образованиями, проживающих в рамках единых государственных, федеральных или административных границ (например, в одном городе, области).


Каждая из приведенных типологий имеет достаточно условный характер, поскольку любой етнонациональний конфликт одновременно сочетает в себе несколько причин, целей и форм. Поэтому для его полной оценки следует не только установить основные его причины, но и определять все многообразие составляющих его факторов.

4. Механизм этнонополитического конфликта