Файл: Изложение одноименной книги.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Критерий Вилкоксона-Манна-Уитни29. Данный критерий оперирует не с абсолютными значе- ниями элементов двух выборок, а с результатами их парных сравнений. Например, существенно, что учащийся Петров решил больше задач, чем учащийся Иванов, а на сколько больше не важно.

Возьмем две выборки30: {xi}i=1…Nи {yj}j=1…Mи для каждого элемента первой31 выборки xi, i=1…N,

определим число aiэлементов второй выборки, которые превосходят его по своему значению (то есть



24 Критерий Крамера-Уэлча является более эффективным "заменителем" такого известного в физике и технике критериякакt-критерий(критерийСтьюдента).

25 Критерий Вилкоксона-Манна-Уитни плохо применим в условиях, когда число отличающихся друг от друга значений ввыборкахмало.

26 Две выборки могут иметь одинаковые средние (то есть, критерий Крамера-Уэлча установит совпадение средних), норазличаться, например, разбросом. Те различия, которые не выявит критерий Крамера-Уэлча, могут быть выявлены кри-териемВилкоксона-Манна-Уитни.

27 Корректнее говорить, что достоверность различий составляет не менее 95%, однако, так мы условились считатьдостаточной95%-уюдостоверностьразличий, тобудемговорить, чтодостоверностьразличийсоставляет95%.

28 Для сокращения ручных расчетов средние и дисперсии могут быть вычислены в рамках описательной статистики в
компьютернойпрограммеMicrosoftExcelдля Windows –см.выше таблицу6.

29 Существуют два критерия – Вилкоксона и Манна-Уитни, однако, так как они однозначно связаны между собой, будемговоритьободномкритерииВилкоксона-Манна-Уитни.

число таких yj, что yj>xi), а также число biэлементов второй выборки, которые по своему значению равны ему (то есть число таких yj, что yj=xi). Сумма


2

N
a+ a+ …+a+1 (b+ b+…+b) = +1 N




1 2 N 2 1 2

Nai

i1

bi

i1

по всем Nчленам первой выборки называется эмпирическимзначениемкритерияМанна-Уитнии обо- значается U.

Определим эмпирическоезначениекритерияВилкоксона:

| NM U|

  1. Wэмп =2 .



Алгоритм определения достоверности совпадений и различий для экспериментальных данных, из- меренных в шкале отношений, с помощью критерия Вилкоксона-Манна-Уитни заключается в следую- щем:

    1. Вычислить для сравниваемых выборок Wэмп– эмпирическое значение критерия Вилкоксона по формуле (4).

    2. Сравнить это значение с критическим значением W0.05 = 1,96: если Wэмп1,96, то сделать вывод: "характеристики сравниваемых выборок совпадают с уровнем значимости 0,05"; если Wэмп > 1,96, то сделать вывод "достоверность различий характеристик сравниваемых выборок составляет 95%".

В качестве примера применим алгоритм для данных из таблицы 1.

Для этого сравним сначала числа правильно решенных задач в контрольной и экспериментальной группе до начала эксперимента. В таблице 8 приведены результаты экспериментальной группы (второй столбец), и контрольной группы (пятый столбец), а также для каждого члена экспериментальной груп- пы подсчитано число членов контрольной группы, решивших строго большее (чем он) число задач, плюс полусумма числа членов контрольной группы, решивших такое же (что и он) число задач (третий столбец). Например, в таблице 8 серым цветом в пятом столбце помечены члены контрольной группы, правильно решившие строго большее число задач, чем первый член (то есть i = 1) экспериментальной группы, который правильно решил 12 задач. Значит x1 = 12 и число таких yj, что yj > x1равно 16. Следо- вательно, a1 = 16. Число таких yj, что yj = x1равно 2. Следовательно, b1 = 2. Итак, a1 + b1 / 2 = 17, то есть число затененных ячеек равно 17. Записываем это число во вторую строку третьего столбца. Аналогич- но заполняются остальные строки третьего столбца.

Таблица8

Пример вычисления эмпирического значения критерия Манна-Уитни

Номер члена эксперименталь- ной группы
i

Число задач, правильно ре- шенных i-ым членом экспери- ментальной группы до начала эксперимента

xi

Число членов контрольной группы, пра- вильно решив- ших строго большее число задач, чем i-ый член эксперимен- тальной группы ai + b i/ 2

Номер члена контрольной группы
j

Число задач, правильно ре- шенных j-ым членом кон- трольной группы до начала экспе- римента

yj

1

12

17

1

15

2

11

19,5

2

13

3

15

9

3

11

4

17

5

4

18

5

18

4

5

10

6

6

28,5

6

8

7

8

24,5

7

20




30ОграничениенаиспользованиекритерияВилкоксона-Манна-Уитниследующее:каждаявыборкадолжнасодержатьнеменеетрех элементов,еслижеводнойизвыбороквсегодваэлемента, тововторойихдолжнобыть неменеепяти.

31Какуювыборкусчитатьпервой,акакуювторой,неимеетзначения,хотяпривычисленияхудобнеепервойсчитатьтувыборку, в которойменьшечленов.


Номер члена эксперименталь- ной группы
i

Число задач, правильно ре- шенных i-ым членом экспери- ментальной группы до начала эксперимента

xi

Число членов контрольной группы, пра- вильно решив- ших строго большее число задач, чем i-ый член эксперимен- тальной группы ai + b i/ 2

Номер члена контрольной группы
j

Число задач, правильно ре- шенных j-ым членом кон- трольной группы до начала экспе- римента

yj

8

10

21,5

8

7

9

16

6

9

8

10

12

17

10

12

11

15

9

11

15

12

14

12

12

16

13

19

2

13

13

14

13

14,5

14

14

15

19

2

15

14

16

12

17

16

19

17

11

19,5

17

7

18

16

6

18

8

19

12

17

19

11

20

8

24,5

20

12

21

13

14,5

21

15

22

7

27

22

16

23

15

9

23

13

24

8

24,5

24

5

25

9

22,5

25

11








26

19








27

18








28

9








29

6








30

15



Сумма всех 25 чисел в третьем столбце таблицы 8 дает эмпирическое значение критерия Манна- Уитни U = 373. Вычисляем по формуле (4) значение Wэмп= 0,0338 1,96. Следовательно, гипотеза о том, что сравниваемые выборки совпадают, принимается на уровне значимости 0,05.

Теперь аналогичным образом (построив таблицу, аналогичную таблице 8, и вычислив эмпирическое значение критерия Вилкоксона) сравним числа правильно решенных задач в контрольной и экспери- ментальной группе после окончания эксперимента. Вычисляем по формуле (4) значение Wэмп= 2,1974 > 1,96. Следовательно, достоверность различий сравниваемых выборок составляет 95%.

Итак, начальные (до начала эксперимента) состояния экспериментальной и контрольной групп сов- падают, а конечные (после окончания эксперимента) различаются. Следовательно, можно сделать вывод, что эффект изменений обусловлен именно применением экспериментальной методики обучения. Методикаопределениядостоверностисовпаденийиразличийдляэкспериментальныхдан- ных,измеренныхвпорядковойшкале. Рассмотрим случай, когда используется порядковая шкала с Lразличными баллами. Характеристикой группы будет число ее членов, набравших тот или иной балл. Для экспериментальной группы вектор баллов есть n=(n1,n2,…,nL), где nk число членов эксперимен- тальной группы, получивших k-ый балл, k=1,2,…,L. Для контрольной группы
вектор баллов есть m=(m1,m2,…, mL), где mk число членов контрольной группы, получивших k-ый балл, k=1,2,…,L.

Для рассматриваемого нами числового примера (L=3 "низкий", "средний" или "высокий" уровень знаний) данные приведены в таблице 4.

Для данных, измеренных в порядковой шкале (см., например, таблицу 4), целесообразно использо- вание критерияоднородности2 ("хи" буква греческого алфавита, название критерия читается: "хи-

квадрат"), эмпирическое значение та приведен ниже):

2


c
эмп

которого вычисляется по следующей формуле32 (пример расче-


(

L
ni mi)2

  1. c2

=N M N M .

эмп

i1 ni mi

Критические значения

2


c
0.05

критерия 2 для уровня значимости 0,05 приведены в таблице 9 (стати-

стические таблицы критических значений статистических критериев для различных уровней значимо- сти и различных – в том числе больших 10 – градаций шкалы отношений можно найти, практически, в любом учебнике по статистическим методам или в специальных статистических таблицах).


Критические значения критерия 2 для уровня значимости a=0.05

Таблица9

L–1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

c2

0.05

3,84

5,99

7,82

9,49

11,07

12,59

14,07

15,52

16,92