Файл: По 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В том, как мыслит и говорит человек, заключается его сущность.
5. Требования к примерам, иллюстрирующим лексические и грамматические явления
Помните о требованиях к примерам:
• примеров должно быть не менее 2;
• примеры должны быть из указанного текста;
• примеры должны иллюстрировать два разных явления языка: лексическое и
грамматическое;
• каждый пример должен соответствовать указанному явлению;
Для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие речевые клише:
• Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.
• Проиллюстрировать названное лексическое (грамматическое) явление можно на примере …. предложения текста.
• Пример лексического (грамматического) явления можно найти в предложении № ... .
• Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует такое лексическое (грамматическое) явление, как ... .
• В подтверждение собственных выводов приведу пример, демонстрирующийлексическое (грамматическое) явление, из … предложения прочитанного мною текста.
• Рассмотрим … предложение. В нем использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как … . Это подтверждает наш вывод о том, что … .
6. Что такое лексические и грамматические явления?
1. ЛЕКСИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
Универсальные лексические категории
-
омонимы -
синонимы -
антонимы -
паронимы
Лексика активного и пассивного запаса
-
общеупотребительная лексика -
диалектизмы -
профессионализмы -
жаргонизмы -
арго -
эмоционально окрашенные слова -
архаизмы -
историзмы -
неологизмы -
заимствованные слова -
старославянизмы -
традиционно-поэтические слова -
народно-поэтические слова -
разговорная лексика -
просторечные слова -
книжная лексика -
термины -
фразеологизмы -
крылатые слова -
эмоционально-экспрессивная лексика
Тропы
-
метафора -
метонимия -
ирония -
гипербола -
олицетворение -
сравнение -
синекдоха -
литота -
эпитет -
антономасия -
аллегория -
перифраза -
художественный символ
Стилистические фигуры
-
градация -
антитеза -
оксюморон -
лексический повтор -
анафора -
эпифора
2. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
ГРАММАТИКА = СЛОВООБРАЗОВАНИЕ + МОРФОЛОГИЯ + СИНТАКСИС Словообразование - это раздел науки о языке, который изучает состав (строение) слов и способы их образования. Морфема - это наименьшая значимая часть слова. В составе слова выделяются следующие значимые части (морфемы):
Морфология - раздел грамматики, который изучает части речи и их признаки. Части речи: а) самостоятельные
б) служебные
в) междометия (ой, ах и т.д.) |
|
Синтаксис - раздел грамматики, изучающий правила построения предложений и словосочетаний.
Синтаксические понятия:
-
способы связи слов в словосочетании (согласование. управление, примыкание) -
повествовательные, побудительные, вопросительные предложения -
восклицательные и невосклицательные предложения -
простые предложения -
двусоставные и односоставные предложения -
типы односоставных предложений (определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные) -
неполные предложения -
распространённые и нераспространённые предложения -
обращения -
однородные члены -
обособленные члены (обстоятельства, определения, приложения, дополнения) -
уточняющие и поясняющие члены -
вставные конструкции -
вводные слова и предложения -
прямая речь -
косвенная речь -
диалог -
сложносочинённые предложения -
сложноподчинённые предложения -
бессоюзные предложения
Синтаксические средства художественной изобразительности
-
риторические восклицания -
риторический вопрос -
риторическое обращение -
параллелизм -
анафора -
эпифора -
инверсия -
эллипсис -
умолчание -
смещение синтаксических конструкций -
присоединительные конструкции -
парцелляция -
многосоюзие -
бессоюзие -
градация
7. Как приводить примеры, иллюстрирующие лексические и грамматические явления?
Данные примеры взяты из текста ДЕМО-2012.
------------------------------------------------------------------------------------------------
Образец 1
Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: Например, используя в репликах одной из девочек (предложения 34, 35, 38) эмоционально-экспрессивную лексику("трус несчастный") и разговорные слова ("пикни", "устроим"), автор текста подчёркивает грубость и жестокость в мыслях детей, их коварные намерения.
Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Возьмём, к примеру, предложения 19 и 20. Все знают, что слово "пожалуйста" употребляется в том случае, если человек хочет расположить к себе собеседника, проявить к нему уважение, вежливость. Но если рассмотреть эти предложения с точки зрения их построения, то есть грамматики, то мы увидим, что данное слово не входит в состав предыдущего предложения, а является самостоятельной синтаксической конструкцией. В данном случае автор использовал такой синтаксический приём, как парцелляция, чтобы подчеркнуть скрытую агрессию школьников, их требовательный тон.
------------------------------------------------------------------------------------------------
Образец 2
Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: Так, Б.Васильев, рассказывая своим читателям сюжет о сборе материала для школьного музея героев военных лет, показывает, что для него в этом сюжете важны чувства и переживания действующих лиц. Это и передаёт лексика: эпитеты«нескрываемое недоверие» (предложение №12), «вызывающая агрессия» (предложение №24), метафора «вынули из души».
Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Так, разговор подростков и старой женщины не представляет собой диалога с вопросами и ответами в классическом понимании. Среди реплик есть только два вопросительных предложения (№ 20, 24), зато очень много побудительных предложений с глаголами в повелительном наклонении – № 26, 31, 32. Из-за этого атмосфера посещения воспринимается как недружественная, в чём-то даже угрожающая.
-------------------------------------------------------------------------------------------------
Образец 3
Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: Например, в предложении 1 автор использует слово с эмоционально-экспрессивной окраской `бабуля`. Оно выражает ласковое отношение внучки Тани к своей бабушке.
Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления:
Однако в предложении существительное `бабуля` ещё является обращением. Писатель употребил его в форме именительного падежа и выделил запятой. Так знание грамматики помогло понять, к кому девочка обращается с речью.
-------------------------------------------------------------------------------------------------
Образец 4
Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: Описывая действия детей, автор активно использует разговорную лексику: "пошушукались" (предложение № 12), "вклинилась в разговор" (предложение № 24), "оборвала" (предложение № 37). Этим писатель хотел обратить внимание читателей на коварные намерения детей.
Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Беседу детей и Анны Федотовны писатель оформил в виде диалога (предложения 3 - 33). Использование этого грамматического явления помогло Б.Васильеву более точно воспроизвести живую речь, характеризующую героев.
--------------------------------------------------------------------------------------------------
Образец 5
Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: Давайте сравним, как относятся к письмам погибшего солдата его мать Анна Федотовна и школьники. Для этого обратимся к предложениям № 17 и 19. Для Анны Федотовны письма сына - это "бесценные листочки", то есть самое дорогое, что есть у неё в жизни. Чтобы усилить значимость писем в жизни пожилой женщины, автор употребляет эпитет "бесценные" и слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом "листочки". Для детей же чужие письма - это просто "документы". Данное слово свойственно прежде всего официально-деловому стилю. Таким образом писатель указывает нам на официальную цель визита детей - во что бы то ни стало получить эти письма - и демонстрирует неосознанную жестокость и равнодушие школьников к горю Анны Федотовны.
Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: В диалоге Анны Федотовны с детьми реплики школьников представляют собой исключительно простые предложения, достаточно сжатые по своей форме и содержанию (№13, 19, 24, 25). Реплики же Анны Федотовны - это не только более распространённые простые предложения (9, 10, 16, 23), но и сложноподчинённые (№14, 21). В первом случае автор подчёркивает не только деловую цель визита школьников, но и их категоричный тон и бездуховность. А во втором случае - глубокий внутренний мир женщины.
--------------------------------------------------------------------------------------------------
Образец 6
Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления:
В предложении № 43 автор, говоря о детях, употребляет слово "делегация", относящееся к книжной лексике. Тем самым писатель делает акцент на деловом тоне визита школьников, которых не волнуют чувства женщины, потерявшей сына.
Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Описывая чувства Анны Федотовны, автор использует однородные члены: "горечь и обида" (предложение № 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение № 33). Данное грамматическое явление помогает писателю более полно и многогранно раскрыть духовное состояние своей героини.
---------------------------------------------------------------------------------------------------
Образец 7
Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: В предложениях № 51 - 53 обращает на себя внимание обилие метафор ("душа молчала", "голос сына более не звучал в ней", "он угас, умер, погиб вторично", "письма вынули из её души", "ослепла и оглохла ... её душа"). Используя это лексическое понятие, автор хочет более ярко, образно и глубоко показать чувства Анны Федотовны.
Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: В предложениях №35 и №37 девочка употребляет глагол повелительного наклонения "молчи", что делает предложение побудительным, а восклицательный знак, стоящий в конце реплики, указывает, что слова произносятся с повышенной интонацией. Все эти грамматические явления демонстрируют угрожающий и принудительный характер слов, адресованных мальчику. --------------------------------------------------------------------------------------------------
8. О чём писать в заключении?
Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.
Заключение должно представлять собой вывод из всего сказанного выше.
Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.
В начале заключения можно использовать следующие вводные слова:
Итак, ...
Следовательно, ...
Значит, ...
Таким образом, ...
Обобщая вышеизложенные доводы, мы пришли к выводу о том, что ... и т.д.
Помните, что они выделяются запятой!
Рассмотрим несколько образцов заключения:
Образец 1.