Файл: Учебное пособие СанктПетербург 2017 министерство образования и науки российской федерации.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Исключения (оговорка 4)
4.5. Гибель, расходы или повреждения, произошедшие вследствие непосредственной задержки, даже если событие, в результате которого произошла задержка, покрывается страхованием;
4.6. Гибель, расходы или повреждения, произошедшие вследствие неплатежеспособности или невыполнения обязательств владельцами, управляющими, фрахтователями или операторами судна;
4.7. Гибель, расходы или повреждения, произошедшие вследствие использования любого военного оружия, принцип действия которого основан на реакции деления атома или ядерного синтеза,
а также других ядерных реакциях, вызывающих радиоактивное излучение.
Исключения (оговорка 5)
5.1. Данное страхование не покрывает гибель, расходы или повреждения, возникающие вследствие: немореходности судна;
непригодности судна,
транспортировочного контейнера или подъемника для безопасной транспортировки страхуемого груза, в случае если страхователь или его служащие заинтересованы в немореходности судна или непригодности перевозочных средств во время погрузки страхуемого груза.
5.2. Страховщик не возмещает убытки, возникшие в результате нарушения гарантии мореходности судна и гарантии пригодности его к доставке застрахованного груза к месту назначения, если страхователь или его служащие виновны в возникновении обстоятельств, приведших к немореходности и непригодности судна.
Исключения (оговорка 6)
Данное страхование не покрывает гибель,
расходы или повреждения, произошедшие вследствие:
6.1. войны, гражданской войны, революции, бунта, восстания или гражданских беспорядков,
возникающих в
результате вышеперечисленных событий,
либо в
результате любого враждебного акта воюющей стороны или против нее;
6.2. захвата, ареста, заключения в тюрьму, задержки с применением силы (за исключением пиратства) и их последствий или любой попытки угрозы;
6.3. взаимодействия с минами, торпедами, бомбами и другими видами военного оружия, воздействие которых на объект страхования носит случайный характер.
Исключения (оговорка 7)
Данное страхование не покрывает гибель, расходы и повреждения,
произошедшие вследствие:
7.1. действий участников забастовок, локаутов (массово- уволенных рабочих для оказания на них экономического давления) или лиц,
участвующих в бунтах или гражданских волнениях;
7.2. забастовок, локаутов, бунтов или гражданских волнений;
7.3. действий террористов или любых других лиц, действующих по политическим мотивам.
Действия сторон при наступлении
страхового случая
• При наступлении страхового случая страхователь обязан принять разумные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по предотвращению или уменьшению убытков. Страхователь должен немедленно известить страховщика о наступлении страхового случая и следовать указаниям страховщика, если такие указания будут даны им.
• Страховщик освобождается от ответственности за убытки,
возникшие вследствие того,
что страхователь или выгодоприобретатель умышленно либо по грубой неосторожности не принял меры по предотвращению или уменьшению убытков.
• При выплате страхового возмещения страховщик имеет право потребовать представления страхового полиса или другого выданного страховщиком страхового документа.
Информация страхователя, обязательная для страховщика
при наступлении страхового случая
Общая документация (обычно является достаточной для грузоперевозок автомобильным транспортом):
• договор купли-продажи;
• документ, подтверждающий получение заказа;
• счет-фактура, заказ на вид упаковки;
• фрахтовый ордер, заказ на перевозку (сопровождение) груза,
• таможенная декларация и таможенное извещение о размере пошлины (импорт, экспорт);
• передаточная ведомость, коносамент / транспортная накладная
(экземпляр получателя с письменной оговоркой);
• акт осмотра, аварийный сертификат, если таковой уже составлен,
заключение аварийного комиссара, калькуляция расходов по ремонту или предварительная смета расходов.
Информация страхователя, обязательная для страховщика
при наступлении страхового случая
• Специальные
документы
по отдельным видам средств транспортировки:
• ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ: оригинал железно-дорожной накладной (в двух экземплярах), оригинал акта установления обстоятельств дела;
• ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ: оригинал накладной на воздушную грузоперевозку;
• МОРСКОЙ ТРАНСПОРТ: коносамент, счет-фактура, план погрузки,
план следования (с заходом в какие порты), складская квитанция.
При наступлении страхового случая страхователь обязан принять все зависящие от него меры в целях предотвращения и уменьшения убытков.
Он должен немедленно известить страховщика о наступлении страхового случая и следовать его указаниям, если такие указания страховщиком ему сообщены.
• ВНУТРЕННИЙ ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ: акт погрузки, коносамент.
Основные документы при наступлении
страхового события
• Для доказательства интереса при страховании груза
—
коносаменты, железнодорожные накладные и другие перевозочные документы,
счета-фактуры,
если согласно этим документам страхователь имеет право распоряжаться грузами;
• При страховании фрахта — чартер-партии и коносаменты;
• Для доказательства наличия страхового случая — морской протест,
выписка из судового журнала и другие основные документы с указанием причин страхового случая;
• В случае пропажи судна без вести — достоверные сведения о времени выхода судна в путь из порта отправления, а также о неприбытии его к месту назначения в срок, установленный для признания судна пропавшим без вести.
Основные документы при наступлении
страхового события
Для доказательства размера претензии по убытку:
• акты осмотра груза аварийным комиссаром;
• акты экспертизы, оценки и другие документы, составленные согласно законам или обычаям того места, где определяется убыток;
• оправдательные документы на произведенные расходы;
• счета по убытку;
• в случае требования о возмещении убытков, расходов и взносов по общей аварии — обоснованная документами диспаша.
Определение размера ущерба
Размер ущерба определяется страховщиком на основании данных осмотра и действительной стоимости пострадавшего груза, страховых и других документов, подтверждающих размер ущерба.
Осмотр поврежденного груза проводит, как правило, аварийный комиссар (эксперт).
Страховое возмещении за действия
по уменьшению убытков
• Страховщик обязан возместить страхователю или выгодоприобретателю необходимые расходы, произведенные им для предотвращения или уменьшения убытков, за которые несет ответственность страховщик,
если даже меры,
принятые страхователем или выгодоприобретателем по предотвра-щению или уменьшению убытков, оказались безуспешными.
• Страховщик несет ответственность за убытки в размере страховой суммы, однако вышеперечисленные расходы, а также взносы по общей аварии возмещаются страховщиком независимо от того, что они вместе с убытками, подлежащими возмещению, могут превысить страховую сумму.
• За убытки, причиненные несколькими следующими друг за другом страховыми случаями, страховщик несет ответствен-ность, если даже общая сумма таких убытков превышает страховую сумму.
Полное страховое возмещение
• В случае пропажи судна без вести страховщик отвечает в размере всей страховой суммы. По договору морского страхования судна на срок страховщик отвечает за пропажу судна без вести, если последнее известие о судне получено до истечения срока действия договора морского страхования судна и если страховщик не докажет, что судно погибло по истечении указанного срока.
• Заявление об абандоне (см. словарь терминов) должно быть сделано страховщику в течение шести месяцев с момента окончания срока или наступления вышеназванных обстоя-тельств.
По истечении шести месяцев страхователь или выгодоприобретатель утрачивает право на абандон и может требовать возмещения убытков на общих основаниях.
Полное страховое возмещение
В случае, если имущество застраховано от гибели, страхователь или выгодоприобретатель может заявить страховщику об отказе от своих прав на застрахованное имущество (абандон) и получить всю страховую сумму в случае:
• пропажи судна без вести;
• уничтожения судна и (или) груза (полной фактической гибели);
• экономической нецелесообразности восстановления или ремонта судна (полной конструктивной гибели судна);
• экономической нецелесообразности устранения повреждений судна или доставки груза в порт назначения;
• захвата судна или груза, застрахованных от такой опасности, если захват длится более чем шесть месяцев.
Полное страховое возмещение
В указанных случаях к страховщику переходят:
• все права на застрахованное имущество при страховании имущества в полной стоимости;
• права на долю застрахованного имущества пропорционально отношению страховой суммы к
страховой стоимости при страховании имущества не в полной стоимости.
В случае, если по получении страхового возмещения судно не окажется погибшим, страховщик может требовать, чтобы страхователь или выгодоприобретатель, оставив за собой имущество, возвратил страховое возмещение за вычетом той части страхового возмещения,
которая соответствует реальному ущербу, причиненному страхователю или выгодоприобретателю.
Лимиты ответственности страховщика
При страховании груза или ожидаемой прибыли страховщик не несет ответственности за убытки, если докажет, что они причинены:
• умышленно или по грубой неосторожности отправителя или получателя либо его представителя;
• вследствие естественных свойств груза (порчи, убыли, ржавчи-ны,
плесени, утечки, поломки, самовозгорания или других);
• вследствие ненадлежащей упаковки.
Страховщик не несет ответственности за убытки вследствие ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения, если иное не предусмотрено договором страхования.
Кроме того, страховщик не отвечает за убытки, возникшие вследствие военных или пиратских действий, народных волнений,
забастовок, а также конфискации, реквизиции, ареста либо уничтожения транспортного средства или груза по требованию соответствующих властей.
Мошенничество в страховании
Страховое мошенничество - это попытка получить возмещение без должных оснований, вытекающих из закона; внесение меньшей, чем необходимо, страховой премии;
сокрытие важной информации при заключении договора страхования.
Наиболее известные виды страхового мошенничества
при страховании грузов
Заявление страховой суммы выше действительной стоимости груза или объекта. Это позволяет установить чрезмерно высокую страховую сумму, чтобы получить большее возмещение, чем действительная стоимость застрахованного груза или объекта.
Одновременное страхование в
различных страховых компаниях. Один и тот же груз (имущество, объект), как правило с завышенной страховой суммой, страхуется сразу в нескольких компаниях.
Утаивание информации при заключении договора:
превращение незастрахованных убытков в застрахованные. Этот вид мошенничества характерен тем, что договор страхования заключается после уже свершившегося страхового случая. Третьи лица как соучастники "страхового случая". В этой форме мошенничества, хотя страхователь и является главным виновником, исполнение поручается постороннему
(третьему лицу).
Часто выбор падает на профессионального исполнителя.
Наиболее известные виды страхового мошенничества
Страхователь в роли злоумышленника. Поджог как способ поправить свои финансовые дела - один из примеров этого вида мошенничества. По данным зарубежных источников, около 15 % всех случаев возникновения ущерба в результате пожара составляют именно умышленные поджоги. При этом они совершаются для присвоения застрахованного имущества и получения страхового возмещения. На российском страховом рынке такие действия характерны при страховании торговых павильонов и складов.
Инсценировка страховых случаев.
Страхователь подает претензию на убытки, которых вообще не было. По некоторым оценкам, российские страховые компании в результате действий страховых мошенников понесли ущерб в 400 млн долл. Эта оценка, по мнению специалистов департамента страхового надзора Министерства финансов РФ, представляется довольно спорной, но проблема тем не менее существует. Иностранные компании тратят огромные деньги на содержание страховых инспекторов.
Страхование морских перевозок грузов