Файл: Основная образовательная программа начального общего образования мбоу сосновоозерская сош 2.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
МБОУ «СОСНОВО-ОЗЕРСКАЯ СОШ № 2» на 2022/2023 учебный год с. Сосново-Озерское
2022г.
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка………………………………………………………………………..… 3 1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися ООП НОО………………………...…......7 1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО………….…..46 2. Содержательный раздел
2.1. Программы отдельных учебных предметов………………………………………….………...54 2.2. Программа формирования универсальных учебных действий ………………………………67 2.3. Рабочая программа воспитания………………………………………………………………...94 3. Организационный раздел
3.1. Учебный план……………………………………………………………………….………….118 3.2. План внеурочной деятельности………………………………………………………………..119 3.3. Календарный учебный график………………………………………………….……………...125 3.4. Характеристика условий…………………………………………………………….…………128
3
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Сосново-
Озерская средняя общеобразовательная школа № 2» Еравнинского района разработана в соответствии с ФГОС НОО, ПООП НОО.
Школа имеет государственную аккредитацию – свидетельство о государственной аккредитации
№ 0000885 от 25.02.2015г.
Тип ОУ – общеобразовательное учреждение, вид ОУ – средняя общеобразовательная школа.
ЦЕЛЬ реализации основной образовательной программы начального общего образования — обеспечение выполнения требований ФГОС НОО
ЗАДАЧИ реализации ООП НОО:
формирование общей культуры, духовнонравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;
обеспечение планируемых результатов по освоению выпускником целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
становление и развитие личности в ее индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости;
обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;
достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися;
обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;
выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности;
организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектноисследовательской деятельности;
участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
использование в образовательной деятельности современных образовательных технологий деятельностного типа;
предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы;
включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды района.
1.1.1. ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
НОО
ООП НОО соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в ФЗ –273:
гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;
обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития;
формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;
4
формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-
деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;
переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего
(полного) общего и профессионального образования;
разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (в том числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Основная образовательная программа школы сформирована с учётом особенностей уровня начального общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа
— особый этап в жизни ребёнка, связанный:
с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;
с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;
с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;
с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.
При разработке основной образовательной программы начального общего образования учитывались возрастные характеристики младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):
центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление,
5 осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;
развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.
Кроме того, при определении стратегических характеристик основной образовательной программы начального общего образования рассматривается существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.
1.1.2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ НОО
Разработка основной образовательной программы начального общего образования МБОУ
«Сосново-Озерская СОШ № 2» осуществлялась педагогическим коллективом с привлечением родительской общественности, Управляющего совета, сетевых партнеров. ООП НОО определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на уровне начального общего образования.
Программа начального общего образования реализуется на государственном языке
Российской Федерации. Срок получения начального общего образования составляет не более четырех лет. При реализации программы начального общего образования применяются различные образовательные технологии, в том числе электронное обучение, дистанционные образовательные технологии.
Программа начального общего образования обеспечивает право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, в пределах возможностей, предоставляемых системой образования в порядке, установленном законодательством об образовании, и школой. Преподавание и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, в рамках имеющих государственную аккредитацию программ начального общего образования осуществляются в соответствии со ФГОС.
Структура программы начального общего образования включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений за счет включения в учебный план учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей по выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся из перечня, предлагаемого школой.
Объем обязательной части программы начального общего образования составляет 80%, а объем части, формируемой участниками образовательных отношений из перечня, предлагаемого школой, - 20% от общего объема программы начального общего образования, реализуемой в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса к учебной нагрузке при 5- дневной (или 6-дневной) учебной неделе, предусмотренными Санитарными правилами и нормами
СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 28 (далее -
Гигиенические нормативы), и Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 "Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 289 (далее - Санитарно- эпидемиологические требования).
Программы начального общего образования реализуются через организацию образовательной деятельности (урочной и внеурочной) в соответствии с Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями. Урочная деятельность направлена на достижение обучающимися планируемых результатов освоения программы начального общего образования с учетом обязательных для изучения учебных предметов.
Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения программы начального общего образования с учетом выбора участниками образовательных отношений учебных курсов внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого Организацией.
6
Содержание ООП НОО отражает требования Стандарта и группируется в три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта и учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает:
пояснительную записку;
планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы;
систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:
программы отдельных учебных предметов, курсов;
программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся;
рабочую программу воспитания.
Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы.
Организационный раздел включает:
учебный план начального общего образования;
план внеурочной деятельности;
календарный учебный график;
календарный план воспитательной работы
характеристику условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.
МБОУ «Сосново-Озерская СОШ № 2» обязуется обеспечивать ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:
с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в этом учреждении;
с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством
Российской Федерации и уставом образовательного учреждения.
Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения всеми детьми основной образовательной программы, закрепляются в заключённом договоре, отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы.
1.2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Планируемые результаты освоения образовательной программы:
обеспечивают связь между требованиями стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения программы НОО;
являются основой для разработки образовательной программы начального общего образования МБОУ «Сосново-Озерская СОШ № 2»
являются содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей, являющихся методическими документами, определяющими организацию образовательного процесса в школе по определенному учебному предмету, учебному курсу (в том числе внеурочной деятельности), учебному модулю; рабочей программы воспитания, являющейся методическим документом, определяющим комплекс основных характеристик воспитательной работы,
7 осуществляемой в школе; программы формирования УУД обучающихся - обобщенных учебных действий, позволяющих решать широкий круг задач в различных предметных областях и являющихся результатами освоения обучающимися программы начального общего образования; системы оценки качества освоения обучающимися программы начального общего образования; в целях выбора средств обучения и воспитания, а также учебно-методической литературы.
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь, это касается сформированности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться». Начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.
Планируемые результаты освоения образовательной программы начального общего образования МБОУ «Сосново-Озерская СОШ № 2» рассматриваются на основе системно- деятельностного подхода к образованию.
Это означает, что учебный процесс на каждом своем этапе ориентируется на развитие личности обучающихся на основе овладения ими способами деятельности, и, прежде всего, – на основе освоения обобщенных способов учебной деятельности при изучении конкретного учебного материала школьных предметов.
Технология формирования образовательной программы, призванная обеспечить достижение запланированных результатов образования – технология образовательного взаимодействия, подразумевает включение механизма интеграции всех составляющих образовательного процесса,
«пирамиды успеха», позволяющей на основе системы продуктивных технологий достичь целей каждого предмета, а с их помощью обеспечить метапредметные результаты и, в конечном итоге, достичь цели образования – вырастить функционально грамотную личность
Требования к результатам начального общего образования задают интегральные критерии оценки предметных, метапредметных и личностных результатов на этой ступени обучения.
Требования к результатам не дифференцируются по отдельным учебным предметам и являются обязательной составной частью программы начального образования, примерных учебных программ для начальной школы, программ развития универсальных учебных действий младших школьников, комплексных программ воспитания и социализации личности.
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:
1) личностные результаты, включающие:
формирование у обучающихся основ российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению;
ценностные установки и социально значимые качества личности;
активное участие в социально значимой деятельности;
2) метапредметные результаты, включающие:
универсальные познавательные учебные действия (базовые логические и начальные исследовательские действия, а также работу с информацией);
универсальные коммуникативные действия
(общение, совместная деятельность, презентация);
универсальные регулятивные действия (саморегуляция, самоконтроль);
3) предметные результаты, включающие освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт деятельности, специфической для данной предметной области, по получению нового знания, его преобразованию и применению.
Научно-методологической основой для разработки требований к личностным, метапредметным и предметным результатам обучающихся, освоивших программу начального общего образования, является системно-деятельностный подход.
1.2.1. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы начального общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности школы в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.