Файл: А. С. Пушкина Моцарт и Сальери. Гений и злодейство две вещи несовместные.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 18
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Краткосрочный план урока русского языка и литературы
Раздел: Литература и искусство Тема: А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери». «Гений и злодейство две вещи несовместные». | |||||||
Дата: | Школа: ОШ №10 ФИО учителя: Бейсембекова П.С. | ||||||
Класс 10 | Количество присутствующих: | Количество отсутствующих: | |||||
Цели обучения в соответствии с учебной программой | 10.С5.Оценивать высказывание с точки зрения использования приемов привлечения внимания целевой аудитории и выражения собственного отношения к проблеме; 10.Г5.Участвовать в полемике, синтезируя различные точки зрения и предлагая решение проблемы | ||||||
Цели урока | создать высказывание (побуждение, убеждение, информационную речь), используя приемы привлечения внимания и учитывая целевую аудиторию; | ||||||
Ход урока | |||||||
Этап урока/время | Действия педагога | Действия учеников | Ресурсы | Оценивание | |||
Начало урока Середина урока | Организационный момент Создание коллаборативной среды.
Цель: создание в классе благоприятного психологического климата. Сегодня встретились мы вновь, Но от меня вы можете не прятать, Сиянье ваших умных глаз. Пусть будут поиски, сомненья, И как ни краток встречи срок, Быть может, мы сойдемся во мнениях, И вместе проведем урок. - Добрый день, ребята! Прежде чем начать урок, давайте повторим наш девиз: -Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу! 2 .К Стадия вызова. «Мозговой штурм» - Ребята, у нас сегодня непростой урок. Непростой по содержанию, по осмыслению, непростой эмоционально. Предметом нашего исследования будет самый сложный инструмент, пожалуй, из всех, что существуют на свете, - душа человека - Сегодня на уроке мы заканчиваем работу над произведениями непревзойденного русского гения – А. С. Пушкина и будем анализировать одну из четырех «Маленьких трагедий» - «Моцарт и Сальери». А прежде ответьте на такие вопросы:
В «Маленьких трагедиях» показаны всепоглощающие душу человека страсти или пороки: • гордость, презирающая всех; • жадность, не дающая человеку и минуты подумать о духовном; • зависть, доводящая до злодеяния; • чревоугодие, не знающее никаких постов, соединенное со страстной привязанностью к различным увеселениям; • гнев, вызывающий страшные разрушительные действия.
Да, мы можем сегодня еще раз убедиться в этом, работая с текстом произведения. Но прежде обратимся к пушкинским словам, которые я взяла в качестве эпиграфа к нашему уроку. 2. Мотивация учебной деятельности учащихся Работа с эпиграфом / интрига урока/ А гений и злодейство - Две вещи несовместные. Не правда ль? А. С. Пушкин - Какими словами- синонимами можно заменить слово несовместные? После этого читается риторический вопрос: Не правда ль? ,- Чтобы ответить на этот вопрос мы с вами должны проанализировать содержание трагедии Чтобы это сделать, необходимо прежде всего разобраться со значением слов гений(гениальность) и злодейство ГСоставление ассоциативных кустов к словам гениальность и злодейство и талант. - Реята,прежде чем приступить к работе вы должны знать, что нельзя воспринимать как одно и то же талант и гениальность. В тетрадях записываем определения : Талант — определённые способности, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта, или присущие от рождения определённые способности и умения. Гениальность – это необычайно высокие интеллектуальные способности. -Кто в трагедии А. С. Пушкина гениален, а кто – талантлив? Работа по теме урока.
1гр. –передают краткое содержание пьесы; 2гр.- делают сообщение о жизни и творчестве Моцарта: 3гр. – делают сообщение о жизни и творчестве Сальери.
- Почему важен этот эпизод? (для раскрытия душевного мира свободного и непосредственного во всех проявлениях жизнелюбца Моцарта в противовес аскету Сальери). - Эпизод построен на контрастах, в чём он проявляется? (Моцарт хохочет, одаривает старика, а Сальери беснуется, негодует и прогоняет скрипача). 3. Распределительная работа (Метод «Махровое полотенце») Анализируя прочитанный отрывок, учащиеся под портретами Моцарта и Сальери прикрепляют листы бумаги с указанием черт характера (положительных и отрицательных) обоих героев. | Приветствуют друг- друга. Взаймомотивация учащихся Отвечают на вопросы Повторяют пройденный материал. Определят тему изученного произведения. Подбирают синонимы к глаголу. Анализируют произведение. ГСоздают ассоциативные кусты. Записывают в тетрадях определениея ключевых слов урока. Г Делают сообщения по теме урока . Учащиеся могут предложить несколько вариантов слов: разные, противоположные, противоречивые, взаимоисключающие… Учащиеся в трёх группах составляют свои ассоциации и фиксируют на доске | тема урока, эпиграф, портрет А. С. Пушкина , Учебник Справочные материалы Учебник Справочные материалы | Оценочный лист(на каждом этапе ученики оценивают себя по дискрипторам, в конце учитель добавляет свою оценку) ФО «Словесное оценивание» | |||
Конец урока Рефлексия |
- Итак вернёмся к мнению Пушкина, сформулированный в эпиграфе: гений и злодейство – две вещи несовместные. Не так ли? Прошу высказаться каждой группе. 2.Составление даймонда или синквейна. Учащимся предлагается составить даймонд по трагедии «Моцарт и «Сальери». В качестве исходных понятий рекомендуем взять слова гений и злодей. Д/з: написать- сочинение-миниатюра « Гений и злодейство несоместимы?» | Обосновывают и сформулировывают свою точку зрения по теме Учащиеся высказывают свое мнение на урок. | | |