Файл: Античная цивилизация величайшее и прекраснейшее явление в истории человечества. Созданная древними греками и древними римлянами цивилизация, просуществовавшая с viii в до н э.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Особенностью царской власти в Спарте была ее двойственность. Ведь в Спарте была не монархия, а диархия: наличие двух архогетов из рода Агиадов и Еврипонтидов, которые входили в герусию – совет старейшин из 30 человек. Загадку двойной царской власти в Спарте не раз пытались решить ученые нового времени. На этот счет существует несколько гипотез. Одна из них предполагает, что диархия возникла в результате объединения, или синойкизма, дорийской общины с местной, ахейской. Для подтверждения этой версии, как правило, приводят рассказ Геродота, из которого следует, что еще в V в. до н. э. старшая из спартанских династий, династия Агиадов, сохраняла воспоминание о своем ахейском происхождении.

Афины

Афинская демократия считается самой развитой, самой законченной и самой совершенной формой демократического строя античных государств. Золотым веком афинской демократии стало столетие с середины V до середины IV в. до н.э. Формирование системы политических органов афинской демократии было результатом длительного исторического периода начиная с реформ Солона.
Государственный аппарат Афин состоял из следующих органов власти: Народного собрания, Совета пятисот, гелиэи, коллегии стратегов и коллегии архонтов.
Народное собрание (экклесия) являлось главным – суверенным и законодательным – органом афинского государства. На Народное собрание собирались все граждане независимо от их имущественного положения, проживавшие в городе Афинах, Пирее, в Аттике, на других территориях, входивших в состав Афинского государства (например, жители островов). Женщины не имели права участвовать в политической и общественной жизни.
Полномочия Народного собрания были весьма широкими: они охватывали практически все стороны жизни Афинского полиса. Здесь принимали законы, решали вопросы войны и мира, избирали должностных лиц, заслушивали отчеты магистратов по окончании сроков их полномочий, решали вопросы снабжения города продовольствием, обсуждали и утверждали государственный бюджет, осуществляли контроль за воспитанием юношей. В компетенцию народного собрания входило и такое чрезвычайное мероприятие как остракизм.
Специфическое значение имели права Народного собрания по охране основных законов. С этой целью была учреждена специальная коллегия для охраны законов (номофилаков), которая получала свои полномочия непосредственно от Народного собрания. Это был специальный орган «хранителей законов», наблюдавший за строгим выполнением афинских законов всеми органами государства.

Решения Народного собрания, которые становились государственными законами, обычно начинались со слов «Постановил Совет и народ». Эта юридическая формула показывает большую роль Совета (Буле) в системе государственных органов афинской демократии. Совет в Афинах был столь же влиятельным и авторитетным органом, как и Народное собрание. Совет состоял из 500 человек, по 50 от каждой из 10 афинских фил. Каждый член Совета избирался по жребию из нескольких кандидатов, что исключало возможность подкупа или какого-либо давления сверху. Равномерное представительство от каждой филы обеспечивало интересы живущего там населения. Важнейшими задачами Совета 500 были организация работы народных собраний и исполнение их функций в перерывах между заседаниями. Совет 500 комплектовался из всех разрядов афинского гражданства. Члены Совета избирались на один год, повторное избрание разрешалось через несколько лет, так что каждый год Совет обновлялся заново. В компетенцию Совета входила подготовка и обсуждение всех дел, которые необходимо было решить на Народном собрании. Он давал предварительное заключение по обсуждаемым вопросам, без которого народ не мог вынести постановления. Кроме того, Совет следил за соблюдением решений Народного собрания, контролировал деятельность всех должностных лиц, заслушивал их отчеты. Важной функцией Совета являлась организация строительства флота. Совет пятисот производил также проверку (докимассию) девяти архонтов и кандидатов в члены Совета на следующий год, вел наблюдение за всеми общественными постройками, ведал исполнением общественных и государственных дел. Совет имел право привлекать к суду должностных лиц, прежде всего, виновных в неправильном расходовании государственных средств. Приговоры Совета могли быть обжалованы в гелиэе.
Наряду с Советом 500 в системе афинской демократии существовал еще и Совет Ареопага. Ареопаг в отличие от Совета 500 был органом аристократическим. Он состоял из нескольких десятков членов (возможно, до 60–70 человек), кооптируемых (а не избираемых народом) главным образом из среды афинских аристократов на пожизненный срок (для члена Ареопага требовалось «хорошее воспитание», что подразумевало аристократическое происхождение). Ареопаг в V–IV вв. до н.э. стал одной из судебных инстанций – разбирал дела об умышленных убийствах, поджогах, нарушениях религиозных предписаний. Ареопаг должен был также наблюдать за состоянием нравов и охраной отеческих устоев.


Городское управление осуществлялось с помощью выборных магистратур, специальных должностных лиц. Совет 500 в свою очередь непосредственно контролировал их деятельность. Высшими магистратами в Афинах были коллегии архонтов и стратегов. Девять архонтов (шесть фесмофетов, архонт-эпоним, базилевс и полемарх), а также их секретарь избирались посредством жребия по одному от каждой филы. В ведении коллегии архонтов находились дела религиозные, семейные и вопросы нравственности. Коллегия десяти стратегов осуществляла верховное руководство и командование всеми вооруженными силами полиса. Соответственно, чем выше в тот или иной период было значение афинской армии и флота, тем больший вес в обществе имела и коллегия стратегов. В Афинах было также множество различных коллегий магистратов, основными функциями которых была организация управления внутригородской жизнью.

5. В чём причина установления гегемонии Македонии в Древней Греции?

Филипп II был дальновидным политиком. Сначала он укрепил свои северные границы, затем вступил в Священную войну в роли защитника храма Аполлона. В результате войны Филипп II стал хозяйничать на Халкидике и Южной Фракии, возглавил Фессалию, вошёл в Дельфийскую амфиктионию и получил законное право вмешиваться в дела греческих полисов. Среди греков сложилось противоречивое отношение к деятельности Филиппа II. Одни поддерживали его и считали благодетелем для Греции, который сможет остановить распри и защитить от Персидского порабощения. Некоторые полисы даже добровольно подчинились Филиппу, например в Фессалии. Лидером сторонников Филиппа II стал оратор из Афин Исократ. Его поддерживали Эвбул, Эсхин и Фокион. Другие доказывали, что Филипп II – это завоеватель, он уничтожит демократию, и поэтому должен получить сопротивление со стороны греческих полисов. Вдохновителем выступал Демосфен, его сторонниками были Гиперид и Ликург. В 338 г. до н. э. возле города Херонея произошла битва между греками и македонянами. Греки были разгромлены. На следующий год Филипп II созвал в Коринфе общегреческий конгресс. На конгрессе решено создать Эллинский Союз, законодательно закрепивший гегемонию Македонии над Грецией. Вместо раздробленных полисов появилось сильное объединение греков. Конгресс решил начать войну против Персидского царства. Филипп II отправил свою армию в Малую Азию, но сам был убит. Царём и преемником стал его сын Александр.


6. Что такое эллинизм и какое значение в развитии Древнего мира он сыграл?

Античность — это цивилизация, созданная древними греками и римлянами, которая продлилась с VIII в. до н.э. вплоть до падения Западной Римской империи в V в. н.э. - более 1200 лет.

Отличительная черта Античности - это новое восприятие мира, в котором происходит полный распад родовых отношений и на первый план выдвигается отдельно взятый человек. Искусство обращает свой взор к реальной, повседневной, а не только ритуальной жизни. В мифе утверждается антропоморфизм.

Этот период делится на два этапа:



  1. Древнегреческая.

  2. Римская.


Античная цивилизация, также, как и восточная цивилизация является первичной цивилизацией. Она возродилась непосредственно из первобытности, а не на основе предыдущей цивилизации.

Античное общество развивалось очень динамично, так как с самого начала в нем происходила борьба между рабским крестьянством и аристократией. У других народов она заканчивалась победой знати, а у древних греков демос (народ) не только отстоял свободу, но и добился политического равенства. Главной причиной этого является бурное развитие ремесла и торговли. Торгово-ремесленная верхушка демоса быстро богатела и в экономическом отношении стала сильнее землевладельческой знати. Противоречия между могуществом торгово-ремесленной части демоса и уходящей в прошлое силой землевладельческой знати составило движущую пружину развития греческого общества, которое к концу VI в. до н. э. разрешилось в пользу народа [1].

В античной цивилизации на первый план вышли частнособственнические отношения, проявилось господство частного товарного производства, ориентированного преимущественно на рынок.

Появился первый в истории образец народовластия -- демократия как олицетворение свободы. Демократия в греко-латинском мире была по-прежнему прямой. Предусматривалось равенство всех граждан как принцип равных возможностей. Существовали свобода слова, выборность органов власти.

В античном мире были заложены основы гражданского общества, предусматривающего право каждого гражданина участвовать в управлении, признание его личного достоинства, прав и свобод. Государство не вмешивалось в частную жизнь граждан или это вмешательство было незначительным. Торговля, ремесла, сельское хозяйство, семья функционировали независимо от власти, но в рамках закона. Римское право содержало систему норм, регулирующих частнособственнические отношения. Граждане были законопослушны [3].


Однако демократия в античном мире носила ограниченный характер: обязательное наличие привилегированного слоя, исключение из ее действия женщин, свободных иноземцев, рабов.

В греко-латинской цивилизации также существовало рабство. Оценивая его роль в античности, думается, ближе к истине позиция тех исследователей, которые секрет уникальных достижений античности видят не в рабстве (труд рабов неэффективен), а в свободе. Вытеснение свободного труда рабским в период Римской империи явилось одной из причин упадка этой цивилизации.

7. В чём причина поражения греческих полисов в борьбе с Римом?

К III в. до н.э. Греция представляла из себя разрозненные земли, объединённые лишь общей историей и наследием эллинской цивилизации. Увеличивалось социальное расслоение, назревали народные восстания и конфликты между городами - полисами.

В Античности берега современных Черногории и Албании являлись пристанищем иллирийских пиратов, совершавших налеты на торговые корабли в Адриатическом и Ионическом морях. Римские дипломаты, прибывшие к местному царю Аргону добиваться защиты купцов, оказались унижены, а на обратном пути, подверглись нападению.

В 229 году до н.э. смывать оскорбление отправился римский флот, который к 219 году до н.э. сумел зачистить всё Иллирийское побережье. Однако данное действие Рима в Элладу стало поводом к вступлению в конфликт Македонии [8].

С 214 по 168 года до н.э. между двумя державами вспыхнули три масштабные войны. Все они стали неудачными для греков.

Македония, будучи крупной империей и гегемоном в Греции, вызывала страх у Этолийского и Ахейского союзов, а также страдала от сепаратистских настроений. Всё это выгодно использовала римская дипломатия.

Заключив ряд антимакедонских союзов с сепаратистами, ахейцами и этолийцами, Рим получил численное преимущество и, в конце концов, полностью уничтожил Македонию, как независимую страну.

В 192 году до н.э., заручившись поддержкой Селевкидского царства, в войну с Римом вступил Этолийский союз.

Потерпевшая серию поражений Македония не смогла поддержать этолийцев, но напротив, была вынуждена принять сторону Рима. Кроме того, под знаменами римских легионов выступил Ахейский союз.

В 189 году до н.э. альянс римлян, македонцев и ахейцев разгромил этолийское ополчение. Пелопоннес подвергся тотальному разорению, а земли этолийцев оказались поделены между победителями.