Файл: Контрольная работа по дисциплине История государства и права зарубежных стран Студент 2 курса.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Частное образовательное учреждение
Высшего образования
«Сибирский юридический университет»
Кафедра общепрофессиональных дисциплин
Контрольная работа по дисциплине
«История государства и права зарубежных стран»
Выполнил:
Студент 2 курса
Заочной формы обучения
231-1 учебной группы
Ставер Анастасия Игоревна
Проверил к.и.н. доцент Величко С.А.
Омск- 2022
ЗАКОНЫ ХАММУРАПИ: ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ, СТРУКТУРА
ИЗЛОЖЕНИЯ, ОСНОВНЫЕ ИНСТИТУТЫ И НОРМЫ.
Вавилонские законы царя Хаммурапи – один из древнейших правовых памятников в истории. Этот древний кодекс законов, созданный около 1755 года до н. е. оказал влияние на древневосточную правовую культуру на протяжении многих столетий.
Законы Хаммурапи (фактически судебник) были составлены, по некоторым предположениям, в конце его правления и вобрали законы предшествующих правителей, обычное право и собственные установления
Хаммурапи — его указы и типичные решения судебных дел. Обычное право здесь, как и в других районах мира, представляло собой собрание хранимых в народной памяти правил решения имущественных споров или взаимных личных обвинений при общей для заинтересованных сторон уверенности в справедливости и высшей мудрости этих правил.
1
Хаммурапи был удачливым военачальником, администратором и дипломатом. Значительная часть подвластной ему территории была присоединена путем дипломатических усилий, а не военных захватов. Он продолжил украшать столицу империи город Вавилон, расположенный на берегу Евфрата. Впоследствии на протяжении двух тысячелетий это был самый знаменитый из городов Междуречья и всего Древнего Востока. Он как бы оправдывал свое название «Баб-Илу», что означает «врата Бога».
По его многокилометровой крепостной стене могли проехать несколько конных повозок. От покрытых синей лазурью ворот, посвященных богине
Иштар, дорога вела к храму главного бога и покровителя Вавилона по имени
Мардук. Девятисотметровая ступенчатая башня храма Мардука, известная также под именем Вавилонской башни, обрела популярность — вместе с
1
Авдиев В.И. История Древнего Востока. М., 1970.
висячими садами, расположенными вдоль крепостной стены, и оранжереями царицы Семирамиды — далеко за пределами страны и упоминается в Библии.
Законы Хаммурапи были составлены с учетом распространенных мифологических представлений о путях достижения «истинного счастья и доброго правления» (слова из торжественного Пролога к Законам
Хаммурапи). Текст Законов был выбит на каменном столбе с изображением восседающего на троне бога Солнца, правосудия и предзнаменований по имени Шамаш, который считался строгим блюстителем справедливости на
Небе («судья богов») и на Земле.
2
Считалось, что все живые существа он «направлял на верный путь».
Хаммурапи изображен на этом же камне стоящим перед Шамашем в почтительной позе и дотрагивающимся до регалий высшей власти — жезла и магического кольца. Из-за плеч восседающего на троне Ша- маша поднимаются языки пламени, они свидетельствуют о его всемогуществе.
Называя себя «царем справедливости», Хаммурапи утверждал в заключительной части Свода законов: «Слова мои изысканны, нет ничего равного моей мудрости, нет соперника у моих деяний». Его мудрость была нацелена на обуздание произвола власть имущих, безмерной жадности богатых и сильных по отношению к тем, кто платил налоги в царскую казну и поставлял воинов на царскую службу.
История законов
Хаммурапи (1792-1750 года до н. е.) был одним из самых известных царей Вавилона. Истории он известен не только как великий законодатель, но и не менее великий завоеватель. В начале его правления территория
Вавилонского царства была сравнительно небольшой, помимо столицы туда входило лишь несколько небольших городов, а вокруг были отнюдь не
2
Белявский В.А. Вавилон легендарный и Вавилон исторический. М., 1971.
Законы Хаммурапи были составлены с учетом распространенных мифологических представлений о путях достижения «истинного счастья и доброго правления» (слова из торжественного Пролога к Законам
Хаммурапи). Текст Законов был выбит на каменном столбе с изображением восседающего на троне бога Солнца, правосудия и предзнаменований по имени Шамаш, который считался строгим блюстителем справедливости на
Небе («судья богов») и на Земле.
2
Считалось, что все живые существа он «направлял на верный путь».
Хаммурапи изображен на этом же камне стоящим перед Шамашем в почтительной позе и дотрагивающимся до регалий высшей власти — жезла и магического кольца. Из-за плеч восседающего на троне Ша- маша поднимаются языки пламени, они свидетельствуют о его всемогуществе.
Называя себя «царем справедливости», Хаммурапи утверждал в заключительной части Свода законов: «Слова мои изысканны, нет ничего равного моей мудрости, нет соперника у моих деяний». Его мудрость была нацелена на обуздание произвола власть имущих, безмерной жадности богатых и сильных по отношению к тем, кто платил налоги в царскую казну и поставлял воинов на царскую службу.
История законов
Хаммурапи (1792-1750 года до н. е.) был одним из самых известных царей Вавилона. Истории он известен не только как великий законодатель, но и не менее великий завоеватель. В начале его правления территория
Вавилонского царства была сравнительно небольшой, помимо столицы туда входило лишь несколько небольших городов, а вокруг были отнюдь не
2
Белявский В.А. Вавилон легендарный и Вавилон исторический. М., 1971.
дружелюбные соседи. Но благодаря ряду успешных военным кампаний, а порой и разным хитрым трюкам, подкупам и сделкам, царю Хаммурапи удалось в разы расширить территорию Вавилонии, завоевать всех близлежащих соседей, и, в конце концов, объединить под своим правлением всю Месопотамию.
Хаммурапи был выдающимся политиком, стратегом, военачальником, при котором древний Вавилон достиг вершины своего могущества. Поэтому не удивительно, что современники видели в нем божественного избранника, чья правота не может быть оспорена. Царская власть была абсолютно и единоличной, царь считался наивысшим авторитетом и источником закона и правосудия. Будучи мудрым правителем, Хаммурапи отлично понимал, что править большим государством можно лишь при помощи строгого и справедливого порядка. С этой целью им и был создан знаменитый свод законов Хаммурапи.
Законы вавилонского царя были высечены на специальной конусообразной стеле.
Вверху же эту стелу венчал барельеф, на котором были изображены две фигуры: сидячий на троне верховный бог Вавилонского пантеона – Шамаш, олицетворяющий Солнце; и вторая фигура, стоящая с почтением перед божеством – это, скорее всего, сам Хаммурапи, божий избранник.
Стела с высеченными на ней законами на долгие столетия была утеряна и лишь в 1901 году ее обнаружила французская археологическая экспедиция под руководством египтолога Жака де Моргана. Сейчас она хранится в знаменитом парижском музее – Лувре.
Текст законов высечен на стеле клинописью на аккадском языке.
Короткие колонки клинописи покрывают лицевую часть барельефа и всю обратную сторону. К сожалению, часть текста стелы не сохранилась, историки предполагают, что ее могли уничтожить эламиты, которые захватили стелу во время одного из своих набегов на Вавилон уже во время упадка Вавилонского царства.
Хаммурапи был выдающимся политиком, стратегом, военачальником, при котором древний Вавилон достиг вершины своего могущества. Поэтому не удивительно, что современники видели в нем божественного избранника, чья правота не может быть оспорена. Царская власть была абсолютно и единоличной, царь считался наивысшим авторитетом и источником закона и правосудия. Будучи мудрым правителем, Хаммурапи отлично понимал, что править большим государством можно лишь при помощи строгого и справедливого порядка. С этой целью им и был создан знаменитый свод законов Хаммурапи.
Законы вавилонского царя были высечены на специальной конусообразной стеле.
Вверху же эту стелу венчал барельеф, на котором были изображены две фигуры: сидячий на троне верховный бог Вавилонского пантеона – Шамаш, олицетворяющий Солнце; и вторая фигура, стоящая с почтением перед божеством – это, скорее всего, сам Хаммурапи, божий избранник.
Стела с высеченными на ней законами на долгие столетия была утеряна и лишь в 1901 году ее обнаружила французская археологическая экспедиция под руководством египтолога Жака де Моргана. Сейчас она хранится в знаменитом парижском музее – Лувре.
Текст законов высечен на стеле клинописью на аккадском языке.
Короткие колонки клинописи покрывают лицевую часть барельефа и всю обратную сторону. К сожалению, часть текста стелы не сохранилась, историки предполагают, что ее могли уничтожить эламиты, которые захватили стелу во время одного из своих набегов на Вавилон уже во время упадка Вавилонского царства.
Однако после расшифровки сохранившегося текста, историкам предстали во всей красе законы древнего вавилонского царя.
Сохранившиеся документальные свидетельства о деятельности
Хаммурапи-царя характеризуют его как талантливого правителя-са- модержца, высоко ценившего начала законности и справедливости во взаимоотношениях правящих и подвластных. Он усовершенствовал всю систему управления империи, которая была несколько меньшей по размерам, чем империя легендарного Саргона I, объединившего Шумер и Аккад в XXIV в. до н. э., и меньше империи династии Ура (XXII—XXI вв. до н. э.).
Хаммурапи умело позаботился о том, чтобы были сохранены существующие водные каналы и прорыты новые.
Он изображен также удачливым воителем и грозой взяточников и ростовщиков. Последние ставили своих соотечественников на грань выживания и обращали многих в рабство за долги.
В источниках времени его правления упоминаются «указы о восстановлении справедливости», которые были направлены на противодействие разорению и обезземеливанию общинников, возмещение ущерба от стихийных бедствий, а также социальных бедствий. Французский историк Ж. Эллюль назвал Хаммурапи «гением законодательного искусства».
Хаммурапи усовершенствовал календарь ради удобств в собирании налогов, заботился об устранении неисправностей водорегулирующих механизмов, расположенных вдоль течения реки Евфрат. Благодаря службе у царя был создан особый класс охотников (баиру) и воинов-солдат (реддумов), получавших от царя за службу поземельные участки с особым режимом пользования. Воинская повинность и постоянное войско уже существовали в то время.
Цари, начиная с Саргона I, носили титулатуру «царя четырех стран света», царя Вселенной, а в самом имени Саргона содержится титул
«истинный царь». В древности, как и в последующие времена, существовали
две основные разновидности правовых систем страны или царства: первая опиралась на обычаи, прецеденты, мнения авторитетных знатоков и в незначительной степени на установления верховной власти; вторая — на письменные законы, более или менее исчерпывающие круг правовых проблем
(Египет, Месопотамия, Финикия с ее кодексом морских правовых обычаев,
Афины времен составления законов Солона, просуществовавших около восьми веков, Законы XII таблиц в Риме, также действовавшие на протяжении многих веков).
Полный титул Хаммурапи, заимствованный через тысячу лет нововавилонским царем Навуходоносором, имел следующий вид:
«Прославленный, покорный великим богам, могучий царь, солнце Вавилона, любимец богини Иштар, вынуждавший к послушанию четыре страны света».
О главном итоге своей законодательной деятельности Хаммурапи повествует в Прологе в следующих словах: «...заботливый, покорный великим богам... вечное семя царства, могучий царь, солнце Вавилона, давший свет стране
Шумера и Аккада... Когда Мардук направил меня, чтобы справедливо руководить людьми и дать стране счастье, тогда я вложил в уста страны истину и справедливость и улучшил плоть народа».
Общая характеристика
Структура законов Хаммурапи
Черный столб из базальта с текстом «Законов» был найден в 1901—
1902 гг. французскими археологами в Сузах (столице древнего Элама).
Текст частично поврежден: часть лицевой стороны столба была выскоблена. Очевидно, эламиты захватили столб с «Законами» во время одного из своих набегов на Месопотамию и вывезли в свою столицу, а эламский царь-победитель приказал стереть часть текста, чтобы начертать на освободившемся месте победную надпись.
(Египет, Месопотамия, Финикия с ее кодексом морских правовых обычаев,
Афины времен составления законов Солона, просуществовавших около восьми веков, Законы XII таблиц в Риме, также действовавшие на протяжении многих веков).
Полный титул Хаммурапи, заимствованный через тысячу лет нововавилонским царем Навуходоносором, имел следующий вид:
«Прославленный, покорный великим богам, могучий царь, солнце Вавилона, любимец богини Иштар, вынуждавший к послушанию четыре страны света».
О главном итоге своей законодательной деятельности Хаммурапи повествует в Прологе в следующих словах: «...заботливый, покорный великим богам... вечное семя царства, могучий царь, солнце Вавилона, давший свет стране
Шумера и Аккада... Когда Мардук направил меня, чтобы справедливо руководить людьми и дать стране счастье, тогда я вложил в уста страны истину и справедливость и улучшил плоть народа».
Общая характеристика
Структура законов Хаммурапи
Черный столб из базальта с текстом «Законов» был найден в 1901—
1902 гг. французскими археологами в Сузах (столице древнего Элама).
Текст частично поврежден: часть лицевой стороны столба была выскоблена. Очевидно, эламиты захватили столб с «Законами» во время одного из своих набегов на Месопотамию и вывезли в свою столицу, а эламский царь-победитель приказал стереть часть текста, чтобы начертать на освободившемся месте победную надпись.
В верхней части лицевой стороны изображен сам Хаммурапи, молящийся «судье богов», покровителю справедливости и солнечному богу
Шамашу, который вручает ему законы. Вся остальная часть столба была с обеих сторон заполнена клинописным текстом, состоящим из трех частей: введения, собственно законов и заключения.
Непрерывно записанный текст законов условно делится исследователями на 282 первоначальные статьи, из которых 35 были стерты, а
247 сохранились.
Недостающие статьи частично восстанавливаются по фрагментам копий «Законов», записанных на глиняных табличках, которые были обнаружены в тех же Сузах и других местах, особенно в знаменитой
Ниневийской библиотеке Ашшурбанипала.
Статьи Законника Хаммурапи составлены совсем в другой манере, чем это принято сейчас. Древний законодатель мыслил себе закон иначе.
Выросшая из судебного решения по конкретному делу, норма права формулировалась так же, как формулируют решение суда: как решение частного случая, казуса.
Первое что бросается в глаза, так это то, что законы Хаммурапи тщательно продуманы и структурированы, что говорит о том, что их составитель был очень педантичным человеком, во всем любившим порядок, да, таким был царь Хаммурапи. Структура кодекса включает вступление, основную часть и заключение.
В основной части имеется 282 параграфа. Из них 35 были стерты эламитами, но не все так плохо, ученым удалось их восстановить из другого источника
– глиняных табличек, обнаруженных в
Сузах в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала в Ниневии.
Этот просвещенный ассирийский царь задумал создать самую большую библиотеку в мире, и его переписчики документировали все заслуживавшие внимания письменные памятники древнего Востока, разумеется, кодекс
законов Хаммурапи они также переписали, и таким образом позволили восстановить его полностью.
Законы Хаммурапи охватывают все сферы человеческой жизни, структура их следующая:
- Статьи 1-5 – посвящены суду и судопроизводству.
- Статьи 6-126 – посвящены праву собственности и договорным взаимоотношениям.
- Статьи 127-195 – посвящены семейным отношениям и праву наследования (по сути это семейный кодекс).
- Статьи 196-214 – посвящены преступлениям уголовного характера (а это уже криминальный кодекс).
- Статьи 215-282 – посвящены имущественным преступлениям.
Пролог и эпилог написаны в гимно-эпическом стиле. В прологе прославляется власть царя Хаммурапи как божьего избранника, а в эпилоге говорится о божественной поддержке тех, кто будет следовать этому кодексу законов, и о божественном же наказании для тех, кто будет его нарушать.
Законы Хаммурапи
Состояли из Пролога, текста законов и Эпилога.
Всего из сплошного текста, выбитого на камне, переводчиками выделено 282 параграфа, или статьи, причем около 37 статей оказались уничтоженными (соскобленными).
Дело в том, что каменная стела из базальта была в свое время вывезена из Вавилона в соседнее царство Элам (территория нынешнего Ирана), где по приказу местного правителя и было выскоблено место для традиционной хвалебной надписи о подвигах покорителя Вавилона. Этот камень нашли в
1901 г. французские археологи в районе города Сузы, бывшей столицы Элама.
3600 строк текста высечены на каменном столбе высотой 213 см вместе с изображением Хаммурапи и бога Солнца и справедливости для богов и
Законы Хаммурапи охватывают все сферы человеческой жизни, структура их следующая:
- Статьи 1-5 – посвящены суду и судопроизводству.
- Статьи 6-126 – посвящены праву собственности и договорным взаимоотношениям.
- Статьи 127-195 – посвящены семейным отношениям и праву наследования (по сути это семейный кодекс).
- Статьи 196-214 – посвящены преступлениям уголовного характера (а это уже криминальный кодекс).
- Статьи 215-282 – посвящены имущественным преступлениям.
Пролог и эпилог написаны в гимно-эпическом стиле. В прологе прославляется власть царя Хаммурапи как божьего избранника, а в эпилоге говорится о божественной поддержке тех, кто будет следовать этому кодексу законов, и о божественном же наказании для тех, кто будет его нарушать.
Законы Хаммурапи
Состояли из Пролога, текста законов и Эпилога.
Всего из сплошного текста, выбитого на камне, переводчиками выделено 282 параграфа, или статьи, причем около 37 статей оказались уничтоженными (соскобленными).
Дело в том, что каменная стела из базальта была в свое время вывезена из Вавилона в соседнее царство Элам (территория нынешнего Ирана), где по приказу местного правителя и было выскоблено место для традиционной хвалебной надписи о подвигах покорителя Вавилона. Этот камень нашли в
1901 г. французские археологи в районе города Сузы, бывшей столицы Элама.
3600 строк текста высечены на каменном столбе высотой 213 см вместе с изображением Хаммурапи и бога Солнца и справедливости для богов и
людей Шамаша, в руке которого символы власти — жезл и кольцо. Хаммурапи почтительно их касается.
Законы регулировали порядок судебного разбирательства, охрану собственности, пользование землей и отводными каналами, торговые и финансовые сделки и услуги, брачные договоры и лично-имущественные права членов семьи, защиту от посягательств на личность и имущество, ответственность за недобросовестную или некачественную работу, тарифы за работу по найму.
«Таковы справедливые законы, которые рассудительный царь
Хаммурапи дал своему народу. Дабы приучить его к строгой дисциплине и хорошему поведению».
Пролог содержит перечень деяний царя Хаммурапи и значение его вклада в обеспечение благоденствия подданных, в том числе оценку своей законодательной деятельности («вложил в уста страны истину и справедливость и улучшил плоть народа»).
Основные законы
Теперь давайте рассмотрим некоторые самые интересные законы из этого кодекса.
- Если кто-то обвинит другого в том или ином преступлении, а доказать это не сможет, то сам должен подвергнутся соответствующему наказанию. Даже если наказание за преступление – смертная казнь, то несправедливо обвиняющий тогда должен сам быть казнен. (Сурово, но справедливо).
- Если судья без оснований изменит свое решение, то он лишается звания судьи (без права занимать его впредь) и платит большой денежный штраф. (Такой закон для наших судей бы не помешал, как думаете?)
- За кражу из дворца или храма, а также за разбой и мародерство во время пожара, войны или других бедствий полагалось самое суровое наказание
– смертная казнь.
Законы регулировали порядок судебного разбирательства, охрану собственности, пользование землей и отводными каналами, торговые и финансовые сделки и услуги, брачные договоры и лично-имущественные права членов семьи, защиту от посягательств на личность и имущество, ответственность за недобросовестную или некачественную работу, тарифы за работу по найму.
«Таковы справедливые законы, которые рассудительный царь
Хаммурапи дал своему народу. Дабы приучить его к строгой дисциплине и хорошему поведению».
Пролог содержит перечень деяний царя Хаммурапи и значение его вклада в обеспечение благоденствия подданных, в том числе оценку своей законодательной деятельности («вложил в уста страны истину и справедливость и улучшил плоть народа»).
Основные законы
Теперь давайте рассмотрим некоторые самые интересные законы из этого кодекса.
- Если кто-то обвинит другого в том или ином преступлении, а доказать это не сможет, то сам должен подвергнутся соответствующему наказанию. Даже если наказание за преступление – смертная казнь, то несправедливо обвиняющий тогда должен сам быть казнен. (Сурово, но справедливо).
- Если судья без оснований изменит свое решение, то он лишается звания судьи (без права занимать его впредь) и платит большой денежный штраф. (Такой закон для наших судей бы не помешал, как думаете?)
- За кражу из дворца или храма, а также за разбой и мародерство во время пожара, войны или других бедствий полагалось самое суровое наказание
– смертная казнь.
- За обыкновенную кражу пойманный вор должен был возместить ущерб в десятикратном размере. Если он этого не мог сделать, то опять таки подлежал смертной казни.
- В уголовном производстве действовал принцип «зуб за зуб, глаз за глаз». То есть если кто-то кому-то поломал руку, то в наказание за это ему также ломалась рука. Наказанием за убийство было убийство, то есть смертная казнь.
3
- Имущество воина попавшего в плен было защищено специальным законом, оно было неприкосновенно и по освобождении воина обратно возвращалось ему.
Ряд статей кодекса регулирует имущественные отношения между собственником и арендатором земли. Так, например, согласно одного из законов, арендатор несет ответственность за необработанную землю. Если таковая имеется, то он платит штраф собственнику земли в размере одного урожая, который мог бы вырасти на этой необработанной земле.
Весьма интересны законы Хаммурапи в сфере семейного законодательства.
- Супружеская измена и изнасилование карались смертной казнью.
- Жене воина попавшего в плен и испытывающей материальную нужду официально разрешалось выйти замуж вторично, но при освобождении первого мужа, она была обязана вернутся обратно к нему.
- Если жена безосновательно отказывала мужу в физической близости, ему разрешалось с ней развестись.
- Замужняя женщина могла иметь собственное имущество, на которое не могли претендовать даже кредиторы ее мужа.
- При заключении брака жених платил отцу невесты специальный выкуп. Если же отец невесты решил расторгнуть заключение брака уже
3
Шейнина О. Вавилонский царь Хаммурапи и его закон // История. 2001. № 11.
после оплаты выкупа, то должен был вернуть его жениху в двойном размере.
Также стоит заметить, что отдельные законы предусматривали особую ответственность людей разных профессий за халатное исполнение своих служебных обязанностей. Так, например, небрежный строитель, по вине которого обрушился дом, и погибли люди, подлежал смертной казни.
Крестьянин-общинник обладал правами, близкими к правам собственника: мог продавать, менять, закладывать, сдавать в аренду, передавать по наследству свой участок как особую недвижимую собственность (ст. 39—47, 60—65), при этом не требовалось ни согласия правителя, ни согласия самой общины.
Вследствие расслоения возникла большая масса обедневших, которые согласно дошедшим до нас документам закладывали свою землю и имущество при денежном или натуральном займе, закладывали ростовщику жену и детей, продавали своих детей, участки земли, дома, сады и др., арендовали чужую землю, нанимались на поденную работу.
Особая группа землевладельцев составлялась из воинов и чиновников.
За отказ воина выступить в поход по приказу полагалась смертная казнь; человек, заступивший его место, получал его земельный надел.
Купля-продажа — самый распространенный способ перехода собственности, предусматривавший три главных условия: чтобы имущество не было изъято из оборота (имущество илку); продавец должен быть собственником вещи и гарантировать покупателю защиту от истребования вещи третьим лицом; оформление сделки должно происходить в присутствии свидетелей. Торговые и финансовые сделки. Правила приема и хранения залога (ст. 89—126).
Также стоит заметить, что отдельные законы предусматривали особую ответственность людей разных профессий за халатное исполнение своих служебных обязанностей. Так, например, небрежный строитель, по вине которого обрушился дом, и погибли люди, подлежал смертной казни.
Крестьянин-общинник обладал правами, близкими к правам собственника: мог продавать, менять, закладывать, сдавать в аренду, передавать по наследству свой участок как особую недвижимую собственность (ст. 39—47, 60—65), при этом не требовалось ни согласия правителя, ни согласия самой общины.
Вследствие расслоения возникла большая масса обедневших, которые согласно дошедшим до нас документам закладывали свою землю и имущество при денежном или натуральном займе, закладывали ростовщику жену и детей, продавали своих детей, участки земли, дома, сады и др., арендовали чужую землю, нанимались на поденную работу.
Особая группа землевладельцев составлялась из воинов и чиновников.
За отказ воина выступить в поход по приказу полагалась смертная казнь; человек, заступивший его место, получал его земельный надел.
Купля-продажа — самый распространенный способ перехода собственности, предусматривавший три главных условия: чтобы имущество не было изъято из оборота (имущество илку); продавец должен быть собственником вещи и гарантировать покупателю защиту от истребования вещи третьим лицом; оформление сделки должно происходить в присутствии свидетелей. Торговые и финансовые сделки. Правила приема и хранения залога (ст. 89—126).