Файл: Лекция 2 социальная перцепция.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПРОБЛЕМАТИКА ИССЛЕДОВАНИЙ КАУЗАЛЬНОЙ
АТРИБУЦИИ
Каузальная атрибуция считается уникальным психологическим феноменом, характеризующим человеческое восприятие эмоций, мотивов и причин того или иного поведения другого человека.
При отсутствии достаточного количества необходимой информации о конкретном человеке либо о ситуации, в которой он находится, у прочих людей возникает искаженная интерпретация ситуации.
Такой феномен восприятия основан на приписывании неких несуществующих характеристик, особенностей, причинно- следственных связей и т.п.
Теория каузальной атрибуции предполагает наличие двух показателей, определяющих меру и степень приписывания взамен действительных фактов:

соответствие действия социально-ролевым ожиданиям (т.е. чем меньше информации, тем меньше соответствие, тем больше степень приписывания);

соответствие поведения общепринятым культурным нормам.

ВИДЫ АТРИБУЦИИ
В соответствии с теорией каузальной атрибуции классификация феномена «приписывания» подразделяется на три вида атрибуции:
1.
личностная (причинно-следственная связь приписывается человеку, который совершил поступок);
2.
объектная (причинно-следственная связь приписывается объекту, на который обращено действие);
3.
обстоятельственная
(причинно-следственная связь приписывается обстоятельствам).
Было установлено, что наблюдатель «со стороны» чаще применяет атрибуцию личностную, а участник ситуации или события – обстоятельственную.

МЕХАНИЗМЫ КАУЗАЛЬНОЙ АТРИБУЦИИ
Механизмы каузальной атрибуции основаны на следующих положениях:

познавая друг друга в социуме, люди не ограничиваются сведениями, полученными в результате внешних наблюдений: они стремятся к выяснению причин поступка и к формулированию выводов о личностных качествах;

поскольку информация, полученная в результате стороннего наблюдения, часто бывает недостаточной, наблюдатели определяют вероятные причины, побудившие к действию, и приписывают их наблюдаемому участнику;

интерпретация причин оказывает существенное влияние на поведение наблюдателя.

МЕХАНИЗМЫ КАУЗАЛЬНОЙ АТРИБУЦИИ

Самые существенные результаты исследования были получены вследствие изучения механизмов каузальной атрибуции. Были установлены:
1.
системные различия в объяснении человеком собственного поведения и действий других людей;
2.
отклонения процесса замещения от логических норм под влиянием субъективных факторов (информационных и мотивационных);
3.
стимулирующее воздействие, которое оказывается на деятельность человека и его мотивацию посредством объяснения неудовлетворительных результатов такой деятельности влиянием внешних факторов, а удовлетворительных результатов – влиянием внутренних факторов.

Одной из самых частых закономерностей теории считается завышение собственной значимости и преувеличении роли некоторых факторов
(таких как удача, везение, способности) в формировании ситуации.


ТЕОРИЯ КАУЗАЛЬНОЙ АТРИБУЦИИ
Теория каузальной атрибуции исходит из следующих положений:
1.
люди, наблюдая поведение другого человека, стремятся выяснить для себя причины этого поведения;
2.
ограниченность информации побуждает людей сформулировать вероятные причины поведения другого человека;
3.
причины поведения другого человека, которые для себя определяют люди, оказывают влияние на их отношение к этому человеку.

ТЕОРИЯ АТРИБУЦИИ Ф. ХАЙДЕРА
Ф. Хайдер считал, что необходимо изучать «наивную психологию»
«человека с улицы», который руководствуется здравым смыслом при объяснении поведения других людей.
В первоначальном варианте теории атрибуции
Ф.
Хайдера
(1958) люди объясняют поведение или как обусловленное данным человеком (диспозиционно), или — окружением (ситуацией). Это позволяет провести различие между внутренними и внешними причинами, т. е. инициируют ли люди свои действия сами или они просто реагируют на окружение
В целом, данная теория основывается на допущении о том, что в социальных ситуациях можно проследить следующую последовательность: человек наблюдает поведение другого человека, делает логический вывод о намерениях этого человека, опираясь на собственное восприятие его действий, и затем приписывает ему мотивы, которые могут объяснять подобное поведение.

ТЕОРИЯ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ВЫВОДА Э. ДЖОНСА И
К. ДЭВИСА
Развивая идеи Хайдера, его последователи Э. Джонс и К.
Дэвис (E. Jones, K. Davis) в 1965 г. выдвинули теорию соответствующего вывода.
Они хотели прояснить процесс создания людьми внутренней атрибуции: то, каким образом люди делают вывод о диспозициях или внутренних характеристиках личности, основываясь на анализе ее поведения или поступков.
Джонс и Дэвис предположили, что люди создают внутренние атрибуции о другом человеке в двух случаях:
1.
когда в его поведении проявляется мало уникального, то есть он очень оригинален;
2.
когда его поведение не совпадает с ожиданиями других людей.
Люди создают внутренние атрибуции, когда сравнивают возможности, которые получит человек, если поведет себя так, как он сам выбрал, с теми возможностями, которые открылись бы перед ним, если бы он поступил как-то иначе, то есть люди сравнивают последствия различных выборов

КОВАРИАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ Г. КЕЛЛИ

Ковариационная модель Г. Келли расширяет работу Ф.
Хайдера и делает попытку объяснить, как мы делаем суждения о внутренних и внешних причинах.

Принцип ковариации предусматривает, что, если два события неоднократно происходят вместе, мы скорее сделаем вывод, что они причинно связаны, чем наоборот (в этом случае они происходили одновременно бы очень редко).


КОВАРИАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ Г. КЕЛЛИ
Модель Келли предполагает, что поведение человека может быть объяснено внутренними или внешними причинами. При этом для определения внешних или внутренних причин нужно рассмотреть следующие данные:
— как другие люди ведут себя в схожих ситуациях (сходство);
— насколько одинаковым остается поведение данного человека по отношению к данному стимулу в других ситуациях (постоянство);
— насколько одинаково данный человек ведет себя в других ситуациях (исключительность).
Затем информация об этих трех факторах объединяется и образует основу решения о причинах поведения другого человека.

КОВАРИАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ Г. КЕЛЛИ
Г. Келли выделил три типа атрибуции:
1.
личностная атрибуция
– причина приписывается совершающему действие человеку (ребенок съел конфету, потому что он невоспитанный);
2.
объектная атрибуция – причина приписывается объекту, на который направлено действие (ребенок съел конфету, потому что в этой конфете много веществ, вызывающих у детей привыкание);
3.
обстоятельственная атрибуция – причина приписывается обстоятельствам (ребенок съел конфету, потому что обед был несколько часов назад)
Интересен тот факт, что участники событий чаще используют обстоятельственную атрибуцию, а наблюдатели – личностную.
Это называется фундаментальной ошибкой.

ОШИБКИ АТРИБУЦИИ

Фундаментальная ошибка атрибуции заключается в том, что при рассмотрении той или иной ситуации мы заведомо считаем внутренние или внешние факторы определяющими, не обращая внимания на то, как в действительности развивались события.

Свое неправильное поведение (какую бы форму оно ни принимало) мы чаще определяем внешними обстоятельствами, чужое – внутренними факторами.

В результате многочисленных экспериментов были выведены
два класса ошибок атрибуции:
1.
фундаментальные
2.
мотивационные.

ОШИБКИ АТРИБУЦИИ

Фундаментальные
ошибки не носят абсолютного характера. Участники чаще приписывают причину обстоятельствам, а наблюдатель личности, потому что они обладают различным уровнем информации, разным углом зрения на наблюдаемое.

Мотивационные ошибки атрибуции — это различные виды
«защиты», пристрастия, которые субъект атрибутивного процесса включает в свои действия. Мотивационная ошибка атрибуции направлена на поддержание самооценки человека, т.е. результаты действий человека не должны противоречить его представлениям о самом себе (личной идентичности).


ОШИБКИ АТРИБУЦИИ
Главная ошибка заключается в переоценке личностных и недооценке обстоятельственных причин. Ли Росс (1977) назвал это явление «сверхатрибуция».
Он же обрисовал условия возникновения таких ошибок:
1.
эффект
«ложного
согласия», проявляющийся в склонности людей рассматривать собственное поведение как более типичное, предполагая, что и другие люди в подобного рода ситуациях будут вести себя сходным образом;
2.
недооценка
«неравных возможностей ролевого поведения»;
3.
недооценка
«информационной ценности не случившегося»;
4.
«большее доверие к конкретным примерам по сравнению с абстрактными данными»;
5.
«ошибка иллюзорных корреляций».

ОШИБКИ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ

ЛИТЕРАТУРА:

Андреева, Г.М. Психология социального познания: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений.

Издание второе, перераб. и доп. / Г.М. Андреева

М.: Аспект Пресс,
2000.

288 с.

Гулевич, О. А. Социальная психология : учебник и практикум для академического бакалавриата / О. А. Гулевич, И. Р.
Сариева. — М. : Издательство Юрайт, 2015.

С. 43

59.

Майерс, Д.С. Социальная психология / Д.С. Майерс. – 8–е изд. – СПб, 2008. – 800 с.

Хьюстон, М. Введение в социальную психологию. Европейский подход: Учебник для студентов вузов / М. Хьюстон, В. Штрѐбе;
Пер. с англ. под ред. проф. Т.Ю. Базарова; [пер. с англ. Г.Ю.
Любимова] . – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – С. 113 – 143.

Янчук, В.А. Введение в современную социальную психологию
/ В.А. Янчук. – Минск: Асар. 2005. – 768 с.