Файл: Практическое задание. Заполните таблицу История развития психологии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое задание.
Заполните таблицу «История развития психологии» по образцу. Шрифт Times New
Roman, размер 12.
Выдающиеся мыслители, учёные и психологи
Взгляд на психологию. Основная суть
Критика
Аристотель
Его трактат
«О душе»
–первое специально-психологическое сочинение, которое в течение многих веков оставалось главным руководством по психологии.
Античной философии был характерен космоцентрический взгляд на мир. Мир представлялся как некое упорядоченное целое, мировая гармония
-
Космос.
Гераклит и
Демокрит были натурфилософами.
Их интересовало устройство
Космоса. К проблемам человека и его души они обращались в связи с рассмотрением устройства
Космоса.
В античной философии были сделаны первые умозрительные попытки найти ответы на вопросы: что такое душа, каковы ее свойства и функции, как она соотносится с телом, каковы условия развития души, как возможно овладеть душевными состояниями
Сократ
Родоначальник диалектики
(метод сократической беседы. Майевтика – извлечение скрытого в человеке знания с помощью наводящих вопросов), первый психотерапевт. Заложил основы нового понимания души и познания, связав душу не с активностью, а с разумом и нравственностью человека.
Гиппократ
Собрал и систематизировал все научные воззрения на медицину своего и предшествующего времени. Отстаивал эмпирический
(знания, полученные опытным путём) характер медицинского знания. Первый психолог, заговоривший об индивидуальных различиях человека
(дифференциальная психология).
Учение о темпераменте.
Гераклит
Впервые различает уровни души и разные формы связи ее с миром: высший уровень души порождается связью ее с логосом, с мировым законом.
Платон
Взгляд на душу как на самостоятельную субстанцию; она существует наряду с телом и независимо от него. Душа – это начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Тело – это начало зримое, низменное, преходящее, тленное.
Демокрит считал, что душа –это материальное вещество, которое состоит из атомов огня, шарообразных, легких и очень подвижных.
Роджэр
Бэккон
Являясь последователем
Аристотеля,доказывал. Что ощущения явл-ся ведущим психич. Процессом, материалом, из которого рождаются знания.
Ему принадлежит фраза:

«Знание – сила».
Фрэнсис
Бэккон дал начало развитию нового этапа, в котором главный предмет психологии – сознание.
Предложил опыт и эксперимент, а также единую науку о человеке, частью которой является психология
Рене Декарт В его утверждениях содержится постулат, утверждающий, что первое, что человек обнаруживает в себе, –это его собственное сознание.
Взгляды
Декарта на соотношение души и тела определяются как дуализм.
Дж. Уотсон
Психология должна заниматься не явлениями сознания, а поведением.
Направление получило название
«бихевиоризм».
Готфрид
Вильгельм
Лейбниц
Взаимодействие между душой и телом невозможно (психофизический параллелизм); Восприятие может быть сознательным (апперцепция) и бессознательным (перцепция)
Джон Локк
Источниками идей является внешний и внутренний опыт, – ощущения и рефлексия (эмпиризм); Идеи могут быть простыми и составными; Врождённых идей не бывает
Дэвид Юм
Перцепции делятся на впечатления
(ощущения, эмоции и аффекты) и идеи;
Идея систематизации ментальных актов и способностей («ментальная георгафия»)
Джордж
Беркли
Фундаментальная роль ощущения
(субъективный идеализм); Восприятие возникает благодаря союзу опыта и ассоциации (суггестия)
Т. Гоббс
Развивает материалистическое и сенсуалитическое учение о психике. Он выводит все познание, а также и волю из ощущений, а ощущение признает свойством материи.
Бенедикт
Спиноза
У единой природы не может быть двух субстанций (монизм); Учение об аффектах
2. Продолжите заполнять таблицу по образцу. Шрифт Times New Roman, размер 12. Какие свойства внимания проявляются в следующих ситуациях:
Ситуация
Свойство внимания а) Гроссмейстер ведет одновременную игру с несколькими опытными шахматистами. устойчивость б) Выпускник усиленно готовится к экзамену по геометрии. концентрация

в) Читая рассказы Л.Н. Толстого, школьница слышит громкую музыку, доносящуюся из окна. распределение г) Ученикам нужно прослушать небольшой рассказ и назвать встретившиеся в нем прилагательные. объем д) Во время контрольной работы ученики отвлекаются на звуки сигнализации припаркованной во дворе школы машины. переключение е) Получив новые учебники, дети стали с интересом их рассматривать, не обращая внимания на речь учителя. переключение ж) Испытуемые по команде психолога в течение пяти минут должны находить в тексте и максимально быстро подчеркивать буквы «к» и «а». концентрация з) Учитель химии во время демонстрации опыта говорит ученикам, что сейчас окраска раствора в пробирке должна измениться. устойчивость и) Перед объяснением нового материала учитель предупреждает учащихся о том, что тема очень сложная, ученики пытаются сосредоточиться на изучаемом материале. концентрация к) Корректор проверяет ошибки в напечатанной статье. концентрация л) Секретарь набирает на компьютере текст приказа под диктовку начальника. объем м) Примерно 65–70 % времени переводчик слушает речь оратора и одновременно передает ее содержание на другом языке объем

3. Составьте обобщенную схему характеристики сознания человека.
Сознание
Самосознание
Подсознание
Инстинкты
Физиологическое влечение
Память
Информация
Познание
Рефлексия
Осмысление действительности
Эмоции
Переживания
Мотивы
Побуждения
Постановка целей
Воля
Осуществление целей
Рефлексия

4. Опишите типы темперамента человека.
Флегматик. Такая категория людей медлительна, неспешна, плохо реагируют на спешку и суету вокруг них. Тщательно продумывают свои действия. Эти люди обладают высоким уровнем ответственности, старательны, обдумывают действия и поступки, прилежны, миролюбивы, прагматичны.
Холерик. Данная категория вспыльчива, непостоянно, нередко проявляется агрессия и импульсивность. Холерики горячие, резкие и бурные люди. Стоит отметить, что несмотря на качество холериков, описанные выше, они отходчивы и, как правило, незлопамятны. К работе приспосабливаются легко, но работа монотонная и требующая высокого уровня концентрации внимания, дается таким людям непросто.
Могут бросать начатое, нередко не доводят работу до «логичного завершения».
Сангвиник. Люди эмоциональные, энергичные, «легкие на подъем». Мимика и жестикуляция подвижная, данная категория людей любит движения, имеют быструю реакцию. Похожи на холериков, но более уравновешены. Также довольно легко приспосабливаются к любой работе, но если эта работа вызывает у них интерес, то итог будет лучше, такая работа для них более комфортна, на нее они выкладывают больше сил. Жизнерадостны, общительны.
Меланхолик. Люди грустные, подавленные. Таких людей легко обидеть. Они часто
«уходят в себя», имеют тенденцию к глубокому осмыслению, сильным переживаниям.
Меланхоликам свойственны сдержанность, замедленная речь, движения, нерешительность, робость и смущение.
Ознакомьтесь с опросником Г. Айзенка на диагностику типов темперамента - Айзенка личностный опросник (EPI). Пройдите этот тест (вариант А или вариант Б на выбор), опишите получившиеся результаты.
Айзенка личностный опросник (EPI).
Описание методики
Айзенка личностный опросник (EysenckPersonalityInventory, или ЕР!) опубликован в 1963 г. и содержит 57 вопросов, 24 из которых направлены на выявление экстравсрсии-интроверсии, 24 других - на оценку эмоциональной стабильности- нестабильности (нейротизма), остальные 9 составляют контрольную группу вопросов, предназначенную для оценки искренности испытуемого, его отношения к обследованию и достоверности результатов. Г. Айзенк разработал два варианта данной методики (А и В), которые отличаются только текстом опросника. Инструкция, ключ и обработка данных дублируются. Наличие двух форм позволяет психологу проводить повторное исследование.
Теоретические основы
Г. Айзенк, проанализировав материалы обследования 700 солдат-невротиков, пришел к выводу, что всю совокупность описывающих человека черт можно представить посредством 2 главных факторов: экстраверсии (интроверсии) и невротизма.
Первый из этих факторов биполярен и представляет характеристику индивидуально-психологического склада человека, крайние полюса которой соответствуют ориентации личности либо на мир внешних объектов (экстраверсия), либо

на субъективный внутренний мир (интроверсия). Принято считать, что экстравертам свойственны общительность, импульсивность, гибкость поведения, большая инициативность (но малая настойчивость) и высокая социальная приспособляемость.
Интровертам же, наоборот, присущи необщительность, замкнутость, социальная пассивность (при достаточно большой настойчивости), склонность к самоанализу и затруднения социальной адаптации.
Второй фактор — невротизм — описывает некоторое свойство-состояние, характеризующее человека со стороны эмоциональной устойчивости, тревожности, уровня самоуважения и возможных вегетативных расстройств. Фактор этот также биполярен и образует шкалу, на одном полюсе которой находятся люди, характеризующиеся чрезвычайной устойчивостью, зрелостью и прекрасной адаптированностью, а на другом — чрезвычайно нервозный, неустойчивый и плохо адаптированный тип. Большая часть людей располагаются между этими полюсами, ближе к середине (согласно нормальному распределению).
Пересечение этих биполярных характеристик позволяет получать неожиданный и довольно любопытный результат — достаточно четкое отнесение человека к одному из четырех типов темперамента.
Процедура проведения
Инструкция
Вам предлагается ответить на 57 вопросов. Вопросы направлены на выявление вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дайте первый «естественный» ответ, который придет вам в голову. Отвечайте быстро и точно. Помните, что нет «хороших» или «плохих» ответов. Если вы согласны с утверждением, поставьте рядом с его номером знак + (да), если нет — знак — (нет).
Обработка результатов
Ключ
Экстраверсия - интроверсия:

«да» (+): 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56;

«нет» (-): 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51.
Нейротизм (эмоциональная стабильность - эмоциональная нестабильность):

«да» (+): 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43,
45, 47, 50, 52, 55, 57.
«Шкала лжи»:

«да» (+): 6, 24, 36;

«нет» (-): 12, 18, 30, 42, 48, 54.
Ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в 1 балл.
Интерпретация результатов
При анализе результатов следует придерживаться следующих ориентиров.
Экстраверсия:
• больше 19 - яркий экстраверт,

больше 15 - экстраверт 12 - среднее значение, меньше 9 - интроверт, меньше
5
- глубокий интроверт.
Нейротизм:
• больше 19 - очень высокий уровень нейротизма,
• больше 14 - высокий уровень нейротизма,

9 - 13 - среднее значение,
• меньше 7 - низкий уровень нейротизма.
Ложь:
• больше 4 - неискренность в ответах, свидетельствующая также о некоторой демонстративности поведения и ориентированности испытуемого на социальное одобрение,
• меньше 4 - норма.

Описание шкал
Экстраверсия — интроверсия
Характеризуя типичного экстраверта, автор отмечает его общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Он действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив, беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться.
Типичный интроверт — это спокойный, застенчивый, интроективный человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.
Нейротизм
Характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность). Нейротизм, по некоторым данным, связан с показателями лабильности нервной системы. Эмоциональная устойчивость — черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а также склонностью к лидерству, общительности. Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз.
Представление результатов по шкалам экстраверсии и нейротизма осуществляется при помощи системы координат. Интерпретация полученных результатов проводится на основе психологических характеристик личности, соответствующих тому или иному квадрату координатной модели с учетом степени выраженности индивидуально- психологических свойств и степени достоверности полученных данных.


Привлекая данные из физиологии высшей нервной деятельности, Айзенк высказывает гипотезу о том, что сильный и слабый типы, по Павлову, очень близки к экстравертированному и интровертированному типам личности. Природа интроверсии и экстраверсии усматривается во врожденных свойствах центральной нервной системы, которые обеспечивают уравновешенность процессов возбуждения и торможения.
Таким образом, используя данные обследования по шкалам экстраверсии, интроверсии и нейротизма, можно вывести показатели темперамента личности по классификации Павлова, который описал четыре классических типа: сангвиник (по основным свойствам центральной нервной системы характеризуется как сильный, уравновешенный, подвижный), холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный), флегматик
(сильный, уравновешенный, инертный), меланхолик
(слабый, неуравновешенный, инертный).
«Чистый» сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. Мимика богатая, подвижная, выразительная.
Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка, жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения.
При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности вырабатываются поверхностность и непостоянство.
Холерик отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая
выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует. Имея общественные интересы, темперамент проявляет в инициативности, энергичности, принципиальности. При отсутствии духовной жизни холерический темперамент часто проявляется в раздражительности, эффективности, несдержанности, вспыльчивости, неспособности к самоконтролю при эмоциональных обстоятельствах.
Флегматик характеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений. Настойчивый и упорный «труженик жизни», он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, рассчитав свои силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Экономит силы, попусту их не тратит. В зависимости от условий в одних случаях флегматик может характеризоваться «положительными» чертами - выдержкой, глубиной мыслей, постоянством, основательностью и т. д., в других - вялостью, безучастностью к окружающему, ленью и безволием, бедностью и слабостью эмоций, склонностью к выполнению одних лишь привычных действий.
Меланхолик. У него реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию (опускаются руки). Ему свойственны сдержанность и приглушенность моторики и речи, застенчивость, робость, нерешительность. В нормальных условиях меланхолик - человек глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.
Стимульный материал
Айзенка личностный опросник (ЕР1)/Текст опросника (вариант А)
1.
Часто ли вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы отвлечься, испытывать сильные ощущения?
2.
Часто ли вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут вас понять, ободрить или посочувствовать?
3.
Считаете ли вы себя беззаботным человеком?
4.
Очень ли трудно вам отказываться от своих намерений?
5.
Обдумываете ли вы свои дела не спеша и предпочитаете ли подождать, прежде чем действовать?
6.
Всегда ли вы сдерживаете свои обещания, даже если это вам невыгодно?
7.
Часто ли у вас бывают спады и подъемы настроения?
8.
Быстро ли вы обычно действуете и говорите, не тратите ли много времени на обдумывание?
9.
Возникало ли у вас когда-нибудь чувство, что вы несчастны, хотя никакой серьезной причины для этого не было?
10.
Верно ли, что на спор вы способны решиться на все?
11.
Смущаетесь ли вы, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который вам симпатичен?
12.
Бывает ли когда-нибудь, что, разозлившись, вы выходите из себя?
13.
Часто ли бывает, что вы действуете необдуманно, под влиянием момента?
14.
Часто ли вас беспокоят мысли о том, что вам не следовало чего-либо делать или говорить?
15.
Предпочитаете ли вы чтение книг встречам с людьми?
16.
Верно ли, что вас легко задеть?