ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 34
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Региональный этап конкурса
«Разговор о правильном питании»
Материалы
для участия в региональном этапе конкурса методик
«Развитие единого социокультурного пространства
при реализации программы
«Разговор о правильном питании»
Возраст обучающихся: 10-12 лет
Используемая часть программы:
«Формула правильного питания»
Автор: Рожковская Ирина Владимировна,
учитель химии и биологии
МБОУ СОШ №3
г. Болхова Орловской области
2023 год
Паспорт конкурсной работы
Название конкурсной работы | «Развитие единого социокультурного пространства при реализации программы «Разговор о правильном питании» |
Автор (ФИО – полностью) | Рожковская Ирина Владимировна |
Должность автора | Учитель химии и биологии |
Школа – полное и краткое наименование | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» МБОУ СОШ №3 |
Адрес, номер телефона, электронная почта педагога (совпадает с электронной почтой, указанной при регистрации на сайте) | Орловская обл., г. Болхов, ул. Калинина, д. 81 8(903)0298315 irina-rogkovskaia@yandex.ru |
Возраст учащихся | 10-12 лет |
Используемая часть программы | «Формула правильного питания» |
Стаж участия в программе | 7 лет |
I.Календарно-тематическое планирование деятельности,
направленное на развитие единого социокультурного пространства при реализации программы «Разговор о правильном питании»
Данное календарно- тематическое планирование составлено с учетом тематики третьего модуля программы «Разговор о правильном питании» с активным использованием социокультурного пространства. Для оптимизации организации и реализации образовательной деятельности был определен ряд тем из программы, которые считаю наиболее продуктивно будут раскрываться именно в этих темах.
№ | Тема урока | Социальные партнеры-участники проекта | Форма проведения |
Тема №8 «Кухня разных народов» Задачи: • Знакомство учащихся с факторами, которые влияют на особенности национальных кухонь. • Формирование представления о роли национальных кухонь в обеспечении полноценным питанием жителей той или иной местности. • Развитие представления о том, как связаны национальные кулинарные традиции и культура народа. • Формирование чувства уважения и интереса к истории и культуре других народов. Основные понятия: кулинарные традиции и обычаи, история кулинарии, культура. Формы реализации: самостоятельная работа учащихся, работа в группах, проектная деятельность, мини-лекция. | |||
1. | Понятие «национальная кухня» | МБУК «Болховский краеведческий музей» | Урок с элементами экскурсии |
2. | Кулинарное путешествие. Полноценный обед-необходимое условие для здоровья | Ресторанный комплекс «Орбита» | Урок с элементами экскурсии |
| Проект «Кулинарные праздники в моей семье» | Родители | Защита проектов |
Тема №9 «Кулинарная история» Задачи: • Формирование представления об истории кулинарии как части истории культуры человечества. • Расширение представления о традициях и культуре питания. • Развитие кругозора учащихся, их интереса к изучению истории. • Развитие умения самостоятельно находить необходимую информацию, связанную с историческими событиями. • Развитие интереса к чтению. Основные понятия: история, культура, кулинария. Основные формы реализации: самостоятельная работа, творческий проект, викторина. | |||
. | Традиции и культура питания Орловской области | Гостиничный комплекс «Болховская старина» | Урок с элементами беседы, экскурсия. Виртуальная экскурсия в гостиничный комплекс. |
2. | Творческий проект «Первобытная кулинария» | Родители | Защита проектов |
3. | Творческий проект «Кулинария в средние века» | Родители | Защита проектов |
4. | Современная кулинария: не только вкусно, но и полезно!!!! | Ресторанный комплекс «Орбита» | Урок с элементами беседы, экскурсия |
Тема № 10 «Как питались на Руси и в России» Задачи: • Расширение знаний школьников об истории кулинарии, обычаях и традициях своей страны. • Развитие представления о традициях и обычаях питания, способствующих сохранению и укреплению здоровья. • Формирование чувства гордости и уважения к истории и культуре своей страны, пробуждение интереса к ее изучению. • Развитие интереса к самостоятельной работе с информационными источниками. Основные понятия: кулинария, кулинарные обычаи и традиции, культура, история. Формы реализации темы: самостоятельная работа учащихся, творческий проект, работа в группах. | |||
1. | История кулинарии в России Откуда к нам пришла гречневая каша? | МБУК «Болховский краеведческий музей» | Урок с элементами беседы, экскурсия Проектная работа «История гречневой каши? Ее полезные свойства!» |
2. | История посуды в русской кухне. Ухваты и чугунки..как готовили пищу наши предки? | Школьный музей МБОУ СОШ №3 | Урок экскурсия, с элементами беседы. Исследовательская работа « Изготовление посуды на Руси» |
3. | Самовар-символ русского стола | МБУК «Болховский краеведческий музей» | Краеведческая гостиная |
4. | Традиционные блюда русской кухни. Блюда из овощей и фруктов. | Ресторанный комплекс «Орбита» | Дегустация традиционных блюд |
5. | Польза меда.Где используется мед? | Учитель | Урок с элементами беседами, презентация Исследовательская работа «Мед в народной медицине» |
6. | Гречневая каша-символ г. Болхова | Фестиваль Боярыня каша» | Массовые народные гуляния Исследовательская работа «Татьянин день и гречневая каша» |
Тема №11 «Необычное кулинарное путешествие» Задачи: • Развитие представления о связях кулинарии с различными сторонами и аспектами жизни человека. • Развитие представления о правильном питании как составляющей культуры здоровья человека. • Развитие культурного кругозора учащихся, формирование интереса к различным видам искусства. • Пробуждение интереса к творческой деятельности, чтению. Основные понятия: кулинария, искусство, живопись, литература, музыка. Основные формы реализации: самостоятельная работа учащихся, экскурсия, работа в группах, творческий проект, викторина. | |||
1. | Заочное путешествие в кулинарные музеи питания | Учитель | Виртуальная экскурсия, с выбором важной информации |
2. | Кулинарная тема в музыке | Урок с приглашением учителя музыки | Урок с элементами беседами, презентация |
3. | Кулинарная тема в литературе | Урок с приглашением учителя литературы | Урок с элементами беседами, презентация |
4. | Уникальные блюда Орловской области | МБУК «Болховский краеведческий музей» | Краеведческая гостиная |
5. | Индивидуальный проект «Вкусная картина» | Учитель, родители | Защита проектов |
II. Описание методики реализации программы в соответствии с темой конкурса:
В 5 и в 6 классах мы с ребятами изучаем третью часть программы – «Разговор о правильном питании». Работа по данной программе позволила обратить внимание детей и их родителей на проблему нерационального питания в современном обществе.
Цель работы по третьей части «Формула правильного питания» - привлечение внимания общественности к решению проблем воспитания у детей потребности в здоровом питании, а также к поиску путей более тесного взаимодействия педагогов, родителей, социальных партнёров и различных структурных подразделений по данному вопросу.
Надо отметить, что авторы выбрали вариант реализации данной программы – комбинированный, т.е. реализуемый в рамках урочной и внеурочной работы. Методика реализации программы позволяет систематизировать знания по предложенным темам, стимулировать развитие познавательных и творческих способностей, коммуникативных качеств, создать предпосылки поисковой деятельности и соответствует принципам программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, предусмотренной ФГОС. Создание и продвижение методики способствует социализации личности обучающегося, что является одной из стратегических задач современного воспитания.
Цель:
Создание целостной системы работы по программе «Разговор о правильном питании» как социокультурного пространства через вовлечение в процесс обучающихся, родителей, общественных организаций и административных структур для реализации совместной воспитательно-образовательной деятельности, способствующей освоению программы.
Задачи:
- создать социальную инфраструктуру методики, включающую различные предприятия и организации;
- познакомить детей с культурой питания как одной из составляющих здорового образа жизни через активное взаимодействие с участниками проекта;
- расширить знания детей о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, используя деятельностный подход обучения;
- внедрить технологии личностно-ориентированного обучения в учебный процесс как средство повышения качества образования;
- создать условия для профориентационной работы с учащимися через знакомства с социальными партнерами в ходе проектной деятельности.
Эффективность реализации программы обусловлена применением разнообразных форм, приемов, методов воспитательной и образовательной деятельности.
Я использую в своей практике следующие
Формы работы:
1. Групповая работа. Работа в парах. (сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, образно-ролевые игры, дискуссии, мини проекты и их защита, творческие мастерские, заседания клуба ЗОЖ, конкурсы, викторины и др.).
2. Фронтальная работа – это работа со всеми учащимися. Учитель предлагает беседу, рассказ, историю, чтение статей, информационный материал. Такая форма работы требует устойчивого внимания и заинтересованность учащихся.
3. Индивидуальная работа – большое значение имеет для обработки практических навыков и умений, ответы на вопросы анкеты, проблемные задания, выполнение санитарно-гигиенических требований. Работа над индивидуальными исследовательскими проектами детей.
Методы работы:
1. Репродуктивный – воспроизведение знаний (беседа, вопросы, тесты, анкетирование).
2. Проблемный – выдвигается гипотеза научных данных, дети их обследуют и обобщают. Пример: проект «Полезные молочные продукты», мини-проект «Научись читать этикетки продуктов» и д.р
3. Частично-поисковый – открывается новое под руководством учителя, используются творческие задания. Пример: «Откуда к нам пришел «Чай», «История посуды» и т.д
4. Объяснительно-иллюстрированный – учитель сообщает и показывает наглядность
Средства работы:
1.Тетради. | 3.Система голосования. | 5.Таблицы. Плакаты. | 7. Анкеты. | 9.Продукты. |
2.Карточки. | 4.Схемы. Ребусы. | 6. Перфокарты. | 8.Предметы быта. | |
Наиболее эффективна работа в группах, так как способствует развитию коммуникативных навыков, умению договариваться, справляться с поставленной задачей или проблемой. Групповая форма работы позволяет наиболее эффективно реализовать частично – поисковый метод и подготовку к проектной деятельности младших школьников.
Мною разработана модель единого социокультурного пространства, где в структуру социальной воспитывающей среды класса включены различные общественные организации и учреждения дополнительного образования таких как:
Школьный музей | МБУК «Болховский краеведческий музей» |
| |
Ресторанный комплекс «Орбита» | Гостиничный комплекс «Болховская старина» |
| |
а в центре системы находятся учащиеся, которые изучают программу «Разговор о правильном питании».
Программа реализуется через тесное взаимодействие структурных подразделений и социальных партнёров. Все имеют свои функции при реализации данной модели. Хочу остановится на наших социальных партнерах и правилах работы с ними.
Экскурсии в краеведческий и школьный музеи .
Экскурсия в музей - одна из форм внеурочной деятельности, которая создает условия для позитивного общения учащихся за пределами школы, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах. Работа направлена на то, чтобы научить детей замечать красивое в обыденном, обогатить их эстетические представления ,формировать эмоционально-оценочные суждения по поводу увиденного,т.е. формировать визуальную культуру и опыт в условиях музейной коммуникации.
В краеведческом музее г. Болхова созданы все условия для знакомства с народными традициями, бытом русских крестьян, их питанием. Все это способствует развитию интереса к русской национальной культуре, формирует художественный вкус, содействует воспитанию бережного отношения к народным традициям и их сохранению.
Экскурсия включает следующие этапы работы:
I. Подготовительная работа:
а) четкое определение ее цели,
б) выбор объекта изучения;
в) постановка перед учащимися конкретных вопросов.
П. Содержательная часть экскурсии, т.е. организация учебной работы по восприятию усвоению (или закреплению) изучаемого материала