Файл: Изложение одноименной книги.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Алгоритмопределения достоверности совпадений и различий для экспериментальных данных, из- меренных в порядковой шкале, заключается в следующем:

    1. Вычислить для сравниваемых выборок

(5).

2


c
эмп

  • эмпирическое значение критерия 2 по формуле

    1. Сравнить это значение с критическим значением

2


c
0.05

, взятым из таблицы 9: если

2


c
эмп

2


c

,
0.05

то сделать вывод: "характеристик сравниваемых выборок совпадают с уровнем значимости

0,05"; если

2


c

>
эмп

2


c
0.05

, то сделать вывод "достоверность различий характеристик сравниваемых

выборок составляет 95%".

Применим алгоритм для данных из таблицы 4. Сначала вычисляем по формуле (5) эмпирические значения критерия 2. Для примера приведем расчет. Параметры экспериментальной группы (N = 25) после окончания эксперимента: n1 = 2, n2 = 13, n3 = 10 (то есть 2 учащихся продемонстрировали "низ- кий" уровень знаний, 13 "средний" и 10 "высокий" см. выше таблицу 4), контрольной группы (M= 30): m1= 12,m2= 10, m3=8. Подставляя в формулу (5), получаем:



c
2

эмп

= 2530[( 2 12 )2 / (2 + 12) + ( 13 10 )2 / (13 + 10) + ( 10 8 )2 / (10 + 8)] = 7,36.

25 30

25 30

25 30


Аналогичным образом вычисляются все оставшиеся из 16 возможных результатов парных сравне- ний групп (экспериментальная и контрольная группы, до начала и после окончания эксперимента). Результаты вычислений приведены в таблице 10. Ячейки таблицы 10 содержат эмпирические значения критерия 2 для сравниваемых групп, соответствующих строке и столбцу. Жирным шрифтом выделены результаты сравнения характеристик экспериментальной и контрольной группы до начала и после окончания эксперимента. Например, эмпирическое значение критерия 2, получаемое при сравнении характеристик контрольной группы до начала эксперимента (вторая строка таблицы 10) и эксперимен- тальной группы до начала эксперимента (третий столбец таблицы 10), равно 0,03.

В рассматриваемом примере L=3(выделены три уровня знаний "низкий", "средний" и

"высокий"). Следовательно, L1=2. Из таблицы 9 получаем для L 1 = 2:

2


c
0.05

= 5,99. Тогда из табли-

цы 10 видно, что все эмпирические значения критерия 2, кроме результата cэмп=7,36 сравнения экспе- риментальной и контрольной групп после окончания эксперимента, меньше критического значения.

Следовательно "характеристики всех сравниваемых выборок, кроме экспериментальной и кон- трольной групп после окончания эксперимента, совпадают33 с уровнем значимости 0,05".


0.05
Так как cэмп =7,36 > 5,99 = c2

, то "достоверность различий характеристик экспериментальной и

контрольной групп после окончания эксперимента составляет 95%".



32 Критерий хи-квадрат применим при условии, что для любого значения балла в любой из сравниваемых выборок не менеепятиеечленовполучилиданныйбалл,тоесть:ni5,mi5,i= 1,2,…,L.Крометого,желательно,чтобычислоградацийL было не менее трех. Если L = 2, то есть используется дихотомическая шкала ("да" – "нет", "решил" – "не решил" и т.д.),то можноприменятькритерийФишерасм.ниже.

33 Интересноотметить, чтохарактеристикиэкспериментальнойгруппыдоначалаипослеокончанияэкспериментатакжесовпадаютс уровнемзначимости0,05.


Итак, начальные (до начала эксперимента) состояния экспериментальной и контрольной групп сов- падают, а конечные (после окончания эксперимента) – различаются. Следовательно, можно сделать вывод, что эффект изменений обусловлен именно применением экспериментальной методики обучения.



Эмпирические значения критерия 2 для данных из таблицы 4

Таблица10




Контрольная группа до начала экспе- римента

Эксперимен- тальная группа до

начала экспе- римента

Контрольная группа после окончания эксперимента

Эксперимен- тальная группа после

окончания эксперимента

Контрольная группа до начала экспери- мента


0


0,03


1,16


4,60

Экспериментальная группа до начала эксперимента


0,03


0


1,34


3,82

Контрольная группа после окончания эксперимента


1,16


1,34


0


7,36

Экспериментальная группа после окон- чания эксперимента


4,60


3,82


7,36


0


Дихотомическая шкала. Отдельно рассмотрим случай, когда используется дихотомическая шкала

  • порядковая шкала с всего двумя различными упорядоченными баллами – "высокий"-"низкий", "спра- вился с заданием"-"не справился", "прошел тест"-"не прошел" и т.д. Характеристикой группы, помимо общего числа ее членов, будет число членов (или доля, процент от общего числа), набравших заданный, например – максимальный, балл общем случае число членов, обладающих заданным признаком).


Для экспериментальной группы, описываемой двумя числами (n1, n2), где n1– число членов рас- сматриваемой группы, набравших низкий балл, n2– набравших высокий балл, n1 + n2 = N, доля p ее членов, набравших максимальный балл, равна: p = n2 / N. Для контрольной группы, описываемой двумя числами (m1,m2), где m1+m2 =M, доля qее членов, набравших максимальный балл, равна: q= m2 /M.

Рассмотрим пример: для каждого из столбцов таблицы 1, считая, что возможны два уровня знаний – "не усвоили материал" (число правильно решенных задач меньше либо равно 10) и "успешно усвоили материал" (число правильно решенных задач строго больше 10) определяем распределение членов экспериментальной и контрольной группы по двум уровням знаний и получаем таблицу 11 (для экспе- риментальной группы до начала эксперимента p = 0,72 (или 72%), после окончания эксперимента p=0,92; для контрольной группы до начала эксперимента q=0,70, после окончания эксперимента q =0,60).

Таблица11

Результаты дихотомических измерений уровня знаний

в контрольной и экспериментальной группах до и после эксперимента




Контроль- ная группа до начала экспери- мента

Экспери- ментальная группа до начала экспери- мента

Контроль- ная группа после окон- чания экс- перимента

Экспери- ментальная группа после окон- чания экс- перимента

Доля, которую составляют учащиеся, не усвоившие материал


0,30


0,28


0,40


0,08

Доля, которую составляют учащиеся, усвоившие ма- териал


0,70


0,72


0,60


0,92


Для данных, измеренных в дихотомической шкале целесообразно использование критерия Фише-ра34, для которого эмпирическое значение j эмпвычисляется по следующей формуле (арксинус может быть вычислен в Excel):

  1. jэмп= |2 arcsin( ) – 2 arcsin( )| .


Критическое значение j0.05критерия Фишера для уровня значимости 0,05 равно 1,64.

Алгоритм определения достоверности совпадений и различий для экспериментальных данных, из- меренных в дихотомической шкале, заключается в следующем:

    1. Вычислить для сравниваемых выборок j эмп– эмпирическое значение критерия Фишера по фор- муле (6).

    2. Сравнить это значение с критическим значением j 0.05= 1,64: если j эмп1,64, то сделать вывод: "характеристики сравниваемых выборок совпадают с уровнем значимости 0,05"; если j эмп > 1,64, то сделать вывод "достоверность различий характеристик сравниваемых выборок составляет 95%".

Применим алгоритм для экспериментальных данных из таблицы 11. Сначала вычисляем по форму- ле (2) эмпирические значения критерия Фишера. Для примера приведем расчет. Параметры экспери- ментальной группы (N=25) после окончания эксперимента: p=0,92, контрольной группы (M= 30): q=0,60 (см. таблицу 11). Подставляя в формулу (6), получаем:

jэмп=|2arcsin(

) – 2 arcsin( )|

=2,94.


Аналогичным образом вычисляются все оставшиеся из 16 возможных результатов парных сравне- ний групп (экспериментальная и контрольная группы, до начала и после окончания эксперимента). Результаты вычислений приведены в таблице 12. Ячейки таблицы 12 содержат эмпирические значения критерия Фишера для сравниваемых групп, соответствующих строке и столбцу. Жирным шрифтом выделены результаты сравнения характеристик экспериментальной и контрольной группы до начала и после окончания эксперимента.

Например, эмпирическое значение критерия Фишера, получаемое при сравнении характеристик контрольной группы до начала эксперимента (вторая строка таблицы 12) и экспериментальной группы до начала эксперимента (третий столбец таблицы 12), равно 0,16. Следовательно "состояния экспери- ментальной и контрольной групп до начала эксперимента совпадают с уровнем значимости 0,05".

Теперь аналогичным образом сравним характеристики экспериментальной и контрольной групп по- сле окончания эксперимента. Так как j эмп = 2,94 > 1,64 = j кр, то "достоверность различий состояний экспериментальной и контрольной групп после окончания эксперимента составляет 95%".

Таблица12

Эмпирические значения критерия Фишера для данных из таблицы 11




Контроль- ная группа до начала эксперимен- та

Экспери- ментальная группа до начала экс- перимента

Контроль- ная группа после окон- чания экспе- римента

Экспери- ментальная группа после окончания эксперимен- та

Контрольная группа до начала эксперимента

0

0,16

0,81

2,16

Экспериментальная группа до начала экс- перимента


0,16


0


0,94


1,92

Контрольная группа после окончания экс- перимента


0,81


0,94


0


2,94

Экспериментальная группа после оконча- ния эксперимента


2,16


1,92


2,94


0




34ВматематическойстатистикесуществуетнесколькокритериевФишера. Мыиспользуемодиниз нихтакназываемоеугловоепреобразование,поэтому далееподкритерием ФишерабудемпониматьименноугловоепреобразованиеФишера.