Файл: Занятие по народным промыслам России. Презентация поможет учащимся закрепить полученные знания о глиняной игрушке, посуде и особенностях ее росписи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 5

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вдовенко Татьяна Владимировна 262-314-698

Урок-викторина «Русские народные промыслы»

Данный урок можно организовать как заключительное занятие по народным промыслам России. Презентация поможет учащимся закрепить полученные знания о глиняной игрушке, посуде и особенностях ее росписи.
Оборудование:

  1. Компьютер

  2. Мультимедийный проектор

  3. Наглядные пособия в виде изображений ярмарки.

  4. Краски. Кисти.

  5. Бумага А-4


Методические рекомендации

Разработка данного урока подразумевает, что учащиеся уже знают основные народные промыслы России. Презентация составлена в виде кроссворда с заключительным словом, чтобы повысить интерес учащихся.
План конспект урока «Русские народные промыслы»

Предмет: Изобразительное искусство

Класс: 5

Тема урока: «Русские народные промыслы»

Цель урока: Закрепить полученные знания о народных промыслах России.

Задачи:

  1. Развивать память, познавательную активность.

  2. Воспитывать любовь и интерес к родной культуре, ее истории, традициям.

  3. Способствовать формированию и развитию умения творчески использовать жизненные наблюдения и собственную фантазию в процессе создания изображений.

  4. Прививать аккуратность при работе; добиться максимальной работоспособной обстановки на уроке.

План проведения занятия:

  1. Приветствие (1-2 мин.)

  2. Кроссворд (7-10 мин.)

  3. Практическая работа (25-30 мин)

  4. Подведение итогов. (3-5 мин.)


Ход урока

Здравствуйте, ребята! В течении прошлых уроков мы с вами знакомились с народными промыслами нашей Родины. Кто может вспомнить, какие промыслы являются традиционно русскими ? <Слайд 1>

Учащиеся отвечают.

Молодцы! Я вижу, вы помните материал, но помните ли вы особенности каждого направления? Чтобы это проверить мы с вами разгадаем вот этот кроссворд. <Слайд 2>. Как вы видите, в нем есть одно выделенное слово. Разгадав наш кроссворд, мы узнаем место, где можно было увидеть все игрушки
, посуду и другие вещи вместе.

Итак, первый вопрос на экране. Что же это? <Слайд 3>.

Учащиеся отвечают.

Правильно! В замечательной подмосковной деревне Жостово до сих пор изготавливают подносы и расписывают их масляными красками. Жостовский поднос знают почти во всем мире. И неудивительно. Букет украшающий его, великолепен, прост и выразителен. А цветы как будто бы светятся изнутри! <Слайд 4>.

Переходим ко второму вопросу. <Слайд 5>. Кто ответит?

Учащиеся отвечают.

Молодцы!
Поверить трудно: неужели

Всего два цвета? Чудеса!

Вот так художники из Гжели

На снег наносят небеса!

Какие розы и пионы

На чашках пишут мастера

И сине белые бутоны

Прекрасны нынче как вчера!

<Слайд 6>.
Третий вопрос, как и два первых относится к разделу посуды. <Слайд 7>.

Учащиеся отвечают.
Вы опять правы!

Есть на Волге город древний,

По названью – Городец.

Славиться по всей России

Своей росписью, творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя,

Чудо – птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры

Тонко вывела рука!

Городецкий конь бежит,

Вся земля под ним дрожит!

Птицы яркие летают,

И кувшинки расцветают!

<Слайд 8>.
Теперь я думаю вас не затруднит и ответить на четвертый вопрос! <Слайд 9>.

Учащиеся отвечают.
Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка не спеши.

Там травка вьётся и цветы

Небывалой красоты.

Блестят они, как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки как листочки,

Здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди

Называют Хохломой.

<Слайд 10>.
А теперь перейдем к игрушкам! В старину купить игрушку было не по карману русскому крестьянину. Но чтобы детишки могли играть, нашлись в деревнях и пригородах замечательные выдумщики и умельцы.
Переходим к пятому вопросу! <Слайд 11>.

Учащиеся отвечают.
Погляди скорее -

Щечки розовеют,

Пестренький платочек,

Платьице в цветочек,

Пухленькие крошки —

Русские матрешки.

Чуть лишь испугаются,

Все в кружок сбегаются,



Прячутся друг в дружке

Шустрые подружки.
Еще не догадались, какое главное слово? <Слайд 12>.

Тогда разгадываем шестой вопрос!<Слайд 13>.

Учащиеся отвечают.
Да, действительно, полкан- сказочное чудище с головой и руками человека и туловищем лошади является отличительным персонажем каргопольской игрушки. В наше время каргопольские игрушки можно и в магазине, и на выставке, и в музее. <Слайд 14>.
Осталось два вопроса! <Слайд 15>.

Учащиеся отвечают.
У этого оленя золотые рога.

Через горные отроги,

Через крыши деревень,

Краснорогий, желторогий

Мчится глиняный олень.

Краше всех индюк.

Вот индюк нарядный.

Весь такой он ладный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост –

Точно солнечный цветок.

Да алеет гребешок.
Какие вы знатоки глиняных игрушек! Тогда ответьте название этой игрушки!

<Слайд 16>.

Учащиеся отвечают.
Наша русская игрушка,

Не стареет сотни лет

В красоте, в таланте русском

Весь находится секрет.
Молодцы! Вы действительно помните многие народные промыслы России! А теперь мы можем отгадать наше последнее слово. <Слайд 17>.

Конечно же, ярмарка!
<Слайд 18>. Ярмарка, ребята, это регулярные торги широкого значения, организуемые в традиционно определенном месте. На ярмарке кто приходил купить новые сапожки. А кто то и продать свое мастерство. Ярмарки всегда сопровождались плясками, музыкой, играми и пирогами!

В настоящее время многие ярмарки проводятся в рамках выставочных мероприятий. В отличие от обычной выставки, посетители ярмарки часто имеют возможность сразу купить понравившиеся им экспонаты.
А теперь я предлагаю вам нарисовать вашу ярмарку! Может это товары, выставленные напоказ. А может быть традиционные игры и пляски. Или же наивкуснейшие пироги и блины. А в помощь вам будут эти картинки на доске. Удачи!
В целом с заданием вы справились. Давайте подведем итоги нашего урока.

  1. Какие народные промыслы мы с вами знаем?

  2. Где мы можем увидеть все перечисленные игрушки и посуду вместе?

  3. С какими трудностями вы столкнулись при практической работе сегодняшнего урока?


Спасибо за урок! До свиданья! <Слайд 19>.