Файл: Учебное пособие СанктПетербург 2017 министерство образования и науки российской федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

А.Н. Назарова,
М.Е. Орлова-Шейнер
Страхование грузов
в логистике
Учебное пособие

Санкт-Петербург
2017

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ДИЗАЙНА»
_____________________________________________________________
ВЫСШАЯ ШКОЛА ТЕХНОЛОГИИ И ЭНЕРГЕТИКИ
Институт инновационных управленческих технологий
Кафедра маркетинга и логистики
А.Н. Назарова,
М.Е. Орлова-Шейнер
Страхование грузов
в логистике

Учебное пособие
Санкт-Петербург
2017

УДК 336.7 (075)
ББК 65.9 (2) 261.7я 2
Н 192
Назарова А.Н., Орлова-Шейнер М.Е.Страхование грузов в логистике: учебное пособие/ ВШТЭ СПбГУПТД. - СПб., 2017. - 63 с: ил.- ISBN 978-5-91646-125-1
Настоящее учебное пособие знакомит студентов как с общими положениями, так и со спецификой страхования грузов в логистике.
В пособии систематизируются сведения, характеризующие страхование морских,
автомобильных, авиационных и железнодорожных перевозок. Представлены современные данные статистики по грузоперевозкам, рейтинги крупнейших страховых компаний по перевозкам грузов в России, вопросы мошенничества в страховании в процессе грузоперевозок.

Данное пособие предназначено для студентов всех форм обучения специ- альности 38.03.02 «Менеджмент».
Рецензенты:
зав. кафедрой экономики и организации производства Высшей школы технологии и энергетики СПбГУПТД доцент, канд. экон. наук.,
Фрейдкина Е.М.;
зам.генерального директора ООО «ДДА групп», канд. экон. наук, Смирнов Е.А.
Подготовлено и рекомендовано к печати кафедрой маркетинга и логистики
ВШТЭ СПбГУПТД (протокол № 7 от 04.04.17).
Утверждено к изданию методической комиссией института инновационных управленческих технологий ВШТЭ СПбГУПТД (протокол № 7 от 26.04.17).
Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного пособия.
ISBN 978-5-91646-125-1
© Назарова А.Н., Орлова-Шейнер М.Е., 2017
© Высшая школа технологии и энергетики
СПбГУПТД, 2017


Введение
Грузоперевозки являются неотъемлемой составляющей многих направлений бизнеса.
Они одновременно обеспечивают производственную активность и потребление,
формирующее ВВП, а сложные климатические условия и не всегда удовлетворительное состояние дорог осложняют транспортировку грузов. Инфраструктура развивается, но вероятность чрезвычайных происшествий по-прежнему велика. Именно поэтому, страхование грузов защищает собственника товара и перевозчика от финансовых и временных потерь, сохраняя стабильность бизнеса.
Страхование грузов – это один из наиболее традиционных видов транспортного страхования. Страхователем может выступать как физическое, так и юридическое лицо,
являющееся либо грузоотправителем, либо грузополучателем.

Как показывает практика, объектами страхования грузов в логистике становятся:
1. Грузы в период транспортировки и временного хранения.
2. Транспортные расходы, в том числе фрахт, таможенная пошлина и иные расходы, связанные с транспортировкой груза.
3. Расходы по доставке поврежденного груза к месту ремонта и возвращению после ремонта, и стоимость расходов на командирование специалистов для ремонта - при отсутствии в пункте назначения сервисного центра для ремонта деталей
Таким образом, целью данного учебного пособия является проведение анализа современного состояния рынка страхования грузовых перевозок, определение проблем,
возможных путей их решения и рассмотрение вопроса о дальнейшем развитии рынка страхования грузовых перевозок.

Целью страхования грузов является создание условий гарантированного возмещения убытков, возникших в ходе перевозки,
вследствие гибели,
утраты или поврежде- ния перевозимого товара в результате обстоятельств, не зави- сящих от владельца груза.
Цель страхования грузов
Если в международной практике страхованию подлежат практически
100
%
перевозимых грузов,
то доля внутрироссийских грузов,
имеющих страховую защиту,
оценивается сегодня всего лишь в
районе
25-45
%.
И в большинстве своем, это все грузы тех отечественных компаний, которые тесно сотрудничают с иностранными фирмами.
Таким образом, страхование грузов в России – это сегмент страховой отрасли, обладающий существенным потенциалом для дальнейшего развития.

Статистика по грузоперевозкам
Автомобильные перевозки
Железнодорожные перевозки
Внутренние перевозки по воде
Авиационные перевозки
2009 180000 1865000 53000 3600 0
200000 400000 600000 800000 1000000 1200000 1400000 1600000 1800000 2000000
млн
т
он
н
-км
Полный объем грузоперевозок в России по виду транспорта (млн тонн-км) *
2016 г.
* Business Monitor International Ltd., продукт ISI Emerging Markets, лидера по сбору статистики в развивающихся рынках.


Статистика по грузоперевозкам
* Business Monitor International Ltd., продукт ISI Emerging Markets, лидера по сбору статистики в развивающихся рынках.
0 500 1000 1500 2000 2500 3000 3500 4000
Автомобильные перевозки
Железнодорожные перевозки
Внутренние перевозки по воде
Авиационные перевозки км
Автомобильные перевозки
Железнодорожные перевозки
Внутренние перевозки по воде
Авиационные перевозки
Средняя дальность перевозки на 1 тонну груза
34 1682 546 3600
Средняя дальность перевозки на 1 тонну груза *

Статистика по грузоперевозкам
* Business Monitor International Ltd., продукт ISI Emerging Markets, лидера по сбору статистики в развивающихся рынках.
Автомобильные перевозки
Железнодорожные перевозки
Внутренние перевозки по воде
Авиационные перевозки
2009 5240 1109 97 1.00 0
1000 2000 3000 4000 5000 6000
млн
то
нн
Полный тоннаж грузоперевозок в России по виду транспорта (млн тонн) *
2016 г.

Статистика по грузоперевозкам
Наиболее удобным сектором для сбора статистических данных являются железнодорожные грузоперевозки. Объем грузового железнодорожного трафика,
снизившись по сравнению с докризисными уровнями, составляет более 1100
млн т.
На российскую железнодорожную систему (а это 86 тыс. км дорог общего пользования)
приходится более
20
%
общемирового ж/д грузооборота. Причина проста: РЖД, входя в состав евразийской сети, соединяет системы Восточной
Азии и Европы.
Ежемесячная статистика по водным перевозкам ведется согласно учету перевалки контейнеров в крупнейших портах.
Одно из важнейших мест занимают автоперевозки, однако статистика по ним далека от идеала.

• Второе место по объемам занимают автомобильные грузоперевозки, и это несмотря на неудовлетворительное состояние дорожного полотна.
Протяженность автомобильных дорог – 916 тыс. км, из которых 574 тыс. км –
дороги общего пользования. За последнее десятилетие общий парк грузового автотранспорта России увеличился более чем в 2,5 раза.
• Возрастной состав автопарка разнообразен. Так, в секторе средней и тяжелой техники преобладают автомобили старше
10
лет (более 70 %), причем как среди отечественных, так и среди иностранных (зачастую отработавших не один год в
Европе или
США).
В
парке легких коммерческих автомобилей также доминируют «ветераны», однако с меньшим перевесом – порядка 47 %. Остальной парк представлен более новыми моделями.


Общие сведения страхования грузов
Современная рыночная экономика характеризуется большими объемами грузоперевозок. Эта сфера традиционно считается довольно уязвимой, поскольку здесь требуется слаженность работы всех участников данного процесса.
Грузы – это материальные ценности, стоимость которых может исчисляться миллионами тысяч условных единиц.
Договор страхования груза позволяет избежать многих неприятностей, значительных финансовых потерь и выступает гарантом надежности.
Договор страхования груза может распространяться на различные типы грузов, на расходы, имеющие отношение к их перевозке,
складированию,
хранению,
погрузочно- разгрузочным работам.

• Объектами по договору страхования груза могут быть имущественные интересы клиента, которые не идут в разрез с законами Российской Федерации и имеют отношение к вопросам владения, пользования грузом, его случайного повреждения,
исчезновения в
период его перевозки и хранения. При этом, согласно договору страхования груза,
в качестве страхователя может выступать и перевозчик груза,
и его продавец, и покупатель.
• Научно-технический прогресс не стоит на месте,
и грузоперевозки сегодня осуществляют и по земле, и по воздуху, и по морю. Договор страхования груза помогает сделать их менее рискованными и может подразумевать страховую защиту в процессе транспортировки любыми способами

морские перевозки,
автотранспортные железнодорожные, воздушные.

Рейтинги крупнейших страховых компаний
по перевозкам грузов в России (2016)

Название компании
Взносы, тыс. руб.
Выплаты, тыс. руб.
1
СОГАЗ
1 285 126 75 743 2
Капитал Страхование
915 753 11 524 3
Согласие
802 743 33 897 4
Ингосстрах
793 057 159 447 5
Росгосстрах
438 317 53 948 6
ПАРИ
397 362 75 714 7
ВСК
397 052 88 789 8
Альянс
385 341 240 116 9
АльфаСтрахование
375 606 91 016 10
Русский Страховой Центр
354 455 75 442 11
Ренессанс Страхование
343 913 58 685 12
РЕСО-Гарантия
297 716 58 420 13
РЕГИОНГАРАНТ
285 702 249 14
РОСНО
238 565 19 375 15
Ростра
214 236 2
16
ИННОГАРАНТ
193 064 2 454 17
ЭНЕРГОГАРАНТ
158 391 3 482 18
Московская страховая компания
114 247 1 431 19
Транснефть
107 243 92 20
Межрегионгарант
106 416 11 162 21
Страховая группа УралСиб
105 165 12 076 22
Первая страховая компания
102 966 4 949 23
Цюрих
94 993 58 219 24
Железнодорожный страховой фонд
82 995 1 069 25
Алроса
81 811
--



Название компании
Взносы, тыс. руб.
Выплаты, тыс. руб.
26
ВТБ Страхование
81 657 2 135 27
Русская страховая транспортная компания
81 401
--
28
ГУТА-Страхование
76 072 1 509 29
Росстрах
66 513 22 30
Сургутнефтегаз
58 567 4 947 31
Национальная Страховая Группа
46 523 681 32
ЭРГО Русь
44 556 33 470 33
Гайде
43 577 4 525 34
ТЕСТ-ЖАСО
42 639 151 35
ОРАНТА Страхование
38 746 8 659 36
Югория
37 608 6 425 37
ИСК Европолис
35 156 9 848 38
Якорь
29 758 1 149 39
ГЕФЕСТ
28 876 1 843 40
БАСК
26 630 252 41
Адмирал
19 051 0
42
Московия
18 609 725 43
Экспресс Гарант
18 583 201 44
Гелиос-Резерв
16 903 651 45
ЮЖУРАЛ-АСКО
13 017 94 46
АСК-Петербург
12 653 207 47
РОСЭНЕРГО
11 338 0
48
Самара
11 195 0
49
Чулпан
9 582 0
50
Помощь
9 234 1 628

Общие положения страхования грузов

Объекты страхования грузов
На страхование принимаются любые виды грузов, перевозимые всеми видами транспорта в любой регион мира:
• нефть и нефтепродукты (включая дополнительное покрытие экологических рисков);
• лес, лесоматериалы;
• минеральные удобрения, агропромышленные грузы;
• промышленное, строительное и медицинское оборудование;
• легковые и грузовые автомобили;
• денежная наличность, драгоценные металлы, произведения искусства, выставочные экспонаты;
• продукты питания, медикаменты, включая перевозку с соблю- дением специального температурного режима;
• товары народного потребления;

Объекты страхования грузов
Перечень рисков, содержащийся в стандартных условиях страхования («От всех рисков», «С ответственностью за частную аварию», «Без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения») может быть изменен или дополнен в соответствии с
особенностями перевозки.
Период ответственности страховщика включает в себя перегрузки,
перевалки в пути и хранение на промежуточных складах.
• Страховой тариф всегда соответствует степени риска и зависит от вида груза, упаковки, вида транспорта и маршрута перевозки;
• Страховой полис может быть оформлен как на отдельную перевозку, так и на группу перевозок однородных грузов,
осуществляемую в
течение согласованного срока
(
Генеральный полис);
• Перестраховочная защита обеспечивается тщательно отработанной схемой передачи рисков в перестрахование признанным лидерам перестраховочного рынка при любых лимитах ответственности.

Определение аварии
Термин "авария" подразумевает любые поломки, которые могут произойти с оборудованием и сооружениями на суше;
с транспортными средствами на море: поломки, взрывы, пожары,
столкновения судов, посадка на мель и т. п.
В морском праве под аварией понимается не само происшествие, а убытки и расходы, причиненные этим происшествием морскому предприятию. Эти убытки делятся на убытки общей аварии, которые распределяются между всеми участниками морского предприятия, и частной аварии, которые падают на владельца поврежденного имущества.