Файл: Правовое регулирование возмездного оказания медицинских услуг осужденным, отбывающим наказание в местах лишения свободы.docx
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 68
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4) обжаловать в судебном порядке акты и действия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, нарушающие права и законные интересы любого из своих членов или группы членов;
5) осуществлять страхование гражданской ответственности своих членов.
При обсуждении целесообразности развития саморегулирования медицинских организаций, в понимании, закрепленном в Федеральном законе «О саморегулируемых организациях», некоторые авторы, полагают, что «самым предпочтительным сегментом отечественной системы здравоохранения для развития саморегулирования являются частные медицинские организации».
Роль этических норм в регулировании отношений по поводу оказания медицинских услуг.
Таким образом, медицинская деятельность регулируется не только на государственном и общественном (саморегулирование) уровнях. Все они так или иначе основаны на этических началах. Именно они взаимосвязывают остальные нормы. Ю.В. Данилочкина1 делает вывод, что в части, не урегулированной правовыми нормами, действуют положения медицинской профессии и медицинской этики, присущие предпринимательской деятельности, но только в сфере медицины (обязанность врача оказать неотложную помощь вне зависимости от того, состоит ли он в договорных отношениях с пациентом и т.д.).
На наш взгляд, лишь некоторые из названных этических норм (об обязанности оказать экстренную помощь, спасти человека) можно одновременно квалифицировать как правовые, но как публично-правовые.
ГЛАВА 2. ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ ОСУЖДЕННЫМ, ОТБЫВАЮЩИМ НАКАЗАНИЯ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
2.1 Особенности заключения договора возмездного оказания медицинских услуг осужденными
Охрана здоровья населения, доступность и качество оказания медицинской помощи являются сегодня приоритетными направлениями социально-экономической политики государства. Система медико-санитарного обеспечения уголовно-исполнительной системы (далее — УИС) — единая система учреждений и подразделений, призванная обеспечить доступность, своевременность, качество и преемственность оказания медицинской помощи личному составу УИС и лицам, содержащимся в учреждениях УИС1.
Организация и предоставление медицинской помощи осужденным регламентированы в разд. XIX Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений. Как следует из п. 123 указанных правил, лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь лицам, осужденным к лишению свободы, организуется и предоставляется в соответствии с Федеральным законом № 323-ФЗ и уголовно-исполнительным законодательством РФ.
Следует отметить, что основными субъектами данных отношений являются пациент и медицинский работник. Пациент — физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи. Из данного определения следует, что для обращения за медицинской помощью не обязательно иметь какое-либо заболевание.
Легальное определение медицинских услуг закреплено в Федеральном законе от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон № 323-ФЗ). Медицинская услуга — это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение1.
Договор об оказании возмездных медицинских услуг заключается не между осужденным и медицинской организацией, а между медицинской организацией и исправительным учреждением.
Понятие медицинских услуг по своей сущности попадает под категорию услуг в гражданско-правовом смысле. То есть отвечает тем требованиям, которые предъявляются к договору оказания услуг. Где заказчиком выступает пациент, а исполнителем — медицинский работник. Медицинский работник по заказу пациента обязан оказать последнему медицинскую услугу. Также, медицинские услуги могут предоставляться на платной основе, где заказчик, то есть пациент, обязан оплатить, оказанную ему медицинским работником услугу. Предметом данных правоотношений является выполнение определенных договором действий медицинского характера медицинским работником в отношении пациента. Для оказания медицинской помощи осужденным организуются медицинские части, которые являются структурными подразделениями исправительных учреждений. Основными задачами, которых являются:
-
оказание неотложной медицинской помощи; -
оказание амбулаторной и стационарной медицинской помощи; -
организация и проведение медицинских осмотров, диспансеризации; -
организация и проведение комплекса санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Порядок получения платных медицинских услуг осужденными устанавливается Правилами внутреннего распорядка исправительного учреждения № 2951.
«Осужденные могут получать дополнительную лечебно-профилактическую помощь, оплачиваемую за счет собственных средств. Такие медицинские услуги предоставляются специалистами лечебно-профилактических учреждений государственной или муниципальной систем здравоохранения в медицинской части исправительного учреждения, в условиях лечебно-профилактических учреждений или лечебных исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы. В исключительных случаях, когда невозможно предоставить необходимую медицинскую услугу в указанных условиях, она может быть выполнена в соответствующем учреждении здравоохранения».
Уголовно-исполнительный кодекс РФ (далее — УИК РФ) говорит о том, что медицинская помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с ПВР ИУ и законодательством Российской Федерации2. Так, в пунктах 124–129 ПВР ИУ говорится о том, что в случае невозможности оказания медицинской помощи медицинскими работниками исправительного учреждения, осужденный вправе обратиться с заявлением к начальнику исправительного учреждения об оказании ему платных медицинских услуг. Данное заявление рассматривается в трехдневный срок, за который устанавливается необходимость в получении данной помощи, а также возможность ее предоставления. Также главным бухгалтером исправительного учреждения устанавливается платежеспособность осужденного, то есть наличие у него необходимых для оплаты данной услуги денежных средств.
Непосредственно в исправительном учреждении (ИУ) осуществляются:
-
медицинское обследование и наблюдение осужденных в целях профилактики заболеваний; -
диспансерный учет; -
наблюдение и лечение, а также определение их трудоспособности.
При невозможности оказания медицинской помощи в ИУ осужденные имеют право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной (муниципальной) системы здравоохранения, а также на приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций. Под невозможностью оказания медицинской помощи в ИУ понимаются:
-
отсутствие в исправительном учреждении врача-специалиста соответствующего профиля или квалификации, оборудования или условий для оказания необходимого объема медицинской помощи; -
ситуация, при которой отсрочка на определенное время в оказании медицинской помощи, в том числе связанная с ожиданием транспортировки больного в другое исправительное учреждение, может повлечь ухудшение его состояния, угрозу жизни и здоровью. -
В соответствии с п. 2 Правил № 1466 проведение консультаций врачей-специалистов государственной (муниципальной) медицинской организации и оказание медицинской помощи осуществляются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Федеральной службе исполнения наказаний на основании заключенного договора. Все виды медицинской помощи оказываются с соблюдением порядков их оказания и на основе стандартов медицинской помощи. -
Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается лицам, лишенным свободы, в экстренной и неотложной форме как в медицинских организациях, так и вне медицинских организаций с учетом соблюдения установленных требований к срокам ее оказания. Решение о вызове бригады скорой медицинской помощи принимает медицинский работник ИУ, осуществляющий в соответствии с должностными обязанностями организацию и оказание медицинской помощи лицам, лишенным свободы, а в его отсутствие – руководитель этого учреждения или уполномоченное им должностное лицо (п. 5 Правил № 1466). -
Оказание специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи осуществляется в установленном порядке по направлению лечащего врача ИУ. При отсутствии в учреждении врача или в случае нахождения лица, лишенного свободы, на лечении в медицинской организации, с которой у ИУ заключен договор, такая медпомощь оказывается по направлению лечащего врача этой медицинской организации (п. 8 Правил № 1466).
Как уже было отмечено, первичная медико-санитарная помощь, специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь и паллиативная медицинская помощь оказываются в медицинских организациях лицам, лишенным свободы, в соответствии с договором об оказании медицинской помощи, заключаемым между учреждением УИС и медицинской организацией.
В соответствии с п. 7 Правил № 1466 договор должен содержать следующие положения:
-
виды медицинской помощи, оказываемой медицинской организацией, и режим ее работы; -
виды, сроки и объем медицинской помощи, которую медицинская организация обязана оказывать лицам, лишенным свободы; -
расходы медицинской организации на оказание медицинской помощи лицам, лишенным свободы, подлежащие оплате учреждением УИС, их размеры и сроки оплаты; -
обеспечение ИУ конфиденциальности полученных от медицинской организации сведений, касающихся состояния здоровья лиц, лишенных свободы, выявленных у них заболеваний и проведенного (необходимого в дальнейшем) лечения.
Договор заключается в соответствии с нормами Федерального закона № 44-ФЗ. На практике нередко возникает вопрос: вправе ли ИУ заключить указанный договор посредством размещения заказа у единственного поставщика?
В силу п. 6 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ у единственного поставщика может проводиться закупка работ или услуг, которые выполняются или оказываются:
-
органом исполнительной власти в рамках его полномочий; -
подведомственными ему государственными учреждениями, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или нормативными правовыми актами Правительства РФ, законодательными актами соответствующего субъекта РФ.
Таким образом, указанная норма может быть применена казенным учреждением ФСИН при закупке услуг на оказание медицинской помощи и иных медицинских услуг больным из числа заключенных под стражу, отбывающих наказание в виде лишения свободы, содержащихся в ИУ, только у органа исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственных ему государственных учреждений (при наличии у них полномочий, установленных соответствующим нормативным правовым или законодательным актом).
Договором возмездного оказания медицинских услуг может быть установлена ответственность, предусмотренная ГК РФ. В статье 783 ГК РФ закреплено, что правовое регулирование договора возмездного оказания услуг основывается на общих положениях о подряде, и регулируется нормами статей 702–729. В случае, когда услуга оказана некачественно, заказчик вправе потребовать от исполнителя:
-
безвозмездного устранения недостатков в разумный срок; -
соразмерного уменьшения установленной за работу цены; -
возмещения своих расходов на устранение недостатков, когда право заказчика устранять их предусмотрено в договоре.