Файл: Учебнометодическое пособие для студентов стоматологического факультета психология и педагогика.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 580
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТЕМА ЗАНЯТИЯ №4. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
.
Место проведения: учебная аудитория
Цель: Рассмотреть основные психологические теории личности отечественных и зарубежных авторов и их классификации: теории в рамках модели конфликта, модели самореализации, модели согласованности, а также теории личности. Психологические категории – темперамент, эмоции, мотивация, воля, способности и характер человека, необходимость и способы их учета в профессиональной деятельности врача.
Студент должен знать:
1. Определение понятия «личность», «индивид», «индивидуальность».
2. Теории личности в работах отечественных и зарубежных авторов.
3. "Я" - концепцию и мотивацию личности.
4. Темперамент и характер личности. Акцентуации характера.
5. Личность специалиста в медицинской области (врач, медицинская сестра, администраторы и персонал структурных подразделений ЛПУ)
Студент должен уметь:
1. Определять темперамент личности.
2. Определять и выявлять типы и акцентуации характера при помощи методики
К.Леонгарда, Х.Шмишека.
Темы проектов, рефератов:
1. Теории личности отечественных авторов.
2. Теории личности зарубежных авторов.
3. Культурно-историческое понимание развития человека.
4. Формирование характера личности.
5. Направленность личности.
6. Связь типа личности с профессиональной деятельностью.
Рекомендуемая литература
Основная литература:
1. Педагогика в медицине : учеб. пособие под.ред. Н.В.Кудрявая М.: Академия,2006 http://www.studmedlib.ru/ru/book/ISBN9785970425022.html
2. Клиническая психология: учебник Сидоров П.И. Парняков А.В. М.: ГЭОТАР - Медиа,
2008. http://www.studmedlib.ru/ru/book/ISBN9785970414071.html
3. Педагогическая наука. История и современность: учебное пособие Лукацкий М.А. М.:
ГЭОТАР -Медиа, 2012 http://www.studmedlib.ru/ru/book/ISBN9785970420874.html
Дополнительная литература:
1. Психология взаимоотношений врача и пациента: учеб. Пособие Ларенцова Л.И.,
Смирнова
Н.Б.
М.:
ГЭОТАР
-Медиа,
2014 http://www.studmedlib.ru/ru/book/ISBN9785970429358.html
2. Медицинская психология: учеб пособие Тюльпин Ю.Г. СМ.: Медицина, 2004 3. Общая психология. Маклаков А.Г. СПб:, Питер, 2007 4. Психология развития. Словарь 6 т. Под.ред. А.Л. Венгера М.: ПЕРСЭ,2006 5. Психология управления. Лекции: учеб. Пособие Творогова Н.Д. М.: ГЭОТАР -Медиа,
2008 http://www.studmedlib.ru/ru/book/ISBN9785970429358.html
6. Психология управления. Практикум: учеб. пособиеТворогова Н.Д. М.: ГЭОТАР -
Медиа, 2008 http://www.studmedlib.ru/ru/book/ISBN9785970429358.html
7. Психология : учеб.-метод. пособие для студентов медицинских вузов. Под ред. А. С.
Татров. М.: Академия естествознания, 2010 8. Педагогические технологии в медицине: учеб. пособие Романов М.Г., Сологуб Т.В.
М.: ГЭОТАР -Медиа,2007 2010. http://www.studmedlib.ru/ru/book/ISBN9785970404997.html
Основные вопросы темы:
1. Теории личности в работах отечественных и зарубежных авторов.
2. Темперамент и характер личности.
3. Способности и мотивация личности
4. "Я"- концепция.
5. Принципы личности медицинского работника
6. Личность врача.
7. Личность больного. Взаимодействие с медицинским персоналом.
8. Методики установления психологического контакта врача с больным.
Итоговый контроль уровня знаний:
1.
Дайте определение понятий индивида, личности и индивидуальности.
2.
Перечислите отечественных авторов рассматривающих вопросы структуры личности?
3.
Перечислите зарубежных авторов рассматривающих вопросы структуры личности?
4.
Дайте определение потребности, мотива и цели. Как они соотносятся между собой?
5.
Склонности являются предпосылкой развития способностей. Всегда ли склонности совпадают с наличием соответствующих способностей?
6.
Дайте определение направленности личности как личностной поструктуры.
7.
Дайте определение "Я"- концепции. Как соотносятся "Я"- концепция с самооценкой?
Каковы главные функции "Я"?
8.
Какие классы потребностей описываются в "пирамиде потребностей" А. Маслоу?
Как соотносятся здесь первичные и вторичные потребности?
9.
Дайте определение темпераменту. Что собой представляет тип темперамента?
10. Как взаимодействуют темперамент, деятельность и общение? Каково соотношение темперамента и личности?
11. Дайте определение характера. Как взаимодействуют характер и темперамент?
12. Каково соотношение личности и характера? Что входит в структуру характера? Что собой представляет гармоничный характер?
13. Какие существуют типологии характеров?
14. Что собой представляют акцентуальные теории характера? Какие личностно- характерологические типологии предложены в их рамках?
Содержательная часть:
Проблемой личности занимается целый ряд наук: философские, общественно- исторические, юридические, педагогические, а также психология и патопсихология.
Однако до настоящего времени в учении о личности нет единства, поэтому существуют немалые сложности в используемом понятийном аппарате. Человек, являясь организмом и личностью, представляет собой сложнейший интегративный результат биологического развития материи и процесса общественного развития. Чтобы научно описать человека, в психологии используется ряд понятий, которые представляют человека с разных сторон.
Кроме самого понятия "личность", сюда относятся понятия "индивид" и "индивидуальность".
Индивид (от лат. individuum — неделимое) — это психосоматическая организация личности, делающая его представителем человеческого рода. Индивидом мы называем человека, когда говорим о нем как о биологическом существе вида "человек разумный".
Индивид — отдельный человек, особь, принадлежащая к человеческому роду. Поэтому мы можем назвать индивидом любого человека — новорожденного, ребенка, взрослого или старца.
Человек появляется на свет исключительно как индивид. Социальные условия
(воспитание, обучение и др.), конечно, способствуют развитию в индивиде как общечеловеческих свойств и способностей, так и индивидуальных качеств, т.е. индивид не воспроизводится стереотипно по некоторому образцу. Его врожденные, индивидуально-генетические особенности и приобретаемые под влиянием условий воспитания и других внешних воздействий индивидуальные качества делают индивида отличным от других людей, однако наиболее общей характеристикой индивида является целостность его психофизиологической организации, что определяет устойчивость во взаимодействии с окружающим миром и активность.
Личность — это особое системное социальное качество индивида, которое он приобретает в процессе возрастного развития при взаимодействии со своим социальным окружением. Младенец как индивид имеет лишь врожденные задатки для становления его как личности. Эти природные предпосылки развиваются только в том случае, если индивид "втянут" в общение и совместную деятельность с другими людьми. Опыт изучения детей, воспитанных животными, свидетельствует об исключительной сложности осуществления этой задачи. В личности прежде всего мы обнаруживаем социальные качества человека. Развитие человека в обществе и формирует его как личность.
Таким образом, понятия "индивид" и "личность" не тождественны. Индивид — это та реальность, которая заключена в границах тела человека, в то время как личность — образование, не только выходящее за пределы этого тела, но и формирующееся во внешнем пространстве социальных отношений.
Индивидуальность — это понятие отражает только те особенности психики и личности индивида, которые присущи только данному человеку. Тем самым эти особенности отличают одного человека от другого. Сюда относятся как индивидуально- неповторимые психобиологические особенности организма индивида, так и те, которые следует отнести к уникальным свойствам личности. Индивидуальность складывается из особенностей различных черт личности, причем роль социальных и биологических
.
Место проведения: учебная аудитория
Цель: Рассмотреть основные психологические теории личности отечественных и зарубежных авторов и их классификации: теории в рамках модели конфликта, модели самореализации, модели согласованности, а также теории личности. Психологические категории – темперамент, эмоции, мотивация, воля, способности и характер человека, необходимость и способы их учета в профессиональной деятельности врача.
Студент должен знать:
1. Определение понятия «личность», «индивид», «индивидуальность».
2. Теории личности в работах отечественных и зарубежных авторов.
3. "Я" - концепцию и мотивацию личности.
4. Темперамент и характер личности. Акцентуации характера.
5. Личность специалиста в медицинской области (врач, медицинская сестра, администраторы и персонал структурных подразделений ЛПУ)
Студент должен уметь:
1. Определять темперамент личности.
2. Определять и выявлять типы и акцентуации характера при помощи методики
К.Леонгарда, Х.Шмишека.
Темы проектов, рефератов:
1. Теории личности отечественных авторов.
2. Теории личности зарубежных авторов.
3. Культурно-историческое понимание развития человека.
4. Формирование характера личности.
5. Направленность личности.
6. Связь типа личности с профессиональной деятельностью.
Рекомендуемая литература
Основная литература:
1. Педагогика в медицине : учеб. пособие под.ред. Н.В.Кудрявая М.: Академия,2006 http://www.studmedlib.ru/ru/book/ISBN9785970425022.html
2. Клиническая психология: учебник Сидоров П.И. Парняков А.В. М.: ГЭОТАР - Медиа,
2008. http://www.studmedlib.ru/ru/book/ISBN9785970414071.html
3. Педагогическая наука. История и современность: учебное пособие Лукацкий М.А. М.:
ГЭОТАР -Медиа, 2012 http://www.studmedlib.ru/ru/book/ISBN9785970420874.html
Дополнительная литература:
1. Психология взаимоотношений врача и пациента: учеб. Пособие Ларенцова Л.И.,
Смирнова
Н.Б.
М.:
ГЭОТАР
-Медиа,
2014 http://www.studmedlib.ru/ru/book/ISBN9785970429358.html
2. Медицинская психология: учеб пособие Тюльпин Ю.Г. СМ.: Медицина, 2004 3. Общая психология. Маклаков А.Г. СПб:, Питер, 2007 4. Психология развития. Словарь 6 т. Под.ред. А.Л. Венгера М.: ПЕРСЭ,2006 5. Психология управления. Лекции: учеб. Пособие Творогова Н.Д. М.: ГЭОТАР -Медиа,
2008 http://www.studmedlib.ru/ru/book/ISBN9785970429358.html
6. Психология управления. Практикум: учеб. пособиеТворогова Н.Д. М.: ГЭОТАР -
Медиа, 2008 http://www.studmedlib.ru/ru/book/ISBN9785970429358.html
7. Психология : учеб.-метод. пособие для студентов медицинских вузов. Под ред. А. С.
Татров. М.: Академия естествознания, 2010 8. Педагогические технологии в медицине: учеб. пособие Романов М.Г., Сологуб Т.В.
М.: ГЭОТАР -Медиа,2007 2010. http://www.studmedlib.ru/ru/book/ISBN9785970404997.html
Основные вопросы темы:
1. Теории личности в работах отечественных и зарубежных авторов.
2. Темперамент и характер личности.
3. Способности и мотивация личности
4. "Я"- концепция.
5. Принципы личности медицинского работника
6. Личность врача.
7. Личность больного. Взаимодействие с медицинским персоналом.
8. Методики установления психологического контакта врача с больным.
Итоговый контроль уровня знаний:
1.
Дайте определение понятий индивида, личности и индивидуальности.
2.
Перечислите отечественных авторов рассматривающих вопросы структуры личности?
3.
Перечислите зарубежных авторов рассматривающих вопросы структуры личности?
4.
Дайте определение потребности, мотива и цели. Как они соотносятся между собой?
5.
Склонности являются предпосылкой развития способностей. Всегда ли склонности совпадают с наличием соответствующих способностей?
6.
Дайте определение направленности личности как личностной поструктуры.
7.
Дайте определение "Я"- концепции. Как соотносятся "Я"- концепция с самооценкой?
Каковы главные функции "Я"?
8.
Какие классы потребностей описываются в "пирамиде потребностей" А. Маслоу?
Как соотносятся здесь первичные и вторичные потребности?
9.
Дайте определение темпераменту. Что собой представляет тип темперамента?
10. Как взаимодействуют темперамент, деятельность и общение? Каково соотношение темперамента и личности?
11. Дайте определение характера. Как взаимодействуют характер и темперамент?
12. Каково соотношение личности и характера? Что входит в структуру характера? Что собой представляет гармоничный характер?
13. Какие существуют типологии характеров?
14. Что собой представляют акцентуальные теории характера? Какие личностно- характерологические типологии предложены в их рамках?
Содержательная часть:
Проблемой личности занимается целый ряд наук: философские, общественно- исторические, юридические, педагогические, а также психология и патопсихология.
Однако до настоящего времени в учении о личности нет единства, поэтому существуют немалые сложности в используемом понятийном аппарате. Человек, являясь организмом и личностью, представляет собой сложнейший интегративный результат биологического развития материи и процесса общественного развития. Чтобы научно описать человека, в психологии используется ряд понятий, которые представляют человека с разных сторон.
Кроме самого понятия "личность", сюда относятся понятия "индивид" и "индивидуальность".
Индивид (от лат. individuum — неделимое) — это психосоматическая организация личности, делающая его представителем человеческого рода. Индивидом мы называем человека, когда говорим о нем как о биологическом существе вида "человек разумный".
Индивид — отдельный человек, особь, принадлежащая к человеческому роду. Поэтому мы можем назвать индивидом любого человека — новорожденного, ребенка, взрослого или старца.
Человек появляется на свет исключительно как индивид. Социальные условия
(воспитание, обучение и др.), конечно, способствуют развитию в индивиде как общечеловеческих свойств и способностей, так и индивидуальных качеств, т.е. индивид не воспроизводится стереотипно по некоторому образцу. Его врожденные, индивидуально-генетические особенности и приобретаемые под влиянием условий воспитания и других внешних воздействий индивидуальные качества делают индивида отличным от других людей, однако наиболее общей характеристикой индивида является целостность его психофизиологической организации, что определяет устойчивость во взаимодействии с окружающим миром и активность.
Личность — это особое системное социальное качество индивида, которое он приобретает в процессе возрастного развития при взаимодействии со своим социальным окружением. Младенец как индивид имеет лишь врожденные задатки для становления его как личности. Эти природные предпосылки развиваются только в том случае, если индивид "втянут" в общение и совместную деятельность с другими людьми. Опыт изучения детей, воспитанных животными, свидетельствует об исключительной сложности осуществления этой задачи. В личности прежде всего мы обнаруживаем социальные качества человека. Развитие человека в обществе и формирует его как личность.
Таким образом, понятия "индивид" и "личность" не тождественны. Индивид — это та реальность, которая заключена в границах тела человека, в то время как личность — образование, не только выходящее за пределы этого тела, но и формирующееся во внешнем пространстве социальных отношений.
Индивидуальность — это понятие отражает только те особенности психики и личности индивида, которые присущи только данному человеку. Тем самым эти особенности отличают одного человека от другого. Сюда относятся как индивидуально- неповторимые психобиологические особенности организма индивида, так и те, которые следует отнести к уникальным свойствам личности. Индивидуальность складывается из особенностей различных черт личности, причем роль социальных и биологических
вкладов в них далеко не одинакова. Имеются личностные качества, в развитии которых роль биологических, врожденных влияний очень велика (например, темперамент), но имеются качества (например, мышление, память или воображение), в развитии которых существенную роль уже играют особенности обучения. Еще более возрастает роль обучения в развитии таких качеств личности, как знания, навыки, умения. Особую группу составляют качества направленности личности (например, интересы, идеалы, убеждения, мировоззрение), в формировании которых роль биологического ничтожна, но исключительно велика роль социального опыта, особенностей воспитания.
Современные теории личности в отечественной психологии.
В отечественной психологии также существует ряд попыток представить структуру личности (Ковалев А.Г., Платонов К.К., Мясищев В.Н., Рубинштейн С.Л. и др.). В частности, А.Г. Ковалев (1963) духовный облик личности рассматривает как синтез сложных структур: темперамента — как комплекса природных свойств; направленности
— как совокупности потребностей, интересов и идеалов; способностей — как системы интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств. В процессе деятельности личности психические свойства определенным образом связываются в соответствии с требованиями деятельности.
С Л. Рубинштейн(1946), исходя из историко-материалистических позиций, также обобщает проблематику структуры личности в трех сходных планах.
1. Подструктура направленности личности (ответ на вопрос: "Что человек хочет?"): установка, интересы, потребности, мировоззрение, идеалы, убеждения, интересы, склонности, самооценка и др.
2. Задатки и способности (ответ на вопрос: "Что человек может?"): интеллект
(мыслительные способности), частные способности (музыкальный слух, хороший глазомер, любой другой талант), природно-индивидуальные проявления уровня развития психических процессов (ощущения и восприятия, память, мышление и воображение, чувства и воля).
3. Темперамент и характер (ответ на вопрос: "Что человек из себя представляет?"): темперамент и характер.
К.К. Платонов (1986) на основе критерия соотношения социального и биологического в качествах личности выдвигает четыре группы, составляющие основные стороны (подструктуры) личности:
1-я — направленность и моральные качества личности. Элементы этой подструктуры, за исключением влечений и склонностей, не имеют непосредственных врожденных задатков, а отражают индивидуально преломленное общественное сознание: влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, убеждения, мировоззрение);
2-я — опыт. Подготовленность, индивидуальная культура личности: знания, навыки, умения и привычки, приобретаемые в личном опыте путем обучения, но уже с заметным влиянием и биологических и даже генетически обусловленных свойств личности;
3-я — индивидуальные особенности психических процессов, или психических функций, понимаемых как формы психического отражения (ощущения и восприятия, память, мышление и воображение, чувства, воля);
4-я — биопсихические свойства личности. Активность этой подструктуры определяется больше основными физиологическими свойствами нервной системы: темперамент, половые и возрастные особенности личности, включая ее патологические, т.н. органические изменения.
Особенностями этих четырех подструктур, однако, не исчерпываются индивидуальные свойства личности, поскольку на эти подструктуры накладываются еще две общие подструктуры: характер и способности. Являясь подструктурами наложенными, выделяющимися из общей структуры личности, характер и способности
Современные теории личности в отечественной психологии.
В отечественной психологии также существует ряд попыток представить структуру личности (Ковалев А.Г., Платонов К.К., Мясищев В.Н., Рубинштейн С.Л. и др.). В частности, А.Г. Ковалев (1963) духовный облик личности рассматривает как синтез сложных структур: темперамента — как комплекса природных свойств; направленности
— как совокупности потребностей, интересов и идеалов; способностей — как системы интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств. В процессе деятельности личности психические свойства определенным образом связываются в соответствии с требованиями деятельности.
С Л. Рубинштейн(1946), исходя из историко-материалистических позиций, также обобщает проблематику структуры личности в трех сходных планах.
1. Подструктура направленности личности (ответ на вопрос: "Что человек хочет?"): установка, интересы, потребности, мировоззрение, идеалы, убеждения, интересы, склонности, самооценка и др.
2. Задатки и способности (ответ на вопрос: "Что человек может?"): интеллект
(мыслительные способности), частные способности (музыкальный слух, хороший глазомер, любой другой талант), природно-индивидуальные проявления уровня развития психических процессов (ощущения и восприятия, память, мышление и воображение, чувства и воля).
3. Темперамент и характер (ответ на вопрос: "Что человек из себя представляет?"): темперамент и характер.
К.К. Платонов (1986) на основе критерия соотношения социального и биологического в качествах личности выдвигает четыре группы, составляющие основные стороны (подструктуры) личности:
1-я — направленность и моральные качества личности. Элементы этой подструктуры, за исключением влечений и склонностей, не имеют непосредственных врожденных задатков, а отражают индивидуально преломленное общественное сознание: влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, убеждения, мировоззрение);
2-я — опыт. Подготовленность, индивидуальная культура личности: знания, навыки, умения и привычки, приобретаемые в личном опыте путем обучения, но уже с заметным влиянием и биологических и даже генетически обусловленных свойств личности;
3-я — индивидуальные особенности психических процессов, или психических функций, понимаемых как формы психического отражения (ощущения и восприятия, память, мышление и воображение, чувства, воля);
4-я — биопсихические свойства личности. Активность этой подструктуры определяется больше основными физиологическими свойствами нервной системы: темперамент, половые и возрастные особенности личности, включая ее патологические, т.н. органические изменения.
Особенностями этих четырех подструктур, однако, не исчерпываются индивидуальные свойства личности, поскольку на эти подструктуры накладываются еще две общие подструктуры: характер и способности. Являясь подструктурами наложенными, выделяющимися из общей структуры личности, характер и способности
представляют собой не самостоятельные подструктуры, а общие качества личности, включающие особенности каждой из четырех основных иерархических подструктур.
Несколько иначе трактует понятие структуры личности В.Н. Мясищев (1960). Он рассматривает структуру личности только в качестве одной из ее сторон, наряду с направленностью, уровнем развития и динамикой. По мнению В.Н. Мясищева, психические образования и их функции должны быть непрерывно связаны с содержанием психической деятельности.
Именно особенности содержания определяют функциональную структуру психики и личности. Доминирование их в сознании и поведении зависит от отношения человека, положительной или отрицательной значимости их содержания для него. Психические отношения человека — это его сознательные избирательные связи с различными сторонами действительности.
Отношения человека различны соответственно сторонам действительности, процессам деятельности. Побудители поведения — это те же отношения человека к разным сторонам действительности, в которую он включен, и проявляющиеся в форме потребностей, интересов и склонностей. Исполнительский компонент — его способности, т.е. те свойства личности, которые являются условиями выполнения ею разных видов деятельности.
Структурно-характерологические особенности личности схематично можно изобразить следующим образом:
А) Структура личности.
1. Отношения и их уровень развития: а) высокий (идейный — убеждения, сознание долга, общественно-коллективистские мотивы); б) средний (преобладание конкретно- личных отношений — личные симпатии и антипатии, непосредственный утилитарный интерес или расчет); в) низкий (примитивно-витальный — влечения).
2. Интеллект и способности и степень их развития: а) уровень развития — высокий, средний, низкий; б) дифференцированность отдельных компонентов: запаса знаний
(высокий, средний, бедный), развития умений, характеристики работоспособности и воли
(мера стремления к реализации потребности), а также особенностей других психических процессов (памяти, внимания, мышления).
3. Темперамент (динамика психических реакций и особенности эмоциональности человека): а) типы по Гиппократу — Павлову: холерический (безудержный), сангвинический (сильный, подвижный), флегматический (сильный, инертный), меланхолический (слабый); б) человеческие типы по Добролюбову — Павлову: художественный, мыслительный, средний.
4. Характер (личность в ее своеобразии, личность индивидуума и привычные способы поведения): а) тип характера — сильный, слабый, недифференцированный; б) структура характера — цельный (гармонический), противоречивый (дисгармонический); в) направленность основных тенденций — экспансивный, импрессивный, уравновешенно- рассудочный, неуравновешенно-безрассудочный.
Б) Содержание личности.
1. Содержание основных отношений личности: социальных, общественных, производственных, бытовых, семейных, личных, интимных;
2. Характеристика мировоззрения личности: взгляды и оценки (широкие — объективные, узкие
— субъективно-личные); уровень интересов
(идейные, коллективистские, семейные, личностно-индиви-дуалистические, эгоистические, витально-примитивные); нравственно-эстетический уровень
(гуманистический, индивидуалистический, аморальный); идеологический уровень.
Таким образом, представленная система отношений, составляющих личность, выступает как определенная структура, в которой образующие ее отношения постоянно оказываются субординированными таким образом, что ведущими среди них и подчиняющими себе все другие оказываются отношения, в которых находят выражение
Несколько иначе трактует понятие структуры личности В.Н. Мясищев (1960). Он рассматривает структуру личности только в качестве одной из ее сторон, наряду с направленностью, уровнем развития и динамикой. По мнению В.Н. Мясищева, психические образования и их функции должны быть непрерывно связаны с содержанием психической деятельности.
Именно особенности содержания определяют функциональную структуру психики и личности. Доминирование их в сознании и поведении зависит от отношения человека, положительной или отрицательной значимости их содержания для него. Психические отношения человека — это его сознательные избирательные связи с различными сторонами действительности.
Отношения человека различны соответственно сторонам действительности, процессам деятельности. Побудители поведения — это те же отношения человека к разным сторонам действительности, в которую он включен, и проявляющиеся в форме потребностей, интересов и склонностей. Исполнительский компонент — его способности, т.е. те свойства личности, которые являются условиями выполнения ею разных видов деятельности.
Структурно-характерологические особенности личности схематично можно изобразить следующим образом:
А) Структура личности.
1. Отношения и их уровень развития: а) высокий (идейный — убеждения, сознание долга, общественно-коллективистские мотивы); б) средний (преобладание конкретно- личных отношений — личные симпатии и антипатии, непосредственный утилитарный интерес или расчет); в) низкий (примитивно-витальный — влечения).
2. Интеллект и способности и степень их развития: а) уровень развития — высокий, средний, низкий; б) дифференцированность отдельных компонентов: запаса знаний
(высокий, средний, бедный), развития умений, характеристики работоспособности и воли
(мера стремления к реализации потребности), а также особенностей других психических процессов (памяти, внимания, мышления).
3. Темперамент (динамика психических реакций и особенности эмоциональности человека): а) типы по Гиппократу — Павлову: холерический (безудержный), сангвинический (сильный, подвижный), флегматический (сильный, инертный), меланхолический (слабый); б) человеческие типы по Добролюбову — Павлову: художественный, мыслительный, средний.
4. Характер (личность в ее своеобразии, личность индивидуума и привычные способы поведения): а) тип характера — сильный, слабый, недифференцированный; б) структура характера — цельный (гармонический), противоречивый (дисгармонический); в) направленность основных тенденций — экспансивный, импрессивный, уравновешенно- рассудочный, неуравновешенно-безрассудочный.
Б) Содержание личности.
1. Содержание основных отношений личности: социальных, общественных, производственных, бытовых, семейных, личных, интимных;
2. Характеристика мировоззрения личности: взгляды и оценки (широкие — объективные, узкие
— субъективно-личные); уровень интересов
(идейные, коллективистские, семейные, личностно-индиви-дуалистические, эгоистические, витально-примитивные); нравственно-эстетический уровень
(гуманистический, индивидуалистический, аморальный); идеологический уровень.
Таким образом, представленная система отношений, составляющих личность, выступает как определенная структура, в которой образующие ее отношения постоянно оказываются субординированными таким образом, что ведущими среди них и подчиняющими себе все другие оказываются отношения, в которых находят выражение
основные потребности и интересы личности. Указанные "ядерные" отношения накладывают свой отпечаток на все другие отношения личности — характер их проявления, устойчивость, действенность и др. Единство в структуре личности, с одной стороны, идеального и материального, с другой — общественного и индивидуального, возникает в процессе ее исторического развития. Формирование человека в социальной среде определяет способы его действия, реакций и переживаний, соответствующие этой среде. Социальное извне, из условий, воздействий, требований, образцов, знаний и впечатлений переходит во внутренние свойства: потребности, привычки, требования личности к себе и к окружающим.
А.Н.Леонтьев - Деятельный подход.
В теории деятельности Алексея Николаевича Леонтьева (1903-1979), развившего идеи Льва Семеновича Выготского (1896-1934) и Сергея Леонидовича Рубинштейна (1889-
1960), личность рассматривается как продукт социально-общественного развития; в качестве же реального базиса ее выступает совокупность общественных отношений человека, реализуемых его деятельностью.
В деятельности происходит переход объекта в его субъективную форму, в образ; вместе с тем в деятельности совершается также переход деятельности в ее объективные результаты, в ее продукты. То есть деятельность выступает как процесс, в котором осуществляются взаимопереходы между полюсами "субъект—объект". Через деятельность человек воздействует на природу, вещи, других людей. При этом по отношению к вещам он выступает как субъект, а по отношению к другим людям — как личность.
Внутренняя, психическая деятельность человека произошла из внешней практической деятельности путем процесса интериоризации. Внешняя и внутренняя деятельности имеют тесное взаимодействие, существует и обратный процесс порождения внешней деятельности на основе составления ее во внутреннем плане — это процесс экстериоризации. Сами эти переходы возможны только потому, что внешняя и внутренняя деятельности имеют одинаковое строение.
Деятельность — это не реакция и не совокупность реакций, а система, которая имеет строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие. Деятельность — это
специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая по-
требностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого
человека.
Понятно, что деятельность человека вытекает из его потребностей и вне деятельности реализация любой потребности невозможна. При этом ядром личности, ее стержнем выступают мотивы и цели деятельности. Мотивом называется предмет потребности или, другими словами, мотив — это опредмеченная потребность. Мотивы, побуждая и направляя деятельность, порождают действия, т.е. приводят к образованию осознанных целей.
Наряду с классом осознанных мотивов существуют мотивы, которые актуально могут не осознаваться. Однако они также представлены в сознании, но в особой форме — это личностные смыслы и эмоции. Личностный смысл определяется как переживание повы- шенной субъективной значимости предмета или явления, оказавшихся в поле действия ведущего мотива. Это понятие исторически связано с представлениями
А.Н.Леонтьев - Деятельный подход.
В теории деятельности Алексея Николаевича Леонтьева (1903-1979), развившего идеи Льва Семеновича Выготского (1896-1934) и Сергея Леонидовича Рубинштейна (1889-
1960), личность рассматривается как продукт социально-общественного развития; в качестве же реального базиса ее выступает совокупность общественных отношений человека, реализуемых его деятельностью.
В деятельности происходит переход объекта в его субъективную форму, в образ; вместе с тем в деятельности совершается также переход деятельности в ее объективные результаты, в ее продукты. То есть деятельность выступает как процесс, в котором осуществляются взаимопереходы между полюсами "субъект—объект". Через деятельность человек воздействует на природу, вещи, других людей. При этом по отношению к вещам он выступает как субъект, а по отношению к другим людям — как личность.
Внутренняя, психическая деятельность человека произошла из внешней практической деятельности путем процесса интериоризации. Внешняя и внутренняя деятельности имеют тесное взаимодействие, существует и обратный процесс порождения внешней деятельности на основе составления ее во внутреннем плане — это процесс экстериоризации. Сами эти переходы возможны только потому, что внешняя и внутренняя деятельности имеют одинаковое строение.
Деятельность — это не реакция и не совокупность реакций, а система, которая имеет строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие. Деятельность — это
специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая по-
требностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого
человека.
Понятно, что деятельность человека вытекает из его потребностей и вне деятельности реализация любой потребности невозможна. При этом ядром личности, ее стержнем выступают мотивы и цели деятельности. Мотивом называется предмет потребности или, другими словами, мотив — это опредмеченная потребность. Мотивы, побуждая и направляя деятельность, порождают действия, т.е. приводят к образованию осознанных целей.
Наряду с классом осознанных мотивов существуют мотивы, которые актуально могут не осознаваться. Однако они также представлены в сознании, но в особой форме — это личностные смыслы и эмоции. Личностный смысл определяется как переживание повы- шенной субъективной значимости предмета или явления, оказавшихся в поле действия ведущего мотива. Это понятие исторически связано с представлениями
1 ... 11 12 13 14 15 16 17 18 ... 28