Файл: Дипломная работа транснациональные корпорации японии и их роль в развитии азиатскотихоокеанского региона (атр).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМЫ.

1.1. Западные теории прямых инвестиций и их применимость к Японии

1.2. Японские теории прямых инвестиций.

2.ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ В АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ЯПОНИИ

2.1. Транснационализация бизнеса.

2.2. Конкурентоспособные стратегии ТНК в автомобильной промышленности

2.3. Японские ТНК на мировых рынках Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР)

3.ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ В ЭЛЕКТРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ЯПОНИИ.

3.1. Интернационализация экономической деятельности компаний.

3.2. Инвестиционная активность японских ТНК в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Закаурцева и Сидорова Азиатско-Тихоокеанский регион как направление исследований молодых ученых // Актуальные проблемы международного права и международных отношений. Место Азиатско-Тихоокеанского региона в современных отношениях: проблемы безопасности и перспективы развития – 2017 – 7 с. А. И. Михайлушкин, П. Д. Шимко Экономика транснациональной компании – 2005 – Dunning J. Key Literature on IB Activities: 1960–2006 // The Oxford Hand- book of International Business. Second Edition. NY, 2009. P. 41. Hymer S. The Multinational Corporation. A Radical Approach. Cambridge, 1979. P. 3; Hymer S. The International Operations of National Firms: A Study of Direct Foreign Investment. Cambridge, 1976. P. 17. Kindleberger, C.P. The Theory of Direct Investment // Kindleberger, C., Ed., American Business Abroad, Yale University Press, New Haven, 1969. P. 57 Knickerbocker, F.T. Oligopolistic Reaction and the Multinational Enterprise. Harvard University Press, Cambridge, 1973. P. 16 Кадочников С.М. Прямые зарубежные инвестиции: микроэкономический анализ эффектов благосостояния. СПб.: Экономическая школа. 2002, 267 с. Galbraith J., A theory of the multinational corporation, 2011 Vernon R. Theory of Product Life Cycle, 1996. P. 67 Ozawa T. Japan Multinational Enterprises, Economic Structure and International Competitiveness. Tokyo, 1985. P. 155. Akamatsu K., Koide Y. Industrial and Labour Conditions in Japan: With Special Reference to Those in Nagoya. Nagoya, 1934. P. 30. Kojima K., Direct Foreign Investment: A Japanese Model of Multi-National Business Operations, 2010, P. 35 Tsurumi Y., Global Management, 1991 Urata S. FDI Flows, their Determinants and Economic Impacts in East Asia / Multinatiomals and Economic Growth in East Asia. London, 2006. P. 21–55. Robins N., The Corporation That Changed the World How the East India Company Shaped the Modern Multinational. London: Pluto, 2006. P.145. "U.S. Makes Ninety Percent of World's Automobiles". Popular Science. 115 (5): 84. November 1929. Retrieved 6 August 2013. Motor Vehicle Statistics of Japan. – Japan Automobile Manufacturers Association, 2013. PP. 18-19. "The Story of Sakichi Toyoda". Toyota Industries Corporation. 2000 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://web.archive.org/web/20170923003201/https://www.toyota-industries.com/company/history/toyoda_sakichi/index.html (дата обращения: 16.01.2022.01.16) Honda Motor (2021) FORM20-F [Электронный ресурс] Режим доступа: https://sec.report/Document/0001193125-21-196757/ (дата обращения: 06.06.2022) Nissan Motor Major Facilities Overseas [Электронный ресурс] Режим доступа:https://www.nissan-global.com/EN/COMPANY/PROFILE/EN_ESTABLISHMENT/(дата обращения: 06.06.2022) News from JAMA Asia, Vol. 39, March 2010. P. 3. Hamel G., The Future of Management, 2007, P. 88 Aichner, T.; Coletti, P (2013). "Customers' online shopping preferences in mass customization". Journal of Direct, Data and Digital Marketing Practice. 15 (1): 20–35. Лебедева И.П. Глобализация японского промышленного производства, Москва, 2021, 35 с. Forbes 2022 The Global 2000 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.forbes.com/lists/global2000/#6a418bf5ac04 (дата обращения: 16.01.2022) Gertner J., The Idea Factory: Bell Labs and the Great Age of American Innovation, 2013, P. 37 Потоцкая Изучение транснациональной деятельности компаний как элемент отраслевого анализа // Менеджмент в России и за рубежом, Пресса России, 2006 Fortune (2021) Fortune Global 500 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://fortune.com/global500/2021/search/?fg500_country=Japan (дата обращения: 16.01.2022) Global Justice Now (2018) 69 of the richest 100 entities on the planet are corporations, not governments, figures show [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.globaljustice.org.uk/news/69-richest-100-entities-planet-are-corporations-not-governments-figures-show /(дата обращения: 05.06.2022) Toyota Motor Cooperation (2021) FINANCIAL SUMMARY [Электронный ресурс] Режим доступа: https://global.toyota/pages/global_toyota/ir/financial-results/2021_4q_summary_en.pdf Toyota Motor (2011) 海外車両生産会社親工場一覧表 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.toyota.co.jp/jpn/company/history/75years/data/automotive_business/production/production/overseas/mother_plants/index.html (дата обращения: 06.06.2022) Toyota Motor (2021) Toyota Integrated Report [Электронный ресурс] Режим доступа: https://global.toyota/pages/global_toyota/ir/financial-results/2021_4q_summary_en.pdf (дата обращения: 06.06.2022) Toyota Motor Toyota Global Operations [Электронный ресурс] Режим доступа: https://global.toyota/en/company/profile/facilities/manufacturing-worldwide/japan.html(дата обращения: 06.06.2022) Ford Motors WORLDWIDE LOCATIONS [Электронный ресурс] Режим доступа: https://corporate.ford.com/operations/locations/global-plants/ford-thailand-manufacturing-plant.html (дата обращения: 06.06.2022) Ford Motors (2021) Strategic Progress of Ford+ Growth Plan, Solid Financials in ’21 Position Company for Connected EV Leadership in 2022, Beyond [Электронный ресурс] Режим доступа: https://media.ford.com/content/dam/fordmedia/North%20America/US/2022/02/03/financials-fy-ford-21.pdf (дата обращения: 06.06.2022) General Motor General Motor’s Revenue by Segment (2016-2022) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://businessquant.com/general-motors-revenue-by-segment (дата обращения: 06.06.2022) General Motors GM Plants, Offices, Facilities Info [Электронный ресурс] Режим доступа: https://gmauthority.com/blog/gm/gm-facilities/ (дата обращения: 06.06.2022) Hyundai Motor Manufacturing [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.hyundai.com/worldwide/en/footer/corporate/networks/manufacturing (дата обращения: 06.06.2022) Honda Manufacturing Facilities [Электронный ресурс] Режим доступа: https://global.honda/about/group/category.html?category=manufacturing-facilities(дата обращения: 06.06.2022) Suzuki Motor Overseas Network [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.globalsuzuki.com/corporate/productionbase/overseas/asia.html(дата обращения: 06.06.2022)  Suzuki Motor (2021) Consolidated Financial Summary [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.globalsuzuki.com/ir/library/financialresults/pdf/2021/financial_summary.pdf(дата обращения: 06.06.2022) The Wayback Machine GM Facilities and the Environment [Электронный ресурс] Режим доступа: https://web.archive.org/web/20080614231130/http://www.gm.com/corporate/responsibility/environment/plants/index.jsp (дата обращения: 06.06.2022) Sony (2021) Financial Statements and Consolidated Financial Results [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.sony.com/en/SonyInfo/IR/library/presen/er/pdf/21q4_sony.pdf (дата обращения: 06.06.2022) Apple (2021) FORM 10-K [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ir.amd.com/news-events/press-releases/detail/1044/amd-reports-fourth-quarter-and-full-year-2021-financial (дата обращения: 06.06.2022) AMD (2021) Reports Fourth Quarter and Full Year Financial Results [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ir.amd.com/news-events/press-releases/detail/1044/amd-reports-fourth-quarter-and-full-year-2021-financial (дата обращения: 06.06.2022) Apple (2020) Apple Supplier List [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.apple.com/supplier-responsibility/pdf/Apple-Supplier-List.pdf (дата обращения: 06.06.2022) Cisco (2021) The Future of Work ANNUAL REPORT [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.cisco.com/c/dam/en_us/about/annual-report/cisco-annual-report-2021.pdf (дата обращения: 06.06.2022) Hikvision Hikvision Company Profile [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.hikvision.com/en/about-us/company-profile/#:


Министерство науки и высшего образования Республики Казахстан

Казахский национальный университет им. аль-Фараби


Берекеев К.Т.

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ ЯПОНИИ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА (АТР)

специальность 5В020900– «Востоковедение»

Алматы, 2022

Министерство науки и высшего образования Республики Казахстан
Казахский национальный университет им. аль-Фараби
Факультет востоковедения
Кафедра Дальнего Востока

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
на тему: ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ ЯПОНИИ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА (АТР)

5В020900 – «Востоковедение»


Выполнила: ________________________________________ Берекеев К.Т
Научный руководитель: к.и.н., доцент___________________ Балакаева Л.Т.

Допущен к защите
Протокол №__ от «__» ________2022 г.
Зав.кафедрой: _______________________________________ Ем Н.Б.
Нормоконтролер: ____________________________________ Серикбаева З.А.


Алматы, 2022

РЕФЕРАТ
Объём дипломной работы 50 страниц, 4 таблицы, 60 источников.

ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ ЯПОНИИ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА (АТР)

Цель: проанализировать роль транснациональных корпораций Японии в экономическом развитии Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Объект исследования – экономика Японии

Предмет исследования – Транснациональные корпорации Японии и их роль в развитии Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР)

В современную эпоху транснациональные корпорации постепенно становятся в один ряд со странами во многих категориях, компании становятся новыми «государствами». Каковы причины данного явления и какова реальная роль корпораций в современном мире?

Страны «старого света» постепенно передают первенство и в экономической, и в политической сфере странам Азиатско-Тихоокеанского региона. Страны данного региона стали центром мирового производства и товарооборота, и мировой капитал сосредоточен именно здесь. И среди государств данного региона, одним из лидеров и первопроходцев во многих сферах является Япония и японские корпорации.

Результаты:

  • Проанализированы теоретико-методологические подходы к изучению транснационализации мировых и японских корпораций.

  • Определена роль японского правительства в создании транснациональных корпораций и роль ТНК в развитии экономики стран Азиатско-Тихоокеанского региона

  • Рассмотрены стратегии развития японских автомобилестроительных корпораций и выявлена их роль в Азиатско-Тихоокеанском регионе через различные экономические факторы

  • Рассмотрены японские корпорации электронной промышленности и выявлена их роль в регионе через мировые продажи корпораций и работу с субподрядными компаниями разных регионов



РЕФЕРАТ
Дипломдық жұмыс көлемі 50 беттен, 4 кестеден, 60 пайдаланылған әдебиеттерден турады.

ЖАПОНИЯНЫҢ ТРАНСҰЛТТЫҚ КОРПОРАЦИЯЛАРЫ ЖӘНЕ ОЛАРДЫҢ АЗИЯ-ТЫНЫҚ МҰХИТЫ АЙМАҒЫН (АТР)ДАМЫТУДАҒЫ РӨЛІ

Мақсаты: Азия-Тынық мұхиты аймағының экономикалық дамуындағы Жапонияның трансұлттық корпорацияларының рөлін талдау.

Зерттеу нысаны – Жапония экономикасы

Зерттеу тақырыбы – Жапонияның трансұлттық корпорациялары және олардың Азия-Тынық мұхиты аймағының (АТА) дамуындағы рөлі

Қазіргі дәуірде трансұлттық корпорациялар біртіндеп көптеген санаттардағы елдермен бір қатарға айналады, компаниялар жаңа "мемлекеттерге"айналады. Бұл құбылыстың себептері қандай және қазіргі әлемдегі корпорациялардың нақты рөлі қандай?

"Ескі әлем" елдері біртіндеп Азия-Тынық мұхиты аймағының елдеріне экономикалық және саяси салада біріншілік береді. Бұл аймақтың елдері әлемдік өндіріс пен тауар айналымының орталығына айналды, ал әлемдік капитал дәл осы жерде шоғырланған. Осы аймақтағы мемлекеттердің ішінде Жапония мен жапон корпорациялары көптеген салалардағы көшбасшылар мен ізашарлардың бірі болып табылады.

Нәтижелер:

  • Әлемдік және жапондық корпорацияларды трансұлттандыруды зерттеудің теориялық және әдіснамалық тәсілдері талданды.

  • Жапон үкіметінің трансұлттық корпорацияларды құрудағы рөлі және Азия-Тынық мұхиты елдерінің экономикасын дамытудағы ТҰК рөлі анықталды

  • Жапондық автомобиль корпорацияларының даму стратегиялары қарастырылып, олардың Азия-Тынық мұхиты аймағындағы рөлі әртүрлі экономикалық факторлар арқылы анықталды

  • Жапондық электронды өнеркәсіп корпорациялары қарастырылып, олардың әлемдегі корпорацияларды сату және әртүрлі аймақтардағы қосалқы мердігерлік компаниялармен жұмыс жасау арқылы аймақтағы рөлі анықталды

ABSTRACT
This thesis consists of 50 pages, 4 tables, 60 sources.

MULTINATIONAL CORPORATIONS IN JAPAN AND THEIR ROLE IN THE DEVELOPMENT OF ASIA-PACIFIC REGION (ASIA-PACIFIC)

Research aim: Analyse the role of multinational corporations of Japan in the economic development of the Asia-Pacific region.

The object of the study – Japanese economics

Research subject – Japanese multinational corporations and their role in the development of the Asia-Pacific region.

In the modern era, multinational corporations are gradually becoming in one line in many categories with the countries, companies are becoming the new "states". What are the reasons for this phenomenon and what is the real role of corporations in the modern world?



The countries of the "old world" are gradually handing over primacy in both the economic and political spheres to the countries of the Asia-Pacific region. The countries of this region have become the centre of global production and trade and the global capital is concentrated here. Among the states in the region, one of the leaders and pioneers in many areas is Japan and Japanese corporations.

Results:

  • Theoretical and methodological approaches to the study of transnationalisation of global and Japanese corporations were analysed.

  • The role of the Japanese government in the creation of transnational corporations and the role of multinational corporations in the development of Asia-Pacific economies were defined

  • The development strategies of Japanese automotive corporations and identified their role in the Asia-Pacific region through various economic factors were examined

  • Japanese electronics corporations were examined and identified their role in the region through global corporate sales and subcontracting companies in different regions


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМЫ. 7

1.1. Западные теории прямых инвестиций и их применимость к Японии 7

1.2. Японские теории прямых инвестиций. 12

2.ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ В АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ЯПОНИИ 17

2.1. Транснационализация бизнеса. 17

2.2. Конкурентоспособные стратегии ТНК в автомобильной промышленности 22

2.3. Японские ТНК на мировых рынках Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) 27

3.ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ В ЭЛЕКТРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ЯПОНИИ. 32

3.1. Интернационализация экономической деятельности компаний. 32

3.2. Инвестиционная активность японских ТНК в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). 37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46



ВВЕДЕНИЕ



Актуальность темы: Согласно определению Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), транснациональная корпорация - это любая компания, активы которой находятся в двух или более странах; по данным исследования Потоцкой (2006), на долю транснациональных корпораций приходится около 50% мирового промышленного производства и более 70% мировой торговли. Мировая торговля или международная торговля - это обмен товарами и услугами между странами. Некоторые транснациональные корпорации владеют настолько огромными активами, что они превышают бюджеты некоторых страны. Согласно исследованию Global Justice Now, 69 из ТОП 100 экономик мира являются транснациональными корпорациями, а остальные - государствами. И благодаря данным финансовым ресурсам, своим связям с общественностью и политическому лоббированию, они оказывают большое влияние на регионы, в которых они расположены.

Есть три вида транснациональных корпораций в зависимости от типа их сотрудничества с принимающей стороной:

  • Горизонтально интегрированные ТНК — управляют подразделениями, расположенными в различных странах, производящих одинаковые или подобные товары. Горизонтальная интеграция ТНК производится для надлежащей правовой защиты такого товара, как информация.

  • Вертикально интегрированные ТНК — управляют подразделениями в определённой стране, которые производят товары, поставляемые в их подразделения в других странах. Вертикально интегрированные ТНК направлены на воспроизведение внутри ТНК отношений, возникающих между поставщиками и покупателями продукции. Использование данного вида интеграции позволяет корпорациям более эффективно осуществлять научно-исследовательскую деятельность.

  • Раздельные ТНК — управляют подразделениями, расположенными в различных странах, которые вертикально или горизонтально не объединены.

Влияние современных ТНК на национальные экономики настолько всеобъемлюще, что сопротивляться ему практически невозможно, и при этом имеет двойственный характер. С одной стороны, ТНК являются следствием динамично развивающихся международных отношений, а с другой они сами выступают мощным механизмом влияния на них, формируя новые и видоизменяя уже существующие. Так, согласно Fortune Global 500 в 2014 г. крупнейшими ТНК мира была получена суммарная выручка в – 37,14 трлн. дол. США, тогда как в 2019 г. - 36,5 трлн. дол.


По мнению Закаурцевой и Сидоровой (2017) «На рубеже XXI века центр глобальной экономической активности смещается в Азиатско-Тихоокеанский регион (далее АТР)"[1]. Азиатско-Тихоокеанский регион — термин, обозначающий страны, расположенные вокруг Тихого океана, и многочисленные островные государства в нем же. Для экономического сотрудничества, включающая 21 страну и тихоокеанском регионе, где товары, услуги и инвестиции более свободно и плавно распределяются между странами и регионами было создана структура, именуемая Азиатско-Тихоокеанское Экономическое Содружество (далее АТЭС). Членами данной организации являются такие государства, как Австралия, Бруней, Канада, Чили, Тайвань, Гонконг, Индонезия, Япония, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Китай, Перу, Южная Корея, Филиппины, Россия, Сингапур, Таиланд, США и Вьетнам.

Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), с другой стороны, относится к западной части Тихого океана и прилегающим территориям; в отличие от АТЭС, он не был создан как определенная структура, поэтому его значение варьируется в зависимости от контекста, АТЭС же, в свою очередь, состоит из стран АТР. Основное отличие данных терминов заключается в том, что в АТЭС также входят страны восточного побережья Тихого океана, такие как США и Канада. Среди стран-членов АТЭС находятся три мировых лидера по объему валового внутреннего продукта (ВВП) - США, Китай и Япония. Согласно статистике Всемирного банка, в 2010 году Китай стал второй по величине экономикой мира, обогнав Японию, которая до этого всегда занимала второе место после США.

Процесс перехода экономической активности в новый регион обуславливается развитием транснациональных корпораций на данной территории. К корпорациям США добавились японские, а впоследствии китайские и южнокорейские, которые в совокупности смогли сконцентрировать экономическую активность вокруг себя. Данные компании укрепились настолько, что многие из них могут конкурировать в объемах активов с богатейшими странами, что дает причину исследовать данный феномен.

В XXI в. корпорации занимают половину мировой промышленности, и они же контролируют более 70% мировой торговли. И именно с развитием транснациональных корпораций процесс глобализации ускорился.

Цели исследования – проанализировать роль транснациональных корпораций Японии в экономическом развитии Азиатско-Тихоокеанском регионе.