Файл: Все мы едины, все мы оренбургцы так писал поэт и общественный деятель Гавриил Романович Державин.docx
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Оренбуржье - один из крупнейших регионов Российской Федерации. Он расположен на стыке двух частей света - Европы и Азии и соседствует с республиками Татарстан, Башкортостан, Челябинской и Самарской областями, а так же Республикой Казахстан. Протяженность государственной границы с Казахстаном составляет около двух тысяч километров.
С самого начала своего существования Оренбургский край играет важную роль в развитии торгово-экономических, дипломатических и культурных связей России и Средней Азии, служит своеобразными вратами в Азию.
С Оренбургским краем связаны великие имена России: Н. М. Карамзин, Г. Р. Державин, И. А. Крылов, А. С. Пушкин, А. А. Алябьев, В. М. Васнецов, В. Е. Маковский, А. Н. Плещеев, С. Т. Аксаков, В. И. Даль. Одни здесь родились, другие были по воле судьбы или по долгу службы.
В историю российской и мировой культуры навсегда вошли произведения созданные на оренбургской земле - «Капитанская дочка» и «История Пугачевского бунта» А. С. Пушкина, «Словарь живого великорусского языка» В. И. Даля, «Соловей» А. А. Алябьева, «Аленький цветочек» С. Т. Аксакова.
«Все мы едины, все мы оренбургцы» - так писал поэт и общественный деятель Гавриил Романович Державин.
Всему миру сегодня известен Оренбургский пуховый платок - воспетый в песне предмет гордости наших мастериц-вязальщиц. Тончайшие ажурные шали и паутинки, созданные вручную, не только согревают, но и служат подлинным украшением, дарят радость людям.
История Оренбургской губернии насчитывает уже 265 лет. У истоков ее создания стояли известнейшие государственные деятели Российской Империи Петровской эпохи: В. Н. Татищев, И. К. Кириллов, П. И. Рычков, И.И. Неплюев, В. А. Перовский.
Важное методологическое значение при изучении истории культуры Оренбуржья имеет мысль В.И. Вернадского о том, что «история науки и ее прошлого должна критически
составляться каждым научным поколением и не только потому, что меняются запасы наших знаний о прошлом, открываются новые документы или находятся новые приемы восстановления былого. Необходимо вновь научно перерабатывать историю науки, вновь исторически уходить в прошлое потому, что благодаря развитию современного знания в прошлом получает значение одно и теряет другое. Каждое поколение исследователей ищет и находит в истории науки отражение научных течений своего времени. Двигаясь вперед, наука не только создает новое, но и неизбежно переоценивает старое, пережитое» [1, с. 122]. Слова ученого, относящиеся к истории науки в целом, вполне применимы к изучению истории культуры Оренбургского края.
Научную и научно - популярную литературу по интересующей нас теме условно можно
разделить на несколько групп, используя методологический принцип восхождения от общего (культурное пространство Южного Урала) к частному (история культуры в различные исторические периоды) и от него – к особенному (рассмотрение исторического развития отдельных отраслей культуры). Хронологические рамки определены в соответствии с предложениями организаторов научного семинара (охватывают два последних десятилетия).
1990_е гг. – рубеж, знаменующий отдельный этап в изучении истории культуры регионов. Проблематика научных исследований этого периода впечатляет разносторонностью,
они выходят на иной уровень: рассматриваются теоретико -методологические проблемы
культурной регионализации, анализируются различные периоды истории культуры, вводятся в научный оборот новые источники. Именно в конце 1990_х гг. в отечественной науке стал развиваться региональный подход как теоретико - методологический метод. В 2003 г. екатеринбургский исследователь И.Я. Мурзина предприняла попытку системного обобщения феномена региональной культуры на примере Уральского региона. Ее монография явилась успешным опытом выявления закономерностей формирования региональных культур России как частей общей национальной культуры. И.Я. Мурзина предложила авторскую методологию их изучения, охватив целый комплекс научных проблем: регионообразующие факторы, региональную идентичность и региональное самосознание, специфику функций региональной культуры, особенности регионального
пространства, мифологии, символики и т. д. [2].
Автор справедливо отмечает: «представление о культуре России как сложной гетерогенной системе тесно связанных между собой элементов приводит к тому, что ее можно описать как исторически сложившуюся целостность, взаимосвязь и взаимообусловленность элементов которой приводит к признанию множественности существующих (или существовавших) моделей культурного развития. Однако истории
культуры России до сих пор нет… Вероятно, одним из возможных подходов к описанию столь сложного феномена как культура целой страны может стать обращение к относительно меньшей общности – региону страны».
В исследовании Г.М. Казаковой на примере Южного Урала осуществлена попытка культурной стратификации региона, когда вместо проблемы институализации социальных процессов автор выходит на проблему системы культурных ценностей и регулятивов. Сочетание локального, регионального и национального измерений дает удивительную картину социокультурных процессов края в прошлом и настоящем. Изучение специфики исторического культурогенеза Южного Урала позволило автору успешно осуществить попытку объединения разрозненных фактов историко_краеведческих изысканий в целостную картину становления данного региона Ядром Южно - Уральского историко культурного региона автор считает территорию современной Челябинской области с учетом того, что периферийные районы региона захватывают при этом соседние
территории, в том числе Оренбуржье. Используя термин «Южный Урал» в узком значении, автор стимулирует дальнейшее осуществление историко_культурологического анализа культуры Оренбуржья XVIII–XX вв. как локального варианта региональной культуры Урала, имеющего свои неповторимые черты.
Традиционный, конкретно_отраслевой подход предлагает Н.И. Сайгин в обобщающем труде «История культуры Оренбуржья (XVIII–XXI вв.)», в котором ученый осуществил систематическое изложение основных вех развития культуры региона [4]. В каждой
из десяти глав первые несколько страниц кратко освещают общую историю губернии
(области), а затем подробно рассказывается о развитии народного образования, научных
исследованиях, создании системы культурно просветительных учреждений и средств массовой информации. В представленную модель культуры вошли сведения о литературе, театральном, музыкальном, изобразительном искусствах, народных художественных промыслах. Несомненно, заслуга автора состоит в обобщении и систематизации обширного фактического материала. Однако, как совершенно справедливо отмечает О.А. Смирнова во вступительной статье библиографического указателя «Николай Иванович Сайгин»,«исследователь строго придерживается мате_
риалистической системы понимания бытия в ее марксистско_ленинской трактовке… С излагаемыми взглядами можно не соглашаться, с ними можно спорить и даже отрицать,
но не уважать их невозможно» [5].
Вторая группа источников представляет собой многочисленные труды по истории куль_
туры Южного Урала и Оренбуржья отдельных периодов. Провинциальная культура Оренбурга второй половины XIX – начала XX в. яви_
лась объектом изучения в одноименной моно_
графии В.А. Колесниковой. Мировоззренчес_
кий ракурс историка Н.И. Сайгина, о котором
было сказано выше, реализовался в моногра_
фии, посвященной началу культурной револю_
ции в Оренбуржье (1918–1920 гг.) [6; 7]. В ряде
работ рассматривается обширный материал о
культурном пространстве и деятельности уч_
реждений культуры в советский и постсовет_
ский периоды. Особое место в современной ис_
ториографии занимают публикации, связан_
ные с темой культуры времен Великой Отече_
ственной войны: предвоенного, военного и пос_
левоенного периодов.
В монографиях А.Г. Алятиной, С.С. Заг_
ребина, Р.Р. Хисамутдиновой на основе мно_
гочисленных архивных документов, впервые
вводимых в научный оборот, и других источ_
ников рассматривается реализация политики
советского государства в области культуры на
Южном Урале, анализируется деятельность
учреждений культуры региона [8; 9; 10].
Значительный интерес представляют ра_
боты С.А. Заельской и А.В. Зыковой, в кото_
рых исследуются процессы взаимовлияния
власти и культуры в 50–70_е годы XX в., а так_
же формирования культурного пространства
Южного Урала в период осуществления по_
литики перестройки и в условиях системных
реформ 1985–2000 гг. [11; 12].
Последнюю, самую многочисленную
группу источников составляют труды, рас_
сматривающие отдельные отрасли культуры.
Состояние их изученности в настоящее время
нельзя охарактеризовать однозначно. С одной
стороны, происходит возрастание интереса к
осмыслению значения отдельных сфер куль_
туры, о чем свидетельствуют появившиеся
с 90_х гг. XX в. многочисленные публикации.
С другой – преобладает интерес к частным ас_
пектам, разрозненность знаний, редки попыт_
ки интегрирующего историко_культурологи_
ческого анализа художественных явлений и
процессов. Тем не менее можно утверждать, что
учеными накоплен богатейший материал, выс_
казаны оригинальные идеи по проблемам исто_
рии архитектуры (В.В. Дорофеев, Г.А. Найда_
нов) [13; 14; 15; 16; 17], книжно_библиотечного
дела (Е.С. Бурлакова, Т.А. Камскова, Т.Н. Са_
винова, Д.В. Шаргалов, М.А. Шицкова) [18; 19;
20], декоративно_прикладного искусства и на_
родных промыслов (Л.Б. Алимова, И.В. Бушу_
хина, А.П. Прусс, Н.М. Шабалина) [21; 22; 23;
24; 25; 26], музейной летописи края (Н.А. Ере_
мина, Ю.Э. Комлев, Л.С. Медведева) [27; 28; 29],
становления музыкального и театрального
творчества края (Ю.Н. Вязьмин, Л. Лавренть_
ева, В.Ф. Надточий, Е.А. Павлова, В.Л. Савель_
зон, Б.П. Хавторин) [30; 31; 32; 33; 34; 35; 36].
Огромный вклад в изучение литературной
жизни края внес известный уральский лите_
ратуровед Л.Н. Большаков [37; 38; 39]. Он яв_
ляется создателем интересного жанра изданий:
персональных региональных энциклопедий, ко_
торые нашли широкий отклик в научной и мас_
совой печати, получили признание со стороны
ученых и деятелей культуры всей страны. С на_
чала 90_х гг. XX в. литературоведческая среда
пополнилась исследованиями Г.П. Матвиев_
ской, А.Г. Прокофьевой, связанными с пребы_
ванием и деятельностью писателей_классиков
в Оренбургском крае. Несомненно, ярким со_
бытием явился выход биобиблиографическо_
го словаря «Литературное Оренбуржье», со_
зданного коллективом авторов. Он содержит
статьи – справки о 681 писателе, филологе, крае_
веде – уроженцах Оренбургского края, живших
в нем, приезжавших, писавших о нем за период
XVIII–XXI вв. [40; 41; 42; 43; 44].
Библиографической редкостью становит_
ся исследование Д.А. Сафонова, посвященное
истории периодической печати Оренбургско_
го края. История региональной прессы нашла
отражение в работах Д.И. Данилова, А.Н. Лих_
тина [45; 46; 47].
Первое десятилетие XXI в. отмечено ис_
пользованием в изучении традиционной мо_
дели культуры историко_географического,
ландшафтного, геокультурного подходов
(О.Ф. Балыков, А.В. Любичанковский), позво_
ляющих проанализировать культурное насле_
дие на разных исторических этапах [48; 49].
Особую значимость для обогащения мето_
дологии и историографии истории культуры
Оренбуржья приобретают материалы конфе_
ренций, чтений, круглых столов, сборники тру_
дов, вестники, известия высших учебных заве_
дений, учреждений и организаций. Обращает на
себя внимание научно_образовательный и куль_
турно_просветительный альманах, представля_
ющий материалы Большаковских чтений и по_
священный культуре Оренбургского края.
Сборники (пять выпусков, науч. ред. С.В. Лю_
бичанковский), которые стали заметным явле_
нием научной жизни Урала, позволяют ввести
в научный оборот материал, ранее не являвший_
ся предметом историко_культурологических ис_
следований. Специфическую группу источни_
ков представляют сборники научных трудов
Оренбургского государственного института
искусств им. Л. и М. Ростроповичей «Актуаль_
ные проблемы культуры, искусства и художе_
ственного образования» (11 выпусков). Актив_
но дополняют поток материалов сборники ра_
бот, подготовленные научно_исследовательской
краеведческой лабораторией Оренбургского го_
сударственного педагогического университета
под руководством А.Г. Прокофьевой (5 выпус_
ков). Тенденции и особенности формирования
историко_культурного пространства, осмысле_
ния традиции как феномена нематериального
культурного наследия представлены в сборни_