Файл: Мбоу Ванзетурская средняя общеобразовательная школа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 31
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МБОУ «Ванзетурская средняя общеобразовательная школа»
Проектная работа:
СТЕРЕОТИПЫ ОБ АНГЛИЧАНАХ:
ПРАВДА ИЛИ ВЫМЫСЕЛ?
Выполнила: ученица 8 класса Канакина Алина
Проверила: Полякова С.С.
учитель английского языка
п.Ванзетур
2020-21 уч.год
Введение
Глава I. Что такое стереотип?
1.1. Понятие и сущность стереотипов
1.2. Виды стереотипов
1.3. Некоторые механизмы формирования и усвоения стереотипов
1.4. Роль и значение стереотипов
1.5. Основной метод борьбы со стереотипами
Глава II. Основные стереотипы об Англии и англичанах.
Глава III. Практическая часть
Заключение
Введение
Нас окружает большое количество стереотипов. Сюда можно отнести «немецкую аккуратность», «испанские страсти», «французскую галантность», «китайские церемонии», «русское "авось"» и т.п. И когда мы наблюдаем за стилем поведения и манерами иностранцев, то это нас иногда забавляет и даже порождает подчас чувство удовлетворения от собственной «нормальности» на фоне их «странностей».
Стереотип – это устоявшаяся модель поведения или мнения в обществе, которого придерживается большинство.
Стереотипы создаются людьми и обществом в целом на основе многолетнего опыта. Это длительный процесс и поэтому разрушить стереотип за один день невозможно.
Стереотипы служат источником предубеждений и предрассудков, когда люди воспринимают другие стереотипы поведения с позиций своей культуры и меряют все «на свой аршин».
Как известно, стереотипы ограничивают мышление людей и заставляют оценивать всё согласно им. Люди должны развеивать мифы и учиться мыслить шире. Именно поэтому мы находим тему исследования актуальной. Мы решили узнать, проанализировать и понять, знают и верят ли стереотипам об Англии.
Многие стереотипы в основном сформированы художественной литературой, кинематографом и даже средствами массовой информации, некоторые их них соответствуют действительности, другие уже устарели, третьи верны лишь частично. Так как сейчас многие люди путешествуют в Британию, учатся и работают там, важно знать, каковы британские люди и обычаи на самом деле.
Нельзя сказать, что стереотипы оказывают только негативное воздействие на человека. Это опыт поколений, который оберегает и остерегает от ошибок. Но, в то же время, стереотипы вселяют страх в человека, который мешает ему развиваться и двигаться вперед.
Цель работы: выяснить, знают ли жители России и других стран стереотипы об Англии, верят ли им.
Для достижения цели поставлены задачи:
исследовать понятие «стереотип»;
узнать, какие существуют стереотипы об Англии;
описать стереотипы английской культуры и определить некоторые особенности стереотипов;
узнать, как много людей знают эти стереотипы и верят им.
Объект исследования: стереотипы
В работе использовались следующие методы исследования:
Теоретический (изучение литературы и информации в интернете, обработка информации, консультации учителя)
Практический (опрос, анализ)
Гипотеза исследования- предположим, что, если большое количество людей знают стереотипы об Англии и верят им, значит стереотипы имеют влияние на представление о стране.
Глава I. Что такое стереотип?
1.1. Понятие и сущность стереотипов
Понятие «стереотип» в разных источниках и разными учеными определяется по-разному.
В переводе с греческого стереотип («stereotypos»), значит «твердый отпечаток».
Термин «стереотип» был введен в 1922 году Уолтером Липпманом.
Уолтер Липпман, американский журналист, социолог и психолог, занимавшийся проблемой социальных стереотипов трактовал его как «картинку у нас в голове», он же определил этнический стереотип как «упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо этнической группы или общности, с легкостью распространяемый на всех ее представителей».
Психологи определяют стереотип так:
Стереотип – вариант личностной установки. Установка – своеобразная призма, через которую человек воспринимает мир и ведет себя только одним образом.
Словарь Ожегова даёт следующее определение стереотипу:
Стереотип- прочно сложившийся, постоянный образец чего-нибудь, стандарт.
Если обратиться к интернету, то:
Стереотип- принятый в исторической общности образец восприятия, интерпретации информации, основанный на предшествующем социальном опыте (Викисловарь)
Наиболее обобщенное определение приводится в Энциклопедии социологии: «стереотип – устойчивый, эмоционально насыщенный, обобщенный образ этнической группы».
Следует так же упомянуть следующие важные характеристики и аспекты стереотипа, не упомянутые в приведенных определениях. Стереотипы в целом и этнические стереотипы в частности определяются не представлениями одного индивида, а фактом «группового согласия». Другими словами, они возникают не в головах отдельных людей, а в сознании больших групп людей.
1.2. Виды стереотипов
Единой классификации стереотипов нет:
В зависимости от индивидуальности выделяют индивидуальные и социальные стереотипы.
При накоплении личного жизненного опыта человек вырабатывает собственные мнения и взгляды, из них и формируются индивидуальные стереотипы. К примеру, если человека часто обманывали работодатели, он усвоит, что все работодатели – недобросовестные люди.
Социальных стереотипов очень много, они касаются всех социальных сфер: политики, экономики, образования, здравоохранения и так далее.
Социальный стереотип - это устойчивый и несколько упрощенный образ какого-то явления, группы людей, события и т.д. Они помогают нам составлять свое представление о мире. Социальные стереотипы редко отличаются точностью – чаще они ложные, и выполняют реакционную функцию, искажая познания людей и внося разлад в межличностные взаимоотношения. При этом они играют большую роль в оценке мира. Внутри социальных стереотипов выделяют следующие:
Гендерные стереотипы- распространённые в обществе представления об особенностях и поведении представителей разных полов, в первую очередь мужчин и женщин. Такие предрассудки формируются веками, беря истоки от мужчин-охотников и женщин, оберегавших очаг. В современном мире гендерные роли потерпели ряд изменений, но стереотипы плотно укоренились в сознании большинства. Самые распространенные: «Мужчины не плачут», «Место женщины на кухне» и прочее.
Возрастные стереотипы - это черты и свойства, приписываемые лицам данного возраста и задаваемые им в качестве подразумеваемой нормы; представления о том, как должны протекать рост, развитие и переход индивида из одной возрастной стадии в другую. Родители убеждены, что дети должны оправдывать их ожидания. Все подростки считаются трудными, а их мечты и планы не воспринимают всерьез. Молодежь думает только о развлечениях и не уважает старших. Люди среднего возраста находятся в кризисном состоянии. Старики – больные и несчастные.
Этнокультурные стереотипы (этнические) - это особая разновидность социального стереотипа, обобщенное представление о типичных чертах, характеризующих какой-либо народ.
В глазах большинства:
типичный китаец: невысокий, болтливый, обожающий рис;
типичный американец: самоуверенный, улыбчивый, обожающий бургеры;
типичный француз: пижон, любвеобильный романтик, гурман;
типичный англичанин: чопорный, завтракающий овсянкой, сдержанный.
Пожалуй, у каждой страны есть такие «визитные карточки» – стереотипы, которые накладываются на восприятие ее граждан.
Этностереотипы— относительно устойчивые представления о моральных, умственных, физических качествах, присущих представителям различных этнических общностей. В содержании этнических стереотипов, как правило, зафиксированы оценочные мнения об указанных качествах. Помимо этого, в содержании этнических стереотипов могут присутствовать и предписания к действию в отношении людей данной национальности.
Чаще всего они вредят позитивному общению между народами, ведя к отрицательным последствиям. Когда предубеждения становятся нормой, то появляется основание для дискриминации, крайнего национализма, терроризма, расизма.
1.3. Некоторые механизмы формирования и усвоения стереотипов
Формирование этнических стереотипов – длительный процесс. Исследования ученых показывают, что в раннем детстве человек свободен от стереотипов, что говорит о том, что стереотипы не являются врожденными. Однако уже в младшем школьном возрасте стереотипы начинают активно усваиваться и использоваться детьми. Уже в раннем детстве ребенок начинает неосознанно формировать представления о других этносах, взаимоотношения с которыми являются неотъемлемой частью истории его народа. Войны, колонизация, опустошение земель или, наоборот, отношения сотрудничества, и взаимного уважения оставляют отпечаток в памяти народа.
Этнические стереотипы в прошлом часто складывались под влиянием рассказов первых путешественников, которые обычно обращали основное внимание на какие-то «странные» черты облика или поведения у встреченных ими народов. Уже поэтому о действительных чертах этого народа могло создаться неполное или превратное представление Важнейшую роль в формирование этнических стереотипов играют непосредственные контакты с представителями другого этноса, а также массовое сознание, которое воздействует на нас посредством литературы, искусства, средств массовой информации и т.п. Богатейшим источником изучения механизмов формирования этнических стереотипов является как язык народа в целом, так и отдельные литературные и исторические памятники.
Но как получается так, что этот стереотип становится социальным?! Человек – существо социальное. Всю жизнь его окружают другие люди. Согласно определению, стереотипы основаны на пережитом прошлом. Поэтому совершая тот или иной поступок, мы так или иначе оглядываемся на общество, надеясь на его поддержку и опасаясь его осуждения. Тем самым мы устанавливаем для себя рамки, ограничиваем себя. Так рождаются неписанные законы и правила, которые якобы следует соблюдать. Люди общаются, делятся своим опытом, находят единомышленников, а то, что противоречит их взглядам, гордо называют исключением из правил. Но для того, чтобы шаблон поведения кучки людей стал действительно социальным, всеобщим, нужно время.
1.4. Роль и значение стереотипов
Стереотипы ускоряют процесс познания, предоставляют первичное основание для ориентирования в происходящем, сокращают время реагирования на изменяющуюся реальность.
Плюсы и минусы:
Стереотипы значительно облегчают жизнь человека, вырабатывают автоматизм мышления, который помогает в бытовых вопросах; помогают сориентироваться в определённых ситуациях, не допустить ошибок. (плюс)
Но с другой стороны, подобное мышление часто ограничено, в установках присутствует много устаревших и неточных представлений о людях, явлениях, событиях. (минус)
С одной стороны, стереотипное мышление ограничивает развитие личности, препятствует раскрытию творческого потенциала или просто вредит там, где объект стереотипа изменился. (минус)
Но с другой стороны, стереотипы позволяют экономить время и силы там, где объекты, ситуации и действия в их отношении просты и неизменны, позволяя по инерции действовать в похожих ситуациях. (плюс)
Стереотипы опасны тем, что могут формировать одно ожидание, а человеку придется столкнуться совсем с другой реальностью. (минус) Хорошо, если реальность окажется лучше. Если наоборот, то личность рискует допустить ошибки, когда ситуация не похожа на привычную, а индивид не может отойти от устойчивого образа. В негативных ситуациях стереотипы оказывают парализующее действие – сложно поверить в происходящее, поскольку в голове заложено, что этого не может быть. Если у человека очень много ложных стереотипов, это значительно ограничивает мировоззрение, препятствует саморазвитию и самосовершенствованию, мешает принимать новое и учиться. Чрезмерное обобщение не позволяет мыслить гибко.