Файл: Контрольная работа по дисциплине История государства и права зарубежных стран Студент 2 курса.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Семейное право. Порядок наследования имущества.
Наследование равными долями для братьев и сестер (важная особенность семейных традиций, которых не было ни в Афинах, ни в Риме. Усыновление.
Дети, принятые от наложницы, наследуют только движимое имущество и лишь в случае, если отец признает их своими. Договорный характер брака и право на развод для обеих сторон (ст. 127-195).
В случае смерти жены ее приданое становилось собственностью ее детей, а при отсутствии последних возвращалось в дом отца (ст. 162, 163). С развитием частной собственности в приданое стали даваться земля, строения, скот.
Предусматривалось наследование по закону, а также со свободой завещания, при этом: а) дети независимо от пола наследуют отцу и матери, получают равную долю; б) долю умершего сына получают его дети — внуки наследодателя, которые точно так же делят ее поровну; в) усыновленные наследуют на равных основаниях с детьми; г) дети, прижитые наследодателем от рабыни-наложницы, наследуют только в том случае, если отец признал их своими детьми (в этом случае они получают часть движимого имущества), если не признал своими, то они получают только свободу; д) если после смерти раба, которому хозяин (дворец или мушке - нум) разрешил обзавестись собственным домом и жениться на свободной, оставалось имущество, половина его шла хозяину, а половина (не считая приданого жены) делилась между детьми умершего (они были свободными в силу происхождения от свободной матери).
Допускалось усыновление ради продолжения рода (усыновленный без права наследования имел право вернуться к своим родителям) либо ради приобретения рабочих рук.
Предусматривалось также дарение как своеобразный эквивалент завещания.
Наказания за обиду, побои, членовредительство (ст. 196—214). Три разновидности наказаний по принципу «око за око». Если человек ударит лицо, занимающее более высокое положение, чем он сам, должно ударить его
60 раз плетью из воловьей кожи. Смертная казнь в 30 случаях. Женская казнь
— утопление корчемницы за обвешивание (ст. 108—111).
Судебный процесс не был строго регламентирован, судоговорение — устное и состязательное — происходило публично, в присутствии общины и совершалось на паперти храма.
Главой коллегиального суда в общине был рабианум (глава общины по царскому назначению, который отвечал за поддержание общественного порядка). Судебные функции осуществляли также чиновники, стоявшие во главе местной администрации, и особые окружные судьи.
Существовали также судебные коллегии жрецов, коллегии из числа
«старейшин города и именитых людей» по 6—10 человек в городах, и из единоличных судей — может быть, для решения важных дел и апелляций.
Допускались ордалии (суд божий).
Обычаи были исходным материалом для свода законов, но расхождения законов, включая терминологические, с живой юридической практикой, в том числе с сохранившимися образцами текстов договоров, записанных на многочисленных глиняных табличках, свидетельствуют о том, что над обычаем размышляли и с ним считались, а не просто довольствовались законодательным усмотрением.
Сделки с движимым имуществом, ответственность за недобросовестную или некачественную работу лекарей, строителей, корабельных мастеров (ст.
215—277).
Был предусмотрен запрет для ростовщика брать землей, да еще с урожаем (ст. 47—51, 66); существовал институт «заложников» в долговой тюрьме (ст. 114); говорилось о наказании мушкенума, пославшего наемника
на войну вместо самого себя, а также за неправильное пользование поместьем; о том, что если на реке происходит столкновение судов, то наказывается судно, плывущее вниз по течению (ст. 240).
Правила торговли рабами и обращения с ними (ст. 278—282).
Эпилог содержал, в частности, следующее: «Угнетенный человек, который обретет судебное дело, пусть подойдет к моему, царя справедливости, изображению, пусть заставит прочитать мой написанный памятник, пусть он услышит мои драгоценные слова, а мой памятник пусть покажет ему [его] дело, пусть он увидит свое решение, пусть успокоит свое сердце и пусть сильно скажет: «Хаммурапи — де владыка, который является для людей как бы родным отцом... определил людям благоденствие навеки, а также справедливо управлял страной! Пусть от полного сердца благословит меня перед Мардуком (верховный бог Вавилона. — В. Г.), моим владыкой, и
Царпанит («Божественная», супруга Мардука. — В. Г.), моей владычицей».
Структура изложения законов Хаммурапи может быть объяснена и с учетом существовавшей в древнем обществе иерархии ценностей — общение с богами (нарушение клятвы), личные и имущественные отношения с царями
(покушения на царскую собственность), в семье и за ее пределами, охрана жизни, чести, достоинства, имущественных и других законных интересов.
На основе знакомства с политикой и Законами Хаммурапи возникает картина большого культурного государства с обществом, уже прошедшим все начальные стадии своего формирования.
В центре власть уже не имеет соперников из местных городских династий, в аппарате управления чиновники вытеснили знать, кровная месть уступает место выкупу на основе тарифа поранений. Государство через своих служителей заботится о благосостоянии народа, о подъеме земледелия, торговли, прокладывании и поддержании в надлежащем режиме водных сообщений и каналов.
4 4
Всеобщая история государства и права. Под ред. Батыра К.И. М., 2004.
Правила торговли рабами и обращения с ними (ст. 278—282).
Эпилог содержал, в частности, следующее: «Угнетенный человек, который обретет судебное дело, пусть подойдет к моему, царя справедливости, изображению, пусть заставит прочитать мой написанный памятник, пусть он услышит мои драгоценные слова, а мой памятник пусть покажет ему [его] дело, пусть он увидит свое решение, пусть успокоит свое сердце и пусть сильно скажет: «Хаммурапи — де владыка, который является для людей как бы родным отцом... определил людям благоденствие навеки, а также справедливо управлял страной! Пусть от полного сердца благословит меня перед Мардуком (верховный бог Вавилона. — В. Г.), моим владыкой, и
Царпанит («Божественная», супруга Мардука. — В. Г.), моей владычицей».
Структура изложения законов Хаммурапи может быть объяснена и с учетом существовавшей в древнем обществе иерархии ценностей — общение с богами (нарушение клятвы), личные и имущественные отношения с царями
(покушения на царскую собственность), в семье и за ее пределами, охрана жизни, чести, достоинства, имущественных и других законных интересов.
На основе знакомства с политикой и Законами Хаммурапи возникает картина большого культурного государства с обществом, уже прошедшим все начальные стадии своего формирования.
В центре власть уже не имеет соперников из местных городских династий, в аппарате управления чиновники вытеснили знать, кровная месть уступает место выкупу на основе тарифа поранений. Государство через своих служителей заботится о благосостоянии народа, о подъеме земледелия, торговли, прокладывании и поддержании в надлежащем режиме водных сообщений и каналов.
4 4
Всеобщая история государства и права. Под ред. Батыра К.И. М., 2004.
Государство придерживается мирной позиции, нет привилегий у тех или иных национальностей (вавилонян, эламитов и др.). Социальная структура в значительной мере дифференцировалась на основные и неосновные группы и слои (например, в жречестве имелось несколько категорий и классов служителей, служба царю выдвинула классы баиру (охотники), ридсабе (служилые люди, солдаты).
Хаммурапи в части документов предстает вдумчивым и гуманным правителем. Однако в сборнике законов, где очень простым и понятным языком говорится о браках, собственности, долгах, ворах, наемных работниках, а также о договорах, банковско-кредитном деле и общественной морали, наказания выглядят жестокими и произвольными. Относительная жестокость этих наказаний связана с самим фактом создания Вавилонского царства вторгшимися с запада племенами амореев, которым и пришлось вводить дополнительные меры по установлению мира и порядка, в том числе меры устрашения, с тем чтобы удержать свое господство в этом районе.
5
Долгое время Законы Хаммурапи считались самыми древними из дошедших до нас и хорошо сохранившихся древних сборников. Однако в 1952 г. обнаружена была глиняная табличка с частью свода шумерского правителя города Ура (царствовал ок. 2050 г. до н. э.), которая донесла до нас сведения о характерных для этого правителя социальных и этических реформах.
Он отстранил от власти и лишил доходов взяточников и обманщиков, учредил справедливую и неизменную систему мер и весов, позаботился о том, чтобы «сирота не становился жертвой богача», «вдова — жертвой сильного» и «человек шекеля (мелкая денежная единица) — жертвой человека мины».
5
История Древнего Востока. Под ред.В.И. Кузищина. М., 1988.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Законы Хаммурапи — крупнейший и важнейший памятник права древней Месопотамии. Эти законы несовершенные с точки зрения их полноты и по своей категоричности, они не предусматривают различных явлений жизни. Нет общих принципов, системы в изложении, хотя известная логика имеется. Но все представленные случаи разбираются с большой обстоятельностью. И тем не менее свод законов Хаммурапи является памятником древнейшего права.
Его ценность и несомненная важность заключается в том, что царь, правитель государства, поставил своей целью и осуществил создание
«документа», которым регулировалась жизнь граждан его страны. И этот
«документ» был не разовым указом или постановлением — а единым сводом для всех областей права и для всех социальных категорий.
По своей продуманности, логичности и последовательности Законы
Хаммурапи в течение многих столетий не имел себе равных в законодательной практике Древнего Востока.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авдиев В.И. История Древнего Востока. М., 1970.
2. Белявский В.А. Вавилон легендарный и Вавилон исторический.
М., 1971.
3. Всеобщая история государства и права. Под ред. Батыра К.И. М.,
2004.
4. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. М., 2000.
5. История Древнего Востока. Под ред.В.И. Кузищина. М., 1988.
6. История государства и права зарубежных стран. Ч.1. Под общ. ред. Жидкова О.А., Крашенинниковой Н.А. М, 1998.
7. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. Т.1 М.,
1998. - С.40-41.
8. Шейнина О. Вавилонский царь Хаммурапи и его закон //
История. 2001. № 11.