Файл: Методические указания по написанию курсовой и выпускной квалификационной работы студентов, обучающихся по направлению Клиническая психология.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Темы курсовых и дипломных работ разрабатываются и обновляются выпускающими кафедрами. Возможно и самостоятельное предложение темы студентом. В этом случае студент обязательно должен обосновать целесообразность предлагаемой темы и утвердить ее в установленном порядке. Любое изменение формулировки наименования курсовой работы или ВКР обязательно должно быть обоснованным и согласованным студентом с научным руководителем и утверждается на заседании кафедры.

Содержание курсовой и выпускной квалификационной работы
Текст курсовой работы и ВКР должен быть кратким, емким и грамотным, обладать внутренней логикой. Выводы и заключения должны быть аргументированными; рекомендации - обоснованными.
Введение
Введение представляет собой краткое, сжатое представление курсовой работы и ВКР. Оно не только привлекает внимание к предлагаемому труду, но и освещает его значимость, подчеркивает имеющиеся достоинства, указывает на объем проделанной работы, обосновывает достоверность полученных результатов. Рекомендуемый план и содержание основных пунктов введения представлены в табл. 2.

Таблица 2
Рекомендации по написанию введения курсовой и дипломной работ


План введения

Содержание

1. Проблема исследования, ее актуальность для теории и практики

Вопрос или комплекс вопросов, отражающих противоречие между известным и неизвестным в объекте и предмете исследования, решение которых имеет практический или теоретический интерес, заключение о необходимости и важности исследования

2. Цель работы

То, что в результате намерен выяснить (получить), автор исследования; определяется, прежде всего, познавательными, а не практическими интересами

3. Объект и предмет исследования

Объект исследования: целостное явление или процесс. Предмет исследования: часть, сторона или отдельный аспект явления, отдельный этап процесса, факторы и условия их проявления и протекания.

4. Гипотеза

Гипотеза - это предположение, которое нужно подтвердить или опровергнуть в ходе исследования

5. Задачи работы

Последовательные шаги на пути достижения цели работы, отражающие план исследования и помогающие дать наименования главам и параграфам работы

6. Описание методов исследования

Выполняется простым перечислением использованных организационных, эмпирических, аналитических методов

7. Новизна результатов работы

Какие результаты, выводы впервые получены именно в представляемой работе, что впервые было предпринято автором для их получения

8. Значимость результатов работы

Указания на конкретные недостатки или реально имеющиеся сложности практики, которые могут быть исправлены (предотвращены) с помощью полученных результатов

9. Достоверность результатов

Достоверными считаются результаты, основанные на научных, доказанных выводах, полученные с помощью стандартизированных, проверенных практикой методов, подвергнутые многократным проверкам, соответствующие результатам других научных исследований, прошедшие статистическую проверку

10. Краткое описание структуры представляемой работы

Последовательное перечисление всех элементов работы, указание объема библиографического списка, количество иллюстраций и таблиц в основном тексте



Определяя проблему исследования, во введении следует представить краткий анализ ситуации в теории и практике, поскольку подобному анализу посвящается первая глава работы. Цели и задачи исследования формулируются глаголами в неопределенной форме.
Теоретическая часть

Теоретическая глава содержит обзор основных этапов развития научной мысли и практического опыта по решаемой проблеме на основе изучения научной литературы зарубежных и отечественных авторов по близким темам. Как правило, теоретическая часть курсовой или дипломной работы представлена одной главой, разделенной на параграфы.

Главы и параграфы должны иметь названия, указывающие на их содержание, в соответствии с темой и логикой работы. В наименовании не может звучать и словосочетание «теоретическая часть».

В теоретической главе исследования излагается история и основные подходы к исследованию проблемы, анализируются работы отечественных и зарубежных авторов по теме исследования, раскрывается сущность и особенности объекта и предмета исследования, факторы, условия и основные закономерности развития и проявления, групповые и индивидуальные особенности, типологии и классификации. Основное внимание в теоретической главе уделяется анализу научных теорий.
Не следует стоить теоретический анализ проблемы только на основе научно-популярной литературы или журнальных и газетных статей, поскольку эти источники могут дать лишь обобщенную, поверхностную, не всегда объективную информацию.
Недопустим компилятивный характер работы, не следует злоупотреблять цитатами. Рекомендуется основную часть теоретического обзора уделить самостоятельному сопоставлению источников.

Каждая глава и каждый параграф обязательно должны завершаться обобщением представленного материала и проведенного анализа, собственными выводами автора по поводу обсуждаемых вопросов. Первая, теоретическая глава также завершается формулировкой гипотезы исследования. При этом следует особое внимание уделить описанию и обоснованию критериев, наличие или отсутствие которых после завершения экспериментальной работы позволит утверждать о подтверждении или опровержении гипотезы.
Эмпирическая часть
Вторая глава работы – эмпирическая (практическая) также имеет свое название, делится на параграфы и включает следующие разделы: «организация и методы исследования», «анализ результатов исследования». В данной части приводятся результаты собственно эмпирического исследования, их анализ, который позволяет решить поставленные задачи, проверить гипотезу, достигнуть намеченной цели.



В первом параграфе «организация и методы исследования» приводится описание этапов и методик исследования, дается характеристика выборки исследования (количество человек, состав по полу, возрасту, стажу и т. д.), указывается место и время проведения исследования.

Особое внимание следует уделить обоснованию выбора и описанию методов и методик эмпирического исследования с точки зрения их значения, возможностей, апробированности, адресования по возрасту, удобства применения. Неверно выбранные методы исследования, использование нестандартизированных, неапробированных методик препятствует получению объективных надежных данных.

Если в работе предполагается сравнение двух и более выборок, то обязательно до начала работы необходимо удостовериться в отсутствии значимых различий между ними, и доказать это с помощью методов математической статистики.

Информация, полученная об объекте и предмете исследования, называется данными исследования.

Отдельный параграф «анализ результатов исследования» посвящают представлению и описанию данных. Основными формами представления данных являются: текст, таблицы, рисунки (графики, диаграммы).

Таблицы, с первичными, «сырыми» данными, характеризующими отдельных испытуемых, размещают в приложениях. В тексте основной работы помещают лишь таблицы, содержащие обобщенные, прошедшие хотя бы первичный анализ данные. Представление материала в виде таблицы в тексте курсовой или дипломной работы должно быть оправдано. Иногда текстовое представление того же материала может оказаться более простым и доступным для восприятия.

Данные исследования могут быть представлены и в графической (иллюстрации) и символической (формулы, знаки) форме, чтобы облегчить понимание полученных и представленных данных.

Далее следует обсуждение результатов исследования, их интерпретации. На основе анализа теоретических положений и эмпирических данных производится раскрытие существенных признаков объекта и предмета исследования, причин их существования, особенностей или закономерностей изменения. Описывается их внутренняя структура, существенные связи с другими объектами. Это - самая ответственная часть работы. В ней должны присутствовать попытки объяснения полученных результатов и сопоставление с известными, содержащимися в научной литературе данными.

Вторая глава завершается обобщениями и выводами по результатам эмпирического исследования.
Заключение и выводы

Заключение необходимо для общей характеристики и подведения итогов выполненной работы. В краткой форме отмечаются проблема исследования, цель работы, последовательно предпринятые действия от теоретических до экспериментальных.

Обязательно обсуждается гипотеза исследования. Недостаточно просто констатировать ее подтверждение или опровержение. Следует рассмотреть определенные ранее критерии для доказательства своего мнения. Можно отметить новые вопросы, возникшие в ходе данного исследования, решение которых не только подтвердит полученные результаты, но и уточнит и разовьет их. Можно указать на сферы применения полученных результатов, или, если возможно, отметить опыт их внедрения в клинико-психологической практике.

Выводы формулируются по результатам как теоретического, так и практического исследования. Пронумерованные выводы должны быть краткими, доказательными, убедительными. Объяснения приводимых итогов работы в этой части работы излишни, не допускаются и ссылки на литературные источники, работы других авторов.

Последовательность представления выводов работы определяется общей логикой проведенной и представляемой работы, а также последовательностью постановки задач исследования. Каждая поставленная задача обязательно должна иметь заключение о результате ее решения.
Библиографический список
Библиографический список дает представление о глубине и содержательности подходов к рассмотрению темы исследования. Данный список должен включать библиографическое описание действительно использованных при написании курсовой или дипломной работы источников.

Не следует включать в этот список учебники, учебные пособия, справочную литературу (словари, энциклопедии), научно-популярные издания, газеты. Если указания на справочную литературу необходимо или существенно, его оформляют в виде подстрочных ссылок в тексте работы. Если в работе использовались материалы из Интернета, то необходимо ссылаться не только на автора, названия его статьи, но и на сайт, где размещена эта информация.
Библиографический список курсовой работы должен содержать не менее 30 источников, выпускной квалификационной работы – от 60 источников. Обзор литературы не должен превышать 1/4 всей рукописи. Также, 1/3 используемой литературы должна иметь издание за последние 10 лет. 10 % используемой литературы быть изданной за последние 5 лет.

Желательно включение в список источников на иностранных языках. В списке литературы должны быть перечислены все источники, на которые есть ссылки в тексте работы. Источники приводятся по алфавиту сначала русскоязычные, затем иностранные. Оформление согласно ГОСТ 7.1-2003.

В текстовой части при цитировании литературных источников ссылка на автора и источник обязательна.
Приложения
В приложениях к курсовой работы или ВКР помещаются материалы дополнительного характера. Они облегчают понимание текста работы, подтверждают достоверность приводимых данных и формулируемых выводов.

Приложения могут содержать тексты как разработанных студентом, так и заимствованных, но нестандартизированных или малоизвестных опросников, использованных для сбора данных. Не следует помещать в приложения объемные текстовые материалы, пытаясь сократить объем курсовой или выпускной квалификационной работы. Обязательно приводятся «сырые данные» диагностических обследований испытуемых.

Глава 2. ПРОБЛЕМА ОБРАБОТКИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДАННЫХ
2.1 Представление данных
Эмпирическая глава курсовой работы и ВКР, предполагает обработку и представление данных. Полученные результаты в ходе исследования обычно демонстрируются в двух традиционных формах – таблица данных и иллюстрация (графики, диаграммы, гистограммы. Для каждого из средств представления данных, также есть регламентированные требования.
Оформление таблиц
Все таблицы, помещенные в основной текст работы, имеют сквозную нумерацию. Если в работе только одна таблица, то она не нумеруется.

Указания на порядковый номер таблицы с выравниванием по правому краю содержит:

- слово «Таблица», выполненное с заглавной буквы,

- число, выполненное арабскими цифрами, соответствующие порядковому номеру в работе. Знак № и точка после числа не ставятся.

Обязательно следует установить связь таблицы с текстом в виде ссылок на нее с указанием порядкового номера.

Если таблица занимает более чем одну страницу, то при переносе таблицы ее заголовок (часть таблицы, определяющая содержание вертикальных граф) повторяют.

При заполнении граф таблиц при отсутствии данных в соответствующей графе ставится прочерк или пишется «нет сведений». Все имеющиеся числовые данные располагают единообразно, с учетом их классов и разрядов.
Оформление иллюстраций
Иллюстрации - форма наглядного представления результатов исследовательской работы. Они повышают оперативность знакомства и понимания представляемой информации, позволяют провести более глубокий её анализ, проконтролировать точность и существенность выводов. В работах по клинической психологии все иллюстрации именуются рисунками, среди которых чаще всего используются: