Файл: Лекция 2 социальная перцепция.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Л Е К Ц И Я № 2
СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ

ВОПРОСЫ:
1.
Социальное восприятие.
2.
Формирование первого впечатления.
3.
Механизмы социальной перцепции.
4.
Проблематика исследований каузальной атрибуции.

1.СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и составляет то, что называют перцепцией.

Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он и другим человеком — партнером по общению — также воспринимается как личность.

Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения.

Восприятие, или перцепция, представляет собой совокупность процессов, посредством которых формируется идеальная модель (субъективный образ) объективно существующей реальной действительности.

Под восприятием в социальной психологии понимается целостный образ другого человека, формируемый на основе оценки его внешнего вида и поведения.

СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Термин «социальная перцепция», т. е. социальное восприятие, впервые был введен американским психологом Дж. Брунером.

Назвав восприятие социальным, он обратил внимание на то, что, несмотря на все индивидуальные различия, существуют какие-то общие, вырабатываемые в общении, в совместной жизни социально-психологические механизмы восприятия.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Социальная перцепция – это целостное восприятие социальных объектов, под которыми обычно понимаются другие люди и социальные группы.

Процесс
социальной
перцепции представляет собой деятельность субъекта (наблюдателя) по оценке внешнего облика, психологических особенностей, действий и поступков наблюдаемого лица, в результате которой у субъекта социальной перцепции складывается конкретное отношение к наблюдаемому и формируются определенные представления о возможном поведении конкретных людей и групп.

В качестве субъекта и объекта социальной перцепции могут выступать не только отдельные личности, но и целые группы людей.

Социальная перцепция может осуществляться в межгрупповой и межличностной форме.


ОСОБЕННОСТЯМИ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ
ЯВЛЯЮТСЯ
:

активность
субъекта
социальной
перцепции, означающая, что социальный объект (индивид, группа и т.д.) не пассивен и небезразличен но отношению к воспринимающему субъекту, как это имеет место при восприятии неодушевленных предметов. Воздействуя на субъект восприятия, воспринимаемый человек стремится трансформировать представление о себе в благоприятную для своих целей сторону;

мотивированность субъекта социальной перцепции, которая свидетельствует, что восприятие социальных объектов характеризуется большей слитностью познавательных компонентов с эмоциональными
(аффективными) компонентами, большей зависимостью от мотивационно-смысловой структуры деятельности воспринимающего субъекта.

ВЫДЕЛЯЮТ ЧЕТЫРЕ ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ
МЕЖЛИЧНОСТНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ:

познание себя;

познание партнера по общению;

организация совместной деятельности;

установление эмоциональных отношений.

ВИДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ

Самопознание – индивид воспринимает и познает сам себя.

Индивидуальная – восприятие между двумя личностями – в этом случае они находятся в процессе познания друг друга.

Восприятие человеком группы, при этом процесс восприятия и познания происходит между личностью и социальной группой и всеми ее членами.

Межличностное групповое– познание как внутри каждой группы, так и между ее членами.

ПРОЦЕСС СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ

МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Межличностное восприятие (синоним — социальная
перцепция) представляет собой сложный процесс: а) восприятия внешних признаков других людей; б) последующего соотнесения полученных результатов с их действительными личностными характеристиками; в) интерпретации и прогнозирования на этой основе возможных их поступков и поведения.

В социальном восприятии в целом всегда присутствует оценка других людей и формирование отношения к ним в эмоциональном и поведенческом плане, в результате чего и осуществляется построение их собственной стратегии деятельности.

МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Важно отметить, что социальное восприятие включает в себя восприятие межличностное, самовосприятие и
восприятие межгрупповое.

Важная особенность межличностного восприятия заключается в восприятии не только качества человека, но и восприятие его во взаимоотношениях с другими людьми

Межличностное восприятие – это восприятие, понимание и оценка человека человеком.

Структура межличностного восприятия обычно описывается как трехкомпонентная.

Она включает в себя: 1) субъект межличностного восприятия, 2) объект межличностного восприятия и 3) сам процесс межличностного восприятия


МЕХАНИЗМЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ
Обычно выделяют ряд психологических механизмов, обеспечивающих сам процесс восприятия и отношение к другому человеку и позволяющих осуществлять переход от внешне воспринимаемого к оценке и прогнозу:
1.
восприятие других людей (стереотипизация);
2.
познание и понимание людьми друг друга
(идентификация, эмпатия, аттракция);
3.
познание самого себя (рефлексия) в процессе общения;
4.
прогнозирование поведения партнера по взаимодействию (каузальная атрибуция).

ЦЕНТРАЛЬНЫМИ ПРОБЛЕМАМИ В ОБЛАСТИ
СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ ЯВЛЯЮТСЯ
1.
возрастные, половые, профессиональные особенности социальной перцепции;
2.
условия и факторы, влияющие на точность и адекватность оценки одним человеком другого;
3.
закономерности формирования первого впечатления;
4.
влияние на эти процессы прошлого опыта, характера взаимоотношений, самооценки и личностных качеств взаимодействующих людей

2. ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВОГО ВПЕЧАТЛЕНИЯ

Процесс восприятия человека человеком является важным этапом в построении межличностной коммуникации.

Формирование образа другого человека, первого впечатления о нем осуществляется путем стереотипизации.

Стереотипизация
– это в психологии процесс образования стабильного образа или представления определенных событий, явлений, людей.

А.А. Бодалев определяет первое впечатление как
сложный психологический феномен, включающий в себя
чувственный, логический и эмоциональный компоненты, в
который входят значимые особенности облика и
поведения человека, оказавшегося объектом восприятия.

Систему формирования первого впечатления можно условно представить как «трафарет», который мы прикладываем к другим людям.

СТЕРЕОТИПИЗАЦИЯ
Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести, с одной стороны, к упрощению процесса познания другого человека либо к возникновению предубеждения, если упрощение заменяется оценкой.
Если прошлый опыт был негативным, то всякое новое восприятие представителя той же самой группы окрашивается неприязнью (Г. М. Андреева, А. А. Бодалев и др.).
Специалисты выделяют три основных вида эталонов-
стереотипов:
1) антропологические - связаны с внешним обликом человека;
2) эмоционально-эстетические
- с оформлением внешности, физическим обликом человека, особенностями поведения и общения;
3) социальные - связаны с социальным статусом, родом деятельности субъекта.


ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВОГО ВПЕЧАТЛЕНИЯ
А. А. Бодалев выделяет пять компонентов, которые влияют на формирование первого впечатления о человеке:

характеристика внешнего облика человека;

предполагаемые качества личности;

оформление внешности (в том числе стиль одежды, прическа);

экспрессия человека (переживаемые или транслируемые эмоциональные состояния);

поведение.

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРВОГО ВПЕЧАТЛЕНИЯ
В психологии выделяются три фактора формирования первого впечатления о человеке:

фактор превосходства – когда человек, который превосходит наблюдателя по важному параметру, оценивается им выше и по остальным значимым параметрам, т.е. происходит своего рода личностная переоценка;

фактор привлекательности - существует закономерность, что внешне привлекательного человека люди и по другим параметрам оценивают гораздо выше;

фактор отношения к нам - людей, которые хорошо к нам относятся или разделяют какие-то важные для нас идеи, мы оцениваем позитивно и но другим показателям.

ЭФФЕКТЫ, КОТОРЫЕ ИСКАЖАЮТ ВОСПРИЯТИЕ

Эффект ореола означает влияние общего впечатления о человеке на восприятие и оценку частных свойств его личности.

Эффект первичности состоит в том, что на мнение о человеке наибольшее влияние оказывают те сведения, которые предъявлены в первую очередь.

Эффект бумеранга - люди обычно подсознательно оказывают противодействие сильному давлению извне, в чем бы оно ни выражалось, поскольку любое давление со стороны другого человека воспринимается как покушение па их право свободного выбора.

Эффект
снисходительности
- щедрая, излишняя благожелательность, т.е. некритичность при оценке другого человека.

Эффект новизны - о человеке, хорошо знакомом, наиболее значимой информацией оказывается последняя, более свежая информация

3. МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ
Механизмы социальной перцепции — это способы, посредством которых люди интерпретируют, понимают и оценивают другого человека.
Механизмы социальной перцепции можно разделить на две группы в зависимости от объекта восприятия:
1.
механизмы межличностного восприятия
2.
механизмы межгруппового восприятия.


МЕХАНИЗМЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ:

аттракция;

идентификация;

рефлексия;

казуальная атрибуция;

стереотипизация;

эмпатия.

МЕХАНИЗМЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ

Аттракция – изучение окружающих людей, которое основывается на позитивном восприятии. Благодаря этому механизму, люди получают способность близко взаимодействовать с окружающими, что оказывает положительное влияние на формирование чувственных взаимоотношений.

Идентификация – этот механизм используется в качестве интуитивного изучения личности на основе моделирования различных ситуаций. Основываясь на собственных убеждениях, человек производит анализ внутреннего состояния окружающих.

Социальная
рефлексия
– механизм самопознания, основывающийся на взаимодействии в социуме.
Это способность человека представить, как он воспринимается партнером по общению. Иначе говоря, это знание того, как другой знает меня.
Данный «инструмент» базируется на навыках представления собственной личности, «глазами» собеседника.

МЕХАНИЗМЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ

Казуальная атрибуция – является механизмом создания прогноза поведения окружающих, основываясь на особенностях собственной личности.
Когда человек сталкивается с непониманием мотивов поступков окружающих, он начинает прогнозировать модель поведения других людей, основываясь на собственных чувствах, стимулах и других индивидуальных свойствах.

Стереотипизация – механизм создания устойчивого образа окружающих людей и явлений. Важно отметить, что подобные образы имеют особенности в зависимости от социальных факторов.

Эмпатия – способность эмоционального сочувствия, оказание психологической поддержки и участие в жизни окружающих людей.

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ

4. ПРОБЛЕМАТИКА ИССЛЕДОВАНИЙ КАУЗАЛЬНОЙ
АТРИБУЦИИ
Механизм
каузальной
атрибуции
- или причиной интерпретации
- механизм социальной перцепции, обеспечивающих прогнозирование поведения партнера по
общению.
Каузальная атрибуция (от лат. causa — причина лат. attributio — приписывание)
—феномен межличностного восприятия, заключается в интерпретации, приписывании причин действий другого человека.
Понятие было сформировано в западной социальной психологии и наиболее общее своѐ представление получило в теории атрибуции, разработанной Гародьдом Келли, Фрицом
Хайдером, Ли Россом.