Файл: Учебнометодическое пособие для студентов стоматологического факультета психология и педагогика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 538

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
принципиально невозможно обоснованно говорить о закономерностях субъективной жизни человека, внешних проявлений его в мире. Вместе с тем надо признать, что без философского осмысления, без понимания того, кто такой человек в широком смысле, что сделало его таким, а не иным, психология не в состоянии разрабатывать свои конкретные представления о закономерностях внутреннего мира человека, его поведения в пространстве совместного бытия с другими людьми.

Психология и физиология
Физиология — это наука о закономерностях жизнедеятельности организма. Сегодня глубинная связь между психологией и физиологией никем не ставится под сомнение.
Физиология предоставляет психологии ценнейший материал о лежащих в основе функционирования организма физиологических процессах, без учета которых принципиально невозможно рассуждать о своеобразии функционирования человеческой психики, ее ведущей роли в формировании формы сугубо человеческого поведения.
Данные, полученные физиологией о возрастных особенностях развития организма, центральной нервной системе, высшей нервной деятельности, физиологических характеристиках произвольных движений и двигательных автоматизмах, различных функциональных состояниях, рецепторной и анализаторской функциях и т.д., подтвержденные многочисленными экспериментами, активно используются современной психологией. Время, позволяющее психологии говорить о человеческой душе как о совершенно не зависящей от тела субстанции, прошло. Ему на смену пришло время понимания неразрывности субъективности и телесности, т.е. время, когда психология и физиология не могут не рассматриваться как взаимодополняющие друг друга научные дисциплины, стремящиеся к целостному постижению феномена человека.
Сегодня трудно себе представить психологию, которая бы подчеркнуто дистанцировалась от данных физиологии о коре больших полушарий головного мозга, их асимметрии, физиологическом содержании высшей нервной деятельности, процессах возбуждения и торможения в центральной нервной системе, функционировании слухового, зрительного, вкусового, обонятельного, осязательного анализаторов, об организме как о сложной живой системе. Психология сегодняшнего дня не только не склонна не замечать достижений физиологии, а наоборот, предрасположена соизмерять свои открытия с результатами исследований физиологии, каждый исследовательский шаг которой немыслим без продуманной экспериментальной работы.
Психология, которая в настоящее время также идентифицирует себя с экспериментальной деятельностью, с большим доверием относится к данным физиологии, той научной дисциплины, без которой многие стороны жизни человеческого организма остались бы невыясненными. Вместе с тем современная психология не видит себя лишь углублением и продолжением физиологической линии постижения бытия человека. Она хорошо понимает различия в психологической и физиологической постановке вопроса исследования сущности человека и поэтому продолжает оттачивать свой, не похожий на физиологический инструментарий изучения внутреннего мира и поведения человека.


Элементарным примером, подтверждающим несхожесть физиологического и психологического подходов к рассмотрению феноменов человеческой жизни, может быть следующий. С точки зрения физиологии описанный ею механизм возникновения боли универсален. С точки же зрения психологии ощущение боли зависит от множества факторов. Так, боль, испытываемая человеком после удаления зуба, с психологической точки зрения зависит и от того, жалеют его или нет окружающие, сосредоточивается он на своей боли или отвлекается, доверяет он врачу, удалявшему зуб, или нет, от того, как переживает он косметический дефект, нанесенный потерей зуба, и т.д. Мало того, достаточно вспомнить всем известные факты, когда физическая боль в момент пиковых душевных переживаний (счастье, трагедия, любовь, ненависть и др.) вообще может не ощущаться человеком, чтобы явственно понять, что физиология и психология охватывают в своем поиске различные стороны бытия.

Но различия между физиологией и психологией - отнюдь не повод дин их разведения по разные стороны. Быть может, наиболее явно связь между психологией и физиологией выразилась в оформлении в XX столетии повой научной дисциплины - психофизиологии, ориентированной на научение механизмов психических процессов и состояний.
Психофизиология исторически выросла из физиологической психологии, которая была ориентирована на исследование связи между мозгом и психикой.
В настоящее время под психофизиологией стали понимать науку о физиологических
(нейронных) механизмах психических процессов и состояний. Психофизиология как наука использует в качестве методов познания те, которые хорошо себя зарекомендовали в нейрофизиологии, биофизике, нейрохимии, генетике, психологии и др. Использование этих методов позволило психофизиологии открыть много нового в механизмах эмоций, памяти, внимания, мышления. Эти открытия свидетельствуют о намечающемся устранении преград между физиологией и психологией в части их совместного, взаимодополняющего проникновения в тайны человеческого существования.
Психология и медицина
Связь психологии и медицины своими корнями уходит в глубины истории. Медицина как область науки и практической деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья людей, предупреждение и лечение болезней тела, и психология, испокон веку занимающаяся изучением и врачеванием души, всегда оказывали влияние друг на друга, идя к решению своих задач самостоятельно.
Анатомические исследования, данные о клинических проявлениях различных болезней, достижения хирургии, акушерства, педиатрии, невропатологии, психиатрии и других областей медицинского знания подталкивали психологию к осмыслению и переосмыслению своих представлений, касающихся того, как формируется у человека образ своего тела, как ощущается, воспринимается им собственное физическое здоровье, как переживается состояние болезни и как следует заботиться о своем физическом «Я», как оценивается человеком помощь другого, восстанавливающего его физические силы. В свою очередь, психологические исследования, касающиеся особенностей внутреннего мира человека, становления в нем личности, темперамента, характера, когнитивной деятельности, эмоционально-волевой сферы, побуждали медицину к расширению своих представлений о возможных причинах и факторах телесных заболеваний, включению в их список психологических причин и факторов. Помимо этого, психология подсказывала медицине пути взаимодействия с пациентом, учитывающие его индивидуальность, ус- тоявшиеся способы восприятия и понимания мира, в котором он живет.
Установленный факт возможности взаимовлияний тела и души или, как сегодня принято говорить, соматопсихических и психосоматических взаимовлияний роднит медицину и психологию, оставляя за каждой свое пространство для исследований. Эти взаимовлияния не плод чьего-то вымысла, а не подвергающаяся сегодня сомнению объективная реальность. Эта реальность требует научного раскодирования, т.е. прояснения того, какие механизмы лежат в основе соматопсихических и психосоматических взаимовлияний.
Многие из этих механизмов продолжают оставаться нераскрытыми. Они приковывают к себе внимание медиков и психологов, настоятельно требуют скорейшего изучения, оп- ределяя тем самым поле для совместного медицинского и психологического поиска.
Следует отметить, что эта проблема уже давно будоражит умы медиков и психологов, заметивших, например, что раны у воинов армий, одержавших победу, заживают быстрее, чем у проигравших, что слово авторитетного человека может вылечить или погубить, что многие соматические недуги имеют психогенное происхождение и т.д.
Во все времена было ясно, что болезнь, какую бы часть тела она ни поразила, всегда есть болезнь всего организма, а не отдельного органа и потому лечить следует не ее, а больного, всегда имеющего неповторимый, уникальный склад души. Это понимание сквозной нитью проходит через всю историю медицины, всю историю медицинской психологии, которая прицельно исследует психологию больного человека и специфику

многосложных взаимоотношений врача и больного. Медицинской психологией накоплен колоссальный объем знаний, касающихся того, как особенности характера, тип личности, темперамент влияют на поведение больного человека, как мотивация к выздоровлению, желание реализовать те или иные жизненные цели помогают людям справляться с болезнями, как люди, страдающие психическими заболеваниями, психологически воспринимают мир и окружающих, как они адаптируются к реальности, как следует вести себя врачу, чтобы не нанести психологическую травму больному.
Медицинская психология также исследует и то, как психологические факторы влияют на течение и проявление соматических заболеваний. В значительной мере уже выяснено, какое влияние оказывают психологические факторы на возникновение таких соматических заболеваний, как язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки, язвенный колит, бронхиальная астма, гипертоническая болезнь, стенокардия, нейродермит, неспецифический хронический полиартрит. Установлено и то, что психологические факторы играют значимую роль в появлении мигрени и эндокринных расстройств. В соответствии с этими научными данными медицина корректирует курсы лечения, включая в них мероприятия, позволяющие устранить негативные влияния одних психологических факторов и усилить позитивные - других. Последний аспект становится все более значимым в медицинской практике, преследующей цель не только исцелить пациента, но и создать устойчивый психологический тонус, способствующий повышению сопротивляемости его организма.
В продолжение темы взаимосвязи психологии и медицины следует отметить и то, что на сегодняшний день есть несколько теорий о происхождении психосоматических заболеваний. Одна из них объясняет их появление длительно действующими стрессами, психологическими травмами, с которыми человек не в состоянии справиться. Согласно другой, к появлению психосоматических заболеваний ведут внутренние конфликты, которые определяются наличием у человека одинаковых по интенсивности, но разнонаправленных мотивов. В этой связи целесообразно упомянуть всем известные конфликты между потребностью занимать высокое место в социальной иерархии, т.е. иметь насыщенную, яркую, полную разнообразия жизнь, и потребностью в защите, покое, безопасности. Третья теория происхождения психосоматических заболеваний объясняет их появление не конфликтом потребностей, а конфликтом мотиваций. Столкновение разнонаправленных мотиваций порой порождает отказ от мотива достижения в пользу мотива сохранения status quo своего бытия, что зачастую влечет за собой явную или зама- скированную депрессию, подталкивающую к заболеванию. Все эти теории подчеркивают ведущую роль интрапсихических причин в процессе возникновения психосоматических заболеваний.
Современная медицина все чаще обращает свои взоры к психологии, отчетливо понимая, что человек — не совокупность частей и систем, а целостность, в которой все связано и все влияет на все. Психика как нечто, без чего человек принципиально немыслим, все больше интересует медицину, ныне трактующую болезнь не как патологию того или иного органа, а как отражение общего состояния организма, а значит, и как субъективное отражение физического, социального и душевного неблагополучия. Активное движение медицины к психологии уже принесло ей ряд значимых успехов, что позволяет обоснованно надеяться на то, что союз с психологией будет продолжать придавать медицине импульс развития.
Психология и культурология
Изучением специфики различных культур занимается культурология. Культурология - это гуманитарная наука, исследующая закономерности развития и функционирования культуры, ее структуру и динамику, взаимосвязь и взаимодействие с другими сферами материальной и духовной жизни. Культурологические исследования позволили глубже понять механизмы приобретения человеком своей культурной сущности, своего

неповторимого лица в контексте приобщения к нормам и требованиям культуры. Эти исследования подсказали психологам одно из направлений поиска основ индивидуальных сходства и различий между людьми как представителями различных культур.
Приведенные в параграфе сведения о психологических особенностях людей, принадлежащих к разным культурам, - результат движения психологии в направлении, подсказанном культурологией.
За несколько последних десятилетий проблема культурного многообразия мира, в котором мы живем, стала одной из доминирующих в науке. Психология в этом отношении не является исключением. Появление кросс-культурной психологии стало ответной реакцией на включение культурной проблематики в поле психологических изысканий.
Психологические исследования, проведенные с представителями различных культур, неоспоримо продемонстрировали: что присуще представителям одной культуры может быть несвойственным представителям другой.
Культура для человеческого сообщества аналогична памяти отдельного человека. Она впитывает в себя все те традиции, которые делают ее тем, чем она является. Погружение человека в эти традиции дает ему возможность понять, каким образом эти традиции ткут полотно культуры. Человек, вписанный в контекст конкретной культуры, вполне опре- деленным образом воспринимает окружающий мир, осознает сам себя, относится к другим, придерживается определенного набора ценностных представлений, реализует отвечающий духу культуры стиль поведения. Это означает, что для человека, представляющего данную культуру, характерны такие субъективные переживания и нормы поведения, которые отсутствуют или не в такой мере характерны представителю другой культуры. Отличаются в разных культурах и механизмы передачи культурных навыков.
Из этого неукоснительно следует, что для того чтобы понять психологическое состояние конкретного человека, необходимо всерьез учитывать культурный контекст, в котором он живет. Культура налагает неизгладимый отпечаток на многие стороны психологического бытия индивида, его восприятие, познание, стиль интеллектуальной деятельности, эмоциональные проявления, вербальное и невербальное поведение, специфику коммуникаций, особенности отношений к своему физическому «Я», здоровью.
Приводимые ниже примеры поясняют зависимость человека, его психологии от принадлежности к той или иной конкретной культуре, зависимость жизни его тела от традиций, диктуемых культурой.
Первый пример — о различиях в формировании представлений о себе («Я концепция») в различных культурах. Представление о себе - главнейший психологический конструкт, который пронизывает любую мысль, чувство, действие человека. Этим конструктом во многом определяется характер внутренней жизни и поведения человека. В ряде исследований была выяснена зависимость этого конструкта от пребывания человека в соответствующем культурном пространстве. В частности, они показали доминирующее влияние индивидуалистической и коллективистической культуры на формирование соответствующей «Я-концепции». В индивидуалистических культурах «Я-концепция» базируется на представлении человека о своих субъективных атрибутах, личных способностях, интеллекте, предпочтениях, целях. Этот свой конструкт они проверяют или перепроверяют путем сравнения себя с другими. В коллективистических культурах «Я- концепция» выстраивается в первую очередь на основе отнесения себя к группе, с которой человек себя идентифицирует. Такая «Я-концепция» должна позволять ее носителю приспосабливаться к специфике существующих коммуникаций и поддерживать их.
Носителю такой концепции должны быть свойственны солидарность, желание участвовать в социальной деятельности, умение понимать другого. Для него ощущение прочной взаимной зависимости, успешность выполнения своей социальной роли — главные критерии высокой оценки себя в отличие от человека индивидуалистической