Файл: Русские народные праздники проводы зимы, встреча весны.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Урок музыки во 2а,б классе

Учитель Шишкина М.Б

Тема: «Русские народные праздники: проводы зимы, встреча весны».

Цель: продолжить знакомство с музыкой, посвященной праздникам русского народа

Планируемые результаты:

Предметные:

- Наблюдение за использованием музыки в жизни человека;

-Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

-Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному фольклору России;

-Умение выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки;

-Умение оценивать произведения разных видов искусства;

- Использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно- образного содержания народной музыки в различных видах музыкальной деятельности (пении, слове, пластике (импровизация), игре на детских музыкальных инструментах)

Метапредметные:

-Размышление о роли русской народной музыки в жизни человека, о многообразии музыкального фольклора России

-Овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;

-Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

-Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества

Личностные:

-Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений;

-Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;

- Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих музыкальных задач;

-Развитие мотивов музыкально- учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

-Развитие духовно- нравственных качеств (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), эмоциональной отзывчивости; уважительного отношения к обычаям и традициям русского народа.

Тип урока: первичное усвоение новых знаний.

Дидактическое обеспечение урока: мультимедийная презентация


Техническое обеспечение урока: ПК (ноутбук), экран и проектор.

Методы: деятельностный подход

Виды деятельности учащихся:

-Слушание музыки

-Пение

-Инструментальное музицирование

-Музыкально –пластическое движение

Музыкальный материал:

-Проводы зимы (р. н. п. Л.Зыкина)

-Р.н.п. «Как вставала я ранешенько»

-Р.н.п.«Блины»

-Частушки…

Ход урока

1.Организационный этап (вход под музыку «Проводы зимы» р.н.п.)

Музыкальное приветствие:

«Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, учитель!»

Все сумели мы собраться,

За работу дружно взяться

Будем думать, рассуждать

Можем мы урок начать



  1. Актуализация знаний

Какая музыка по настроению встретила вас в классе? (Р,Н,П,) Вам понравилась песня? А настроение у вас изменилось? Почему? Как вы думаете - кто ее сочинил эту музыку композитор или народ? Где чаще исполняют р.н. песни? (на праздниках, посиделках, на гуляньях) Нас скоро ожидает праздник, а вот какой -Отгадайте мою загадку:

Всюду ярмарки, гулянья,

Веселится весь народ!

Провожают зиму, холод,

Ведь весна уж у ворот!

Всю неделю отдыхают,

Всех блинами угощают! (Масленица)



  1. Постановка цели и задач урока

Учитель: И тема нашего урока называется «Масленица» - долгожданные проводы зимы и веселая встреча весны, солнечного тепла.

-Подходит ли загадка к теме нашего урока?

Цель нашего урока – познакомиться с историей и традициями русской Масленицы, ее выражением через русскую песню, частушку, игры, загадки и поговорки. Мне очень хочется, чтобы каждый из вас проявил свои музыкальные, артистические и творческие способности.

-А кто из вас бывал на таком народном гулянье, знает, что же это за праздник Масленица?

У: Почему этот праздник получил такое название? (от традиции печь блины)

У: Чем блины хозяйки смазывают? (маслом)

У: Есть такое выражение в народе - замаслить, значит задобрить.

У: Кого ж надо было задобрить?

Д: Зимушку

У: Правильно! Зима еще не ушла, а весна не пришла.

Зима недаром злиться, прошла ее пора,



Весна в окно стучится и гонит со двора.

-А вы хотите узнать, как на Руси отмечали проводы зимы?

Давным- давно это был языческий праздник поклонения богу солнца Яриле, древние славяне почитали солнце, дающее жизнь и силу всему живому. Длится праздник целую неделю, по всей России уже началась масленая неделя. Праздновали на Руси Масленицу шумно, разгульно, весело и стар, и млад. В каждом доме пекли блины, оладьи, пирожки, калачи, праздник сопровождался обрядовыми играми, хороводами, танцами, песнями, которые дошли и до наших дней. А, кто их придумывал? (Народ). Как эти песни дошли до нашего времени? (Они передавались из уст в уста, из поколения в поколение)

-Все дни масленой недели имеют свои названия:

У: Понедельник - наступает встреча, яркие салазки с горочек скользят, целый день веселье - устраивались горки, качели, балаганы со скоморохами.

У: В первый день наряжали масленицу. А из чего ее делали?

(Из соломы делали чучело, одевали в яркое женское платье, платок – и превращалось чучело в Масленицу, которую чествовали, величали, блинами угощали, в санях возили…

-Любит Масленица, чтобы в ее честь песни пели да хороводы водили.

-Давайте вместе встретим масленицу песней

«Как вставала я ранешенько» (исполняет учитель, дети поют припев)

У: Как здорово вы поете. Какая песня по настроению? Чем мы выразили понедельник? (песней)

У: Второй день Масленицы – заигрыш беспечный вторника отрада. Все гулять резвиться вышли как один, игры и потехи, а за них награда- сдобный и румяный масленичный блин.

У: А в какие игры играют на Масленицу?

А еще на масленицу играли в такие игры, как:

-Катание с гор

-Бой мешками

-Ледяной столб

-Снежный тир

-Кулачные бои

-Перетягивание каната

-Жмурки

Приглашаю детвору на веселую игру –называется игра горелки.

Р.н.игра «Горелки»

(Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек).

- Все хором:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

раз, два – не воронь

Беги как огонь!

Вы запомните эту игру и будете играть на улице или на перемене.

У: Чем мы во вторник занимались? (играли)

У: Вот среда подходит «Лакомкой зовется»

Каждая хозяюшка колдует у печи. Кулебяки, сырники – всё им удаётся. Пироги и блинчики – всё на стол мечи!

У: Какое главное угощение на празднике?


Дети: Блины

У: На что блины похожи? (на солнышко)

Блины имели особое значение: круглые, румяные, горячие – блины стали символом солнца, Первые блинчики давали ребятам, они подбрасывали свои блинчики в небо: кто выше, а потом съедали: кто быстрее. Ох и вкусный первый блинок! А вы давно блинов не ели? Вы блиночков захотели? Послушайте русскую народную песню «Блины»

У: Какая песня по настроению, о чем в ней поется?

Перед разучиванием настрой на вокально- хоровую работу:

«Если хочешь сидя петь, не садись ты как медведь, ноги в пол упри смелей, спинку выпрями скорей, руки, плечи все свободно, петь приятно и удобно»

Разучивание песни.

-А теперь давайте ее разучим. Сначала прочитаем слова, а затем разучим мелодию.

При разучивании и исполнении песни следует обратить внимание на:

-Дикцию (четкое произношение текста);

-Характер произведения (веселый, радостный, петь с улыбкой);

У: Молодцы, ребята! Замечательная песня у нас получилась. Что мы в среду делали? (кушали блины)

У: Давайте все вместе придумаем движения к песне и исполним с движением.

Физ. минутка на песню Блины

У: Про этот праздник народ придумал много поговорок и пословиц. А вы знаете поговорки, пословицы об этом празднике?

«Не житье - бытье, а масленица»

У: Как вы понимаете смысл этой поговорки –«Не житье – бытье, а масленица» (так говорят о привольной хорошей жизни)

«На горках покататься, в блинах поваляться»

«Не все коту масленица, а будет и Великий пост»

Сразу после Масленицы начинается Великий пост, который длится до Пасхи, и в это время отменяются игры, развлечения, верующие люди не кушают мяса, молочные продукты,

У: Наступает четверг широкий- середина масленицы, раздольный «РАЗГУЛЯЙ» приходит Ледяные крепости, снежные бои..Тройки с бубенцами на поля выходят. Парни ищут девушек – суженых своих.

У: Посмотрите на картину русского художника Бориса Кустодиева. Что вы видите, какой праздник здесь изображен? Докажите, какие приметы праздника вы видите? (Катались на горках и качелях, на санях, строили снежные крепости, пели песни, устраивали ярмарку, театры.)

У: Внимательно приглядитесь, какую музыку можно услышать, вглядываясь в эту картину?

Д:– Можно услышать шум праздничной толпы, перезвон бубенцов на тройках лошадей, колокольный звон.

У: А какой муз. инструмент главный на празднике? Отгадайте? – Муз. фрагмент. Ни один праздник на Руси не обходится без этого музыкального инструмента? В руки ты ее возьмешь, то растянешь, то сожмешь, звонкая нарядная, русская двухрядная (гармонь).


У: А какой инструмент как брат гармони – только еще современнее?

У него рубашка в складку,

Любит он плясать вприсядку,

Он и пляшет, и поет —

Если в руки попадет.

Сорок пуговиц на нем

С перламутровым огнем.

Весельчак, а не буян

Голосистый мой …Баян

У: Вот картина Кустодиева ожила и зазвучала, значит и картина может быть звучащей. А какую задорную песенку каждый на празднике по куплетику может спеть? подскажите мне…частушка. Ребята, а вы знаете, что такое частушки? (Ответы детей).

Частушка- это веселая песенка, в которой много куплетов, появились частушки 200 лет назад, произошли они от шуточных прибауток и песен, плясовых и игровых припевок Кто сочиняет частушки? исполняются они в оживленном темпе, характер частушки- озорной, насмешливый, шутливый Дети, скажите, почему на праздниках, гуляньях почти всегда поют частушки? (Они веселые, задорные, шуточные. Когда поют частушки, всем весело, хочется танцевать.)

Я сейчас спою вам несколько частушек, а вы мне подыграйте ритмично на музыкальных инструментах (раздаю муз. инструменты, вспоминая названия:( трещотки, деревянные ложки, бубны, погремушки)

Частушки про Масленицу.

Вместе дружно мы живем

вам частушки пропоем

Нынче масленку встречаем

всех блинами угощаем

В понедельник с ясной зорьки

Все катаются на горке.

Яства всякие жуют,

Громко песенки поют.

У: А кто хочет сам исполнить частушки- выходите смелее!

А теперь, мы все вместе споем частушки.

Я начну –вы не зевайте, и за мной все повторяйте,

Если будем дружно петь – будет песенка звенеть!

Частушки исполняем

Веселей играй, гармошка.

Масленица, не грусти!

Приходи весна скорее,

Зиму прочь от нас гони!

Мы вам спели, что хотели,

Хорошо ли, плохо ли.

А теперь мы вас попросим,

Чтоб вы нам похлопали.

У: Как мы четверг выразили? Частушкой звонкой

У: В пятницу и субботу ходили к родственникам в гости

Всю неделю Масленицу славили, хвалили, а в воскресенье с ней попрощалась. Ребята, а какой обряд совершали в конце праздника? (сжигали чучело в костре.)

Для чего сжигали? (Как символ победы весны, сжигали лютую зиму.) В последний день праздника люди просили друг у друга прощения. А кто знает, как называют в народе этот день? (Прощеное воскресенье.) А вам приходилось когда-нибудь просить прощенье. А у кого вы будете просить прощение? Расстаются с Масленицей с сожалением: «Веселенько тебя встречать, привечать; трудно, нудно тебя со двора провожать!».