Файл: Методические указания по написанию курсовой и выпускной квалификационной работы студентов, обучающихся по направлению Клиническая психология.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Разнообразие критериев различий позволяет:
-
выбирать критерий, адекватный типу шкалы, в которой получены экспериментальные данные; -
работать со связными (зависимыми) и несвязными (независимыми) выборками; -
работать с неравными по объему выборками; -
выбирать из критериев разные по мощности (в зависимости от целей исследования)
Все критерии различий условно подразделены на две группы: параметрические и непараметрические критерии.
Критерий различия называют параметрическим, если он основан на конкретном типе распределения генеральной совокупности (как правило, нормальном) или использует параметры этой совокупности (среднее, дисперсии и т. д.).
Критерий различия называют непараметрическим, если он не базируется на предположении о типе распределения генеральной совокупности и не использует параметры этой совокупности. Поэтому для непараметрических критериев предлагается также использовать такой термин как ``критерий, свободный от распределения''.
При нормальном распределении генеральной совокупности параметрические критерии обладают большей мощностью по сравнению с непараметрическими (способны с большей достоверностью отвергать нулевую гипотезу, если последняя не верна).
Однако, как показывает практика, подавляющее большинство данных, получаемых в психологических экспериментах, не распределены нормально, поэтому применение параметрических критериев при анализе результатов психологических исследований может привести к ошибкам в статистических выводах.
Рекомендации к выбору критерия различий
Прежде всего, следует определить, является ли выборка зависимой (связной) или независимой (несвязной).
Выборки называют независимыми (несвязными), если процедура эксперимента и полученные результаты измерения некоторого свойства у испытуемых одной выборки не оказывают влияние на особенности протекания этого же эксперимента и результаты измерения этого же свойства у испытуемых другой выборки.
Зависимыми (связными) называют выборки, если процедура эксперимента и полученные результаты измерения некоторого свойства, проведенные по одной выборке, оказывают влияние на другую.
Следует определить однородность - неоднородность выборки.
Однородность выборки означает, что психолог, изучая, например, подростков не может включать в исследование взрослых людей. Основаниями для формирования однородной выборки могут служить следующие характеристики: пол, возраст, уровень интеллекта, национальность, отсутствие определенных заболеваний и т. д.
Затем следует оценить объем выборки и, зная ограничения каждого критерия по объему, выбрать соответствующий критерий.
При этом целесообразнее всего начинать работу с выбора наименее трудоемкого критерия.
Если используемый критерий не выявил различия - следует применить более мощный, но одновременно и более трудоемкий критерий.
Если имеется несколько критериев, то следует выбирать те из них, которые наиболее полно используют информацию, содержащуюся в экспериментальных данных.
Непараметрические критерии для связных выборок
- Парный критерий Т - Вилкоксона
Для решения задач, в которых осуществляется сравнение двух рядов чисел психолог может использовать парный критерий Т - Вилкоксона. Этот критерий применяется для оценки различий экспериментальных данных, полученных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых. Он позволяет выявить не только направленность изменений, но и их выраженность, т. е. он позволяет установить, насколько сдвиг показателей в каком-то одном направлении является более интенсивным, чем в другом.
Критерий Т основан на ранжировании абсолютных величин разности между двумя рядами выборочных значений в первом и втором эксперименте (например, до и после какого-либо воздействия). Ранжирование абсолютных величин означает, что знаки разностей не учитываются, однако в дальнейшем наряду с общей суммой рангов находится отдельно сумма рангов, как для положительных, так и для отрицательных сдвигов. Если интенсивность сдвига в одном направлении оказывается большей, то и соответствующая сумма рангов также оказывается больше. Этот сдвиг называется типичным, а противоположный, меньший по сумме рангов сдвиг - нетипичным.
Непараметрические критерии для несвязных выборок
- Критерий U Вилкоксона - Манна - Уитни
Несвязанные или независимые выборки образуются, когда в целях эксперимента для сравнения привлекаются данные двух или более выборок, причем эти выборки могут быть взяты из разных генеральных совокупностей. Таким образом, для несвязанных выборок характерно, что в них обязательно входят разные испытуемые.
Для оценки достоверности различий между несвязными выборками используется ряд непараметрических критериев. Одним из наиболее распространенных является критерий U. Этот критерий применяют для оценки различий по уровню выраженности какого-либо признака для двух независимых (несвязных) выборок. При этом выборки могут различаться по числу входящих в них испытуемых.
Этот критерий особенно удобен в том случае, когда число испытуемых невелико и в обеих выборках не превышает число 20, хотя таблицы критических значений рассчитаны для величин выборок, не превышающих 60 человек испытуемых.
Корреляционный анализ
Корреляцией называют зависимость между двумя переменными величинами.
Переменная - это любая величина, которая может быть измерена и чье количественное выражение может варьировать.
При изучении корреляций стараются установить, существует ли какая-то связь между двумя показателями в одной выборке (например, между ростом и весом детей или между уровнем IQ и школьной успеваемостью) либо между двумя различными выборками (например, при сравнении пар близнецов), и если эта связь существует, то увеличение одного показателя сопровождается возрастанием (положительная корреляция) или уменьшением (отрицательная корреляция) другого.
Коэффициент корреляции - это величина, которая может варьировать в пределах от +1 до -1. В случае полной положительной корреляции этот коэффициент равен +1, а при полной отрицательной -1.
В случаи, если коэффициент корреляции равен 0, обе переменные полностью независимы друг от друга.
Можно выделить несколько видов корреляционного анализа: линейный, ранговый, парный и множественный. Мы рассмотрим ранговый корреляционный анализ.
- Коэффициент корреляции рангов Спирмена
Коэффициент корреляции рангов, предложенный К. Спирменом, относится к непараметрическим показателям связи между переменными, измеренными в ранговой шкале. При расчете этого коэффициента не требуется никаких предположений о характере распределений признаков в генеральной совокупности. Этот коэффициент определяет степень тесноты связи порядковых признаков, которые в этом случае представляют собой ранги сравниваемых величин.
Величина коэффициента корреляции Спирмена также лежит в интервале +1 и -1. Он может быть положительным и отрицательным, характеризуя направленность связи между двумя признаками, измеренными в ранговой шкале.
В принципе число ранжируемых признаков (качеств, черт и т.п.) может быть любым, но сам процесс ранжирования большего, чем 20 числа признаков - затруднителен. Возможно, что именно поэтому таблица критических значений рангового коэффициента корреляции рассчитана лишь для сорока ранжируемых признаков.
ЛИТЕРАТУРА
Электронные образовательные ресурсы
-
Федеральная электронная медицинская библиотека (ФЭМБ). – Режим доступа: http://feml.scsml.rssi.ru/feml. -
Центральная научно – медицинская библиотека ММА им. И. М. Сеченова. – Режим доступа: http:// scsml.rssi.ru.
Приложение
Форма титульного листа выпускной квалификационной работы
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра _____________________________________________________________
Специальность ________________________________
Выпускная квалификационная работа
Тема________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Допущен к защите
________________________
(подпись)
«___» ____________ 20___г.
Выполнил обучающийся ______ группы
____________________ факультета/института
__________________________
фамилия
__________________________
имя, отчество
__________________________
подпись
Руководитель ВКР:
__________________________
ученая степень, звание
__________________________
фамилия, имя, отчеств
__________________________
подпись
Оценка _______________________
«____» _______________20 ___ г.
Председатель ГЭК:
___________________ /И.О.Ф./
подпись
Барнаул 20__
Методические указания
Методические указания по написанию курсовой и
выпускной квалификационной работы студентов,
обучающихся по направлению «Клиническая психология»
Издается в авторской редакции
Подписано в печать .19
Формат 60х90/16. Бумага офсетная.
Печать ризографическая. Заказ № . Объем п.л.
Гарнитура Таймс Нью Роман.
Тираж 50 экз.
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
г. Барнаул, пр. Ленина, 40