Файл: Экспериментальное исследование влияния дидактических игр на развитие активного словаря детей среднего дошкольного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА РАЗВИТИЕ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Этапы и методы экспериментального исследования
Исследование проводилось на базе Муниципального дошкольного бюджетного учреждения Бурейский детский сад №50 «Теремок», п. Бурея, Амурская область. В нем приняли участие 24 ребенка в возрасте 4-5 лет (по 12 человек в каждой группе). В исследовании приняли участие две средние группы детского сада, которые для оценки эффективности проведенной работы были разделены на контрольную и экспериментальную. Работа в дошкольном учреждении проводится по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы.

Цель исследования – изучить влияние дидактических игр на развитие активного словаря детей среднего дошкольного возраста.

Исследование включало в себя три этапа:

  1. Констатирующий этап (с 10 по 20 сентября 2019 года) – подбор диагностических методик и выявление первичного уровня развития активного словаря детей среднего дошкольного возраста.

  2. Формирующий этап (21 сентября 2019 года по 20 декабря 2019 года) – разработка перспективного плана и проведение работы по развитию активного словаря детей среднего дошкольного возраста с использованием дидактических игр.

  3. Контрольный этап (21 по 30 декабря 2019 года) – повторная диагностика уровня развития активного словаря детей среднего дошкольного возраста и анализ полученных результатов.

В исследовании использовались следующие методы:

- изучение и анализ методической литературы;

- тестирование;

- эксперимент.

Для диагностики уровня развития активного словаря детей среднего дошкольного возраста использовались следующие методики (Приложение 1).

1. Методика «Диагностика развития словаря детей среднего дошкольного возраста», авторов М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной.

Цель – изучить уровень развития активного словаря детей среднего дошкольного возраста.

Исходным моментом в методике обследования на первом этапе являлся отбор слов для проверки. Обследование проводилось индивидуально с каждым ребёнком группы.

Развитие словаря оценивалось по следующим критериям:

– количественное накопление слов;

– освоение их смысловой стороны.

При оценке словаря использовалась трехбалльная система. В соответствии с ней ребенок получает:


0 баллов – когда слово отсутствует и в активном и в пассивном словаре;

1 балл – когда слово есть в активном словаре, но нет его понимания;

2 балла – когда слово есть в словаре, но применяется с ошибками или ограниченно, только в определённых ситуациях;

3 балла – когда слово правильно понимается и употребляется независимо от ситуации. Слово в этом случае имеет обобщённое значение.

Уровень развития словаря соответствовал сумме баллов, которую получал ребенок в результате выполнения трех заданий. В соответствии с этим уровни развития словаря определены следующим образом:

- высокий уровень (7-9 баллов) – ребенок называет все обобщающие слова существительные, показывает знание всех прилагательных и глаголов, либо допускает 1-2 ошибки;

- средний уровень (4-6 балла) – ребенок называет все обобщающие слова существительные, показывает знание большинства прилагательных и глаголов, но допускает от 3 до 5 ошибок;

- низкий уровень (0-3 балла) – ребенок не называет обобщающие слова существительные, не может назвать прилагательные и глаголы.

2. Методика «Изучению активного и пассивного словаря детей» автора Г.А. Волковой.

Цель – изучение активного и пассивного словаря детей среднего дошкольного возраста.

Уровень развития словаря соответствовал сумме баллов, которую получал ребенок в результате выполнения трех заданий. В соответствии с этим уровни развития словаря определены следующим образом:

1 уровень – высокий (9-12 баллов) – ребенок правильно подбирает слова, правильно понимает смысл большинства слов и употребляет независимо от ситуации;

2 уровень – средний (5-8 балла) – ребенок понимает смысл слов, оперирует некоторыми прилагательными, обобщающими словами, совершает ошибки;

3 уровень – низкий (0-4 балла) – ребенок не справился с заданием, не отвечает на поставленные вопросы, в его активном словаре небольшой словарный запас.

Таким образом, определены этапы и методы исследования по развитию активного словаря детей среднего дошкольного возраста при использовании дидактических игр.
2.2. Выявление уровня развития активного словаря детей среднего дошкольного возраста
Цель констатирующего этапа исследования – выявить исходный уровень развития активного словаря детей среднего дошкольного возраста

Задачи констатирующего этапа исследования:



  1. подобрать методики для диагностики уровня развития словаря у детей среднего дошкольного возраста;

  2. провести диагностику детей и проанализировать полученные результаты.

В результате диагностики с помощью методики «Диагностика развития словаря детей среднего дошкольного возраста» М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной на констатирующем этапе были получены результаты, представленные в Приложении 2. Графически полученные результаты отображены на рисунке 1.


Рисунок 1 – Результаты диагностики развития словаря в

экспериментальной группе на констатирующем этапе

(методика «Диагностика развития словаря детей среднего дошкольного возраста» М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной)
Таким образом, мы видим, что 25% (4 детей) показали низкий уровень развития словаря. Эти дети не произносят слова, либо не понимают его смысл. 42% дошкольников (5 детей) находятся на среднем уровне. В словаре у этих детей есть слова, но применяются они с ошибками или ограниченно, только в определённых ситуациях. 33% исследуемых детей (3 детей) показали высокий уровень развития словаря. Эти дети правильно понимают смысл большинства слов и употребляют независимо от ситуации. Дети плохо называют группы предметов – посуда, семья, транспорт, легче называют группы предметов – фрукты, овощи. Сложности возникают в подборе определений к слову «книга». В целом дети смогли назвать слова, обозначающие крики животных и птиц, но иногда путались в ответах.

Результаты диагностики контрольной группы с помощью методики «Диагностика развития словаря детей среднего дошкольного возраста» М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной на констатирующем этапе представлены в Приложении 3. Графически полученные результаты отображены на рисунке 2.


Рисунок 2 – Результаты диагностики развития словаря в контрольной группе

по методике «Диагностика развития словаря детей среднего

дошкольного возраста» М.М. Алексеевой и В.И. Яшиной

на констатирующем этапе
Таким образом, 42% (5 детей) показали низкий уровень развития словаря. Эти дети не произносят слова, либо не понимают его смысл. 41% (5 детей) находятся на среднем уровне. В словаре у этих детей ребенка есть слова, но применяются они с ошибками или ограниченно, только в определённых ситуациях. 17% (2 детей) показали высокий уровень развития словаря. Эти дети правильно понимают смысл большинства слов и употребляют независимо от ситуации.


Анализируя результаты, мы видим, что в обеих группах результаты почти одинаковые. Дети в основном находятся на среднем и низком уровне развития словаря.

В результате диагностики развития словаря детей экспериментальной группы по методике «Изучение активного и пассивного словаря детей» Г.А. Волковой на констатирующем этапе были получены следующие результаты (Приложение 4). Графически полученные результаты отображены на рисунке 3.


Рисунок 3 – Результаты диагностики активного и пассивного словаря

в экспериментальной группе на констатирующем этапе (методика «Изучение

активного и пассивного словаря детей» Г.А. Волковой)
Таким образом, мы видим, что 25% (3 детей) показали высокий уровень развития активного и пассивного словаря. Эти дети правильно подбирают обобщающие слова, прилагательные и антонимы, знают профессии людей, правильно называют предметы по их функциональному назначению. 42% (5 детей) находятся на среднем уровня развития. Они знают некоторые прилагательные, антонимы, обобщающие слова, но совершают много ошибок. 33% (4 детей) дошкольников показали низкий уровень развития активного и пассивного словаря. Дети не справились с заданием, не отвечали на поставленные вопросы, в их активном и пассивном словаре небольшой словарный запас.

В результате диагностики развития словаря детей контрольной группы по методике «Изучение активного и пассивного словаря детей» Г.А. Волковой на констатирующем этапе были получены следующие результаты (Приложение 5). Графически полученные результаты отображены на рисунке 4.


Рисунок 4 – Результаты диагностики развития активного и пассивного словаря

в контрольной группе на констатирующем этапе (методика «Изучение активного и пассивного словаря детей» Г.А. Волковой)
Итак, 33% показали высокий уровень развития активного и пассивного словаря. Эти дети правильно подбирают обобщающие слова, прилагательные и антонимы, знают профессии людей, правильно называют предметы по их функциональному назначению. 42% находятся на среднем уровня развития. Они знают некоторые прилагательные, антонимы, обобщающие слова, но совершают много ошибок. 25% дошкольников показали низкий уровень активного и пассивного словаря. Дети не справились с заданием, не отвечали на поставленные вопросы, в их активном и пассивном словаре небольшой словарный запас.


Следовательно, можно сделать вывод, необходимо больше уделять внимания данному вопросу, так как это важный компонент гармоничного развития подрастающей личности. Следовательно, перед нами ставится цель повысить уровень развития активного словаря детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

2.3. Организация работы по развитию активного словаря детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр
Цель формирующего этапа – разработать проект с использованием дидактических игр, направленных на развитие активного словаря детей среднего дошкольного возраста.

Задачи формирующего этапа:

– разработать проект по развитию активного словаря детей среднего дошкольного возраста с использованием дидактических игр;

– реализовать перспективный план на практике.

Формирующая работа проводилась с детьми экспериментальной группы и опиралась на условия гипотезы, а именно: уровень развития активного словаря детей среднего дошкольного возраста будет выше при соблюдении следующих условий:

– использование предметных, сюжетных, музыкальных дидактических игр;

– учет возрастных особенностей при использовании дидактических игр;

– вовлечение родителей в процесс развития активного словаря;

– использование предметно-развивающей среды группы.

Наименование проекта: «Развитие активного словаря детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Вид проекта: долгосрочный, практико-ориентированный.

Основные исполнители проекта:

– педагогический коллектив ДОУ, социальные партнеры;

– воспитанники ДОУ;

– родители воспитанников, посещающих ДОУ.

Цель проекта: развитие активного словаря детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Основные задачи проекта:

– параллельно с расширением представлений об окружающей действительности расширять объем словаря,

– уточнение значения слов;

– формирование познавательной деятельности;

– совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

– дети увеличили активный словарь;

– понимают смысловую сторону накопленных слов;

– пользуются словарем при общении.

Критерии эффективности проекта:

– количественное накопление слов;

– освоение их смысловой стороны.