Файл: Т. В. Комонюк патриотическое воспитание учащихся через изучение истории и культуры малой родины.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 30

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Т.В. Комонюк
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ МАЛОЙ РОДИНЫ
Воспитание патриотизма – объективная необходимость для подрастающего поколения. Зарождаясь из любви к «малой родине», с возрастом патриотические чувства поднимаются до осознанной любви к своему Отечеству. Сегодняшние дети – это будущие руководители, рабочие, учителя. От нас зависит, какими гражданами они вырастут, будут ли гордиться страной, в которой родились, заботиться о ее благосостоянии. В данной работе будет выявлено и доказано эффективное влияние  исследовательской деятельности на формирование чувства патриотизма школьников.
Ключевые слова: патриотизм, малая родина, история, проектно-исследовательская деятельность.
Введение

Воспитание патриотизма = объективная необходимость для подрастающего поколения. Зарождаясь из любви к родителям, «малой родине», окружающей природе, с возрастом патриотические чувства поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.  Ведь слово «патриотизм» переводится с гречесгого как <πατριώτης — «соотечественник», πατρίς — «родина», «отечество»...> [2. С. 1]

Во все времена мыслители и философы – от Платона и Аристотеля до Л.Н. Толстого и К.Д. Ушинского – уделяли большое внимание вопросам воспитания гражданственности, патриотизма, национальной гордости. Сегодняшние дети – это будущие руководители, рабочие, учителя. От нас зависит, какими гражданами они вырастут, будут ли гордиться страной, в которой родились, заботиться о ее благосостоянии. По мнению российского ученого и педагога В.А.Сухомлинского, гражданственность человека определяется высокой степенью осознания себя гражданином своей страны. Этому должно соответствовать и поведение человека, т.е. он должен быть готов трудиться для того, чтобы его отечество процветало.

В современном академическом словаре русского языка даётся следующее определение понятия: <Гражданственность - это сознание своих прав и обязанностей по отношению к государству». Несколько иная трактовка данного понятия встречается сегодня в интернет-ресурсах: «Гражданственность подразумевает способность пользоваться своими правами и исполнять свои обязанности в личных интересах и на благо общества …>.[5. С. 1]


А патриотизм – это важная составляющая гражданственности, и это важнейшие качества для людей, которые составляют общество и делают вклад в развитие своей страны.

К сожалению, в современном общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, неуважительное отношение, цинизм. И, сейчас, как никогда необходимо возрождение духовности, воспитания населения, особенно молодежи, в духе любви к Отечеству.

<…Для российского государства этот приоритет выступает одним из значимых направлений «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» , согласно которой «права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России», - традиционные российские духовнонравственные ценности, объединяющие нашу крупнейшую многонациональную и многоконфессиональную страну... >

Сегодня основой гражданского патриотизма является историческая память, которая состоит из воспоминаний не только ярких эпизодов истории, но и обыденной, повседневной жизни предков. И, очень важно, изучать историю малой родины. Малая родина – это не просто географическое место на карте. Это нечто общее, которое способно сплотить людей разных национальностей в единое целое.
Цель проекта: формирование информационной, познавательной, коммуникативной компетенций, развитие чувства гордости за свою страну, уважения к людям, которые в ней живут.

Задачи проекта:

  1. Распространение среди учащихся гражданских ценностей.

  2. Повышение правовой и политической культуры.

  3. Формирование культурно-социальных ценностей.

  4. Воспитание любви и уважения к Отечеству, к малой Родине, предкам, семье.

  5. Воспитание  гуманности и человечности.

  6. Развить навыки проектно-исследовательской деятельности и умения находить информацию с использованием ЭОР

  7. Создание условий для проявления творческих способностей каждого ребенка.

Актуальность данного проекта

:  интерес к истории небольших населённых пунктов в современных условиях достаточно актуален, так как поселенческая инфраструктура в последние десятилетия подверглась разрушению. Изучение истории свидетельств о недавнем прошлом родного села стало насущной потребностью, ведь благодаря им возможно преодоление исторического беспамятства.

Реализация проекта:

Реализация проекта осуществляется на базе МКОУ «СОШ № 26» с. Мельничное. Наше таежное село расположено в живописном уголке Красноармейского района Приморского края и имеет свою историю и культуру. На территории Красноармейского района расположены биосферный Сихотэ Алиньский заповедник и национальный парк «Удэгейская легенда». Совсем недавно в поселении существовал леспромхоз, золотодобывающие прииски. В годы ВОВ жители трудились на фронт. Также наше село упоминается в записях великого русского путешественника, этнографа, военного востоковеда В.К. Арсеньева. Вместе с русскими на одной земле живут и трудятся коренные жители этой земли - удэге. Все это способствует развитию исследовательской деятельности учащихся в области изучения культуры и истории нашего села с последующим использованием собранных материалов в значимых проектах.

Первым социально-значимым проектом стало изучение истории и культуры коренного населения удэге. Учащимися школы была проведена исследовательская работа на тему «Удэгейцы – хранители загадочной культуры»

<В предгорьях Сихотэ-Алиня, в бассейнах рек Бикин, Хор, Самарга, Иман, Хунгари живут замечательные люди – удэгейцы, хранители древней и загадочной культуры.

Освоение Приморского края русскими переселенцами заставило этих людей адаптироваться к новым условиям жизни и законам времени. Коллективизация, техническая реконструкция промыслового хозяйства в корне изменили весь образ жизни народа. С одной стороны, это способствовало консолидации этноса, росту этнического самосознания аборигенов, улучшению их социально-экономического положения, повышению культурного и образовательного уровня. С другой - оказались утраченными многие элементы их традиционной культуры. Но, несмотря на вынужденные трансформации, удэгейцы сохранили свой основной стержень – таежное природопользование и связанный с ним хозяйственный и духовный уклад жизни>[7. С. 2]

В селе Мельничное и сейчас проживает 11 удэгейцев, из них 2 учатся в нашей школе. И поскольку, мы живем рядом с представителями коренного населения Дальнего Востока, то, конечно же, нас интересует их культура. Тем более, что даже наши односельчане - удэгейцы практически ничего не знают о прошлом своего народа, культурном наследии. Также социально-значимой причиной данного исследования (которое проходило в 2015 году) стало отношение школьников к их одноклассникам. К сожалению, было замечено несправедливое отношение некоторых детей к детям удэге.


Исследование проходило в течении нескольких месяцев. Работа с учащимися строилась по следующему плану (см. табл. 1)

Таблица 1.



п/п

Вид работы (основные этапы)


Время выполнения работы

1

Выбор темы исследования

Сентябрь 2015 года

2

Экскурсия в национальный парк «Удэгейская легенда»

Сентябрь 2015 года

3

Работа с литературой, энциклопедическими словарями, Интернет – источниками.

Октябрь 2015 года

4

Анализ и систематизация собранной информации из различных источников

Октябрь 2015 года

5

Уточнение темы учебного проекта

Октябрь 2015 года

6

Творческая работа: изготовление подвески-оберега.

Ноябрь 2015 года

7

Написание статьи «Удэгейцы-хранители загадочной культуры». Анализ символов орнамента.

Декабрь 2015 года

8

Формулирование заключения, результатов работы, выводов, собственной точки зрения

Декабрь 2015 года

9

Оформление проекта:

- подготовка и оформление доклада;

- подготовка слайдовой презентации для выступления перед одноклассниками

Декабрь 2015 года

10

Выявление недостатков в работе и доработка презентации

Декабрь 2015 года

11

Написание отчета о ходе и результатах работы

Январь 2016 года

12

Применение результатов проектной работы при привлечении внимания школьников района к его истории, коренному народу, проживающему рядом с нами.

Январь 2016 года


Продуктом реализации данного проекта стала исследовательская работа с презентаций, защита которой прошла изначально в актовом зале школы, затем на районном уровне и с публикацией проекта на конкурсе проектов издательства «1 сентября» (итог - лауреат конкурса учебных проектов). По итогу работы были выявлены следующие результаты:



  1. Повысилась мотивация к учебно-исследовательской деятельности.

  2. Данное мероприятие способствовало толерантности и уважению к другим нациям среди учащихся нашей школы.

  3. Ребята узнали больше об истории своего, села, района, края, развивая чувство патриотизма и гордости за свою малую родину.

  4. По итогам мероприятий участники исследования получили дипломы и пополнили свое портфолио.


Вторым проектом было создание «Книги памяти» села Мельничное. Ежегодно учащиеся нашей школы поздравляют тружеников тыла и детей войны с праздником Победы. Во время поздравления они не раз замечали слезы в глазах людей, которые видели войну, слушали рассказы о том тяжелом времени. Так зародилась идея проекта «Книга памяти» в который были вовлечены не только учащиеся школы, но и жители села. Исследовательская работа длилась более 8 месяцев. Информация собиралась из газет, источников интернета, разговоров с очевидцами событий ВОВ, их детьми. Во время исследования ребята узнали:

  1. Количество односельчан, погибших на поле боя.

  2. О тяжелом испытании русского солдата, прошедшего годы, опаленные войной.

  3. О тяжелой работе тыла в годы ВОВ

  4. Осмыслили тяжесть бремени, которое легло на плечи таких же, как они мальчишек и девчонок.

Продуктом проекта было изготовление в мае 2020 года «Книги памяти» в печатном и электронном вариантах – память, которая останется после ухода очевидцев ВОВ. Данные книги использованы сотрудниками <Приморской краевой публичной библиотеки им. А.М. Горького Министерства культуры и архивного дела Приморского края в проекте «Бессмертный цех» >.[8. С. 1]

Данная работа способствовала развитию у учащихся нашей школы патриотизма, гордости за свою страну, изучению ее истории и уважительному отношению к старшему поколению.

Третий проект, реализованный в нашей школе был посвящен 150-летию со дня рождения <русского путешественника, географа, этнографа, писателя, исследователя Дальнего Востока, военного востоковеда> [3. С. 1] В.К. Арсеньева.

< Расспросив удэхейцев о дороге, мы отправились дальше и очень скоро дошли до того места где Иман поворачивает на северо-запад. Здесь в углу с левой стороны, примыкает к реке большая поляна. Она длиной пять и шириной около двух километров. В конце ее находится четыре фанзы. Это и есть китайский охотничий поселок Сидатун > [1. С. 137] В. Арсеньев. В дебрях уссурийского края.