Файл: 1. Докажите наличие взаимосвязи возрастного развития и деятельности. Дайте понятие ведущей деятельности и покажите динамику ведущего вида деятельности в онтогенезе (опк2).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 54
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2. Подчинение правилам, вытекающим из взятой на себя роли.
3. Воспроизведение отношений между людьми.
4. Получение удовольствий.
5. Высвобождение лишней энергии.
Ситуация 12 (ОПК-7; ПК-1).
Молодого педагога очень беспокоил развязный, самоуверенный, несосредоточенный мальчик Валера из подготовительной группы. На занятиях он был недисциплинирован, его рисунки и поделки всегда отличались неряшливостью.
Однажды, когда Валентина Ивановна рассказывала детям, как рисовать орнамент, Валера поднялся и с шумом пошел что-то строить.
-Тебе кто позволил ходить по группе во время занятий? - опросил педагог.
-А я не хочу заниматься, - ничуть не смущаясь, ответил мальчик.
- Сейчас же садись на место, - строго, с возмущением сказала воспитательница.
Валера вздрогнул, попятился к столу и, пробормотав: «Я всегда у Марии Ивановны куда хотел, туда и ходил, чем хотел, тем и занимался»,- сел на свое место.
В ответ на это Валентина Ивановна медленно, но строго, с соответствующей интонацией сказала: «А теперь всегда будешь сидеть на занятиях и заниматься вместе со всеми детьми».
Охарактеризуйте обучение детей в целостном педагогическом процессе дошкольной образовательной организации.
Как поступить педагогу, если дети не хотят заниматься в ходе организованной образовательной деятельности, а хотят двигаться, играть и т.д.?
Ситуация 13 (ОПК-7; ПК-1).
Воспитательница старшей группы в течение года знакомила детей с малой родиной, используя для этого имеющиеся диапозитивы, художественные картины, иллюстрации, народное творчество, беседы, экскурсии и т. д.
В конце года она на занятии рассказала:
- Три мальчика: Володя, Петя и Толя встретились после летнего отдыха и стали спрашивать друг друга, где каждый из них летом побывал и что видел. Петя говорит: «Я ездил на Волгу», Толя: «Я побывал в Бурятии». А Володя ездил в гости к бабушке в деревню. Много интересного рассказали мальчики друг другу.
Давайте, дети, придумаем рассказ про поездку каждого мальчика.
Кто хочет рассказать про Петю, как он ездил на Волгу? А кто будет рассказывать про Толю, который побывал в Бурятии? А кто расскажет про Володю? Подумайте, только друг другу пока не рассказывайте, каждый расскажет мне, я ваши рассказы запишу, а вечером прочту, и вы услышите, кто что придумал.
Дайте характеристику методов патриотического воспитания и их применения в условиях реализации ФГОС ДО.
В чем педагогическая ценность такой работы воспитателя? Объясните механизм связи воспитания любви к родному дому с воспитанием любви к родной стране.
Ситуация 13 (ОПК-7; ПК-1).
Во время прогулки несколько мальчиков увлеченно играют около дорожки к беседке. Когда к ним подошла воспитательница, чтобы завершить прогулку, Саша сказал: «Мы играем в шоферов!» Вова и Юра нагружают грузовик и везут груз, Коля «едет на пожарной машине», Саша «ведет автобус». Воспитательница хотела попросить закончить игру, но, подумав, сказала; «Уважаемые водители, соблюдайте правила дорожного движения, будьте внимательны! После работы хорошо вымойте руки с мылом, как делают все водители в конце рабочего дня».
Охарактеризуйте игру как средство развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Почему воспитательница не нарушила игры? Какие игры целесообразно провести с детьми по формированию безопасного поведения на дорогах?
Ситуация 14 (ПК-1; ПК-6).
Дети старшей группы в процессе игры решили сделать плотину через мелкий ручей. Они спрашивают воспитательницу, из чего можно сделать плотину.
Педагог предлагает ребятам подумать вместе с нею, но не дает готового решения задачи. Дети начинают предлагать разные способы. Они решают использовать песок и пробуют засыпать ручеек песком, но убеждаются, что он быстро размывается течением и пропускает воду.
Затем пробуют засыпать ручей землей, но и ее размывает быстро текущая вода. «Что же может задержать воду?» — встает практический вопрос перед детьми.
Опираясь на работы Н.Н. Поддъякова, докажите возрастосообразность этого вида деятельности для детей дошкольного возраста. Почему педагог не дает готового решения задачи, вызвавшей у детей интерес?
Как должен поступить педагог, чтобы помочь детям в решении практической задачи, вставшей перед ними? Приведите примеры содержания детских опытов и экспериментов на прогулке.
Ситуация 15 (ПК-1; ПК-6).
Музыкальное занятие детей подготовительной к школе группы очень насыщенное: дети поиграли, распелись и вспомнили песню, исполнили ее, выбрав солистов. После прослушали отрывок из произведения Моцарта «Турецкий марш», обсудили услышанное. Вспомнили небольшую песенку, которую изучали еще в старшей группе, и сыграли ее на музыкальных инструментах, четко отбивая ритм. В конце вспомнили хороводный шаг, и под музыку удалились из музыкального зала. Занятие немного затянулось, хотя дети выглядели довольными.
Раскройте содержание музыкальной деятельности в детском саду. Через какие формы реализуются цели и задачи музыкальной деятельности.
Допустимо ли увеличение продолжительности занятия? Какие рекомендации можно дать педагогу по оптимизации проведения занятия?
Ситуация 16 (ПК-1).
Миша пришел после выходных в детский сад и принес с собой игрушку. «Смотрите, что у меня есть!» - начал хвастаться он перед друзьями. «Ух, ты, это ж Хаги Ваги!» - подхватили дети и стали звать воспитателя порадоваться вместе с ними новейшему приобретению Миши. Воспитатель увидела персонажа и ужаснулась: синее человекоподобное существо с улыбкой и множеством острых зубов, торчащих изо рта. «Кто это?» - спросила она. «Это мой новый друг!» - ответил довольный Миша.
Опираясь на исследования Н.К. Крупской, Е.А. Флериной, Е.О. Смирновой и других, перечислите требования, предъявляемые к игрушкам. Почему дети радуются приобретению таких игрушек, как описано в ситуации?
Предложите рекомендации для родителей по выбору игрушек для детей.
Ситуация 17 (ПК-4; ПК-6).
Ребенок средней группы пересчитывает матрешек, дотрагиваясь рукой до каждой матрешки: «Раз матрешка, два матрешка, три матрешка, четыре, пять». На вопрос воспитателя: «Сколько всего матрешек?» - он начинает перечислять их снова.
Правильно ли ребенок считал? Каковы причины ошибок? Назовите, какие навыки счета должны быть сформированы у детей средней группы к концу года.
Ситуация 18 (ПК-1; ПК-3; ПК-6).
В конце занятия педагог предлагает детям игру: каждый получает числовую карточку, и по сигналу педагога дети должны встать друг за другом от числа один до числа десять. После этого названный ребенок рассказывает, где он стоит, и почему он встал именно сюда.
Опишите методику формирования порядкового счета в дошкольном возрасте. С какой целью была проведена эта игра? Какие дидактические игры помогают закрепить эти знания детей?
Ситуация 19 (ПК-2; ПК-3; ПК-4).
Занятие проходит в подготовительной к школе группе детского сада. На доске педагог нарисовал слева 3 маленькие, а справа 2 большие груши. Он спросил детей, где больше груш. Дети ответили, что справа. Педагог вместе с детьми сосчитал груши и под рисунками написал цифры: 3 и 2. «Что больше: 3 или 2?» - спросил педагог. «3 больше!» - ответили дети. «Где больше груш: слева или справа?» - повторил вопрос педагог. «Справа». «Почему?». Дети объяснили воспитателю, что справа большие груши, а слева маленькие.
Какое Вы можете дать обоснование ответам детей? С какого возраста детям становиться доступным понимание независимости числа предметов от величины? При каких условиях дети могут преодолеть так называемый «феномен Пиаже»?
Ситуация 20 (ПК-1; ПК-3; ПК-6).
В младшей группе воспитатель обучает ребенка прыжкам через короткую скакалку. Ребенок перебрасывает скакалку редко, подпрыгивает на месте часто. Педагог многократно показывает, объясняет. Ребенок сначала отказывается прыгать, а потом совсем уходит.
Охарактеризуйте педагогическое обеспечение системы физического развития детей дошкольного возраста.
Какой дидактический принцип нарушен в данном случае?
Ситуация 21 (ПК-3; ПК-4; ПК-6).
Воспитатель планирует проведение подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста во время прогулки. Педагог обеспокоен тем, что дети долгое время не посещали детский сад в связи с каникулами, поэтому неизвестно, как они справятся с предложенной физической нагрузкой.
Охарактеризуйте подвижную игру как средство физического развития и воспитания детей дошкольного возраста.Приведите примеры рекомендованных подвижных игр для детей разных возрастных групп.
Какие методические приёмы регулирования физической нагрузки можно использовать при проведении подвижных игр с детьми дошкольного возраста?
Ситуация 22 (ПК-2; ПК-3).
В понедельник воспитатель, общаясь с детьми, узнаёт, как они провели выходные дни: некоторые дети рассказывают, что в выходные вместе с родителями ходили в кафе, ели гамбургеры, шаурму, вечером долго смотрели телевизор или были в гостях, поэтому легли спать поздно.
Охарактеризуйте здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании.
Какую работу нужно организовать педагогу?
Ситуация 23 (ПК-3; ПК-4; ПК-6).
Отец пообещал купить сыну игрушку при условии, что он будет следить за своим костюмом. Ребенок, увлеченный игрой с песком, испачкал костюм. Желание получить игрушку было настолько велико, что побудило его к обману: в ответ на упрек отца он уверял, что его толкнули.
Охарактеризуйте особенности усвоения нравственных норм детьми дошкольного возраста.
Поясните возможные причины поведения мальчика, произвольно определив возраст ребенка. Сформулируйте вариант использования воспитателем проблемной ситуации в игровой деятельности дошкольника.
Ситуация 23 (ПК-1; ПК-4).
А.В. Запорожец в статье «Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения» писал: «В некоторых случаях такое своеобразное отношение к искусству приводит детей к неожиданным, с точки зрения взрослого, суждениям и действиям. Дети требуют, например, переделать рассказ,
если конец его кажется им несправедливым, изменяют текст при пересказе, портят иллюстрации, замарывая или выцарапывая изображения отрицательных действующих лиц».
Объясните, для какого возраста характерны такие поведенческие реакции ребенка на прослушанное произведение, с какими особенностями восприятия детьми художественной литературы они связаны.
Рассмотрите характеристики произведений, которые могут быть рекомендованы для чтения детям данного возраста. Составьте перечень произведений для чтения детям данной возрастной группы