Файл: Методические рекомендации по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного.pdf
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
30
При желании участника экзамена (сообщается во время подачи заявления на участие в ГИА) обеспечивается сурдоперевод текста изложения.
Участникам экзамена разрешается пользоваться орфографическими и толковыми словарями для установления нормативного написания слов и определения значения лексической единицы. Словари предоставляются образовательной организацией, на базе которой организован ППЭ, либо образовательными организациями, обучающиеся которых сдают экзамен в ППЭ. Пользоваться личными словарями участникам ГВЭ не рекомендуется в целях недопущения нарушения Порядка в части использования справочных материалов, письменных заметок.
Участникам ГВЭ без ОВЗ предоставляется возможность выбора одной из форм экзаменационной работы: сочинение (литера «А», 100-е номера вариантов ЭМ) или изложение с творческим заданием (литера «А», 400-е номера вариантов ЭМ).
ЭМ по русскому языку для ГВЭ в письменной форме разрабатываются для разных категорий участников экзамена с ОВЗ, участников экзамена – детей-инвалидов
и инвалидов.
Выбор формата решается индивидуально с учетом особых образовательных потребностей участников экзамена и индивидуальной ситуации развития.
В случае если участники экзамена с ОВЗ, участники экзамена – дети-инвалиды и инвалиды имеют сопутствующие формы заболеваний (нарушения слуха, зрения и (или) речи) выбор варианта ГВЭ по русскому языку определяется, в том числе с учетом характеристики ЭМ.
Ниже представлено рекомендуемое распределение ЭМ в зависимости от категории нозологической группы:
Таблица 2. Распределение ЭМ по категориям участников ГВЭ по русскому языку
Характеристика ЭМ
Номера вариантов
Категории участников ГВЭ
Литера «А»:
100-е номера вариантов
(сочинение);
400-е номера вариантов
(изложение с творческим заданием)
1.
Участники ГВЭ без ОВЗ;
2.
Участники ГВЭ с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
3.
Иные категории участников ГВЭ, которым требуется создание специальных условий (диабет, онкология, астма и др.)
Использование в ЭМ визуальных образов сведено к минимуму.
ЭМ могут быть переведены на шрифт Брайля (при необходимости)
Литера «С»:
300-е номера вариантов
(сочинение);
600-е номера вариантов
(изложение (сжатое) с творческим заданием)
1. Слепые, поздноослепшие;
2. Слабовидящие.
31
Характеристика ЭМ
Номера вариантов
Категории участников ГВЭ
ЭМ не содержат звуковых образов.
При оценивании экзаменационной работы с литерой «К» предусмотрены критерии, отличающиеся от критериев оценивания ЭМ с литерой «А»
Литера «К»:
200-е номера вариантов
(сочинение);
500-е номера вариантов
(изложение (сжатое или подробное) с творческим заданием).
1.
Глухие, позднооглохшие;
2.
Слабослышащие;
3.
С тяжелыми нарушениями речи;
4.
С задержкой психического развития
Диктант с особыми критериями оценивания
700-е номера вариантов
(диктант)
Участники ГВЭ с расстройствами аутистического спектра
Организационные особенности проведения ГВЭ по русскому языку в форме
изложения с творческим заданием
При проведении ГВЭ по русскому языку в форме изложения с творческим заданием привлекается специалист (например, учитель начальных классов), владеющий методикой проведения экзамена в форме изложения.
Не допускается привлекать к проведению экзамена в форме изложения специалиста по этому учебному предмету, а также специалиста, преподававшего данный предмет у данных обучающихся.
Текст для изложения читается организатором в аудитории дважды с интервалом между прочтениями текста 2,5-3 минуты.
В это время указанные участники ГВЭ могут работать с черновиками, выписывая ключевые слова, составляя план изложения (переписывать текст изложения в листы бумаги для черновиков запрещено).
Текст для изложения может выдаваться для чтения и проведения подготовительной работы на 40 минут (при этом текст для изложения организатором не зачитывается) для:
1) участников ГВЭ с тяжелыми нарушениями речи;
2) участников ГВЭ с задержкой психического развития;
3) участников ГВЭ с расстройствами аутистического спектра;
4) участников ГВЭ с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
5) слепых, слабовидящих участников ГВЭ;
6) глухих, позднооглоших и слабослышащих участников ГВЭ.
В это время указанные участники ГВЭ могут работать с черновиками, выписывая ключевые слова, составляя план изложения (переписывать текст изложения в листы бумаги для черновиков запрещено).
По истечении 40 минут организатор в аудитории забирает текст для изложения и участники ГВЭ приступают к написанию изложения.
Текст для изложения для слабовидящих участников ГВЭ копируется в увеличенном размере в день проведения экзамена в аудитории в присутствии членов
ГЭК. Текст для изложения для слепых участников ГВЭ оформляется рельефно-точечным шрифтом Брайля при необходимости.
Для глухих, позднооглоших и слабослышащих участников ГВЭ при необходимости
(вместо выдачи текста для изложения на 40 минут) может быть осуществлен сурдоперевод
32 текста для изложения (о необходимости обеспечения сурдоперевода текста для изложения сообщается во время подачи заявления на участие в ГИА).
Участники ГВЭ, которым текст для изложения выдается на 40 минут для чтения, должны быть распределены в отдельную аудиторию. Категорически не рекомендуется распределять участников ГВЭ, которым текст для изложения выдается для чтения на 40 минут, в одну аудиторию вместе с участниками ГВЭ, которым текст для изложения зачитывается организатором.
5.4.3. Особенности ГВЭ по математике в письменной форме
Письменный экзамен ГВЭ по математике проводится в нескольких форматах в целях учета возможностей разных категорий его участников: участников ГВЭ без ОВЗ, участников ГВЭ с ОВЗ.
Участники ГВЭ могут быть распределены в одну аудиторию. В распределении обязательно указываются номера вариантов ЭМ.
Выбор формата решается индивидуально с учетом особых образовательных потребностей участников ГВЭ и индивидуальной ситуации развития. В случае если участники ГВЭ с ОВЗ имеют сопутствующие формы заболеваний (нарушения слуха, зрения и (или) речи) выбор варианта ГВЭ по математике определяется, в том числе с учетом характеристики ЭМ. Ниже представлено рекомендуемое распределение ЭМ в зависимости от категории нозологической группы:
Таблица 3. Распределение ЭМ по категориям участников ГВЭ по математике
Характеристика ЭМ
Номера вариантов
Категории участников ГВЭ
ЭМ содержат задания с кратким и развернутым ответом
Литера «А»:
100-е номера вариантов
1. Участникам ГВЭ без ОВЗ;
2. Глухие, позднооглохшие;
3. Слабослышащие;
4. С тяжелыми нарушениями речи;
5. С нарушениями опорно-двигательного аппарата;
6. С расстройствами аутистического спектра;
7. Иные категории участников ГВЭ, которым требуется создание специальных условий (диабет, онкология, астма и др.)
33
ЭМ содержат задания с кратким и развернутым ответом
Визуальные образы в тексте
ЭМ сведены к минимуму
ЭМ могут быть переведены на шрифт Брайля (при необходимости)
Литера «С»:
300-е номера вариантов
1. Слепые, поздноослепшие;
2. Слабовидящие
ЭМ не содержат заданий с развернутым ответом
Литера «К»: 200-е номера
вариантов
Участники ГВЭ с задержкой психического развития
5.4.4. Особенности организации и проведения ОГЭ по русскому языку
Каждая аудитория для проведения ОГЭ по русскому языку должна быть оснащена средствами воспроизведения аудиозаписи.
Технические специалисты или организаторы в аудитории настраивают средство воспроизведения аудиозаписи так, чтобы было слышно всем участникам экзамена.
Аудиозапись прослушивается участниками экзамена дважды с перерывом в 5-6 минут. Во время прослушивания текста участникам ГИА разрешается делать записи на черновиках.
После повторного прослушивания участники ГИА приступают к написанию изложения.
Организаторы в аудитории отключают средство воспроизведения аудиозаписи.
В аудитории участникам экзамена предоставляются орфографические словари, позволяющие устанавливать нормативное написание слов, и которыми участники экзамена пользуются при выполнении всех частей работы.
5.4.5. Особенности организации и проведения ОГЭ по иностранным языкам
В целях оптимизации времени нахождения в ППЭ участников ОГЭ по иностранным языкам ОИВ принимает решение о выборе одной из схем организации проведения экзамена для всех участников ОГЭ по иностранным языкам
10
: проведение экзамена по иностранным языкам (одновременно письменная часть и устная часть (раздел «Говорение») в один из дней, предусмотренных расписанием; проведение экзамена по иностранным языкам (одновременно письменная часть и устная часть раздел «Говорение») в два дня, предусмотренных расписанием; проведение письменной части экзамена в один день, а устной части (раздел
«Говорение») – в другой день, предусмотренный расписанием.
Проведение ОГЭ по иностранным языкам. Письменная часть
Каждая аудитория для проведения письменной части ОГЭ по иностранным языкам должна быть оснащена техническим средством, обеспечивающим качественное
10
ОИВ выбирает одну из предложенных схем проведения ГИА по иностранным языкам для всего субъекта
Российской Федерации в целом.
34 воспроизведение аудиозаписей для выполнения заданий раздела 1 «Задания по аудированию».
Технические специалисты или организаторы в аудитории настраивают средство воспроизведения аудиозаписи так, чтобы было слышно всем участникам экзамена. В аудиозаписи все тексты звучат дважды. Остановка и повторное воспроизведение аудиозаписи запрещаются. Во время аудирования участники экзамена не могут задавать вопросы или выходить из аудитории, так как шум может нарушить процедуру проведения экзамена. После окончания воспроизведения записи участники экзамена приступают к выполнению экзаменационной работы.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 12
ОГЭ по иностранным языкам. Устная часть
Аудитории для проведения устной части экзамена должны быть оснащены компьютерами со специальным программным обеспечением, а также гарнитурами со встроенными микрофонами. Для проведения устной части экзамена могут использоваться лингафонные кабинеты с соответствующим оборудованием.
Технические специалисты или организаторы в аудитории настраивают средства цифровой аудиозаписи для осуществления качественной записи устных ответов.
Во время проведения устной части ОГЭ по иностранным языкам использование участниками экзамена черновиков Порядком запрещено.
Для проведения устной части ОГЭ по иностранным языкам используется два типа аудиторий: а) аудитория подготовки, в которой участники экзамена ожидают своей очереди сдачи экзамена.
Дополнительное оборудование для аудиторий подготовки не требуется; б) аудитория проведения, в которой проводится инструктаж участников экзамена, выдаются КИМ. В аудитории проведения должны быть подготовлены средства аудиозаписи и воспроизведения аудиозаписей.
В аудитории подготовки и в аудитории проведения должно присутствовать не менее
2 организаторов.
Ответственный организатор в аудитории подготовки и ответственный организатор в аудитории проведения получают в Штабе ППЭ бланки для участников экзамена и КИМ соответственно.
Выдача бланков участникам в аудитории подготовки осуществляется не ранее 10.00 дня проведения экзамена.
Участники экзамена приглашаются в аудитории проведения для получения задания устной части КИМ и последующей записи устных ответов на задания КИМ.
Сопровождение участников экзамена из аудитории подготовки в аудиторию проведения осуществляется организатором вне аудитории.
Каждая группа участников заходит в аудиторию проведения только после того, как сдачу экзамена завершили все участники из предыдущей группы (рекомендуется, чтобы через одно рабочее место в аудитории проведения за один день смогли пройти максимум четыре участника экзамена).
В аудитории проведения участник занимает рабочее место.
Организатор в данной аудитории проводит инструктаж.
Участник экзамена перед ответом на каждое из заданий произносит на русском языке под запись средствами аудиозаписи уникальный идентификационный номер своей работы и номер каждого задания.
35
Организатор предупреждает участника о том, что при выполнении задания 2
(условный диалог-расспрос) отвечать на вопросы необходимо сразу после их прослушивания. Время на подготовку ответа на вопросы задания 2 не предусматривается.
По истечении 15 минут организаторы в аудитории объявляют о завершении экзамена и выключают средство аудиозаписи.
Организатор (технический специалист) сохраняет аудиозапись ответа участника под определенным кодом – «номер ППЭ_ номер аудитории_ уникальный идентификационный номер работы».
Участник расписывается в ведомости о проведении экзамена.
После того, как все участники экзамена группы в аудитории проведения завершили выполнение работы, в аудиторию проведения из аудитории ожидания приглашается новая группа участников экзамена.
Организаторы осуществляют контроль времени подготовки к заданиям и контроль времени выполнения заданий. В случае если время подготовки к заданию или время ответа на задание истекло, то организатор должен сообщить об этом участнику экзамена.
Технический специалист или организатор дает участнику экзамена прослушать запись его ответа и убедиться, что она осуществлена без технических сбоев. При выявлении низкого качества аудиозаписи ответа участника экзамена, не позволяющей в дальнейшем в полном объеме оценить ответ, или технического сбоя во время записи участнику экзамена предоставляется право сдать устную часть ОГЭ по иностранным языкам повторно в резервные сроки.
По окончании проведения устной части ОГЭ по иностранным языкам аудиозаписи ответов участников экзамена собираются техническим специалистом в каталоги поаудиторно, прослушиваются в присутствии члена ГЭК (во избежание утери аудиозаписи ответов) и направляются в РЦОИ для проведения экспертизы ответов на съемном электронном носителе.
Выявленные факты технического сбоя оборудования, низкого качества аудиозаписи ответа участников экзамена, утери аудиозаписи ответов участников экзамена оформляются соответствующим актом в присутствии технического специалиста, ответственного организатора в аудитории, члена ГЭК.
5.4.6. Особенности организации и проведения ОГЭ по химии
Проведение лабораторных опытов при выполнении задания 24 осуществляется в условиях химической лаборатории, оборудование которой должно отвечать требованиям
СанПиН к кабинетам химии.
При проведении экзамена рекомендуется минимизировать перенос лабораторного оборудования и химических реактивов, предназначенных для проведения химических экспериментов (задание 24). Рекомендуемая схема организации проведения экзамена предполагает выделение в аудитории отдельных столов, на которых будут размещены индивидуальные комплекты, состоящие из лабораторного оборудования и химических реактивов.
Перед началом экзаменационной работы или перед началом выполнения задания 24 специалист по проведению инструктажа и обеспечению лабораторных работ проводит инструктаж участника(-ов) экзамена по технике безопасности при обращении с лабораторным оборудованием и реактивами под подпись каждого участника экзамена.