Файл: Методические рекомендации по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
7. Листы (бланки) ответов участников ГИА
7.1. Общая часть
7.1.1. Участники ГИА выполняют экзаменационные работы на листах (бланках) ответов машиночитаемой формы, включающих в себя: лист (бланк) ответов на задания с кратким ответом; лист (бланк) ответов на задания с развернутым ответом (может быть реализован как два отдельных листа – лист 1 и лист 2); дополнительный лист (бланк) ответов; лист (бланк) устного экзамена.
Предпочтительно использовать односторонние листы (бланки) ответов на задания с развернутым ответом. Далее в тексте настоящих методических рекомендаций предполагается, что бланки односторонние.
7.1.2. В листе (бланке) ответов на задания с кратким ответом рекомендуется предусмотреть три части – верхнюю, среднюю и нижнюю.
В верхней части листа (бланка) ответов на задания с кратким ответом
(регистрационная часть) предлагается расположить следующие поля:
«Код региона»;
«Код образовательной организации»;
«Номер и буква класса»;
«Код пункта проведения экзамена»;
«Номер аудитории»;
«Код предмета»;
«Название предмета»;
«Дата проведения экзамена»;
«Сведения об участнике государственной итоговой аттестации», включающие в себя поля:
«Фамилия»;
«Имя»;
«Отчество (при наличии)»;
«Серия и номер документа, удостоверяющего личность»
12
;
12
Примерный перечень часто используемых при проведении ГИА документов, удостоверяющих личность, приведен в приложении № 1.

41
«Подпись участника экзамена».
В верхней части листа (бланка) ответов на задания с кратким ответом необходимо разместить образец написания цифр, букв и символов.
В средней части листа (бланка) ответов на задания с кратким ответом рекомендуется расположить поле(я) записи результатов выполнения заданий с кратким ответом.
В нижней части листа (бланка) ответов на задания с кратким ответом предлагается предусмотреть поля:
«Замена ошибочных ответов на задания с кратким ответом»;
«Количество заполненных полей «Замена ошибочных ответов»;
«Удален с экзамена в связи с нарушением порядка проведения ГИА»;
«Не завершил экзамен по уважительной причине»;
«Подпись ответственного организатора».
Рекомендуется в полях для записи результатов выполнения заданий с кратким ответом номера заданий, которые выполняются на листе (бланке) ответов на задания с развернутым ответом, помечать фразой «Задание выполняется на листе (бланке) ответов на задания с развернутым ответом», а номера заданий, отсутствующих в КИМ по конкретному предмету, помечать фразой «Не заполняется».
Рекомендуется в листе (бланке) ответов на задания с кратким ответом по химии предусмотреть поля для оценивания лабораторной работы двумя экспертами.
7.1.3. В листе (бланке) ответов на задания с развернутым ответом и дополнительном листе (бланке) ответов рекомендуется предусмотреть две части – верхнюю и нижнюю.
В верхней части листа (бланка) ответов на задания с развернутым ответом и дополнительном листе (бланке) ответов предлагается расположить следующие поля:
«Код региона»;
«Код предмета»;
«Название предмета».
Также в этой части необходимо предусмотреть поле для записи цифрового значения кода дополнительного листа (бланка) ответов на задания с развернутым ответом и (или) следующего дополнительного листа (бланка) ответов, который будет использован участником экзамена.
В нижней части листа (бланка) ответов на задания с развернутым ответом рекомендуется расположить поле для ответов на задания с развернутым ответом и рекомендации для участников экзамена в случае недостатка места для записи ответов.
7.1.4. В листе (бланке) устного экзамена рекомендуется предусмотреть три части – верхнюю, среднюю и нижнюю.
В верхней части листа (бланка) устного экзамена предлагается расположить следующие поля:
«Код региона»;
«Код образовательной организации»;
«Номер и буква класса»;
«Код пункта проведения экзамена»;
«Номер аудитории»;
«Код предмета»;
«Название предмета»;
«Дата проведения экзамена».


42
Также в верхней части листа (бланка) устного экзамена необходимо разместить образец написания цифр, букв и символов.
В средней части листа (бланка) устного экзамена указываются следующие сведения об участнике ГИА: фамилия; имя; отчество (при наличии); серия и номер документа, удостоверяющего личность
13
; поле «Подпись участника экзамена».
В нижней части листа (бланка) устного экзамена рекомендуется расположить поля:
«Удален с экзамена в связи с нарушением порядка проведения ГИА»;
«Не завершил экзамен по уважительной причине».
«Подпись ответственного организатора».
7.1.5. Основные правила заполнения листов (бланков) ответов
Все листы (бланки) ответов заполняются гелевой или капиллярной ручкой с чернилами черного цвета.
Для помечания поля выбора ответа заполненным используется символ метки «Х».
Символ метки («Х») не должен быть слишком толстым.
Участник экзамена должен изображать каждую цифру и букву во всех заполняемых буквенно-цифровых полях листов (бланков) ответов на задания с кратким ответом, тщательно копируя образец ее написания из строки с образцами написания символов.
Каждое поле в листах (бланках) заполняется, начиная с первой позиции (в том числе и поля для занесения фамилии, имени и отчества (при наличии) участника экзамена, реквизитов документа, удостоверяющего личность).
Если участник экзамена не имеет информации для заполнения какого-то конкретного поля, он должен оставить его пустым (не делать прочерков).
При записи ответов необходимо строго следовать инструкциям по выполнению работы (к группе заданий, отдельным заданиям), указанным в КИМ.
На листах (бланках) ответов, а также на дополнительных листах (бланках) ответов не должно быть пометок, содержащих информацию о личности участника экзамена.
Категорически запрещается: делать в полях, вне полей листов (бланков) ответов, дополнительных листах
(бланках) ответов какие-либо записи и (или) пометки, не относящиеся к содержанию полей указанных листов (бланков) ответов; использовать для заполнения листов (бланков) ответов цветные ручки вместо черной, карандаш, иные письменные принадлежности, средства для исправления внесенной в листы (бланки) ответов информации (корректирующую жидкость, ластик и др.).
7.2. Заполнение листа (бланка) ответов на задания с кратким ответом
По указанию ответственного организатора в аудитории участники экзамена заполняют верхнюю часть листа (бланка) ответов на задания с кратким ответом.
13
Примерный перечень часто используемых при проведении ГИА документов, удостоверяющих личность, приведен в приложении № 1.


43
Ответственный организатор в аудитории проверяет правильность заполнения регистрационных полей у каждого участника экзамена и соответствие данных участника экзамена
(ФИО, серии и номера документа, удостоверяющего личность) в регистрационных полях и документе, удостоверяющем личность. В случае обнаружения ошибочного заполнения регистрационных полей организаторы в аудитории дают указание участнику экзамена внести соответствующие исправления. Исправления могут быть выполнены следующими способами: запись новых символов (цифр, букв) более жирным шрифтом поверх ранее написанных символов (цифр, букв); зачеркивание ранее написанных символов (цифр, букв) и заполнение свободных клеточек справа новыми символами (цифрами, буквами). Данный способ возможен только при наличии достаточного количества оставшихся свободных клеточек.
Заполнение полей «Удален с экзамена в связи с нарушением порядка проведения
ГИА» или «Не завершил экзамен по уважительной причине» организатором в аудитории обязательно, если участник экзамена удален с экзамена в связи с нарушением установленного порядка проведения ГИА или не завершил экзамен по объективным причинам соответственно. Отметка организатора в аудитории заверяется подписью организатора в аудитории в специально отведенном для этого поле «Подпись ответственного организатора».
В случае если участник экзамена отказывается ставить личную подпись в поле
«Подпись участника ГИА», организатор в аудитории ставит свою подпись в поле участника экзамена.
В средней части листа (бланка) ответов на здания с кратким ответом краткий ответ записывается справа от номера задания.
Ответ на задание с кратким ответом нужно записать в такой форме, в которой требуется в инструкции к данному заданию (или группе заданий), размещенной в КИМ перед соответствующим заданием или группой заданий (рис. 1).
Не разрешается использовать при записи ответа на задания с кратким ответом никакие иные символы, кроме символов кириллицы, латиницы, арабских цифр, запятой и знака «дефис» («минус»), диакритических знаков, образцы которых даны в верхней части листа (бланка).
Краткий ответ в соответствии с инструкцией к заданию может быть записан только в виде: одной цифры; целого числа (возможно использование знака «минус»); конечной десятичной дроби (возможно использование знака «минус»); последовательности символов
14
, состоящей из букв и (или) цифр; слова или словосочетания (нескольких слов).
Если в ответе больше символов, чем количество клеточек, отведенных для записи ответов на задания с кратким ответом, то ответ записывается в отведенном для него месте, не обращая внимания на разбиение этого поля на клеточки. Ответ должен быть написан разборчиво, более узкими символами в одну строчку, с использованием всей длины
14
В случае если ответ на задание требуется записать в виде последовательности цифр (чисел) или букв, то ответ в поле листа (бланка) ответа № 1 необходимо записать в соответствии с инструкцией к заданию: в виде последовательности цифр (чисел) или букв, без каких-либо разделительных символов, в том числе пробелов, т.е. нельзя оставлять пустые клеточки, запятые и другие разделительные символы между цифрами (числами) или буквами) последовательности. При оценивании кратких ответов на задания, где ответом является последовательность символов, порядок следования символов последовательности влияет на оценивание такого ответа. При этом разделительные символы, в том числе пробелы, запятые и пр. будут игнорироваться.


44 отведенного под него поля. Символы в ответе не должны соприкасаться друг с другом.
Термин следует писать полностью. Любые сокращения запрещены.
Рис. 1
7.3. Замена ошибочных ответов
В нижней части листа (бланка) ответов на задания с кратким ответом предусмотрены поля для записи исправленных ответов на задания с кратким ответом взамен ошибочно записанных.
Для замены ответа, внесенного в лист (бланк) ответов на задания с кратким ответом, нужно в соответствующих полях замены проставить номер задания (с первой клетки, без лидирующих нулей), ответ на который следует исправить, и записать новое значение верного ответа на указанное задание (рис. 2).
В случае если в области замены ошибочных ответов на задания с кратким ответом будет заполнено поле для номера задания, а новый ответ не внесен, то для оценивания будет использоваться пустой ответ (т.е. задание будет засчитано невыполненным).
Поэтому в случае неправильного указания номера задания в области замены ошибочных ответов, неправильный номер задания следует зачеркнуть.
Ниже приведен пример замены.
Рис. 2
Ответственный организатор в аудитории по окончании выполнения экзаменационной работы участником экзамена должен проверить лист (бланк) ответов на задания с кратким ответом участника экзамена на наличие замены ошибочных ответов на задания с кратким ответом. В случае если участник экзамена осуществлял во время выполнения экзаменационной работы замену ошибочных ответов, организатору в аудитории необходимо посчитать количество замен ошибочных ответов, в поле
«Количество заполненных полей
«Замена ошибочных ответов» поставить соответствующее цифровое значение, а также поставить подпись в специально отведенном месте.
В случае если участник экзамена не использовал поле «Замена ошибочных ответов на задания с кратким ответом» организатор в поле «Количество заполненных полей
«Замена ошибочных ответов» ставит «Х» и подпись в специально отведенном месте.

45
7.4. Заполнение листов (бланков) ответов на задания с развернутым ответом и
дополнительного листа (бланка) ответов, а также листа (бланка) устного экзамена
Лист (бланк) ответов на задания с развернутым ответом предназначен для записи ответов на задания с развернутым ответом (строго в соответствии с требованиями инструкции к КИМ и к отдельным заданиям КИМ). Запрещается делать какие-либо записи и пометки, не относящиеся к ответам на задания, в том числе содержащие информацию о персональных данных участника экзамена.
Дополнительный лист (бланк) ответов выдается организатором в аудитории по требованию участника экзамена в случае недостаточного количества места для записи развернутых ответов.
Поле для записи цифрового значения кода дополнительного листа (бланка) ответов и (или) следующего дополнительного листа (бланка) ответов заполняется организатором в аудитории только при выдаче следующего дополнительного листа (бланка) ответов, если участнику экзамена не хватило места на ранее выданных дополнительных листах (бланках) ответов. В этом случае организатор в аудитории вносит в это поле цифровое значение кода следующего дополнительного листа (бланка) ответов, который выдает участнику экзамена для заполнения. Если дополнительный лист (бланк) ответов не выдавался, то поле указанное остается пустым.
Поле для записи цифрового значения кода дополнительного листа (бланка) ответов и (или) следующего дополнительного листа (бланка) ответов заполняет организатор в аудитории только при выдаче дополнительного листа (бланка) ответов, вписывая в это поле цифровое значение кода дополнительного листа (бланка) ответов, который выдается участнику экзамена. Если дополнительный лист (бланк) ответов не выдавался, то указанное поле остается пустым.
Лист (бланк) устного экзамена заполняется так же, как регистрационная часть листа
(бланка) ответов на задания с кратким ответом. В поле «Номер аудитории» указывается номер аудитории проведения устного экзамена.
8. Инструктивные материалы
8.1. Инструкция для руководителя ППЭ
При проведении ГИА по учебному предмету не допускается привлекать в качестве руководителей ППЭ педагогических работников, являющихся учителями обучающихся, сдающих экзамен в данном ППЭ (за исключением ППЭ, организованных в труднодоступных и отдаленных местностях, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность за пределами территории Российской Федерации, загранучреждениях, а также в учреждениях уголовно-исполнительной системы).
Руководитель ППЭ должен заблаговременно пройти инструктаж по порядку
и процедуре проведения ГИА и ознакомиться с: нормативными правовыми документами, регламентирующими проведение ГИА; инструкцией, определяющей порядок работы руководителя ППЭ, а также инструкциями, определяющими порядок работы лиц, привлекаемых к проведению ГИА
(организаторов, организаторов вне аудитории и т.д.);


46 правилами оформления ведомостей, протоколов и актов, заполняемых при проведении ГИА в аудиториях, ППЭ.
Работник образовательной организации, направляемый для проведения ГИА в качестве руководителя ППЭ, под подпись информируется по месту работы о сроках, местах и порядке проведения ГИА, в том числе о ведении в ППЭ и аудиториях видеозаписи (в случае принятия ОИВ соответствующего решения), об основаниях для удаления из ППЭ, о применении мер дисциплинарного и административного воздействия в отношении лиц, привлекаемых к проведению ГИА и нарушивших установленный порядок проведения ГИА.
Подготовка к проведению ГИА
Не позднее чем за один календарный день до проведения экзамена
руководитель ППЭ совместно с руководителем образовательной организации, на базе
которой организован ППЭ, обязан: обеспечить готовность ППЭ к проведению ГИА в соответствии с требованиями к
ППЭ
15
; проверить наличие и готовность помещений (аудиторий), необходимых для проведения ГИА
16
; проверить готовность аудиторий и необходимого оборудования для участников ГИА с ОВЗ (в случае распределения такой категории участников ГИА в ППЭ); проверить готовность рабочих мест для организаторов вне аудитории, обеспечивающих вход участников ГИА, сотрудников, осуществляющих охрану правопорядка, и (или) сотрудников органов внутренних дел (полиции); проверить готовность рабочих мест для организаторов в аудитории и общественных наблюдателей; обеспечить аудитории для проведения ГИА заметным обозначением их номеров; обеспечить помещения ППЭ заметным обозначением о ведении видеонаблюдения (в случае принятия ОИВ соответствующего решения); обеспечить каждое рабочее место участника ГИА в аудитории заметным обозначением его номера; обеспечить каждую аудиторию функционирующими часами, находящимися в поле зрения участников ГИА; убрать (закрыть) в аудиториях стенды, плакаты и иные материалы со справочно- познавательной информацией; запереть и опечатать помещения, не использующиеся для проведения экзамена в день проведения экзамена; проверить наличие отдельного места (помещения) для хранения личных вещей участников ГИА до входа в ППЭ; проверить наличие отдельного места (помещения) для хранения личных вещей организаторов ППЭ, медицинского работника, специалистов по проведению инструктажа и обеспечению лабораторных работ, экспертов, оценивающих выполнение лабораторных
15
См. «Требования к ППЭ» настоящих Методических рекомендаций.
16
См. «Требования к ППЭ» настоящих Методических рекомендаций.