Файл: Учебник История Древнего мира.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 32

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

тема «Восстание Спартака»

Курс «История Древнего мира»

Учебник «История Древнего мира» для 5 кл. общеобразовательных учреждений

Авторы: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. М.: Просвещение, 2011.

Тип урока: урок открытия новых знаний и первичного закрепления.

Используемые технологии: ИКТ, технология ЛОО, ТРКМ, технология решения проблемных задач.

Цель: подвести учащихся к пониманию причин восстания Спартака, причин его поражения, познакомить с личностью Спартака.

Задачи:

  • активизировать мыслительную деятельность обучающихся;

  • формировать навык работы с текстом учебника и с историческим документом;

  • развивать умение обучающихся определять причинно-следственные связи, самостоятельно анализировать изучаемые события, делать выводы, правильно показывать на карте маршруты и изучаемые объекты;

  • развивать умение объективно оценивать свои результаты и результаты деятельности одноклассников;

воспитание гражданственности и гуманизма. . Кто желает восстановить их у доски? Оборудование:

  • Настенная карта «Рост Римского государства в III - II вв. до н. э.» и «Восстание Спартака 74-71 гг. до н.э.» (врезка)

  • учебник “История Древнего мира ”- авторы А.А. Вигасин, Г.И. Годер,

И.С. Свенцицкая

  • карточки с текстом для групп;

  • историческая справка о Спартаке;

  • фрагменты из книг о Спартаке

  • рабочий лист по теме «Восстание Спартака»;

  • иллюстрации, разрезанные на 4 части разной формы, характеризующие положение рабов в Риме

  • основные понятия и даты: г.Капуя, Галлия, Везувий, Фракия, Красс, Лукулл, Помпей, Альпы, Брундизий. 74 – 71 гг.. до н.э.;

  • компьютер, проектор, презентация «Восстание Спартака»

  • раздаточный материал


План урока:

1. Причины восстания.

2. Походы восставших.

3. Итог восстания
Вопрос учителя: Что будем делать на уроке для достижения поставленной цели?

Дадим определение понятия «восстание» и будем изучать восстание под руководством Спартака по плану

  • работать с историческим документом;

  • учебными картами учебника, найдём места сражений армии Спартака

  • Необходимо узнать о Спартаке. Что он сделал выдающегося? Оценку человеку дают по его поступкам и результатам дел.

  • Составим личностный портрет Спартака, отметив его качества (Написать на листе)

  • Выполним задания на рабочем листе с целью закрепления



Работа обучающихся в 3-х группах.


Словарь урока

Спарта́к — руководитель восстания рабов и гладиаторов в Италии в 73—71 годах до н. э. Был фракийцем, при неясных обстоятельствах стал рабом, а позже — гладиатором.

Восстание – высшая форма борьбы за освобождение с целью смены власти.

Город Капуя, Везувий, Мутина, Апулияместа сражений восставших рабов с римской армией.

Лукулл, Помпей, Красс – римские полководцы, воевавшие с восставшими рабами.

Фракия – родина Спартака.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний обучающихся.

Учитель: - На берегу реки Тибр, недалеко от Рима ученые археологи при раскопках нашли старинные изображения. Они пожелтели от времени, и в руках ученых распались на части. Нам с вами нужно помочь ученым собрать эти изображения (см. приложение: рисунки, разрезанные на 4 части «Труд рабов»

- Попытайтесь собрать в группах (готовые работы прикрепляются магнитами на доске)

- Кто изображен? Что делают рабы? (комментарий учеников к рисункам)

- Сделайте вывод по всем рисункам о положении рабов.

– Назовите источники рабства. (ВОЙНЫ, ПИРАТСТВО, ДЕТИ РАБОВ – РАБЫ, НЕУПЛАТА НАЛОГОВ В ПРОВИНЦИЯХ).

- Где использовался труд рабов?(Слайд 3)Составить схему в тетради.

(в КАМЕНОЛОМНЯХ, НА СТРОИТЕЛЬСТВЕ ДОРОГ, В ДОМАШНЕМ ХОЗЯЙСТВЕ РИМЛЯН, В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ, В КАЧЕСТВЕ ГЛАДИАТОРОВ) .

- Проверить (Слайд 4,5)

Вывод: С середины 3 века до н.э. Рим вёл активную завоевательную политику, в результате которой в Римском государстве появилось большое количество дешёвых рабов. Попавшие в рабство были оторваны от своих семей. Любой раб был бесправен, считался вещью, которой хозяин мог распорядиться, как пожелает. Не дорожа жизнью рабов, римляне прибегали к жестоким мерам, чтобы заставить их работать, насильно заставляли учиться ремеслу гладиаторов.

– Как вы думаете, как рабы реагировали на такое к ним отношение? (МНОГИЕ БОРОЛИСЬ С ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ).

- О чем рабы могли мечтать? (О СВОБОДЕ)

- Каким способом рабы могли бороться? (ПОРЧА ОРУДИЙ ТРУДА, ПОБЕГИ, НЕПОВИНОВЕНИЕ ХОЗЯИНУ, ЗАГОВОРЫ, ВОССТАНИЯ).

Определяем понятие «ВОССТАНИЕ»:

Обучающиеся делают запись в тетрадь: Восстание – высшая форма борьбы за освобождение или смену власти.
Цель нашего урока -  узнать о самом крупном восстании рабов в Древнем Риме, как оно проходило.



III. Знакомство с новым материалом.
Тема нашего урока“Восстание Спартака в 74 –71 гг. до н.э.”
Обратите внимание, перед вами рабочий лист, по которому в течение урока мы будем работать (словарь урока, задания для закрепления…)

Работать мы будем по следующему плану:

План изучения восстания Спартака

1. Причины восстания

2.Состав восставших

3. Цели восставших

4. Руководитель восстания - Спартак

5. Ход восстания

6. Причины поражения

7. Значение восстания
Этот план имеется у вас в рабочем листе.

Чтобы раскрыть план нашего урока мы с вами проведем исследовательскую работу

Для этого создадим 3 поисковх отряда.

Задание: перед вами лежит исторический документ, по которому вы будете проводить исследование, работая в группах, внимательно его прочитайте и ответьте устно на вопросы после текста, на работу 1–2 минутки.

Задания для групп:

I группа

Задание: Внимательно прочитайте исторический документ и ответьте на вопросы.

В связи с захватническими войнами в Италии скопилась масса рабов. Не дорожа жизнью рабов, римляне прибегали к жестоким мерам, чтобы заставить их работать, насильно заставляли учиться ремеслу гладиаторов. В 74 г. до н.э. в одной из гладиаторских школ города Капуи возник заговор. “Лучше умереть за свободу, — говорил Спартак, — чем убивать друг друга для забавы римлян”. Заговор был раскрыт по доносу, но 78 человек все же успели убежать. По пути они встретили несколько повозок, которые везли в другой город оружие для гладиаторских школ, расхитили груз и вооружились. Заняв затем укрепленное место на вершине вулкана ВезувийСпартаказа силу и знание военного дела избрали предводителем.

Вопросы:

  1. С чего и где началось восстание рабов?

  2. Цель восставших?

  3. Чем были недовольны гладиаторы?

  4. Кого выбрали своим предводителем?

  5. Где первоначально устроили свой лагерь восставшие?

II группа

Задание: Внимательно прочитайте текст учебника на стр. 235 – 236 п.2..

Ответьте на вопросы:

  1. Какая задача стояла перед Спартаком?

  2. По какому образцу организовал Спартак свое войско? Из каких частей состояло войско Спартака?

III группа

Задание: Внимательно прочитайте исторический документ и ответьте на вопросы.

У Спартака в ходе восстания был план – собрать как можно больше рабов и вывести их через Альпы, что позволит им за пределами Италии стать свободными.
 Большой отряд рабов во главе с Криксом, не пожелавших уйти из Италии, отделился от армии восставших, но был разбит римлянами. Спартак двигался к Альпам. Один из консулов опередил его и встал на пути, а другой догонял сзади. Тогда рабы внезапно повернули назад и первым++и нанесли удар и разгромили врагов. Затем Спартак устремился вперед и заставил бежать другое консульское войско.

Новую победу восставшие одержали в долине реки По над наместником провинции Галлия. Путь через Альпы был свободен. Но тут Спартак изменил планы и повернул на юг. Зачем?

Вопросы:

  1. У восставших был план ведения войны с Римом?

  2. По карте учебника на стр. 235 проследите походы восставших.

  3. Было ли единство и согласие между рабами?

Ребята, внимание, мы завершаем работу. Во время своего ответа вы можете зачитывать предложения (или использовать текст);ответы давать полные.

Беседа по вопросам к документам.
Слушаем ответы 1 поискового отряда.

  1. С чего и где началось восстание рабов? Цель восставших? (Работа с картой.)

  2. Чем были недовольны гладиаторы? Предводитель? Где устроили лагерь?

Учитель:Чтобы назвать причины восстания, выполните задание № 1 (рабочий лист).

Слушаем ответ, вывод . проверяем причины восстания (.Слайд 6)

Учитель:Что вы знаете о Спартаке? Дополнительный материал о Спартаке.

   О биографии Спартака известно очень немногое. Например, то, что Спартак происходил из Фракии (нынешняя Болгария) из племени медов. В качестве конкретного места его рождения принято указывать город Сандански в Родопских горах, почти на границе с Югославией.

 Скорее всего, Спартак родился в аристократической семье. На этот факт указывает не только его имя, созвучное с родовым именем боспорского царского рода Спартокидов, в нем самом заметно обаяние властной силы, присущее людям, привыкшим находиться у вершины власти. Да и та уверенность, с какой Спартак управлял своей огромной армией, может свидетельствовать в пользу предположения о его принадлежности к знати.
     Фракийцы слыли людьми воинственными. Они не только вели бесконечные межплеменные войны, но и поставляли наемников в армии других государств. В восемнадцать лет он уже служил в римской армии, во вспомогательных фракийских частях. Римская армия на то время не знала себе равных, и Спартак имел возможность познакомиться с ее организацией, практикой ведения военных действий, сильными и слабыми сторонами. Этот опыт впоследствии очень пригодился ему.

     После нескольких лет службы Спартак дезертирует и возвращается во Фракию, где в это время возобновилась война против римлян.  Спартак знал все перемены военного счастья, дважды оказывался в Риме в качестве раба. В первый раз ему удалось бежать, и он, возможно, присоединился к одной из многочисленных в то неспокойное время разбойничьих шаек, действовавших на территории Италии. Об этом как будто говорят слова Флора: "Спартак, этот солдат из фракийских наемников, ставший из солдата дезертиром, из дезертира - разбойником, а затем за почитание его физической силы - гладиатором."

Через какое-то время Спартак вторично попал в плен; смертная казнь, предпи­санная законом, была заменена ему службой гладиатором в школе Лентула Батиата в Капуе.

Прошло более двух лет, как Спартак попал в ряды гладиаторов; он объез­дил почти все города Италии, участвовал более чем в ста боях и ни разу не был серьезно ранен.

Другие гладиаторы тоже были сильны, но Спартак настолько превосходил их, что постоянно оставался победителем и заслужил себе великую славу в амфитеатрах и цирках Италии.
— Хорошо, выполните задание № 2 (рабочий лист).

Проверка, вывод.
 Слайд 8.

 Рассказ учителяработа с иллюстрацией.

К Спартаку сбегались рабы со всей округи, и скоро собралось несколько тысяч человек. Сенат решил покончить с восстанием одним ударом. Против восставших был послан трехтысячный отряд. Римляне расположились у подножия Везувия. Чтобы не тратить силы на штурм, они перекрыли единственную тропу. Тогда восставшие сплели из лоз дикого винограда лестницы и по ним ночью спустились с Везувия, зашли римлянам в тыл и напали на них. Римляне не ожидали удара и были разгромлены.
Физминутка
Учитель: Какие последствия имела победа рабов у Везувия?

(Первый успех воодушевил восставших: они не вернулись на Везувий, а стали громить имения Южной Италии, освобождая рабов).
– А теперь слушаем ответы 2 отряда:

  1. Какая задача стояла пред Спартаком?

  2. По какому образцу организовал Спартак свое войско?

  3. Из каких частей состояло войско Спартака?

Вывод: Армия Спартака становится великой и грозной силой.

Ответ 3 отряда 

Учитель:У восставших был план ведения войны? Почему повел свое войско на Альпы? (