Файл: Конкурса Разговор о правильном питании.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 34

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Региональный этап конкурса

«Разговор о правильном питании»

Материалы

для участия в региональном этапе конкурса методик

«Развитие единого социокультурного пространства

при реализации программы

«Разговор о правильном питании»

Возраст обучающихся: 10-12 лет

Используемая часть программы:

«Формула правильного питания»

Автор: Рожковская Ирина Владимировна,

учитель химии и биологии

МБОУ СОШ №3

г. Болхова Орловской области

2023 год

Паспорт конкурсной работы


Название конкурсной работы

«Развитие единого социокультурного пространства

при реализации программы «Разговор о правильном питании»


Автор (ФИО – полностью)

Рожковская Ирина Владимировна


Должность автора

Учитель химии и биологии


Школа – полное и краткое наименование


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3»

МБОУ СОШ №3


Адрес, номер телефона, электронная почта педагога (совпадает с электронной почтой, указанной при регистрации на сайте)

Орловская обл., г. Болхов,

ул. Калинина, д. 81

8(903)0298315

irina-rogkovskaia@yandex.ru


Возраст учащихся

10-12 лет


Используемая часть программы

«Формула правильного питания»


Стаж участия в программе

7 лет



I.Календарно-тематическое планирование деятельности,

направленное на развитие единого социокультурного пространства при реализации программы «Разговор о правильном питании»

Данное календарно- тематическое планирование составлено с учетом тематики третьего модуля программы «Разговор о правильном питании» с активным использованием социокультурного пространства. Для оптимизации организации и реализации образовательной деятельности был определен ряд тем из программы, которые считаю наиболее продуктивно будут раскрываться именно в этих темах.





Тема урока

Социальные партнеры-участники проекта

Форма проведения

Тема №8 «Кухня разных народов»

Задачи: • Знакомство учащихся с факторами, которые влияют на особенности национальных кухонь. • Формирование представления о роли национальных кухонь в обеспечении полноценным питанием жителей той или иной местности. • Развитие представления о том, как связаны национальные кулинарные традиции и культура народа. • Формирование чувства уважения и интереса к истории и культуре других народов. Основные понятия: кулинарные традиции и обычаи, история кулинарии, культура. Формы реализации: самостоятельная работа учащихся, работа в группах, проектная деятельность, мини-лекция.


1.

Понятие «национальная кухня»

МБУК «Болховский краеведческий музей»


Урок с элементами экскурсии

2.

Кулинарное путешествие.

Полноценный обед-необходимое условие для здоровья

Ресторанный комплекс «Орбита»

Урок с элементами экскурсии






Проект «Кулинарные праздники в моей семье»

Родители

Защита проектов

Тема №9 «Кулинарная история»

Задачи: • Формирование представления об истории кулинарии как части истории культуры человечества. • Расширение представления о традициях и культуре питания. • Развитие кругозора учащихся, их интереса к изучению истории. • Развитие умения самостоятельно находить необходимую информацию, связанную с историческими событиями. • Развитие интереса к чтению. Основные понятия: история, культура, кулинария. Основные формы реализации: самостоятельная работа, творческий проект, викторина.


.

Традиции и культура питания Орловской области

Гостиничный комплекс «Болховская старина»

Урок с элементами беседы, экскурсия.

Виртуальная экскурсия в гостиничный комплекс.

2.

Творческий проект «Первобытная кулинария»

Родители

Защита проектов

3.

Творческий проект «Кулинария в средние века»

Родители

Защита проектов

4.

Современная кулинария: не только вкусно, но и полезно!!!!

Ресторанный комплекс «Орбита»

Урок с элементами беседы, экскурсия

Тема № 10 «Как питались на Руси и в России»

Задачи: • Расширение знаний школьников об истории кулинарии, обычаях и традициях своей страны. • Развитие представления о традициях и обычаях питания, способствующих сохранению и укреплению здоровья. • Формирование чувства гордости и уважения к истории и культуре своей страны, пробуждение интереса к ее изучению. • Развитие интереса к самостоятельной работе с информационными источниками. Основные понятия: кулинария, кулинарные обычаи и традиции, культура, история. Формы реализации темы: самостоятельная работа учащихся, творческий проект, работа в группах.

1.

История кулинарии в России Откуда к нам пришла гречневая каша?

МБУК «Болховский краеведческий музей»


Урок с элементами беседы, экскурсия

Проектная работа «История гречневой каши? Ее полезные свойства!»

2.

История посуды в русской кухне. Ухваты и чугунки..как готовили пищу наши предки?

Школьный музей МБОУ СОШ №3


Урок экскурсия, с элементами беседы.

Исследовательская работа « Изготовление посуды на Руси»

3.

Самовар-символ русского стола

МБУК «Болховский краеведческий музей»

Краеведческая гостиная

4.

Традиционные блюда русской кухни. Блюда из овощей и фруктов.

Ресторанный комплекс «Орбита»

Дегустация традиционных блюд

5.

Польза меда.Где используется мед?

Учитель

Урок с элементами беседами, презентация

Исследовательская работа «Мед в народной медицине»

6.

Гречневая каша-символ г. Болхова

Фестиваль Боярыня каша»

Массовые народные гуляния

Исследовательская работа «Татьянин день и гречневая каша»


Тема №11 «Необычное кулинарное путешествие»

Задачи: • Развитие представления о связях кулинарии с различными сторонами и аспектами жизни человека. • Развитие представления о правильном питании как составляющей культуры здоровья человека. • Развитие культурного кругозора учащихся, формирование интереса к различным видам искусства. • Пробуждение интереса к творческой деятельности, чтению. Основные понятия: кулинария, искусство, живопись, литература, музыка. Основные формы реализации: самостоятельная работа учащихся, экскурсия, работа в группах, творческий проект, викторина.

1.


Заочное путешествие в кулинарные музеи питания


Учитель


Виртуальная экскурсия, с выбором важной информации

2.

Кулинарная тема в музыке

Урок с приглашением учителя музыки

Урок с элементами беседами, презентация

3.

Кулинарная тема в литературе

Урок с приглашением учителя литературы

Урок с элементами беседами, презентация

4.

Уникальные блюда Орловской области

МБУК «Болховский краеведческий музей»


Краеведческая гостиная

5.

Индивидуальный проект «Вкусная картина»

Учитель, родители

Защита проектов




II. Описание методики реализации программы в соответствии с темой конкурса:

В 5 и в 6 классах мы с ребятами изучаем третью часть программы – «Разговор о правильном питании». Работа по данной программе позволила обратить внимание детей и их родителей на проблему нерационального питания в современном обществе.

Цель работы по третьей части «Формула правильного питания» - привлечение внимания общественности к решению проблем воспитания у детей потребности в здоровом питании, а также к поиску путей более тесного взаимодействия педагогов, родителей, социальных партнёров и различных структурных подразделений по данному вопросу.

Надо отметить, что авторы выбрали вариант реализации данной программы – комбинированный, т.е. реализуемый в рамках урочной и внеурочной работы. Методика реализации программы позволяет систематизировать знания по предложенным темам, стимулировать развитие познавательных и творческих способностей, коммуникативных качеств, создать предпосылки поисковой деятельности и соответствует принципам программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, предусмотренной ФГОС. Создание и продвижение методики способствует социализации личности обучающегося, что является одной из стратегических задач современного воспитания.

Цель:

Создание целостной системы работы по программе «Разговор о правильном питании» как социокультурного пространства через вовлечение в процесс обучающихся, родителей, общественных организаций и административных структур для реализации совместной воспитательно-образовательной деятельности, способствующей освоению программы.

Задачи:

- создать социальную инфраструктуру методики, включающую различные предприятия и организации;

- познакомить детей с культурой питания как одной из составляющих здорового образа жизни через активное взаимодействие с участниками проекта;

- расширить знания детей о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, используя деятельностный подход обучения;

- внедрить технологии личностно-ориентированного обучения в учебный процесс как средство повышения качества образования;

- создать условия для профориентационной работы с учащимися через знакомства с социальными партнерами в ходе проектной деятельности.

Эффективность реализации программы обусловлена применением разнообразных форм, приемов, методов воспитательной и образовательной деятельности.


Я использую в своей практике следующие

Формы работы:

1. Групповая работа. Работа в парах. (сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, образно-ролевые игры, дискуссии, мини проекты и их защита, творческие мастерские, заседания клуба ЗОЖ, конкурсы, викторины и др.).

2. Фронтальная работа – это работа со всеми учащимися. Учитель предлагает беседу, рассказ, историю, чтение статей, информационный материал. Такая форма работы требует устойчивого внимания и заинтересованность учащихся.

3. Индивидуальная работа – большое значение имеет для обработки практических навыков и умений, ответы на вопросы анкеты, проблемные задания, выполнение санитарно-гигиенических требований. Работа над индивидуальными исследовательскими проектами детей.

Методы работы:

1. Репродуктивный – воспроизведение знаний (беседа, вопросы, тесты, анкетирование).

2. Проблемный – выдвигается гипотеза научных данных, дети их обследуют и обобщают. Пример: проект «Полезные молочные продукты», мини-проект «Научись читать этикетки продуктов» и д.р

3. Частично-поисковый – открывается новое под руководством учителя, используются творческие задания. Пример: «Откуда к нам пришел «Чай», «История посуды» и т.д

4. Объяснительно-иллюстрированный – учитель сообщает и показывает наглядность

Средства работы:

1.Тетради.

3.Система голосования.

5.Таблицы. Плакаты.

7. Анкеты.

9.Продукты.

2.Карточки.

4.Схемы. Ребусы.

6. Перфокарты.

8.Предметы быта.




Наиболее эффективна работа в группах, так как способствует развитию коммуникативных навыков, умению договариваться, справляться с поставленной задачей или проблемой. Групповая форма работы позволяет наиболее эффективно реализовать частично – поисковый метод и подготовку к проектной деятельности младших школьников.

Мною разработана модель единого социокультурного пространства, где в структуру социальной воспитывающей среды класса включены различные общественные организации и учреждения дополнительного образования таких как:



Школьный музей


МБУК «Болховский краеведческий музей»






Ресторанный комплекс «Орбита»

Гостиничный комплекс «Болховская старина»






а в центре системы находятся учащиеся, которые изучают программу «Разговор о правильном питании».

Программа реализуется через тесное взаимодействие структурных подразделений и социальных партнёров. Все имеют свои функции при реализации данной модели. Хочу остановится на наших социальных партнерах и правилах работы с ними.

Экскурсии в краеведческий и школьный музеи .

Экскурсия в музей - одна из форм внеурочной деятельности, которая создает условия для позитивного общения учащихся за пределами школы, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах. Работа направлена на то, чтобы научить детей замечать красивое в обыденном, обогатить их эстетические представления ,формировать эмоционально-оценочные суждения по поводу увиденного,т.е. формировать визуальную культуру и опыт в условиях музейной коммуникации.

В краеведческом музее г. Болхова созданы все условия для знакомства с народными традициями, бытом русских крестьян, их питанием. Все это способствует развитию интереса к русской национальной культуре, формирует художественный вкус, содействует воспитанию бережного отношения к народным традициям и их сохранению.

Экскурсия включает следующие этапы работы:

I. Подготовительная работа:

а) четкое определение ее цели,

б) выбор объекта изучения;

в) постановка перед учащимися конкретных вопросов.

П. Содержательная часть экскурсии, т.е. организация учебной работы по восприятию усвоению (или закреплению) изучаемого материала