Файл: 44 Движущие силы и механизмы исторического процесса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

44) Движущие силы и механизмы исторического процесса

Общество – это исторически развивающаяся система, изучение которой является предметом комплекса социально-гуманитарных наук. В философии историческая динамика общества является предметом особой области знания – философии истории, изучающей природу исторического процесса, фундаментальные принципы и начала исторического бытия, механизмы и закономерности исторического развития социума, а также осуществляющей рефлексию над самим историческим познанием и осмысливающей статус исторического знания, его репрезентативность и достоверность.

Движущие силы исторического процесса - это субъекты социальности, сами люди. С точки зрения марксизма - это классы, народные массы, выдающиеся личности. С точки зрения А. Тойнби движущая сила развития цивилизации - творческое меньшинство. В краткой формулировке сущность поставленной проблемы и различных ответов можно выразить так: «Кто является творцом истории?» В этой связи в философии истории используются два близких, но далеко не тождественных понятия – субъект истории и движущие силы истории. Факторы развития:

Геоклиматический фактор. Речь идет о влиянии на характер и темпы развития не только человечества, но, прежде всего, региональных сообществ – локальных цивилизаций, социально-культурных регионов и т.п.

Демографический фактор. Составляющие этого фактора – численность населения, плотность расселения, баланс по половому и возрастному, соотношение численности городских и сельских жителей и т.д.

Технико-технологический фактор. Влияние этого фактора на развитие общества, особенно современного, сказывается, как минимум, в трех аспектах. Во-первых, в воздействии техники на содержание и темпы социодинамики. Во-вторых, во влиянии технологий на образ жизни человечества и его деятельность. В-третьих, в формировании особого стиля мышления, получившего широкое распространение в современном мире – технократического мышления.

Среди других факторов обычно называют производственно-экономический, политический, национально-психологический, культурно-исторический, в котором иногда специально выделяют моральный, религиозный и т.д. Важно другое – оценка статуса того или иного из названных факторов в социально-историческом развитии общества. В зависимости от нее принято говорить об 
однофакторном и многофакторном подходах в решении рассматриваемой проблемы. Если в первом случае какому-либо из факторов придается решающее значение, то во втором признается их относительная равноценность и комплексный характер влияния на исторический процесс.

45)Сущность, содержание и направленность общественного прогресса.

Понятие «социальный прогресс» как философско-социологическая категория служит для обозначения внутренне необходимого поступательного развития общества, его совершенствования от эпохи к эпохе. Идея социального прогресса - это признание того факта, что человечество идет вперед и совершенствуется.

Широкое развитие идея прогресса приобретает лишь в XVIII столетии, которое получило название «век Просвещения». Просветители решающей движущей силой прогресса считали разум человека и его способность к безграничному совершенствованию, а носителями прогрессивных взглядов просвещенных людей своего времени.

Теорию прогресса как совершенствования разума последовательно изложил Ж.А.Кондорсе в своей работе «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума». Он утверждал, что исходным моментом прогресса является возможность развития человеческого познания, и стремился показать, что способность человека к совершенствованию действительно безгранична, что прогресс может быть более или менее быстрым, но развитие при этом никогда не пойдет вспять.

Общественный прогресс направлен на: Развитие экономики, рост уровня гуманизации и нравственно-духовный прогресс общества.

46) Общественный прогресс и его критерии.

Общественный/социальный прогресс — глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от примитивных состояний (дикости) к вершинам цивилизованного состояния, основанного на высших научно-технических, политико - правовых, нравственно - этических достижениях.

Критерий — показатель, по которому можно что-либо оценить. Так, к основным критериям общественного прогресса можно отнести следующие:

Развитие человеческого разума

Прогресс науки и техники

Рост уровня жизни и образования

Развитие производительных сил

Рост степени свободы человека

Формирование идеалов и ценностей

Развитие социоэкосистемы.

47) Духовная жизнь общества общественное сознание его структура и формы.



Духовная жизнь общества - это сфера общественной жизни, определяющая в совокупности с экономической и социально-политической жизнью специфику данного общества во всей его целостности. Она включает в себя все духовные образования, в том числе духовную культуру во всем ее многообразии, формы и уровни общественного сознания, неоформленные стихийные и не вполне осознанные настроения, привычки и т. д. В самом широком смысле этого слова культуру можно рассматривать как развивающуюся совокупность материальных, политических и духовных достижений человечества, характеризующих определенный способ общественно-практической деятельности людей на каждом историческом этапе развития общества. 

Общественное сознание представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных отношений. Общественное сознание формируется и развивается вместе с возникновением общественного бытия, так как сознание возможно только как продукт социальных отношений. Но и общество может быть названо обществом лишь тогда, когда сложились его основные элементы, в том числе и общественное сознание. Общественное сознание имеет сложную структуру. В условно "вертикальном" ракурсе её принято делить на уровни, а "горизонтальном" - на формы.

Формы: а) _Политическое сознание, б) _Правовое сознание, в) _Нравственное сознание, г) _Эстетическое сознание, д) _Религиозное и атеистическое сознание, е) _Естественно-научное сознание, ж) _Экономическое сознание, з) _Экологическое сознание

"Каковы внутренние законы развития общественного сознания?»

1. закон отсутствия "жесткой связи" между общественным бытием и общественным

2. закон преемственности развития общественного сознания.

3. закон взаимодействия различных форм общественного сознания.

4. закон активного обратного воздействия общественного сознания на общественное бытие. общественное бытие реализует себя и функционирует посредством сознания.

48)Специфика развития современного общества: глобализация, информатизация, проблема толерантности.

В конце 1990-х гг. в научный оборот вошел термин «глобализация». Под глобализацией понимают процесс объединения экономик стран мира, создание единого правового, экономического и информационного пространства. Исторически такую систему порождает действие факторов глобализации:


• электронные средства коммуникации, способные сжимать до минимума разделяющие людей время и пространство;

• технологические изменения, позволяющие распространять по всему миру производимую продукцию;

• формирование глобальных идеологий.

Характерными чертами глобализации являются:

• усиление роли транснациональных компаний (ТНК) — хозяйственных предприятий, действующих в двух и более странах. Как правило, ТНК являются национальными по капиталу и международными по месту приложения. Основными странами базирования почти всех крупнейших ТНК являются США, Великобритания, Япония; • создание компьютерной сети интернет. Эта сеть была создана в США как ресурс Минобороны в 1969 г. и рассекречена в общемировой доступ в начале 1990-х гг. Наличие и развитость интернета является показателем включенности стран в глобальное пространство; • рост мегаполисов — крупных городов с развитой инфраструктурой и с многомиллионным населением • стандартизация промышленной продукции и унификация ведения отчетности, документации, международного законодательства; • определение английского языка как универсального в процессе глобализации.

Одним из методов распространения глобализации является информатизация – политика и процессы, направленные на построение и развитие телекоммуникационной инфраструктуры, объединяющей территориально распределенные информационные ресурсы. В основе информатизации лежат кибернетические методы и средства управления, а также инструментарий информационных и коммуникационных технологий[134].

Непосредственной задачей информатизации является манипуляция массовым сознанием. Она представляет собой разновидность психологического воздействия, результатом которого является скрытое возбуждение и появление у адресата намерений, не совпадающих с его действительными желаниями.

Манипуляция создается путем использования стереотипов поведения, подмены понятий, создания метафор, мифологизации, отвлечения внимания.

Категория «толерантность» в современном понимании имеет несколько трактовок и интерпретаций. В русском языке ему наиболее близок по значению термин «терпимость», что в обыденном употреблении означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей». Толерантность в современной научной литературе обычно рассматривается как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения, отказ от сведения этого многообразия к единообразию и преобладанию какой-либо одной точки зрения. В такой интерпретации толерантность предполагает признание прав другого человека, восприятие этого другого как равного себе, претендующего на понимание и сочувствие, готовность принять представителей других народов и культур такими, какие он и есть, взаимодействовать с ними на основе согласия и уважения.


49) Глобальные проблемы: понятие, основные типы и причины возникновения.

Глобальные проблемы современности – это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединённых усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран мира.

1 Проблемы, связанные с основными социально-экономическими и политическими задачами человечества:

- предотвращение мировой войны;

- немилитаризация Космоса;

- предотвращение гонки вооружений и разоружение;

- создание благоприятных условий для мирового социального прогресса, преодоление отставания в развитии слаборазвитых стран.

2 Комплекс проблем, касающихся взаимоотношений человека, общества и НТР:

- эффективность использования достижений НТР;

- проведение демографической политики;

- совершенствование системы образования;

- ликвидация негативного влияния техники на человека.

3 Проблемы, связанные с социально-экономическими процессами и окружающей средой:

- решение сырьевой, энергетической и продовольственной проблем;

- мирное освоение Космоса и богатств Мирового океана;

- устранение дефицита демократии и борьба с репрессиями.

50) Будущее человечества и его философское осмысление.

Футурология – учение о будущем человечества.

Ненаучные формы предсказания будущего. В древности люди прибегали к услугам медиумов и предсказателей, шаманов, магов. Позже прогнозами стали заниматься утописты ("Утопия" Т. Мора, "Город Солнца Т. Кампанеллы" и т.п.), а затем и футуристы, которые в XIX и XX веках предложили множество проектов перестройки общества.

К пониманию этого феномена люди подошли сравнительно недавно, порядка ста лет назад, что позволило философам способность человека к предвидению характеризовать как знание о будущем, т.е. о том, чего еще нет в действительности, но уже потенциально содержится в настоящем в виде объективных и субъективных предпосылок ожидаемого хода развития.