Файл: Правовое регулирование возмездного оказания медицинских услуг осужденным, отбывающим наказание в местах лишения свободы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


6. К договорам возмездного оказания медицинских услуг применяются нормы, закрепленные в Законе РФ от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей»1. Применение данного нормативно-правого акта обусловлено потребительскими свойствами медицинской услуги. Под потребительскими свойствами медицинской услуги принято понимать потенциальную возможность достижения положительных изменений в состоянии здоровья при проведении какой-либо медицинской услуги.

7. Следующим квалифицирующим признаком договора возмездного оказания услуг можно считать получение от пациента конфиденциальной информации при оказании медицинской услуги. Данный квалифицирующий признак нашёл свое отражение в международном и национальном законодательстве в виде понятия «врачебная тайна». Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан»1 рассматривает врачебную тайну как категорию сведений, полученных от пациента, включающих информацию о состоянии его здоровья, о факте обращения в медицинскую организацию, поставленном диагнозе и другую информацию, полученную при медицинском исследовании.

8. Договор возмездного оказания услуг заключается исключительно в письменной форме. Обязательная письменная форма данного договора находит свое закрепление в Постановлении Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 г. № 1006. Стоит отметить, что некоторые ученые придерживаются точки зрения о том, что и устное заключение договора возмездного оказания медицинских услуг имеет место быть.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что договор возмездного оказания медицинских услуг является одной из наиболее важных правовых гарантий при осуществлении конституционного права на получение медицинской помощи. Гражданский кодекс Российской Федерации не содержит легального определения договора возмездного оказания услуг, а лишь дает общие правила, регулирующие отношения по возмездному оказанию услуг. Договор возмездного оказания услуг обладает квалифицирующими признаками, которые позволяют его отграничить от других договоров. К ним относят:

1. Предмет, в качестве которого выступает медицинская услуга.

2. Договор возмездного оказания услуг является консенсуальным.

3. Многосубъектный состав договора возмездного оказания медицинских услуг, в котором принимают участие исполнитель, заказчик, потребитель.


4. Возмездность.

5. Договор оказания медицинских услуг является публичным договором.

6. Договор характеризуется наличием законом установленных обязанностей по неразглашению сведений, составляющих врачебную тайну.

7. Договор возмездного оказания услуг заключается исключительно в письменной форме.



    1. . Правовое регулирование возмездного оказания медицинских услуг



От эффективности правового регулирования отношений, возникающих при оказании медицинской услуги, зависят степень удовлетворенности конкретных граждан качеством своей жизни и общий уровень качества жизни общества. Соответственно, целью правового регулирования выступает публичный интерес в качестве жизни населения, так и частные интересы конкретных людей в сохранении здоровья. Для достижения этих целей необходимо выработать систему частноправовых и публично-правовых способов правового регулирования.

Правовое регулирование отношений по оказанию медицинских услуг достигается разными видами правового регулирования. В целях характеристики их значения в урегулировании отношений по оказанию медицинских услуг, полагаем целесообразным сгруппировать эти соответствующие виды правового регулирования следующим образом.

  1. Прямое регулирование отношений по оказанию медицинских услуг:

— международно-правовое регулирование;

— государственное регулирование;

— саморегулирование;

— регулирование посредством этических норм;

— договорное регулирование.

Рассмотрим особенности различных видов правового регулирования.

Международно-правовое регулирование отношений, возникающих в процессе оказания медицинских услуг.

Так, основы права каждого человека на здоровье закреплены во Всеобщей декларации прав человека: каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи (ст. 25).

В преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) зафиксирован принцип, согласно которому «Здоровье всех народов является основным фактором в достижении мира и безопасности и зависит от самого полного сотрудничества отдельных лиц и государств».

Содержатся схожие нормы в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.), Международном пакте о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.), в Международной Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации (Нью-Йорк, 7 марта 1966 г.). Также, соглашения заключены в рамках СНГ, что важно в ситуации, когда многие граждане этих государств проживают в России, что требует признания их прав на медицинскую помощь.



С момента, когда устранена угроза жизни больного или здоровью окружающих и возможна его транспортировка, дальнейшее оказание медицинской помощи осуществляется на платной основе.

Систематизация норм, закрепляющих те или иные права и обязанности в области медицинской помощи, требует дальнейшего развития.

Государственное регулирование отношений, возникающих при оказании медицинской услуги.

Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Глава 2 Конституции РФ, ст. 20 – 24 гарантируют право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Часть вторая ст. 21 Конституции РФ содержит прямой запрет на проведение медицинских опытов без добровольного согласия человека.

Кроме общих положений, имеются нормы специального характера. Статья 41 провозглашает право на охрану здоровья и медицинскую помощь: Федеральные законы, регулирующие медицинские услуги следует разделить на: общие и специальные. Так, к общим можно отнести ГК РФ, Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей1 и др., к специальным – Федеральный закон «Об основах охраны здоровья», Закон РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» и др.

Для целей настоящего исследования представляют интерес нормы, посвященные договору возмездного оказания услуг (ст. 779-783 ГК РФ)2, обязательствам вследствие причинения вреда (ст. 1064-1101 ГК РФ), а также страхованию (ст.927- 970 ГК РФ).

В связи с тем, что пациентом выступает физическое лицо, к отношениям по поводу оказания медицинской помощи применяется Закон РФ «О защите прав потребителей», содержащий основные понятия, имеющие непосредственное отношение к сфере здравоохранения.

Следовательно, если гражданин получает медицинскую помощь за счет средств того или иного бюджета он предполагается потребителем, соответственно, отношения между ним и медицинским учреждением квалифицируются как договорные.

Очевидно, по аналогии, к ним следует применять конструкцию договора в пользу третьего лица (ст. 430 ГК РФ), где в качестве выговорившего право выступает публичное образование, например Российская Федерация. Во-вторых, действие закона распространяется на отношения с участием страховых организаций, соответственно, потребитель может предъявить соответствующие требования к последним. В-третьих, в Постановлении заложены критерии качества товаров (работ, услуг).


Начиная с 90-х годов XX в. оказание медицинской помощи построено на началах обязательного страхования. Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»1 определяет правовые, экономические и организационные начала обязательного медицинского страхования населения в Российской Федерации.

Данный закон направлен на усиление заинтересованности субъектов отношений, возникающих в сфере оказания медицинских услуг в охране здоровья граждан в новых экономических условиях, а также обеспечивает конституционное право граждан на медицинскую помощь. В законе закреплена система договоров, направленных на обеспечение данного права (ст. 37 – 39): договор о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования и договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию. Все они по природе являются договорами в пользу третьего лица (ст. 430 ГК РФ) — застрахованного лица (пациента).

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации представляет собой комплексный акт, который содержит нормы различных отраслей права. В него входят, с одной стороны, нормы, регулирующие административно-правовые отношения между органами управления здравоохранением и лечебными учреждениями по руководству этими учреждениями, а с другой — нормы, регулирующие гражданско-правовые отношения, предусматривающие права и обязанности пациентов.

Данный закон содержит основные легальные дефиниции понятий, используемых, в том числе, в процессе регулирований отношений по оказанию медицинских услуг (здоровье, медицинская помощь, медицинская услуга), устанавливает основные требования к такой помощи и ее субъектам.

Двусторонний характер договора не исчерпывается предоставлением со стороны заказчика денежного платежа. Обязанности граждан, находящихся на лечении, соблюдать режим лечения, в том числе определенный на период их временной нетрудоспособности, и правила поведения в медицинских организациях, по сути, могут быть квалифицированы как кредиторские обязанности (ст. 406 ГК РФ), не исполнение которых освобождает исполнителя от ответственности по договору. Пункт 14 «Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинским учреждениями» возлагает на потребителей, пользующихся платными медицинскими услугами
, обязанность выполнять требования, обеспечивающие качественное предоставление платной медицинской услуги, включая сообщение необходимых для этого сведений.

Э.М. Алсынбаева полагает, что при трансплантации существует лишь два самостоятельных договорных отношения: договор об оказании медицинских услуг по пересадке органа или ткани при прижизненной форме донорства и договор об оказании медицинских услуг по трансплантации трупного органа (ткани). В совокупности указанные выше договоры, применяемые при использовании той или иной формы донорства, предлагает именовать договорами об оказании трансплантационных медицинских услуг.

Полагаем, что донор и пациент выступают как созаказчики соответствующей медицинской услуги, если донорство является адресным. Правовая цель и пациента и донора выступает как оказание помощи первому посредством использования органа последнего.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в настоящее время в Российской Федерации действует целая система нормативных правовых актов в области здравоохранения.

В ст. 2 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»1 саморегулирование определяется как самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.

В Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинским профессиональным некоммерческим организациям, их ассоциациям, в установленном порядке может быть передано осуществление отдельных функций в сфере охраны здоровья. То есть, саморегулируемым организациям, подпадающим под действие данной нормы, могут быть переданы функции стандартизации.

А.А. Мохов называет преимущества системы саморегулирования:

1) обеспечение соблюдения своими членами законодательства Российской Федерации, этических норм и иных правил профессиональной деятельности медицинских работников;

2) принимать участие в разработке учебных программ и планов, осуществлении подготовки лиц, занимающихся медицинской деятельностью;

3) представлять законные интересы своих членов в их отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;