Файл: Волонтеры (добровольцы).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Действие настоящего Федерального закона распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций).

Статья 3. Содержание права граждан на объединение

Граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов.

Статья 5. Понятие общественного объединения

Подобщественным объединениемпонимаетсядобровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Статья 7. Организационно-правовые формы общественных объединений

  • общественная организация;

  • общественное движение;

  • общественный фонд;

  • общественное учреждение;

  • орган общественной самодеятельности;

  • политическая партия.

Также в 1995 году принимается федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений». Закон определяет равенство организаций на поддержку государства, устанавливает перечень этих организаций, признает приоритетными направлениями развитие гуманистических и патриотических направлений в жизнедеятельности общества. Важным также является степень влияния общественных объединений на решения правительственных организаций.

Настоящий Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений Российской Федерации

Действие настоящего Федерального закона

НЕ распространяется на:

  • молодежные и детские коммерческие организации;

  • молодежные и детские религиозные организации;

  • молодежные и студенческие объединения, являющиеся профессиональными союзами;

  • молодежные и детские объединения, учреждаемые либо создаваемые политическими партиями.

Статья 3. Принципы государственной поддержки молодежных и детских объединений

  • приоритет общих гуманистических и патриотических ценностей в деятельности молодежных и детских объединений;

  • равенство прав на государственную поддержку молодежных и детских объединений, отвечающих требованиям настоящего Федерального закона;

  • признание самостоятельности молодежных и детских объединений и их права на участие в определении мер государственной поддержки;


Статья 5. Права молодежных и детских объединений

  • вносить предложения по реализации государственной молодежной политики

Одним из приоритетных направлений, отмеченных в Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации 18 декабря 2006 года № 1760-р, является проект «Доброволец России», который адресован молодёжи в возрасте от 14 до 25 лет. Этот проект направлен на системное вовлечение молодежи в различные социальные проекты, в том числе в сферах массового молодежного спорта, туризма и досуга молодежи и развитие навыков самостоятельной жизнедеятельности через организацию добровольческой (волонтёрской) деятельности. Основной целью проекта «Доброволец России» является формирование механизмов вовлечения молодых людей в многообразную общественную деятельность, направленную на улучшение качества жизни россиян.

Активное участие молодежи в волонтёрском движении поможет решить важную задачу повышения конкурентоспособности и профессиональной компетентности молодых людей за счет получения первичного опыта участия в профессиональной деятельности, увеличения возможностей профессионального ориентирования и формирования базовых личностных и социальных компетенций, необходимых для профессиональной деятельности в условиях развития инновационной экономики.

Организация системной добровольческой (волонтёрской) деятельности молодежи поможет решить проблему дефицита кадров в сфере реализации социальной политики, усилить кадровый потенциал. В то же время волонтёрское движение усиливает экономическую эффективность социальной политики, повышает качество жизни молодежи, способствует развитию инициативы и ответственности, повышению уровня толерантности,

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р, основная цель государственной молодёжной политики формулируется как создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодёжи, развитие потенциала молодёжи и его использование в интересах инновационного развития страны.


В 2009 году принимается Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации. Концепция увязывает мотивы деятельности волонтеров, области, в которых данная деятельность может быть осуществлена и экономические показатели страны, определяя добровольчество как «социальную деятельность, позволяющую дополнить бюджетные источники для решения социальных проблем внебюджетными средствами». Разработка концепции осуществлялась на фоне крупных социальных проблем, недофинансирования многих жизненно важным отраслей, таких как образование, культура, здравоохранение. Поэтому развитие добровольческих организаций, волонтерских движений, направленных на их решение и стало основой данного нормативного документа.

Благотворительная деятельность некоммерческих организаций, бизнеса и физических лиц, а также добровольческая активность граждан являются важнейшими факторами социального развития общества в таких сферах, как образование, наука, культура, искусство, здравоохранение, охрана окружающей среды и ряд других 

Основной целью государственной политики в области содействия развитию благотворительной и добровольческой деятельности является активизация потенциала благотворительности и добровольчества как ресурса развития общества, способствующего формированию и распространению инновационной практики социальной деятельности, позволяющего дополнить бюджетные источники для решения социальных проблем внебюджетными средствами и привлечь в социальную сферу трудовые ресурсы добровольцев

4.Проблема социальной помощи населению ЧС

Социальная защита населения при чрезвычайных ситуациях представляет собой комплекс правовых и материальных мер, обеспечивающих каждому пострадавшему определенное восполнение (компенсацию) понесенного им физического, материального и социального ущерба. В соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" гражданам Российской Федерации гарантируется:

  • - защита жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

  • - обеспечение средствами коллективной и индивидуальной защиты, имуществом, предназначенным для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

  • - получение информации о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;

  • - возможность обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

  • - возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайной ситуации;

  • - медицинское обслуживание, компенсация и льготы за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;

  • - бесплатное государственное социальное страхование, получение компенсаций и льгот за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;

  • - пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;

  • - пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка.


Из приведенного перечня социальных гарантий гражданам, пострадавшим от чрезвычайных ситуаций, следует, что они предоставляются не только населению, но также участникам ликвидации чрезвычайных ситуаций и членам их семей. Наиболее полно меры социальной защиты граждан, а также организаций, выполнявших обязанности по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, определены в Федеральном законе "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей".

В соответствии с этим законом государство оказывает государственную поддержку аварийно-спасательным службам и спасателям. В частности, для аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований устанавливается система налоговых и иных льгот, а для спасателей и членов их семей - меры по правовой и социальной защите.

Оплата труда спасателей, выплата им вознаграждений, предоставление дополнительных оплачиваемых отпусков, а также бесплатное медицинское обеспечение и выплаты по временной нетрудоспособности спасателям, пострадавшим при ликвидации чрезвычайной ситуации, проводятся в соответствии с договорами на обслуживание организаций или из средств, выделенных на ликвидацию чрезвычайных ситуаций. Спасатели, принимавшие участие в проведении работ по ликвидации чрезвычайной ситуации, имеют право на бесплатную медицинскую и психологическую реабилитацию, обеспечение питанием во время несения дежурства. Спасателям профессиональных аварийно-спасательных формирований федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и проживающим совместно с ними членам семей предоставляется жилье за счет государственного, муниципального или ведомственного жилищных фондов в первоочередном порядке. При желании спасателей им на эти цели могут выделяться беспроцентные ссуды или безвозмездная материальная помощь.

Спасатели подлежат обязательному бесплатному личному страхованию, которое проводится при назначении их на должности в профессиональные аварийно-спасательные службы (формирования), а также в случае привлечения в индивидуальном порядке либо в составе общественных (нештатных) формирований к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Члены семей спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб или формирований, погибших при исполнении обязанностей, возложенных на них трудовым договором или контрактом, а также члены семей других спасателей, погибших в период и вследствие участия в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, сохраняют в течение одного года право на льготы, которыми они как члены его семьи пользовались в соответствии с законодательством. Естественно, на них распространяется и право на пенсионное обеспечение, установленное Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".


Детализация порядка реализации конституционных прав российских граждан и уточнение механизма обеспечения социальных гарантий, определенных федеральными законами "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя", осуществляются:

  • - при разработке и совершенствовании нормативной правовой базы, регулирующей меры социальной защиты;

  • - в ходе развития механизмов страхования на случай чрезвычайных ситуаций;

  • - путем оптимизации системы льгот и гарантий пострадавшему населению, дифференцирования выплат пенсий и пособий;

  • - в ходе становления и совершенствования медико-социальной реабилитации пострадавших;

  • - путем разработки и внедрения рыночных механизмов всестороннего обеспечения социальной защиты населения;

  • - при определении порядка и адресатов оказания гуманитарной помощи пострадавшим;

  • - при научном обосновании направлений совершенствования социальной защиты.

Важным конституционным средством защиты прав и свобод граждан является их право обращения в государственные органы и органы местного самоуправления по вопросам социальной защиты, в том числе по вопросам, связанным с чрезвычайными ситуациями. В законодательстве закреплена обязанность соответствующих органов (должностных лиц) принимать обращения граждан и рассматривать их в порядке и сроки, установленные законом.

В начале 1990 годов в Российской Федерации была сформирована особая область социальной защиты населения, пострадавших от чрезвычайных ситуаций - социальная зашита населения, подвергшегося радиационному воздействию.

Формирование законодательной базы для решения проблем, связанных с социальной защитой населения, пострадавшего в результате радиационного воздействия, началось после чернобыльской катастрофы. Были приняты Закон СССР "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы" (1991) и Закон РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (1991). В 1992 г. была принята новая редакция этого закона, получившая статус Закона Российской Федерации. В 1995, 1996, 1999 годах в этот закон Российской Федерации были внесены изменения и дополнения, с которыми он действует в настоящее время.

В последующем в связи с необходимостью социально защищать людей, пострадавших от других событий радиационного характера, были приняты федеральные законы "О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" (1995) и "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" (1998). Данные законы определили группы граждан, пострадавших от радиационного воздействия, на которые распространялось действие соответствующих статей Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".