Файл: 1. Докажите наличие взаимосвязи возрастного развития и деятельности. Дайте понятие ведущей деятельности и покажите динамику ведущего вида деятельности в онтогенезе (опк2).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Докажите наличие взаимосвязи возрастного развития и деятельности. Дайте понятие ведущей деятельности и покажите динамику ведущего вида деятельности в онтогенезе (ОПК-2).
Необходимо показать и доказать наличие взаимосвязи возрастного развития и деятельности. Раскрывая основные понятия остановиться на характеристике структурных компонентов. Сущность принципа «развитие в деятельности» Л.С. Выготского. Место и роль деятельности в процессах возрастного развития. Понятие ведущей деятельности А.Н. Леонтьева. Вклад Д.Б. Эльконина в изучение проблемы деятельности. Пути усвоения исторического опыта. Основные типы деятельности. Закон чередования, периодичности типов деятельности как основа периодизации. Типы ведущих видов деятельности по возрастам (на примере периодизации Выготского-Эльконина). Специфические новообразования в психических процессах и свойствах личности, которые формируются в различных видах деятельности.
2.Охарактеризуйте особенности взаимодействия участников образовательного процесса в контексте преемственности дошкольного и школьного образования. (ОК-5, ОПК-3).
Раскройте социально-психологические особенности взаимоотношений и взаимодействия дошкольника и взрослого; социально-психологические особенности взаимоотношений и взаимодействия дошкольника со сверстниками; особенности психолого-педагогического взаимодействия в системе «педагог-учащийся»; социально-психологические особенности организации групповой деятельности учащихся. Уточните, как происходит развитие групповой сплоченности у учащихся. Раскройте социально-психологическую специфику психолого-педагогической работы с неформальными группами школьников.
3. Охарактеризуйте сущность обновленного подхода к организации образовательного процесса в ДОО, представленного в ФГОС ДО: в определении образовательных целей и результатов; содержания образования; в способах осуществления образовательной деятельности; роли и характере деятельности субъектов образовательного процесса; условий реализации ФГОС ДО (ОПК-3, ДПК-2).
Федеральный государственный образовательный стандарт – основа разработки современных образовательных программ дошкольного образования. Примерная основная образовательная программа (ПООП) дошкольного образования, ее структура. Общие подходы к разработке и реализации ООП дошкольного образования с учетом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса. Планируемые результаты образования и их достижение в процессе реализации образовательных программ. Организация и оснащение образовательного процесса в соответствии с содержанием ФГОС ДО. Системно-деятельностный подход – основа реализации ООП дошкольного образования.
4. Приведите и охарактеризуйте основное содержание действующих нормативных правовых документов в сфере образования (международного, общероссийского и регионального уровней), регламентирующих организацию взаимодействия участников образовательного процесса (ОПК-4).
Общие положения документов разного уровня об организации и содержании образования, организации взаимодействия участников образовательного процесса.
5. Раскройте принципы и правила организации профессионально - педагогического общения в образовательном процессе. Приведите примеры (ОПК-5).
Понятие «профессионально-педагогическое общение». Принципы и правила организации профессионально-педагогического общения в образовательном процессе. Примеры профессионально-педагогического общения в образовательном процессе.
6. Охарактеризуйте сущность современного подхода к планированию образовательного процесса в ДОО. Опираясь на требования ФГОС ДО, научные положения, обоснуйте его значение и эффективность (ПК-12, ДПК-2).
Нормативные правовые документы, определяющие организацию образовательного процесса в ДОО. Проблемы организации педагогической деятельности в сфере дошкольного образования. Принципы планирования образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Специфика планирования образовательного процесса в разных возрастных группах. Пошаговая технология составления перспективно-календарного плана образовательной деятельности в разных возрастных группах современного детского сада.
7.Охарактеризуйте перспективы (возможности) социализации ребенка с особыми образовательными потребностями (ОПК-2).
Раскрыть содержание социализации, укажите на цель и результат этого процесса как специально организованного. Кратко охарактеризовать виды социализации. Раскрыть значение социализации в человеческом обществе. Охарактеризуйте функции агентов социализации.
8.Охарактеризуйте основные структурные элементы педагогической системы Я.А. Коменского (ПК-11).
Задачи, принципы, типы образовательных учреждений, методы и формы работы, рассмотренные в системе Коменского Я.А. Проанализируйте «Материнскую школу» как первый источник по дошкольной педагогике. Укажите значение педагогической системы Я.А.Коменского для развития теории и практики образования.
9. Опираясь на нормативные правовые акты, действующие в сфере образования, раскройте современные подходы к организации взаимодействия педагогов и родителей как субъектов образовательного процесса. Охарактеризуйте на теоретическом уровне и приведите практический пример организации эффективного взаимодействия педагогов и родителей. (ОПК-4).
Роль семьи в образовательном процессе. Особенности взаимодействия ДОО с семьей. Мотивация родителей к сотрудничеству с педагогами. Проблемы взаимодействия. Формы работы педагога с родителями (родительские собрания, семейные клубы и др.).
Ситуация 1 (ОПК-3; ОПК-6; ПК-8).
Ребёнок 5 лет испытывает затруднения при установлении контакта со сверстниками, затрудняется самостоятельно формулировать логичные и связные реплики в ходе диалога, не использует формы речевого этикета при общении со сверстниками.
Какие методические приемы целесообразно использовать педагогу для преодоления ребенком обозначенных затруднений? Аргументируйте свой ответ.
Составьте методические рекомендации педагогам по развитию диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе одного из видов детской деятельности.
Ситуация 2 (ОПК-3; ОПК-6; ПК-8).
Ребёнок в возрасте 2 лет 4 месяцев одним и тем же словом обозначает целый ряд предметов; активный словарный запас составляет 150 – 180 слов, которые представлены первым или ударным слогом, пассивный словарь соответствует норме; фразовая речь не развита.
Каковы особые образовательные потребности ребенка?
Составьте методические рекомендации педагогам/родителям с учетом особых образовательных потребностей ребенка.
Ситуация 3 (УК-2; УК-6; ОПК-1; ПК-5).
Воспитатель обратился к маме одного из воспитанников с рассказом о том, что нового дети узнали на занятиях, и предложил закрепить изученный материал дома. В ответ мама резко ответила, что ей некогда заниматься с ребенком дома, что это обязанность воспитателя − он «получает за это деньги».
Какими нормативно-правовыми и этическими основаниями необходимо оперировать педагогу в решении заданной ситуации?
Разработайте пошаговый алгоритм педагогического взаимодействия с родителем относительно заданной ситуации.
Ситуация 4 (УК-2; УК-6; ОПК-1; ПК-5).
Вы заметили, как родитель одного из воспитанников грубо разговаривает с другим воспитанником, повышает на него голос. Вмешавшись в ситуацию, Вы выясняете, что данный воспитанник оскорбляет и применяет силу к другому воспитаннику, чей родитель сейчас находится перед Вами.
Какими нормативно-правовыми и этическими основаниями необходимо оперировать педагогу в решении заданной ситуации?
Разработайте пошаговый алгоритм педагогического взаимодействия с родителем относительно заданной ситуации и ребенком с социально неприемлемым поведением.
Ситуация 5 (ПК-3; ПК-6).
Ваня (5 лет) пришел в детский сад в новом костюме, на котором изображена звездочка, пуговицы на нем тоже были со звездочками, и очень понравились ребятам. Вскоре воспитатель заметил, что на пиджаке у Вани не осталось ни одной пуговицы.
- Куда ты дел пуговицы? – спросил педагог.
- Я подарил их ребятам, – ответил Ваня.
- Разве так можно, мама будет ругать!
- Нет, мама будет довольна, – ответил мальчик, – она всегда говорит: «Жадным быть нехорошо».
Охарактеризуйте факторы, влияющие на нравственное развитие детей дошкольного возраста. Представьте и обоснуйте механизм нравственного воспитания. Поясните, в рамках какой образовательной области содержатся задачи нравственного воспитания, и соотнесите их с целевыми ориентирами дошкольного образования. Охарактеризуйте воспитательные возможности игровой и продуктивных видов деятельности детей для реализации задачи нравственного воспитания дошкольников.
Поясните причины поведения мальчика. В контексте данной ситуации предложите пример образовательной ситуации, предусматривающей формирование нравственных представлений детей дошкольного возраста с учетом ФГОС дошкольного образования.
Ситуация 6 (ПК-4; ПК-6)
Ребенок 6-7 лет испытывает затруднения в составлении рассказа из личного опыта.
Поясните, чем может быть вызвано затруднение. Раскройте особенности формирования у детей структуры повествовательной речи в среднем и старшем дошкольном возрасте.
Обозначьте направления педагогической работы с ребенком для формирования у него умения составлять рассказ из личного опыта.
Ситуация 7 (ПК-3; ПК-4).
Ребенок не произносит шипящие звуки, заменяя их свистящими, пропускает или заменяет звук «р», сокращает слова («тул» вместо «стул») переставляет местами звуки в словах («гофли» вместо «гольфы»), пропускает один из согласных звуков при стечении трех согласных («пигвин» вместо «пингвин»).
Определите, для какого возраста данная характеристика развития звуковой стороны речи не отражает нарушение нормы, а объясняется возрастными особенностями развития речи. Какими анатомо-физиологическими и психологическими особенностями можно обосновать процесс становления звуковой стороны речи ребенка.
Определите задачи, методы и приемы работы с ребенком, направленные на воспитание правильной артикуляции, уточнение и закрепление произношения согласных звуков, подготовки артикуляционного аппарата к произношению шипящих и сонорных (л, р) звуков.
Ситуация 8 (ПК-1; ПК-6).
Перед вами содержание дидактической игры «Назови три предмета».
Воспитатель: «Я назову одно слово, например, «мебель», а тот, кому я брошу мяч, назовет три слова, которые можно назвать одним словом «мебель». Какие предметы можно назвать одним словом «мебель»?
Дети: «Стол, стул, кровать, диван».
Воспитатель: «Правильно, но нужно назвать только три слова».
Воспитатель говорит: «Цветы» и после небольшой паузы бросает мяч ребенку. Ребенок: «Ромашка, василек, роза».
Назовите цель игры, возраст, в котором можно использовать ее, укажите возможные варианты этой игры как по содержанию, так и по форме проведения.
Ситуация 9 (ПК-3; ПК-4).
Ребенок неправильно образует названия детенышей животных.
Определите, на особенность овладения какой из сторон речи указывает этот факт. Рассмотрите возможность овладения ребенком этим умением в зависимости от возраста.
Определите методы и приемы работы с ребенком, способствующие овладению им умением образовывать названия детенышей животных.
Ситуация 10 (ОПК-6; ОПК-7; ПК-2).
Работая с семьей ребенка дошкольника (девочки, 5 лет), включающей мать, отца, бабушку и дедушку (со стороны матери), психолог приходит к мнению о необходимости гармонизации системы взаимодействия между всеми членами семьи. При этом ставит сопутствующими задачами: определить место каждого члена семьи во внутрисемейной системе взаимоотношений, оценить степень психологической близости между членами семьи, выявить наличие структурных дисфункций (коалиции, альянсы, нарушения иерархии), определить основные зоны конфликта.
Обоснуйте применение различных техник семейного консультирования в практике работы психолога с семьей, воспитывающей ребенка.
Предложите наиболее эффективные варианты техник семейного консультирования, позволяющие решить намеченные психологом задачи работы с семьей.
Ситуация 11 (ОПК-6; ОПК-7; ПК-2).
Дети разных возрастных групп при игре с одним и тем же сюжетом вносят в нее разное содержание. Что составляет основное содержание сюжетно-ролевой игры; а) в 3-4 года; б) в 5-6 лет?
На основе трудов Д.Б. Эльконина раскройте этапы развития сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста.
Сделайте выбор из возможных ответов. Как следует учитывать эти сведения при организации сюжетно-ролевой игры детей разного возраста?
1. Освоение свойств предметов и действий с ними.