Файл: естествознание.практика 3.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 28

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.01 Дошкольное образование

Дисциплина: Естествознание

Практическое занятие 3


Выполнил:

Преподаватель:

Перевозчикова Мария Владимировна


Задание 1. Решите задачу на тему: «Генетическая информация в клетке».

Некоторые вирусы в качестве генетического материала несут РНК. Такие вирусы, заразив клетку, встраивают ДНК-копию своего генома в геном хозяйской клетки.

Известно, что в клетку проникла вирусная РНК следующей последовательности:


Вопросы:

  1. Напишите последовательность двуцепочечного фрагмента ДНК, укажите 5’ и 3’ концы цепей. Фрагмент двуцепочечной молекулы ДНК определяется по принципу комплементарности по вирусной РНК ГУГ ААА ГАУ ЦАУ ГЦГ УГГ:

    ДНК 1 цепь:5' − ГТГ ААА ГАТ ЦАТ ГЦГ ТГГ  − 3' (кодирующая)

    ДНК 2 цепь: 3' − ЦАЦ ТТТ ЦТА ГТА ЦГЦ АЦЦ − 5'(матричная)

    Обратная транскрипция — процесс образования двуцепочечной ДНК на основе одноцепочечной РНК-вирусов.

2.    Определите последовательность нуклеотидов иРНК при условии, что матрицей является цепь ДНК, комплементарная вирусной РНК; свой ответ поясните.

Строим участок иРНК 5' − ГУГ ААА ГАУ ЦАУ ГЦГ УГГ −3' по принципу комплементарности на основе второй (матричной) цепи молекулы ДНК.

Задание 2. На основании задания 1, определите последовательность вирусного белка, используя таблицу генетического кода, свой ответ поясните. 

 5’ – ГУГ ААА ГАУ ЦАУ ГЦГ УГГ − 3’
Вал – Лиз – Асп – Гис – Ала – Три
На основе иРНК по таблице генетического кода определяем последовательность аминокислот во фрагменте РНК вируса: Вал – Лиз – Асп – Гис – Ала – Три.

З
Свойства генетического кода.


Код не перекрывается. Каждый нуклеотид входит в состав только одного кодового триплета.
адание 3.

 Напишите определение генетического кода и его свойства.
Генетический код — это система записи генетической информации о порядке расположения аминокислот в белках в виде последовательности нуклеотидов в ДНК или РНК. Каждая аминокислота белка закодирована в ДНК триплетом — тремя расположенными подряд нуклеотидами. Каждому триплету нуклеотидов соответствует одна аминокислота в молекуле белка. Так как ДНК состоит из четырёх видов нуклеотидов, то число возможных сочетаний из 4 по 3 равно 43=64. Но в состав белков входит всего 20 аминокислот. Установлено, что многие аминокислоты кодируются не одним, а несколькими триплетами (до 6), т. е. генетический код является вырожденным. Благодаря такому свойству генетического кода хранение и передача наследственной информации оказываются более надёжными.


Код однозначен. Каждый триплет соответствует только одной аминокислоте.



Код триплетен. Каждую аминокислоту кодируют три нуклеотида, расположенные подряд.

Код вырожден. Одна аминокислота может кодироваться не одним, а несколькими триплетами.



Код универсален. Все живые организмы (от бактерии до человека) используют единый генетический код.


Порядок расположения нуклеотидов в цепях ДНК определяет её неповторимость, а также специфичность белков, которые ею кодируются. Для каждого вида и для каждой отдельной особи вида строение ДНК и белков индивидуально.
Задание 4. Решите задачу на тему: «Окислительно-восстановительные реакции».

  1. Окислительно-восстановительной реакцией (ОВР) называется реакция, которая протекает с изменением степеней окисления элементов, например:



Задание:

 Используя метод электронного баланса:



1)  расставьте коэффициенты в уравнении реакции, приведенной в качестве примера;

2) определите процессы окисления и восстановления;

3) укажите окислитель и восстановитель.

 KMnO4+KBr+H2SO4=MnSO4+Br2+K2SO4+H2O
Расставляем степени окисления всех элементов:
K ^(+1) Br^(-1) + K^(+1) Mn^(+7)O^(-2)4 + H^(+1)2S^ (+6)O^ (-2)4 = Mn^(+2)S^(+6)O^(-2)4 + Br^(0)2 + K^(+1)2S^(+6)O^(-2)4 + H^(+1)2O^(-2)
Определяем элементы, изменившие степени окисления: это марганец и бром.
Составляем схему электронного баланса и определяем окислитель и восстановитель:

2 Br^(-1) - 2 е → 2 Br^(0) 2 5 - восстановитель;
Mn^(+7) + 5 е → Mn^(+2) 5 2 - окислитель;
Расставим коэффициенты:
10 KBr + 2 KMnO4 + 8 H2SO4 = 2 MnSO4 + 5 Br2 + 6 K2SO4 + 8 H2O

Задание 5. Схему превращения одних веществ в другие называют цепочкой химических превращенийОна характеризует генетическую связь между основными классами органических и неорганических соединений. 

Дана схема химических превращений неорганических веществ:



Задание:

Найдите неизвестные вещества: X, Y, Z, написав молекулярные уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить указанные превращения. 

 MgCo3-->>MgO+CO2
MgO+2HCl-->>MgCl2+H2O
MgCl2+2NaOH-->Mg(OH)2!+2NaCl
x-MgO, y-MgCl2, z-Mg(OH)2

Задание 6. Решите задачу на тему: «Первое начало термодинамики».
Идеальный газ получил количество теплоты 500 Дж и совершил работу 300 Дж. Определите, чему равно изменение внутренней энергии газа?
1. Напишите первый закон термодинамики;
2. Ответ предоставьте в кДж.
Решение:
Дано:
Q=500 Дж

A=300 Дж
ΔU-?
Решение:
Q=ΔU+A
ΔU=Q-A=500 Дж – 300 Дж = 200 Дж
Ответ: 200 Дж
Задание 7. Решите задачу на тему: «Звуковые волны».
Диапазон частот, которые способен слышать человек, называется слуховым или звуковым диапазоном. Звуковые волны в диапазоне 100—4000 Гц соответствуют человеческому голосу.

Исходные данные: Средняя частота звуковых волн мужского голоса V1=120Гц, женского V2=240 Гц, детского V3=265 Гц
Вопросы:
1. найдите соотношение средних длин звуковых волн мужского и женского голоса.
2. найдите соотношение средних длин звуковых волн   женского и детского голоса? Значения округлите до целых чисел. Свой ответ поясните.

Решение.
Дано:
V1=120 Гц
V2=240 Гц
V3= 265 Гц
ƛ1- ?
ƛ23 - ?
Частота, длина и скорость распространения звуковых волн связаны соотношением ƛV=U, отсюда находим отношение средних длин звуковых волн мужского и женского голоса.
ƛ12*V1/V2=V2/V1=240Гц/120Гц=2
ƛ23*V2/V3=V2/V3=265Гц/240Гц=1,104=1
Ответ: 

Соотношение средних длин звуковых волн мужского и женского голоса – 2,
Соотношение средних длин звуковых волн женского и детского голоса -1

Задание 4. Решите задачу на тему: «Окислительно-восстановительные реакции».

  1. Окислительно-восстановительной реакцией (ОВР) называется реакция, которая протекает с изменением степеней окисления элементов, например:



Задание:

 Используя метод электронного баланса:

1)  расставьте коэффициенты в уравнении реакции, приведенной в качестве примера;

2) определите процессы окисления и восстановления;

3) укажите окислитель и восстановитель.

 KMnO4+KBr+H2SO4=MnSO4+Br2+K2SO4+H2O
Расставляем степени окисления всех элементов:
K ^(+1) Br^(-1) + K^(+1) Mn^(+7)O^(-2)4 + H^(+1)2S^ (+6)O^ (-2)4 = Mn^(+2)S^(+6)O^(-2)4 + Br^(0)2 + K^(+1)2S^(+6)O^(-2)4 + H^(+1)2O^(-2)
Определяем элементы, изменившие степени окисления: это марганец и бром.
Составляем схему электронного баланса и определяем окислитель и восстановитель:


2 Br^(-1) - 2 е → 2 Br^(0) 2 5 - восстановитель;
Mn^(+7) + 5 е → Mn^(+2) 5 2 - окислитель;
Расставим коэффициенты:
10 KBr + 2 KMnO4 + 8 H2SO4 = 2 MnSO4 + 5 Br2 + 6 K2SO4 + 8 H2O

Задание 5. Схему превращения одних веществ в другие называют цепочкой химических превращенийОна характеризует генетическую связь между основными классами органических и неорганических соединений. 

Дана схема химических превращений неорганических веществ:



Задание:

Найдите неизвестные вещества: X, Y, Z, написав молекулярные уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить указанные превращения. 

 MgCo3-->>MgO+CO2
MgO+2HCl-->>MgCl2+H2O
MgCl2+2NaOH-->Mg(OH)2!+2NaCl
x-MgO, y-MgCl2, z-Mg(OH)2

Задание 6. Решите задачу на тему: «Первое начало термодинамики».
Идеальный газ получил количество теплоты 500 Дж и совершил работу 300 Дж. Определите, чему равно изменение внутренней энергии газа?
1. Напишите первый закон термодинамики;
2. Ответ предоставьте в кДж.
Решение:
Дано:
Q=500 Дж

A=300 Дж
ΔU-?
Решение:
Q=ΔU+A
ΔU=Q-A=500 Дж – 300 Дж = 200 Дж
Ответ: 200 Дж
Задание 7. Решите задачу на тему: «Звуковые волны».
Диапазон частот, которые способен слышать человек, называется слуховым или звуковым диапазоном. Звуковые волны в диапазоне 100—4000 Гц соответствуют человеческому голосу.
Исходные данные: Средняя частота звуковых волн мужского голоса V1=120Гц, женского V2=240 Гц, детского V3=265 Гц
Вопросы:
1. найдите соотношение средних длин звуковых волн мужского и женского голоса.
2. найдите соотношение средних длин звуковых волн   женского и детского голоса? Значения округлите до целых чисел. Свой ответ поясните.

Решение.
Дано:
V1=120 Гц
V2=240 Гц
V3= 265 Гц
ƛ1- ?
ƛ23 - ?
Частота, длина и скорость распространения звуковых волн связаны соотношением ƛV=U, отсюда находим отношение средних длин звуковых волн мужского и женского голоса.