Файл: Семинар Этнонациональные и этнополитические конфликты Соотношение понятий этнонациональный и этнополитический конфликты.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5. Формы и способы регулирования этнонациональных и этнополитических конфликтов


Этнические конфликты, сформировавшиеся на постсоветском геополитическом пространстве, не представляют собой каких-то уникальных явлений. Все они имеют аналоги и в истории, и в совре­менном мире, что позволяет прогнозировать их развитие и исполь­зовать наиболее эффективные способы разрешения.

Способы регулирования этнических конфликтов. Любой этнический конфликт обусловлен существованием той или иной формы нера­венства этносов. Поэтому урегулирование этнических конфликтов требует нахождения нового, компромиссного и приемлемого для всех конфликтующих сторон, баланса взаимно удовлетворяющих их интересов. Для достижения этого баланса необходимо выполнение трех обязательных условий.

Во-первых, каждая из сторон конфликта должна признать нали­чие конфликтной ситуации. Тем самым за каждым оппонентом при­знается право на существование, но это совсем не означает призна­ния справедливости их требований и притязаний. Урегулирование

конфликта невозможно и бесполезно, если одна из сторон заявляет, что ее оппонент не имеет права на существование, а его позиция ли­шена всяких оснований.

Во-вторых, обязательным условием в урегулировании конфликта является степень организованности сторон: чем лучше они органи­зованы, тем легче достигнуть договоренности и добиться исполне­ния условий договора. И, напротив, диффузный характер интере­сов, их расплывчатость существенно затрудняют разрешение кон­фликтной ситуации.

В-третьих, конфликтующие стороны должны принять твердо ус­тановленные правила игры, при соблюдении которых только и воз­можен переговорный процесс. Эти правила должны предоставить равные возможности каждой из сторон, т.е. обеспечить некоторый баланс в их взаимоотношениях.

Последняя предпосылка урегулирования фактически во всех дей­ствующих конфликтах этнического характера отсутствует, ибо сто­рона, стремящаяся к отделению (сецессии), уже заранее оказывает­ся в неравном положении относительно стороны, представляющей уже существующее государство. Исходное равенство возможностей может существовать в политических или экономических конфлик­тах, ибо конфликтующие стороны в нем в известном смысле равно-положены.


Хотя в развитии этнических конфликтов происходит много сход­ных, однотипных процессов, в каждом из них участвуют люди со своими представлениями, убеждениями, страстями, стереотипами поведения. Атмосфера сильного напряжения приводит к тому, что поведение людей часто не поддается логическому анализу, не осно­вывается на здравом смысле. Поэтому вероятность найти решение конфликтной проблемы, которое в полной мере удовлетворило бы конфликтующие стороны, очень мала. В лучшем случае стороны принимают компромиссное решение, которое, не разрешая кон­фликт по существу, окончательно, переводит его в латентное состоя­ние. При этом нет никаких гарантий, что следующие поколения кон­фликтующих этнических общностей будут удовлетворены подоб­ным решением и не возобновят открытый конфликт.

В данном случае речь идет не об урегулировании, а о нейтрализа­ции конфликта. Это надежный перевод этнического конфликта в рамки легальной политической борьбы между соответствующими партиями и движениями при гарантированной невозможности на­сильственных действий любой из сторон, а также при наличии обосV, I'll

нованных расчетов, что этносепаратисты не смогут набрать решаю­щего большинства в свою поддержку на выборах органов государст­венной власти.

Такой вариант решения проблемы встречается часто. Одновре­менно спецслужбы проводят работу по дискредитации и дезоргани­зации деятельности наиболее радикальных лидеров и организаций на фоне поощрения и содействия акциям и пропаганде более уме­ренных, не склонных к насилию деятелей, выступающих от имени той же этнической группы.

Особо сложным является регулирование и разрешение этнотер-риториальных конфликтов. Современная политическая карта мира сформировалась в результате сложных геополитических процессов, в том числе двух мировых войн, и в современном политическом уст­ройстве сохраняется много несправедливых явлений. Однако труд­но себе представить судьбу нашей планеты, если актуализируются все те конфликты, которые сейчас находятся в латентном состоя­нии. И самое главное, нет никакой гарантии, что в результате «спра­ведливых» решений все конфликтные ситуации будут устранены: ведь у каждой из конфликтующих сторон свое представление о спра­ведливости.

Также возможно «естественное» развитие и последующее зату­хание этнических конфликтов. Это реальный и часто встречаю­щийся исход. В данном случае, в ходе постоянной эскалации этни­ческого конфликта и перерастания в форму насильственного про­тивостояния сторон, он проходит все стадии развития и заканчива­ется разрушением прежде единого полиэтнического общества, в котором он возник. Это уже не урегулирование конфликта, так как этнический конфликт внутри полиэтнического государства превра­щается в межгосударственный конфликт между вновь образовавши­мися государствами.



Обычно этот вариант разрешения проблемы протекает по двум сценариям: меняется территория за счет проведения новых государ­ственных границ, разделяющих конфликтующие стороны, или ме­няется этнический состав населения за счет депортации враждеб­ных групп. В реальности чаще всего встречается сочетание обоих сценариев (Босния и Герцеговина, Нагорный Карабах, Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье и т.д.).

Очень редко происходит саморассасывание конфликта, т.е. от­мирание его без каких-либо существенных изменений. Одним из не­многих подобных примеров является отказ лужицких сербов в Германии начала XIX в. от активного национального движения в пользу культурного.

Таким образом, из четырех вариантов разрешения этнических конфликтов наиболее труден и оптимален путь реального решения проблем и достижения компромисса; наименее вероятен вариант са­морассасывания конфликта; наиболее катастрофично «естествен­ное» развитие событий. Очевидно, что практически приемлемым является способ нейтрализации конфликтов.

Практика нейтрализации этнических конфликтов показывает, что все способы их урегулирования можно объединить в три группы. Первая предполагает полную победу одной стороны над другой (ре­шение конфликтной ситуации с позиции силы). Именно на такой ре­зультат чаще всего ориентируются стороны на ранних этапах кон­фликта. Однако, как показывает история этнических конфликтов XX в., большинство из них неразрешимы путем силовой победы од­ной стороны над другой и могут консервироваться на многие десяти­летия, переводя конфликт в латентное состояние. У побежденной стороны, как правило, остается чувство национальной обиды, го­речь поражения, которые передаются из поколения в поколение, и через значительный промежуток времени такой конфликт грозит обостриться с новой силой.

Ко второй группе относится взаимное поражение конфликтую­щих сторон. Чаще всего это происходит, когда обе стороны истощи­ли свои силы в борьбе, но ни одна из них не смогла одержать замет­ной победы над другой. В таком случае стороны вынуждены обра­щаться к посредникам, искать компромиссное решение, которое, как правило, ни одну из сторон не удовлетворяет. Если удается урегу­лировать конфликт таким способом, то он практически переходит в латентное состояние, при котором стороны продолжают рассматри­вать друг друга как противников, т.е. последующая актуализация кон­фликта весьма вероятна.


Третий способ разрешения конфликта может заканчиваться вза­имным выигрышем сторон в виде достижения позитивного согла­сия по основным вопросам и установления конструктивного взаимо­действия. Такой исход конфликта чаще всего обязан наличию у обе­их сторон политической воли к позитивному разрешению конфлик­та. Независимые посредники могут показать конфликтующим сторонам возможность их дальнейшего сотрудничества для разре­шения стоящих перед ними общих проблем. Такая форма урегулиро­вания является вполне реалистичной, поскольку придает конфликту не разрушительное, а созидательное содержание. Конфликт перей­дет в латентное состояние на продолжительное время.

Специфика регулирования конфликтов на разных стадиях развития.

Как мы отмечали, этнический конфликт состоит из этапов (фаз) со­зревания, для каждого из которых характерны свои.приемы и спосо­бы урегулирования. Согласно данным современной этнической кон­фликтологии, любой межэтнический конфликт проходит по край­ней мере четыре фазы (периода) в своем развитии: латентную, про­явление конфликта, активное течение конфликта, последствия конфликта.

В латентный период для предотвращения конфликта прежде все­го следует:

  • — добиться практической реализации принципа гражданского равноправия;

  • — в новых национально-государственных образованиях — начи­нать свою деятельность с нулевого варианта гражданства, т.е. все люди, живущие на территории государства, должны иметь возмож­ность получить гражданство;

  • — проводить политику социально-экономического выравнива­ния условий жизни всех этнических групп, а особенно подвергав­шихся ранее дискриминации;

  • — реализовать принципы федерализма равным образом для всех этнических групп.

Перерастание конфликта во вторую фазу можно определить по целому ряду признаков: усиление взаимных обвинений в злонаме­ренности; появление сообщений о зверствах, чинимых какой-либо этнической группой; требования чрезвычайных мер для защиты уг­нетаемых этнических групп или этнических меньшинств; начало эт­нической миграции. Для снятия этнической напряженности в этот период необходимо:

  • — создать этнически нейтральные подразделения полиции и ар­мии с определением их четких функций и полномочий в конфликт­ных действиях;

  • — организовать подачу и изложение точной и непредвзятой ин­формации о конфликте во всех средствах массовой информации;

  • — осуществлять особый контроль за сохранностью и движением оружия;

  • — максимально строго преследовать по закону организаторов уличных беспорядков с неукоснительным и точным исполнением приговоров.


В период активного течения конфликта главная задача сводится к максимально быстрому прекращению военных действий, для чего необходимо принять следующие меры:

  • — удалить из зоны конфликта, арестовать или временно задер­жать сторонников экстремистских методов решения конфликта;

  • — предотвратить раскол по этническому признаку в государствен­ных и силовых структурах, обеспечивающих общественный порядок;

  • — ввести особый контроль за средствами связи и объективностью средств массовой информации;

  • — создать механизм прекращения боевых действий и начала пере­говорного процесса;

  • — провести комплекс мер по обеспечению минимального количе­ства человеческих жертв и материального ущерба (отвод вооружен­ных формирований, создание нейтральных зон, организация безо­пасных населенных пунктов и городов);

  • — предотвратить мародерство и военные преступления. Наконец, четвертая фаза развития конфликта («последствия

  • конфликта») предусматривает устранение последствий конфликт­ных действий и примирение конфликтующих сторон. В соответст­вии с этими задачами необходимо:

  • — провести общую оценку последствий конфликта и объявить программу (план) воссоздания единства гражданского общества на условиях национального примирения;

  • — придать восстановительному процессу этнически нейтраль­ный характер (освобождение заложников, возврат беженцев, ответ­ственность за присвоение чужой собственности, организация меди­цинского обслуживания);

  • — не допустить героизации террористов и экстремистов во избе­жание превращения их в политических лидеров;

  • — начать общественный диалог со всеми этническими группами для реформирования общества;

  • — отказаться от драматизации конфликта и не допустить его фик­сации в «исторической памяти» этноса, чтобы последующие поколе­ния не могли возродить «дух конфликта».

Кроме того, все перечисленные способы и методы на каждом эта­пе развития конфликта могут быть дополнены методами его ослаб­ления и торможения. К таким методам можно отнести деконсолида-цию конфликтующих сторон, означающую отделение с помощью специальных мер наиболее радикальных элементов или групп от других, более склонных к компромиссам и переговорам.

Как показывает практика, эффективно действуют на ослабление и торможение конфликта разного рода санкции (от символических до военных) по отношению к конфликтующим сторонам: прекраще­ние поставок вооружения и боеприпасов, горюче-смазочных мате­риалов, разрыв торговых и экономических отношений. Военные санкции (вооруженное вмешательство) считаются допустимыми, если включают в себя массовые нарушения прав человека.