Файл: Контрольная работа 2 по дисциплине Технологии профессионального педагогического образования Автор работы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 18

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования

«Южно-Уральский государственный университет»

(Национальный исследовательский университет)

Институт открытого и дистанционного образования

Кафедра управления и права

«Структура профессионального образования: история и современность»

кОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №2

по дисциплине «Технологии профессионального

педагогического образования»


Автор работы:

студент группы ДО – 299

Миселева Елена

Челябинск 2020г.

АННОТАЦИЯ

Миселева Елена «Структура профессионального образования: история и современность» Челябинск: Южно-Уральский государственный университет, ДО-299, библиогр. список - 6 наим., 11 стр.

Целью работы являетсяизучение формирования структуры и особенностей развития профессионального образования со времен Древней Руси до современности.Эта работа направленна на повышение качества знаний и формирования мировоззрения людей.

В этой работе мы рассмотрим исторические периоды и этапы развития профессионального образования, а так же виды образовательных учрежденийв настоящее время.

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, заключение и библиографический список.
В докладе было изучено развитие структуры профессионального образования,становление профессионального образования на Руси и в России, открытие первой школы Петром I, преобразование общей ремесленной школы в профессиональную школу, а также изучение видов образования современной России.

Я считаю, что данная работа имеет практическую, поучительную значимость, и может, пригодится в педагогической деятельности.



ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение Стр. 4

1.Структура профессионального образования Стр. 5

1.1.История Стр. 5

1.2. Современность Стр. 7

Заключение Стр. 10

Библиографический список Стр. 11

ВВЕДЕНИЕ

Профессиональное образование начало свое становление еще во времена Древней Руси. Многочисленные археологические находки неопровержимо свидетельствуют, что в Древней Руси было превосходно налажено производство различных предметов обихода, оружия, одежды, украшений и т.д. А о наиболее талантливых древнерусских мастерах слагались былины и передавались сведения в летописях. Однако настоящее становление профессионального образования пришлось на времена царствования Петра І, который отводил образованию роль одной важнейших опор государственной политики. А вот настоящий расцвет образования пришелся на конец 19 - начало 20 века.


Сейчас профессиональное образование относится к числу наиболее емких составляющих системы образования России. Значимость профессионального образования определяется необходимостью освоения опыта трудовой деятельности, лежащей в основе развития производительных сил общества.

В систему профессионального образования России входит сеть профессиональных учреждений, осуществляющих образовательный процесс и реализующих соответствующие образовательные программы. Обязательный минимум содержания каждой основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности), устанавливается государственным образовательным стандартом.

Основная задача системы профессионального образования - это подготовка профессионалов, обладающих не только профессиональной компетентностью и квалификацией, но и ключевыми квалификациями и ключевыми компетенциями.

1.Структура профессионального образования

Профессия это не только возможность занятости, материального обеспечения, но и творческая реализация личности. Человек, верно выбравший профессию в соответствии со своими склонностями и возможностями, любящий её, способен привносить в развитие общества большой созидательный вклад.

1.1.История

Зарождение профессиональной подготовки молодежи (в современном понимании этого термина) прямо связано с тысячелетней историей самой страны, выделим два больших временных периода:

- становление профессионального образования на Руси и в России (VI — конец XIX в.);

- развитие системы профессионального образования в России (с 1888 г. до революции 1917 г.).

В каждом из этих периодов были свои этапы, напрямую связанные с социально-экономическим развитием общества.

Первый период (VI – первая половина XIX вв.) – возникновение различных форм профессионального обучение на ранних этапах российской цивилизации, зарождение профессиональной школы и начало теоретического осмысления профессионального образования.

Второй период (вторая половина XIX в. – 1917) – развитие профессионального образования и профессионально-педагогической мысли в эпоху индустриального становления России; формирование системы государственных профессиональных учебных заведений и развитие общественно-педагогического движения в области профессионального образования.



Третий период (1917 – 1940) – преобразование и развитие системы профессионального образования в постреволюционные десятилетия, связанные с новыми политическими реалиями и в первую очередь с восстановлением и массовой индустриализацией советской экономики; начальный этап институциирования профессиональной педагогики.

Четвертый период (1940 – 1958) – создание и функционирование системы государственных трудовых резервов как системы профессионального образования, отразившей потребности жестко централизованной плановой военной и послевоенной экономики и форсированной индустриализации СССР; активизация разработки методики производственного обучения и становления системы подготовки индустриально-педагогических кадров.

Пятый период (1959 – 1990) – развитие профессионального образования в РСФСР в условиях либерализации общества, социально-экономических реформ и технико-технологического перевооружения производства в 1959 – 80-х гг.; преобразование системы трудовых резервов в систему профессионально-технического образования; осуществление среднего профессионального образования и переход к всеобщему профессиональному образованию; становление научных центров профессионального образования.

Шестой период (1991 – 2000) – развитие профессионального образования в Российской Федерации в условиях демократизации общества и перехода к рыночным отношениям в экономике, кризисных явлений в производстве и обществе, внедрения в производство высоких технологий; период дифференциации и диверсификации системы профессионального образования.

Петр I в период своего правления создает первую в России государственную систему образования. Экономика и политика этого времени требовали квалифицированных специалистов в разных областях: медицине, артиллерии, иностранных языках, кораблестроении, инженерии, горной промышленности. Российское государство вышло на качественно новый уровень общения и взаимодействия с Европой, что потребовало новых знаний, иного подхода к организации быта и производства, новых личностных качеств. Чтобы решить ряд образовательных задач в России формируются новые образовательные учреждения для подготовки специалистов разных уровней профессионального образования.

Первая школа, открыта Петром I в Преображенском полку. Задачей которой, была теоретическая подготовка (занятия по математике) и практическая служба кадетов и обязательные стрельбы. Срок обучения не установлен, и зависел от усвоения материала и практических навыков.


В январе 1701 г. Петр I издал указ об открытии в Москве школы математических и навигационных наук. С 1715 г. Школа математических и навигационных наук стала базой для поступления в Морскую академию в Петербурге.

Развитие специальных учебных заведений в России сдерживалось недостатком грамотной молодежи. Приходилось заниматься повышением общеобразовательного уровня учащихся. Это удлиняло сроки обучения и отвлекало преподавателей от занятий по основным предметам. Необходимо было создать сеть начальных учебных заведений в разных регионах страны. Поэтому по указам Петра I при каждом полку учреждались гарнизонные школы для детей солдат, открыты адмиралтейские школы для детей матросов, плотников и других мастеров. На Урале были открыты горнозаводские школы. Инициатором открытия нескольких горнозаводских школ был Василий Никитич Татищев (1686 - 1750). Он излагает свои взгляды на обучение и воспитание в ряде сочинений и, прежде всего в «Разговоре двух приятелей о пользе наук и училищ». «Главной наукой» В.Н. Татищев считает ту, в которой «человек мог себя познать». Он приходит к заключению о необходимости воспитания и обучения, соответственно возрастам человека. Как прирастают, совершенствуются в течение жизни знания отдельного человека, так совершенствуется знание человечества вместе с его возрастом. Так же В.Н. Татищев высказывал идею о том, что общее образование должно предшествовать профессиональному. Считал, что с десяти лет ребенка надо обучать ремеслу, оно должно быть основной задачей профессионального обучения.

Предшественницей современной профессиональной школы является общая ремесленная школа для работающей молодежи Германии в ХIХ в.

В начале ХХ века эта школа превратилась в специальную ремесленную школу, так как к общеобразовательному циклу предметов общей ремесленной школы добавилось профессиональное обучение по определенным группировкам профессий. С увеличением доли предметов профессионально-образовательного цикла специальная ремесленная школа приблизительно с 1920 г. была названа профессиональной школой. Данный тип школы получал все большее распространение, что привело к необходимости ввести специальную подготовку учителей для рабочей школы. В процессе специальной подготовки учителей профессиональных школ вошли в употребление понятия «профессиональная педагогика» и «экономическая педагогика». Термин «профессиональная педагогика» употребляется впервые с 1928 г. в контексте с подготовкой учителей профессиональной, ремесленной школы, а термин «экономическая педагогика» - с 1930г. в контексте с подготовкой дипломированных педагогов для коммерческой школы. [1]


1.2. Современность

Сейчас в Российской Федерации существуют следующие виды образования:

Общее образование. Включает в себя обучение в дошкольных учебных заведениях, школах, а также дополнительное детское образование.

Профессиональное образование. Нацелено на подготовку специалистов, обладающих соответствующими компетенциями и знаниями, позволяющими овладеть конкретной специальностью или профессией.Профессиональное образование, представляются учебными учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.

Поскольку основной задачей средних специальных учебных заведений является подготовка работников квалифицированного труда и/или специалистов начального/среднего звена, практически все государственные колледжи и техникумы осуществляют свою деятельность в сфере профессионального образования. [2]

В свою очередь, профессиональное образование делится на уровни:

Среднее профессиональное образование (СПО) – имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе общего или начального профессионального образования. Устанавливаются следующие виды средних специальных учебных заведений:

  • а) техникум - среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки;

  • б) колледж - среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки и программы среднего профессионального образования углубленной подготовки.

Иными словами, техникум и колледж обучают по специальностям, по которым среднее профессиональное образование может быть получено за 3 года (по некоторым специальностям - за 2 года). При этом в колледже обязательно наличие обучения также и по программам углубленной подготовки (4 года). [3]

Высшее профессиональное образование (ВПО) – уровень, следующий после начального и среднего. Преподается в высших учебных заведениях (университетах, академиях, институтах - вузах). Отличается глубокой подготовкой и высокой квалификацией выпускников.Выпускники этих учебных учреждениях получают либо диплом