Файл: Цель и средства сметного дела Цель сметного дела.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

        Проектировщик (генеральный проектировщик) — физические или юридические лица, которые соответствуют требованиям законо­дательства Российской Федерации, предъявляемым к лицам, осу­ществляющим архитектурно-строительное проектирование (лица, осуществляющие подготовку проектной документации). Лицами, осуществляющими подготовку проектной документации, могут являться застройщик либо привлекаемое на основании договора застройщиком или заказчиком физическое или юридическое лицо, соответствующие требованиям законодательства.

        Он несет полную ответственность за качество проекта, технико-экономические показатели объекта строительства, правильность выполнения подрядной организацией проектных решений; осу­ществляет авторский надзор за соблюдением проектных решений.

        Пользователи объектов капитальных вложений — физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государ­ственные органы, органы местного самоуправления, иностран­ные государства, международные объединения и организации, для которых создаются указанные объекты, в том числе и инвесторы.

        В инвестиционном процессе создания строительного объекта участвуют несколько независимых организаций, имеющих разные цели и задачи в достижении экономического эффекта. Основной целевой задачей инвестора и заказчика является строительство объекта и ввод его в эксплуатацию при минимальных капиталь­ных вложениях в наиболее короткие сроки в целях получения в дальнейшем дохода.

        Основной целевой задачей подрядчика является максимум рен­табельных работ за счет увеличения расценок на строительно-мон­тажные работы (удорожания строительства) или за счет техни­ческого прогресса. Первый путь более легкий, но он находится в противоречии с главной задачей инвестора и заказчика. Для пре­одоления этих противоречий необходимы определенные стимулы и договоренности, объединяющие интересы всех участников инвестиционного процесса, которые фиксируются в контракте (до­говоре подряда).

  Объектами в инвестиционно-строительной деятельности вы­ступают:

  • денежные вклады;

  • ценные бумаги;

  • имущественные права и права интеллектуальной собственно­сти;

  • научно-техническая продукция и другие объекты собствен­ности;

  • производство различных видов продукции без ввода в эксплу­атацию новых средств труда;

  • комплексы строящихся и реконструируемых объектов;

  • строящиеся здания и сооружения;

  • имущественная часть вновь создаваемой организации как но­вого юридического лица.


Основные нормативные документы, определяющие порядок ценообразования в строительстве



Градостроительный Кодекс Российской Федерации (далее ГрК РФ) Принят Государственной Думой 22 декабря 2004 года и одобрен Советом Федерации 24 декабря 2004 года и имеет наивысшую силу в строительстве. Никакие иные нормативно-правовые акты не должны ему противоречить.

Согласно статье 8.3. ГРК РФ «Ценообразование и сметное нормирование в области градостроительной деятельности», введенной Федеральным законом от 03.07.2016 N 369-ФЗ:

Сметные нормативы утверждаются федеральным органом исполнительной власти*, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, в установленном им порядке.

*Данным федеральным органом является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской федерации.

Сведения об утвержденных сметных нормативах включаются в федеральный реестр сметных нормативов.

Сметные цены строительных ресурсов определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, по результатам мониторинга цен строительных ресурсов.

Методики определения сметных цен строительных ресурсов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

Сметные цены строительных ресурсов являются общедоступной информацией и размещаются в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве.

В настоящее время основным методическим документом ценообразования в строительстве является «Методика определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации», утверждена приказом Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации от 4 августа 2020 г. № 421/пр.



Во исполнение поручения главы государства и в соответствии с «Планом мероприятий по совершенствованию системы сметного нормирования и ценообразования в строительной отрасли», утверждённым правительством России, принят Федеральный закон №369-ФЗ от 03 июля 2016 года "О ценообразовании в строительстве".

Этим законом предусматривается расширение полномочий органов государственной власти в области утверждения сметных норм, методик определения и применения сметных цен строительных ресурсов, установления порядка мониторинга цен и ведения федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС).

При этом теперь устанавливается обязательность применения сметных нормативов, внесённых в федеральный реестр, не только при строительстве, финансируемом с привлечением средств бюджетной системы Российской Федерации, но и за счёт средств государственных корпораций, а также ещё нескольких видов юридических лиц.

Действующие сметно-нормативные базы (ГЭСН и ФЕР-2001 ред.2020 г., ТСНБ-2001, ТСН-2001 для г. Москвы, СН-2012 для г. Москвы). Реформа ценообразования 2020 года

Сметно-нормативная база (СНБ) – это совокупность сметных нормативов для расчёта сметной стоимости строительства. Сметные нормативы являются ключевым элементом системы ценообразования в строительстве.

Среди действующих в России сметных нормативов выделяют 4 основных вида:

  • государственные;

  • отраслевые или ведомственные;

  • территориальные;

  • индивидуальные.

Большинство современных сметно-нормативных баз представляют собой сборники единичных расценок, которые разрабатываются на основе элементных сметных норм. Главной функцией сметных норм является определение нормативного количества ресурсов (затрат труда рабочих, времени работы строительных машин, потребности в материалах, изделиях и конструкциях и т.д.), минимально необходимых и достаточных для выполнения соответствующего вида работ.

Основными сметными нормативами Российской Федерации в настоящее время являются Государственные сметные нормативы,

Федеральные единичные расценки (ФЕР) разрабатываются на основе государственных элементных сметных норм в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 года.

Территориальные единичные расценки (ТЕР), также как и ФЕР, разрабатываются на основе государственных элементных сметных норм с привязкой к местным условиям строительства и применяются при строительстве в пределах территории административного субъекта Российской Федерации (региона).


Отраслевые сметно-нормативные базы содержат сметные нормативы, разрабатываемые для специализированных видов строительства (железнодорожный, автомобильный транспорт, энергетика, газопроводы, связь и т.д.). Отраслевые сметные нормативы могут существенно отличаться от государственных, как системой кодирования (шифрования), так и принципами формирования сметных цен. Вот почему при работе с отраслевыми сметно-нормативными базами необходимо внимательно читать технические части, порядки применения, общие указания и другие нормативные документы, которые могут содержать методы определения сметной стоимости, не типичные при работе с ГЭСН, ФЕР и ТЕР.

Индивидуальные сметные нормы и расценки разрабатываются с учетом конкретных условий производства работ со всеми усложняющими факторами.

Что касается применения фирменных и индивидуальных сметных норм для определения стоимости строительства, финансирование которого производится с привлечением средств федерального бюджета, то «Разработка и применение индивидуальных сметных нормативов, предназначенных для строительства конкретного объекта по предусматриваемым в проектной документации технологиям производства работ, условиям труда и поставок ресурсов, отсутствующим или отличным от технологий, учтенных в сметных нормативах, содержащихся в федеральном реестре сметных нормативов, осуществляется по решению Правительства Российской Федерации.» - п. 30 Постановления 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»

Также существует Приказ Минстроя России №202/пр от 01 апреля 2016 года, в котором предписывается: признать с 01 апреля 2016 года неподлежащими применению индивидуальные сметные нормативы и иные документы, включенные в раздел 4. «Индивидуальные сметные нормативы» федерального реестра сметных нормативов… В случае необходимости применения индивидуальных сметных нормативов, предоставить в Минстрой России мотивированное обоснование такой необходимости для принятия соответствующего решения Правительством Российской Федерации.

Государственные, отраслевые и территориальные сборники разрабатываются в центрах ценообразования.

Инвесторами, осуществляющими вложение собственных, заем­ных, привлеченных средств на создание строительной продукции могут быть:


  • органы, уполномоченные управлять государственным и му­ниципальным имуществом или имущественными правами;

  • организации и предприятия, предпринимательские объеди­нения, общественные организации и другие юридические лица всех форм собственности;

  • международные организации, иностранные юридические лица;

  • физические лица (граждане РФ и иностранные граждане).

Заказчиками (застройщиками) могут быть инвесторы, а также иные физические и юридические лица, уполномоченные инве­сторами осуществлять реализацию инвестиционных проектов по строительству.

Источниками финансирования инвестиций могут быть:

  • собственные финансовые ресурсы и внутрихозяйственные финансовые резервы инвестора;

  • средства внебюджетных фондов;

  • средства федерального бюджета;

  • средства бюджетов субъектов Российской Федерации;

  • и другие источники

Выбор сметно-нормативной базы при составлении сметной документации по конкретному объекту зависит от источника финансирования.

Для объектов, финансируемых с привлечением средств федерального бюджета применяются Государственные (федеральные) – государственные элементные сметные нормы (ГЭСН) и федеральные единичные расценки (ФЕР).

 

ГЭСН-2001 предназначены:

  • Для определения состава и потребности в материально-технических и трудовых ресурсах, необходимых для выполнения строительных, монтажных, ремонтно-строительных и пусконаладочных работ;    

  • Для разработки единичных расценок различного назначения (федеральных, территориальных, отраслевых, фирменных) и укрупненных сметных нормативов;

  • Для определения прямых затрат в составе сметной стоимости строительства ресурсным методом, разработки единичных расценок, индивидуальных и укрупненных сметных норм (расценок), применяемых в строительстве.

Сметные нормы являются составной частью системы ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности и предназначены для определения состава и потребности в материальных, технических и трудовых ресурсах, необходимых и достаточных для определения сметной стоимости строительных, специальных строительных, ремонтно-строительных, монтажа оборудования и пусконаладочных работ.

Сметные нормы используются при определении сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства ресурсным методом, разработке единичных расценок и укрупненных сметных нормативов.