Файл: Т. В. Комонюк патриотическое воспитание учащихся через изучение истории и культуры малой родины.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 46
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Т.В. Комонюк
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ МАЛОЙ РОДИНЫ
Воспитание патриотизма – объективная необходимость для подрастающего поколения. Зарождаясь из любви к «малой родине», с возрастом патриотические чувства поднимаются до осознанной любви к своему Отечеству. Сегодняшние дети – это будущие руководители, рабочие, учителя. От нас зависит, какими гражданами они вырастут, будут ли гордиться страной, в которой родились, заботиться о ее благосостоянии. В данной работе будет выявлено и доказано эффективное влияние исследовательской деятельности на формирование чувства патриотизма школьников.
Ключевые слова: патриотизм, малая родина, история, проектно-исследовательская деятельность.
Введение
Воспитание патриотизма = объективная необходимость для подрастающего поколения. Зарождаясь из любви к родителям, «малой родине», окружающей природе, с возрастом патриотические чувства поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Ведь слово «патриотизм» переводится с гречесгого как <πατριώτης — «соотечественник», πατρίς — «родина», «отечество»...> [2. С. 1]
Во все времена мыслители и философы – от Платона и Аристотеля до Л.Н. Толстого и К.Д. Ушинского – уделяли большое внимание вопросам воспитания гражданственности, патриотизма, национальной гордости. Сегодняшние дети – это будущие руководители, рабочие, учителя. От нас зависит, какими гражданами они вырастут, будут ли гордиться страной, в которой родились, заботиться о ее благосостоянии. По мнению российского ученого и педагога В.А.Сухомлинского, гражданственность человека определяется высокой степенью осознания себя гражданином своей страны. Этому должно соответствовать и поведение человека, т.е. он должен быть готов трудиться для того, чтобы его отечество процветало.
В современном академическом словаре русского языка даётся следующее определение понятия: <Гражданственность - это сознание своих прав и обязанностей по отношению к государству». Несколько иная трактовка данного понятия встречается сегодня в интернет-ресурсах: «Гражданственность подразумевает способность пользоваться своими правами и исполнять свои обязанности в личных интересах и на благо общества …>.[5. С. 1]
А патриотизм – это важная составляющая гражданственности, и это важнейшие качества для людей, которые составляют общество и делают вклад в развитие своей страны.
К сожалению, в современном общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, неуважительное отношение, цинизм. И, сейчас, как никогда необходимо возрождение духовности, воспитания населения, особенно молодежи, в духе любви к Отечеству.
<…Для российского государства этот приоритет выступает одним из значимых направлений «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» , согласно которой «права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России», - традиционные российские духовнонравственные ценности, объединяющие нашу крупнейшую многонациональную и многоконфессиональную страну... >
Сегодня основой гражданского патриотизма является историческая память, которая состоит из воспоминаний не только ярких эпизодов истории, но и обыденной, повседневной жизни предков. И, очень важно, изучать историю малой родины. Малая родина – это не просто географическое место на карте. Это нечто общее, которое способно сплотить людей разных национальностей в единое целое.
Цель проекта: формирование информационной, познавательной, коммуникативной компетенций, развитие чувства гордости за свою страну, уважения к людям, которые в ней живут.
Задачи проекта:
-
Распространение среди учащихся гражданских ценностей. -
Повышение правовой и политической культуры. -
Формирование культурно-социальных ценностей. -
Воспитание любви и уважения к Отечеству, к малой Родине, предкам, семье. -
Воспитание гуманности и человечности. -
Развить навыки проектно-исследовательской деятельности и умения находить информацию с использованием ЭОР -
Создание условий для проявления творческих способностей каждого ребенка.
Актуальность данного проекта
: интерес к истории небольших населённых пунктов в современных условиях достаточно актуален, так как поселенческая инфраструктура в последние десятилетия подверглась разрушению. Изучение истории свидетельств о недавнем прошлом родного села стало насущной потребностью, ведь благодаря им возможно преодоление исторического беспамятства.
Реализация проекта:
Реализация проекта осуществляется на базе МКОУ «СОШ № 26» с. Мельничное. Наше таежное село расположено в живописном уголке Красноармейского района Приморского края и имеет свою историю и культуру. На территории Красноармейского района расположены биосферный Сихотэ Алиньский заповедник и национальный парк «Удэгейская легенда». Совсем недавно в поселении существовал леспромхоз, золотодобывающие прииски. В годы ВОВ жители трудились на фронт. Также наше село упоминается в записях великого русского путешественника, этнографа, военного востоковеда В.К. Арсеньева. Вместе с русскими на одной земле живут и трудятся коренные жители этой земли - удэге. Все это способствует развитию исследовательской деятельности учащихся в области изучения культуры и истории нашего села с последующим использованием собранных материалов в значимых проектах.
Первым социально-значимым проектом стало изучение истории и культуры коренного населения удэге. Учащимися школы была проведена исследовательская работа на тему «Удэгейцы – хранители загадочной культуры»
<В предгорьях Сихотэ-Алиня, в бассейнах рек Бикин, Хор, Самарга, Иман, Хунгари живут замечательные люди – удэгейцы, хранители древней и загадочной культуры.
Освоение Приморского края русскими переселенцами заставило этих людей адаптироваться к новым условиям жизни и законам времени. Коллективизация, техническая реконструкция промыслового хозяйства в корне изменили весь образ жизни народа. С одной стороны, это способствовало консолидации этноса, росту этнического самосознания аборигенов, улучшению их социально-экономического положения, повышению культурного и образовательного уровня. С другой - оказались утраченными многие элементы их традиционной культуры. Но, несмотря на вынужденные трансформации, удэгейцы сохранили свой основной стержень – таежное природопользование и связанный с ним хозяйственный и духовный уклад жизни>[7. С. 2]
В селе Мельничное и сейчас проживает 11 удэгейцев, из них 2 учатся в нашей школе. И поскольку, мы живем рядом с представителями коренного населения Дальнего Востока, то, конечно же, нас интересует их культура. Тем более, что даже наши односельчане - удэгейцы практически ничего не знают о прошлом своего народа, культурном наследии. Также социально-значимой причиной данного исследования (которое проходило в 2015 году) стало отношение школьников к их одноклассникам. К сожалению, было замечено несправедливое отношение некоторых детей к детям удэге.
Исследование проходило в течении нескольких месяцев. Работа с учащимися строилась по следующему плану (см. табл. 1)
Таблица 1.
№ п/п | Вид работы (основные этапы) | Время выполнения работы |
1 | Выбор темы исследования | Сентябрь 2015 года |
2 | Экскурсия в национальный парк «Удэгейская легенда» | Сентябрь 2015 года |
3 | Работа с литературой, энциклопедическими словарями, Интернет – источниками. | Октябрь 2015 года |
4 | Анализ и систематизация собранной информации из различных источников | Октябрь 2015 года |
5 | Уточнение темы учебного проекта | Октябрь 2015 года |
6 | Творческая работа: изготовление подвески-оберега. | Ноябрь 2015 года |
7 | Написание статьи «Удэгейцы-хранители загадочной культуры». Анализ символов орнамента. | Декабрь 2015 года |
8 | Формулирование заключения, результатов работы, выводов, собственной точки зрения | Декабрь 2015 года |
9 | Оформление проекта: - подготовка и оформление доклада; - подготовка слайдовой презентации для выступления перед одноклассниками | Декабрь 2015 года |
10 | Выявление недостатков в работе и доработка презентации | Декабрь 2015 года |
11 | Написание отчета о ходе и результатах работы | Январь 2016 года |
12 | Применение результатов проектной работы при привлечении внимания школьников района к его истории, коренному народу, проживающему рядом с нами. | Январь 2016 года |
Продуктом реализации данного проекта стала исследовательская работа с презентаций, защита которой прошла изначально в актовом зале школы, затем на районном уровне и с публикацией проекта на конкурсе проектов издательства «1 сентября» (итог - лауреат конкурса учебных проектов). По итогу работы были выявлены следующие результаты:
-
Повысилась мотивация к учебно-исследовательской деятельности. -
Данное мероприятие способствовало толерантности и уважению к другим нациям среди учащихся нашей школы. -
Ребята узнали больше об истории своего, села, района, края, развивая чувство патриотизма и гордости за свою малую родину. -
По итогам мероприятий участники исследования получили дипломы и пополнили свое портфолио.
Вторым проектом было создание «Книги памяти» села Мельничное. Ежегодно учащиеся нашей школы поздравляют тружеников тыла и детей войны с праздником Победы. Во время поздравления они не раз замечали слезы в глазах людей, которые видели войну, слушали рассказы о том тяжелом времени. Так зародилась идея проекта «Книга памяти» в который были вовлечены не только учащиеся школы, но и жители села. Исследовательская работа длилась более 8 месяцев. Информация собиралась из газет, источников интернета, разговоров с очевидцами событий ВОВ, их детьми. Во время исследования ребята узнали:
-
Количество односельчан, погибших на поле боя. -
О тяжелом испытании русского солдата, прошедшего годы, опаленные войной. -
О тяжелой работе тыла в годы ВОВ -
Осмыслили тяжесть бремени, которое легло на плечи таких же, как они мальчишек и девчонок.
Продуктом проекта было изготовление в мае 2020 года «Книги памяти» в печатном и электронном вариантах – память, которая останется после ухода очевидцев ВОВ. Данные книги использованы сотрудниками <Приморской краевой публичной библиотеки им. А.М. Горького Министерства культуры и архивного дела Приморского края в проекте «Бессмертный цех» >.[8. С. 1]
Данная работа способствовала развитию у учащихся нашей школы патриотизма, гордости за свою страну, изучению ее истории и уважительному отношению к старшему поколению.
Третий проект, реализованный в нашей школе был посвящен 150-летию со дня рождения <русского путешественника, географа, этнографа, писателя, исследователя Дальнего Востока, военного востоковеда> [3. С. 1] В.К. Арсеньева.
< Расспросив удэхейцев о дороге, мы отправились дальше и очень скоро дошли до того места где Иман поворачивает на северо-запад. Здесь в углу с левой стороны, примыкает к реке большая поляна. Она длиной пять и шириной около двух километров. В конце ее находится четыре фанзы. Это и есть китайский охотничий поселок Сидатун > [1. С. 137] В. Арсеньев. В дебрях уссурийского края.